Eng | Pyc

 

   

Скаковский Л.Р. Ключевые индикаторы и основные векторы казахстанско-российского приграничного сотрудничества

Статья подготовлена в рамках программы целевого финансирования МОН РК BR10965282 «Казахстано-российская граница: исторический контекст и новая геополитическая реальность».

 

В статье проанализированы современное состояние, проблемы и перспективы казахстанско-российского приграничного сотрудничества в экономической сфере. Охарактеризована договорная база приграничного торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества. Обозначены ключевые индикаторы и основные векторы казахстанско-российского приграничного сотрудничества. Показана динамика экономического взаимодействия приграничных регионов РФ и Казахстана в сфере торговли, инвестиций, промышленности, энергетики, сельского хозяйства, экологии и  др. Выявлены основные проблемы, с которыми регулярно сталкиваются хозяйствующие субъекты приграничных регионов двух стран.

 

Ключевые слова: делимитация, демаркация, кооперация, интеграция, инвестиции, пограничная политика, приграничное сотрудничество, трансграничный регион, логистика.

 

Введение

 

После распада СССР РФ и Казахстан стали суверенными государствами. Прежняя административно-территориальная граница между ними стала государственной границей, а отношения между двумя странами приобрели с этого момента международный характер. В ноябре 2019 года завершился процесс делимитация казахстанско-российской границы протяженностью более 7 500 км. 18 января 2005 года был подписан Договор «О российско-казахстанской государственной границе». В июле 2007 года заработала совместная комиссия по демаркации казахстанско-российской государственной границы. 18-22 октября 2021 года состоялось 113-е заседание Совместной демаркационной комиссии. Стороны утвердили проекты итоговых документов демаркации на отдельные участки общей границы, а также продолжили составление планов работ на 2022 год[1].

 

Началом правового регулирования приграничных отношений принято считать подписание Соглашения между Правительством РФ и Правительством РК о сотрудничестве приграничных областей РК и РФ от 26 января 1995 г. 24 сентября 1999 года было подписано Соглашение между Правительством РФ и Правительством РК о приграничном сотрудничестве регионов РФ и РК на 1999-2007 гг. Затем были подписаны Соглашения о приграничном сотрудничестве РФ и РК на 2008-2011 и 2012-2017 гг.

9 ноября 2017 г. была согласована Программа межрегионального и приграничного сотрудничества между Правительством РФ и Правительством РК на 2018-2023 гг. 7 ноября 2019 г. была одобрена Концепция Программы приграничного сотрудничества «Россия – Казахстан», а 28 апреля 2021 года была утверждена «Комплексная программа экономического сотрудничества между Правительством РФ и Правительством РК на 2021-2025 годы». Отметим также, что в составе Межправительственной комиссии по сотрудничеству между РФ и РК имеется Подкомиссия по межрегиональному и приграничному сотрудничеству. 76 из 85 субъектов РФ сотрудничают с регионами РК, ими заключено 400 различных соглашений.

 

В последние годы участились провокационные выпады российских политиков, законодателей и общественных деятелей в адрес Казахстана, причем ими были высказаны территориальные претензии. По словам Посла Казахстана в России Ермека Кошербаева, после консультаций по дипломатическим каналам «российская сторона заверила, что подобные высказывания не соответствуют официальной позиции РФ и идут вразрез с добрососедскими и союзническими отношениями двух государств»[2].

 

После январской трагедии 2022 года в РФ заговорили о необходимости укрепления российско-казахстанской границы. Так, секретарь СБ РФ Н. Патрушев заявил: «Значительная протяженность и недостаточная обустроенность российско-казахстанского участка государственной границы формирует риски незаконного проникновения иностранцев на российскую территорию»[3]. В то же время экс-директор ФСБ и бывший премьер-министр РФ С. Степашин отметил, что строить «плотную» границу с РК не имеет смысла: «Это 7 000 километров, несколько миллиардов рублей, плюс огромные людские и строительные ресурсы. Мы же не Трамп, чтобы строить стену, как с Мексикой»[4]. Старший научный сотрудник Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН С. Притчин подчеркнул, что «закрыть» границу РФ и РК невозможно: «значительный потенциал нашей промышленности сосредоточен вдоль казахстанской границы. Казахстан является для нас сухопутным мостом в Центральную Азию. У нас только с Туркменистаном может быть альтернативный канал связи по Каспийскому морю. Ни с Узбекистаном, ни с Киргизией, ни с Таджикистаном у нас нет возможности работать в обход Казахстана»[5].

