Для Казахстана и других стран Центральной Азии роль международных транспортных коммуникаций была и остается особо значимой. Отдаленность от интенсивных мировых транспортных потоков, сравнительная изолированность от южных и восточных соседей из-за неразвитости широкого спектра коммуникаций становятся крупным фактором-ограничителем для развития полномасштабных торгово-экономических и иных взаимосвязей с потенциальными партнерами.
Конкурентоспособность стран Центральной Азии, экономическая привлекательность, геополитические перспективы полноценного взаимодействия государств региона с соседями и в целом с международным сообществом, на наш взгляд, во многом будут определяться именно этим аспектом.
1. Транспортная уязвимость повышает экономические риски в странах региона. Требуют своего оптимального решения вопросы создания транспортных коридоров, которые бы включали в себя комбинацию разных видов транспорта. Прежде всего — железнодорожный транспорт, сеть шоссейных магистралей, портовых терминалов в приморских странах и трубопроводы.
Вместе с тем эти проблемы не являются только лишь экономическими. Из-за внутренних противоречий, межгосударственных и политических конфликтов по периметру границ региона эти вопросы становятся геополитически значимыми. Во многом из-за этого уязвимого положения, внутриконтинентальные страны болезненно воспринимают попытки использования транспортных коммуникаций как геополитический инструмент.
2. Учитывая слабый транзитно-транспортный комплекс Центральной Азии, развитие новых коммуникационных направлений на юг и восток, улучшение имеющихся и строительство иных путей на север, и запад, не стоит, на наш взгляд, рассматривать только лишь сквозь призму геополитической борьбы. Конкуренция и сотрудничество не взаимоисключающие процессы.
3. Казахстан и другие страны Центральной Азии вовлечены в проекты и соглашения направленные на создание транспортных коридоров соединяющих страны Европы, Кавказа, Среднего Востока, Центральной Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона, включающих сеть (комбинацию) автомобильного, железнодорожного, трубопроводного, морского и воздушного транспорта.
Евро-Азиатский транспортно-коммуникационный коридор (ЕАТКК) является обобщенным термином и включает такие понятия, как евразийская магистраль, евроазиатский мост и т.п. Евроазиатский мост представляется мультимодальной системой транспортных коммуникаций, состоящей из всех видов транспорта, в том числе трубопроводного.
4. Важную роль в реализации стратегии диверсификации транспортных потоков призвана сыграть реализация проекта «Север – Юг» о создании стратегического транспортного коридора, соединяющего страны Персидского залива, Южной Азии, Каспийский регион и Европу. Казахстанская часть указанных коридоров представлена железными и автомобильными дорогами, являющимися их основой,
а также морским торговым портом Актау, обеспечивающим выход через Каспийское море на международные морские пути.
Новые перспективы открывает вовлечение Ирана в региональные торгово-экономические процессы. Открытие в конце 2014 г. железной дороги Казахстан-Туркменистан-Иран протяженностью 900 км. должно создать дополнительную артерию, связывающую страны региона с государствами Персидского залива, Ближнего Востока, Южной и Юго-Восточной Азии и позволит увеличить транзитный грузовой и пассажиропоток, уменьшить расходы на перевозку, открыть доступ к портам, в частности Чорбахару.
5. Несмотря на сохраняющуюся и усилившуюся нестабильность в Афганистане, эта страна остается естественными воротами в Южную Азию. Казахстан в оценках текущей ситуации в Афганистане и ее развития в краткосрочной перспективе исходит из того, что имеются перспективы для казахстанского бизнеса (например, рынок зерна и энергоресурсов).
В то же время, хотя Казахстан не имеет общих границ с Афганистаном, риски и вызовы региональной безопасности, связанные с этой страной, остаются для него актуальными. Ключевыми среди них являются вызовы транснационального характера – контрабанда товаров и наркотрафик, с вытекающими из этого последствиями, как коррупция в государственных органах и силовых структурах, а также усиление транснациональной преступности. Информационную напряженность вносит то, что наличие незаконных вооруженных формирований в приграничных афганских районах на севере страны нередко интерпретируется как признак возможного вторжения в Центральную Азию экстремистских сил. Кроме того, безусловно, растущее беспокойство вызывает поддержка экстремистских групп в Афганистане активности ИГИЛ.