 

Военная операция России (февраль-март 2022 г.) в Украине сопровождается информационными вбросами со стороны российских политиков, в том числе лидера КПРФ Г. Зюганова, который потребовал «защитить» население Северного Казахстана. В ответ на эту провокацию глава МИД РК М. Тлеуберди заявил, что «никакого официального протеста не будет. Мы исходим из того, что Зюганов является лидером Компартии РФ, которая позиционирует себя как оппозиционная действующей власти партия. Оппозиция всегда высказывает то или иное мнение, которое отличается либо даже противоречит официальной позиции действующих властей». По словам главы МИД РК, выступление Зюганова не было транслировано ни по одному федеральному каналу России, а в ходе рабочего визита президента Казахстана в Москву на самом высшем уровне было подтверждено, что Россия не имеет никаких территориальных претензий к Казахстану [6].

 

Важную роль в развитии двустороннего приграничного сотрудничества играют Форумы приграничного сотрудничества РФ и РК, которые  проводятся с 2003 года (сейчас это Форумы межрегионального сотрудничества) с участием президентов двух государств, губернаторов российских регионов и акимов казахстанских областей, граничащих друг с другом, а также представителей экспертного сообщества и СМИ. Всего состоялось 17 Форумов, в рамках которых было подписано более 200 соглашений, при этом Форумы проводятся поочередно в российских и казахстанских городах. Следующий, XVIII Форум межрегионального сотрудничества должен состояться в 2022 году в Оренбурге.

 

Вместе с тем, уровень приграничного экономического сотрудничества между Казахстаном и РФ зависит не только от состояния двусторонних межгосударственных отношений, но и от общего уровня развития евразийской интеграции, от ситуации на постсоветском пространстве и в Центральной Азии, от баланса сил в геополитическом треугольнике «РФ – США – КНР», а также от многих других важных факторов.

 

Целью нашего исследования является:

– определить ключевые индикаторы и основные векторы казахстанско-российского приграничного сотрудничества;

– выявить взаимосвязь и взаимовлияние пограничной политики и процессов межгосударственного сотрудничества в приграничных регионах;

– показать динамику торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества приграничных регионов Казахстана и России;

– определить наиболее проблемные вопросы казахстанско-российского приграничного сотрудничества на современном этапе.

 

Методы исследования. Теоретическую основу исследования образуют как классические, так и современные лимологические концепции. До сегодняшнего дня сохраняют свою научную ценность труды Ф. Ратцеля[7], Ф. Дж. Тернера[8], Ж. Анселя[9], Р. Хартшорна[10], Дж. Р.В. Прескотта[11], Дж. Минги[12], Дж. Хауза[13], М. Андерсона[14] и др. Следует также отметить работы Б.Б. Родомана, В.Л. Каганского, В.Е. Шувалова и других ученых, посвященные сущности и типологии границ[15]. Важное методологическое значение имеют работы В.А. Колосова, посвященные методам теоретической лимологии, в том числе «ПВП-подходу» (политика – восприятие – практика)[16]. Он отмечает, что «связь между «прозрачностью» границы и интенсивностью трансграничных контактов не прямолинейна: открытости границы и политики добрососедства ещё недостаточно для активизации трансграничных контактов. Более того, снятие барьеров может привести к новым, подчас неожиданным проявлениям асимметрии взаимодействий, как это произошло в пограничье между Россией и Казахстаном»[17]. Представляют интерес и труды В.М. Кузьмина, посвященные вопросам функционировании приграничных территорий[18], а также труды А.Н. Фартышева, в которых рассматриваются методы расчета естественности и прозрачности политических границ[19].

 

Исследование экономических аспектов казахстанско-российского приграничного сотрудничества проведено с использованием системного подхода, а также исторического, сравнительного и статистического методов, что дало возможность реконструировать процесс формирования международно-правовой базы приграничного сотрудничества, проследить эволюцию подходов казахстанских и российских ученых к ключевым аспектам исследуемой проблемы, выявить динамику торгово-экономического сотрудничества приграничных регионов в постсоветский период и т.д.

Контент-анализ казахстанских и российских СМИ позволяет глубже понять и осмыслить противоречивый информационный фон, на котором развивается приграничное экономическое сотрудничество двух соседних государств. Речь идет прежде всего о спорах между российскими и казахстанскими общественными деятелями относительно общего исторического прошлого (колониальная политика царизма, восстание 1916 года, голодомор (Ашаршылык), сталинские политические репрессии  и др.), взаимных территориальных претензий, языковой и топонимической политики Казахстана, некоторых расхождений между двумя странами в сфере внешней политики и евразийской интеграции и т.д. Эти споры порой выходят за рамки научных дискуссий и косвенно влияют на сотрудничество двух государств.

 

Обсуждение

 

С момента распада СССР проблема приграничного сотрудничества РФ и РК находится в центре внимания лимологов, историков, экономистов, социологов, демографов и других исследователей.

В частности, казахстанские эксперты Е.Г. Анимица и Л.Л. Божко отмечают, что граница между РК и РФ является уникальным политико-географическим феноменом евразийского и мирового масштаба. Регионы казахстанско-российского порубежья выступают плацдармами экономического сотрудничества Казахстана с РФ, но одновременно они выполняют такую же функцию для РФ в части реализации её экономических интересов в РК. Таким образом, структура хозяйства приграничных регионов двух государств формируется под влиянием встречных интересов, соотношение которых зависит от экономического и инновационного потенциала двух стран и их приграничных территорий. Важным индикатором такого влияния являются объемы взаимных инвестиций двух стран в приграничные регионы[20]. Сохраняет актуальность вывод Л.Л. Божко о том, что многие приграничные территории остаются зонами ограниченного действия рыночных законов, непривлекательными сферами для инвестиций[21].

 

Российские исследователи В.Н. Иванов и М.К. Жундубаев полагают, что приграничное и межрегиональное сотрудничество является важной составной частью межгосударственных отношений РФ и Казахстана, а также частью интеграционного процесса между двумя государствами. При этом на содержание приграничного и межрегионального сотрудничества влияют не только интересы его участников, но и качественные изменения в отношениях между постсоветскими государствами, которые произошли после создания Евразийского экономического сообщества, Таможенного союза и Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Эксперты обращают внимание на нереализованный проект создания первого Евроазиатского региона с участием Астраханской и Атырауской областей. По мнению исследователей, одной из причин неудачи проекта стал разный правовой статус областей – Астраханская область является субъектом РФ, а Атырауская область является административно-территориальной единицей унитарного государства, из чего вытекает различный объем их властных полномочий[22].

 

В 2018 году вышла монография «Российское пограничье», в которой были рассмотрены механизмы и институты трансграничных контактов между РФ и РК. Эксперты наметили пути преодоления противоречий между внутри- и внешнеполитическими процессами, интересами нацбезопасности и выгодами свободных взаимодействий. Особое внимание исследователи уделили проблеме соотношения барьерных и контактных функций казахстанско-российской границы. Они отмечают, что в начале 1990-х гг. граница оставалась фактически прозрачной, что было связано с дороговизной её обустройства в условиях социально-экономического кризиса в обеих странах. Функции таможни и пограничных служб в РФ выполняла милиция, которой пришлось взять на себя непрофильные функции. В итоге возникли условия для распространения полулегальных и нелегальных практик, в том числе для «серой торговли» и наркобизнеса. В 1993 году обеспечение пограничного режима было поручено Федеральной пограничной службе (ФПС), но это не привело к радикальному улучшению ситуации. Вместе с тем, появление пограничного режима и таможенного контроля на границе привело к усилению ее барьерной функции и фактически совпало с первыми попытками межгосударственной интеграции. Несмотря на подписанный в 1995 г. Договор о создании Таможенного союза, укрепление казахстанско-российской границы продолжилось с обеих сторон[23].