Наиболее приемлемой для Казахстана является ситуация, в рамках которой развитие отношений с Афганистаном и в регионе в целом будет развиваться в рамках сбалансированной внешней политики каждого из государств Центральной Азии по отношению к афганскому вопросу.
Рассматривая развитие экономики Афганистана через призму становления энергетической отрасли, можно сделать выводы, что последующее развитие сотрудничества республик Центральной Азии с южным соседом содержит как выгоды, так и возможные противоречия (например, при развитии гидроэнергетики).
В вопросах экономического сотрудничества важно, на наш взгляд, усилить торгово-экономические стимулы для вовлечения Афганистана и трансформация понимания Афганистана как «слабого звена региональной безопасности» к идее «связывающего звена экономического развития региона» и разработка проектов, предусматривающих совместное развитие Афганистана и стран Центральной Азии. Важно сфокусироваться на понимании Афганистана как партнера, а не только получателя безвозмездной помощи.
1. В Центральной Азии важное значение при проведении национальных транспортных стратегий имеет общность целей и задач, понимание преимуществ и уязвимых сторон, совместная конкурентоспособность. Противоречия в отношениях стран Центральной Азии зачастую происходят из узко понимаемых национальных интересов и национальной безопасности. Подобный подход ведет к ослаблению безопасности каждой страны и региона в целом. Важно общее понимание широкого спектра вопросов, которые создают региональную связанность (connectivity).
Дальнейшее развитие и расширение взаимовыгодных торгово-экономических связей между государствами Центральной Азии должны рассматриваться прежде всего через стремление к созданию реально действующей зоны свободной торговли, развитие предпринимательства и инвестиционного сотрудничества, проведение государствами Центральной Азии и их соседями согласованной таможенной, налоговой и тарифной политики, гармонизацию денежно-кредитных и валютных отношений, принятие активных мер по унификации национальных законодательств, с целью реализации режима свободной торговли.
Кроме того, важными факторами развития взаимной торговли между государствами Центральной Азии являются гармонизация макроэкономической политики этих стран и синхронизация экономических реформ, что будет способствовать созданию условий для формирования транспарентного общего рынка товаров и услуг.
2. Членство стран ЦА в ВТО и введение мировых стандартов прохождения товаров через границы, должно существенным образом сказаться на развитии транспортной инфраструктуры региона. Развитие и функционирование международных транспортных проектов как ТРАСЕКА, Север-Юг, АSЕМ, ассоциаций стран – ЕАЭС, ШОС и др., связано главным образом с успехом реализации их транспортных соглашений, способных интенсифицировать торгово-экономическое сотрудничество.
Следует возобновить обсуждение вопроса создания международного транспортного консорциума с целью определения конкретных мер по развитию железнодорожных и автодорожных маршрутов, транзитного потенциала государств Центральной Азии, транспортного машиностроения. Важное значение приобретает разработка согласованных принципов таможенной, налоговой и тарифной политики стран региона в области транспорта. В частности, в таможенной политике государствами Центральной Азии в соответствии с принятыми договорами и соглашениями целесообразно принять конкретные меры по упрощению таможенного оформления и контроля на внутренних границах, обеспечению беспрепятственных перевозок грузов между этими странами и транзитом по их территориям, реализации принципа «две границы – одна остановка».
Реализация идеи функционирования транспортного консорциума должна способствовать развитию транзитного потенциала Центральноазиатского региона, расширению торгово-экономических связей между государствами региона, а также с важнейшими торговыми партнерами (Россией, Китаем, странами АТР, Южной Азии, ЕС, Ближнего и Среднего Востока.), модернизации транспортной инфраструктуры и развитию смежных отраслей промышленности, повышению уровня занятости населения (особенно в регионах, где будут пролегать транспортные коридоры) и созданию в перспективе общего транспортного пространства.
Таким образом, развитие экономического сотрудничества стран Центральной Азии, создание благоприятных условий для свободной торговли станут важным этапом формирования в перспективе общего рынка товаров и услуг, функционирование которого будет способствовать устойчивому развитию государств Центральной Азии, успешной их вовлеченности в мировое сообщество, экономической устойчивости и безопасности в регионе.
Кушкумбаев С.К.