 

Авторы коллективной монографии «Приграничное сотрудничество вдоль государственной границы России» (2021 г.) отмечают, что казахстанско-российская граница неоднородна. Большая её часть относится к постадминистративному типу и почти не выражена на местности ни в природном, ни в этническом отношении. Лишь участок границы в 4% является природным. Естественные природные рубежи не имеют ярко выраженного барьерного характера и не сдерживают развитие трансграничных контактов. Граница слабо выражена в рельефе. Лишь в восточной части она проходит по горным хребтам. Потенциально нет коммуникационных препятствий. По мнению российских экспертов, трансгранична и едина инфраструктура[24].

 

Вместе с тем, казахстанские и российские эксперты обращают внимание на проблемы системного характера, которые препятствуют двустороннему сотрудничеству в приграничье. При этом россияне указывают на недостаточное развитие пограничной и транспортной инфраструктуры.

Казахстанский исследователь В. Додонов (КИСИ) выделяет три основных типа проблем на казахстанско-российской границе:

1) локально-технические проблемы, которые связаны с неисполнением норм ЕАЭС, их произвольной трактовкой, отставанием принятия решений по имплементации нормативной базы ЕАЭС на уровне регионов и отраслей; эти проблемы имеют высокий потенциал разрешения, вопрос лишь во времени;

2) проблемы искажения процессов экономического сотрудничества неэкономическими факторами – от чрезмерного использования возможностей фитосанитарных и иных нетарифных ограничений по допуску продукции из стран-партнеров на единый рынок до внешнеполитических факторов, затрудняющих экономическое связи с третьими странами; эти проблемы будут постепенно решены, хотя и не без труда;

3) системные проблемы, связанные с достижением пределов интеграции в некоторых чувствительных сферах, после которых сопротивление национальных интересов (бизнеса, населения, государства – в зависимости от ситуации) становится слишком сильным и не может быть преодолено в рамках процесса экономической интеграции. Эксперт поясняет: «После окончания формирования нормативной, регулятивной, логистической инфраструктуры, создания работающих общих рынков прогресс интеграции придёт к закономерному завершению, а индикаторы, отражающие этот процесс, перестанут демонстрировать рост и выйдут на плато. Этот момент в случае с евразийской интеграцией случится не скоро, но он наступит, после чего встанет вопрос о дальнейшей её эволюции»[25].

 

Казахстанские эксперты И.А. Ветренко и Г.М. Каппасова справедливо отмечают, что сегодня наблюдается острый дефицит исследований регионального и трансграничного сотрудничества, которые бы охватывали все возможные аспекты этого взаимодействия с учетом особенностей как отдельных регионов, так и двух стран в целом в разрезе взаимодействия всех акторов региональной политики. Необходимо выяснить баланс сил региональных акторов, а также наиболее активных проводников трансграничного взаимодействия[26]. Поэтому мы сочли необходимым внести свою лепту в историографию приграничного сотрудничества РК и РФ.

 

Результаты

 

С РФ граничат 7 областей Казахстана, а с Казахстаном – 12 регионов РФ. Атырауская область граничит с Астраханской областью; Западно-Казахстанская область граничит с Оренбургской, Самарской, Саратовской, Волгоградской и Астраханской областями; Актюбинская область граничит с Оренбургской областью; Костанайская область граничит с Оренбургской, Челябинской и Курганской областями; Северо-Казахстанская область граничит с Омской, Курганской и Тюменской областями; Павлодарская область граничит с Омской и Новосибирской областями, а также с Алтайским краем; Восточно-Казахстанская область граничит с Алтайским краем и Республикой Алтай. Приграничное сотрудничество приобретает особое значение, если учесть, что вдоль границы расположены экономически развитые города РФ (Астрахань, Барнаул, Волгоград, Магнитогорск, Новосибирск, Омск, Оренбург, Челябинск) и Казахстана (Актобе, Атырау, Костанай, Кокшетау, Павлодар, Петропавловск, Уральск, Усть-Каменогорск). Со времен СССР в приграничье расположены крупные предприятия сырьевой и перерабатывающих отраслей РФ и РК[27].

 

Экономические приграничных регионов РФ и РК («малая интеграция») являются одной из основ «большой» евразийской интеграции. Почти 70% экономического потенциала пограничья приходится на российские регионы, а 30% – на казахстанские. Приграничные регионы РФ формируют 12% валового регионального продукта (ВРП) РФ, а приграничные казахстанские регионы формируют 36% ВРП всего Казахстана. Таким образом, промышленный, аграрный и ресурсный потенциал сопредельных регионов является мощным катализатором развития приграничного сотрудничества.

 

Ежегодно заключаются соглашения о сотрудничестве между приграничными регионами РФ и Казахстана. Например, в 2012 году Костанайская и Челябинская области заключили соглашение о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве.

В 2019 году на XVI Форуме межрегионального сотрудничества РФ и РК были подписаны: Соглашение между Правительством Челябинской области и Акиматом Костанайской области о торгово-экономическом, научно-техническом, социальном, культурном и гуманитарном сотрудничестве; Соглашение между Правительством Курганской области и Акиматом Павлодарской области о сотрудничестве в торгово-экономической, научно-технической, гуманитарной и иных сферах; План мероприятий на 2019-2021 гг. по реализации Соглашения между Администрацией Новосибирской области РФ и Акиматом Павлодарской области РК о торгово-экономическом, социальном, научно-техническом и культурном сотрудничестве.

В 2021 г. на XVII Форуме межрегионального сотрудничества РФ и РК были подписаны: Соглашение между Акиматом Акмолинской области и Правительством Челябинской области о торгово-экономическом, научно-техническом, социальном, культурном и гуманитарном сотрудничестве; Соглашение между Акиматом Акмолинской области и Правительством Омской области об осуществлении международных и внешнеэкономических связей в торгово-экономической, научно-технической, социальной, культурной и гуманитарной сферах; План мероприятий по реализации Соглашения между Акиматом Западно-Казахстанской области и Правительством Самарской области о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве от 5 ноября 2018 г. на 2021-2023 гг.; Соглашение между Акиматом Павлодарской области и Правительством Курганской области о сотрудничестве в торгово-экономической, научно-технической, социально-гуманитарной и иных сферах; Соглашение между Акиматом Жамбылской области и Правительством Ленинградской области о сотрудничестве в торгово-экономической, научно-технической и социально-гуманитарной сферах. Безусловно, эти соглашения придают системный характер работе приграничных регионов по налаживанию успешного взаимодействия.

 

На протяжении многих лет актуальной остается проблема баланса барьерной и контактной функций казахстанско-российской границы. Казахстан как на двустороннем уровне, так и в рамках ЕАЭС добивается уменьшения барьеров на пути своей продукции в РФ. В 2019-2021 гг. в этом сложном вопросе появились значительные положительные сдвиги. Так, значительно уменьшилось количество препятствий на внутреннем рынке ЕАЭС – с 71 на начало 2019 года до 50 на конец 2021 года, что стало историческим минимумом. В значительной мере эти позитивные сдвиги связаны с председательством Казахстана в ЕАЭС в 2021 году.

 

Важное значение для сотрудничества между приграничными регионами РФ и РК имеет обустройство общей границы. В настоящее время между РФ и РК действуют 50 пунктов пропуска: 30 автомобильных, 19 железнодорожных и 1 речной. Однако многие из них нуждаются в модернизации. О серьезных проблемах на пунктах пропуска ещё в 2019 г. сообщал губернатор Омской области Александр Бурков. По его данным, на 1020 км границы между Омской областью и Казахстаном приходится лишь 8 пунктов пропуска.

 

На XVI Форуме межрегионального сотрудничества РФ и РК (7 ноября 2019 г.) была подписана Программа совместных действий между Министерством транспорта РФ и Министерством индустрии и инфраструктурного развития РК по функционированию пунктов пропуска на российско-казахстанской границе. Согласно данному документу, ежегодно будут обновляться по 6 пограничных постов. 28 июня 2021 года министр индустрии и инфраструктурного развития РК Бейбут Атамкулов заявил, что к 2025 году суточная пропускная способность транспортных средств на казахстанско-российской границе увеличится в 2 раза (с 10 тыс. авто до 20 тыс.), а пассажиров – в 4 раза (с 28 тыс. человек до 112 тыс.). Начата проработка вопроса о реконструкции 6 пунктов пропуска (Сырым, Таскала, Косак, Урлютобе, Жана жол и Алимбет) Остальные 24 автомобильных пункта пропуска будут поэтапно реконструированы в срок до 2025 года[28].

 

Тем не менее, многие проблемы остались нерешенными. Более того, регулярными стали заторы на казахстанско-российской границе. Например, 24 апреля 2021 года на пропускных пунктах скопилось 750 казахстанских фур. 28 апреля 2021 года депутат фракции «Ак жол» в Мажилисе Парламента РК Азат Сембинов заявил, что причиной заторов является одностороннее ужесточение пропуска с российской стороны и требование российских пограничников оборудовать технологические проходы в кузове автомашины. Между тем, статья 1 Договора о ЕАЭС гласит, что в рамках экономического союза обеспечивается свобода движения товаров, услуг и капитала[29].

 

Выступая на XVII Форуме межрегионального сотрудничества РФ и РК (30 сентября 2021 г.), Президент РК К.-Ж. Токаев обозначил ряд проблем  сфере транспортного сообщения на казахстанско-российской границе:

1) на казахстанско-российской границе действует 30 автомобильных пограничных пунктов пропуска, но только 5 из них оборудованы инспекционно-досмотровыми комплексами, которые периодически выходят из строя. Речь идёт о пунктах пропуска на границе с Саратовской областью, Оренбургской областью, Челябинской областью, Курганской областью, Тюменской областью и другими. Дооборудование пунктов пропуска современными инспекционно-досмотровыми комплексами могло бы решить проблемы безопасности и скорости коммерческого транзита.

2) Пограничная служба РФ ввела новые требования по обеспечению технологического прохода в грузовых отсеках автотранспортных средств. Водителей заставляют выгружать груз прямо в досмотровой зоне, что зачастую приводит к порче груза. Перевозчики вынуждены загружать автотранспортные средства на 2/3 от имеющегося места. Вместо положенных 8-10 тонн в грузовики теперь грузится 4-6 тонн потребительских товаров. Большегрузы вместо 30-40 тонн перевозят лишь 15-20 тонн. В результате увеличиваются транспортные издержки, а также растёт цена товаров[30].

 

С целью решения назревших проблем 30 сентября 2021 года состоялись переговоры между заместителем премьер-министра РК Р. Скляром и заместителем премьер-министра РФ М. Хуснуллиным. Стороны обсудили вопросы реконструкции пограничных пунктов пропуска и выразили готовность к синхронизации работ по строительству автомагистралей, что позволит спрогнозировать их пропускную способность, объем грузоперевозок и социально-экономический эффект[31]. М. Хуснуллин отметил, что в 2023-2024 гг. будут модернизированы следующие пункты пропуска: Сагарчин (Оренбургская область), Исилькуль (Омская область) и Аксарайский (Астраханская область). Кроме того, РФ увеличит расходы на содержание и эксплуатацию других автомобильных пунктов пропуска. Речь идет о пунктах Озинки (Саратовская область), Маштаково, Илек (Оренбургская область), Караузек (Астраханская область) и Бугристое (Челябинская область). Эти пункты будут дооснащены оборудованием, будет также проведен капитальный и текущий ремонт[32].

 

7 декабря 2021 года Президент РК К.-Ж. Токаев сообщил о том, что Казахстан планирует создать на границе с РФ два центра приграничного сотрудничества. Ещё два центра будут созданы на границе Казахстана с Узбекистаном и Кыргызстаном. По мнению К.-Ж. Токаева, это позволит снизить транзакционные издержки, повысить эффективность транспортной логистики и в конечном тоге нарастить казахстанский экспорт.

 

20 декабря 2021 года главы правительство РК и РФ подписали следующие документы о сотрудничестве в сфере транспорта, в том числе:

– План совместных действий по развитию автодорожной инфраструктуры международного транспортного маршрута «Европа – Западный Китай» и автомобильной дороги «Меридиан» на 2021-2030 гг.;

– План совместных действий по развитию автомобильных пунктов пропуска через российско-казахстанскую границу на период до 2021-2025 гг.;

– Меморандум о взаимопонимании между министерствами энергетики РФ и РК в области развития производственно-сбытовой инфраструктуры использования природного газа в качестве моторного топлива на маршруте «Европа – Западный Китай»;

– Меморандум о взаимопонимании между АО «Российский экспортный центр» и АО «Центр развития торговой политики QazTrade» и др.

Кроме того, в рамках ЕАЭС реализуется План мероприятий основных направлений транспортной политики на 2021-2023 гг. В то же время эксперты обращают внимание на тот факт, что Россия форсирует строительство автомобильной трассы М12 (Москва – Казань – Екатеринбург) с возможным выходом на Сиань (КНР). В итоге возникнет 8500-километровая магистраль между РФ и КНР в обход Казахстана[33].

 

Важно также отметить, что успешному развитию приграничного сотрудничества препятствует недостаточное развитие железнодорожного сообщения. Так, по данным российского эксперта Л. Шепилова, ж/д артерии сконцентрированы преимущественно в северном казахстанско-российском приграничье, где их плотность в 3 раза выше в сравнении с западным, северо-западным и северо-восточным сопредельными регионами. Кратчайшее расстояние между РФ и ключевыми производственными центрами РК достигается через регион Российское Поволжье – Северо-Западный Казахстан. В то же время 70% Усть-Каменогорского региона (Восточно-казахстанская область) не имеют ж/д сообщения с соседним регионом РФ. По мнению эксперта, негативно повлияло на грузоперевозки упразднение в 2000-х гг. 230-километрового ж/д участка «Кулунда – Малиновое озеро – Локоть» вдоль границы Алтайского края с Павлодарской областью ввиду его «малорентабельной загрузки»[34]. В 2013, 2015 и 2019 гг. руководители Омской и Северо-Казахстанской областей обсуждали вопрос о восстановлении ж/д участок «Русская Поляна (Иртышское) – Граничная – Кзыл-Ту», однако практических результатов по этому вопросу пока нет.

Российские исследователи О.В. Волох и В.Ю. Питраков анализируют проблемы на границе Омской области и сопредельных регионов РК. По их данным, суммарный грузопоток между рассматриваемыми регионами превышает 10 млн тонн в год, транзитный грузопоток также превышает 10 млн тонн. Грузообразующие центры – крупные предприятия добывающей и обрабатывающей промышленности – расположены в Омске (например, ОАО «Газпромнефть-ОНПЗ»), Павлодаре (предприятия по добыче угля, щебня), Астане и Петропавловске. Поэтому транспортно-логистический кластер стал бы наиболее рациональной формой взаимодействия для данных регионов. Одной из приоритетных задач в этом контексте может стать формирование транспортно-логистического узла «Омск – Павлодар». Строительство железнодорожных веток между Павлодарской и Омской областями, а также между Павлодарской областью и КНР позволило бы существенно расширить географию внешнеэкономической деятельности, связав два ключевых направления континента: запад-восток и север-юг[35].

 

В 2020-2021 гг. наблюдались также острые разногласия между ОАО РЖД (Российские железные дороги) и «Казахстан темир жолы» (КТЖ). В декабре 2020 года КТЖ объявила конвенционный запрет на подачу порожних вагонов из других стран, в том числе из РФ. Российские железнодорожные операторы и российские металлурги заявили о значительных экономических потерях из-за данного запрета. Спор хозяйствующих субъектов двух стран был перенесен на площадку Евразийской экономической комиссии (ЕЭК)[36].

 

Приграничные регионы РФ и РК намерены полнее использовать транспортный потенциал водных артерий двух стран. Планируется увеличить объем речных грузоперевозок между Павлодаром и Омском к 2025 году в 4 раза и довести его до 1 млн тонн в год. Капитальный ремонт Бухтарминского, Усть-Каменогорского и Шульбинского судоходных шлюзов позволит открыть сквозное судоходство по всему Иртышу, а в перспективе – мультимодальное сообщение с КНР. По мнению руководства Павлодарской области, без углубления дна Иртыша с обеих сторон границы развитие судоходства будет затруднительным. 26 августа 2021 г. вице-премьер РФ В. Абрамченко заявила, что Омской области надо ускорить переговоры с Казахстаном, так как обмеление Иртыша препятствует судоходству[37].

 

Торговля. Устойчиво растет товарооборот между Казахстаном и РФ. С 2014 года двусторонний товарооборот вырос на 28,2%. Пандемия COVID-19 привела к спаду в торговле, но в 2021-2022 гг. товарооборот вышел на допандемийную траекторию[38]. В 2021 году двусторонний товарооборот вырос на 1/3 по сравнению с 2020 г. и достиг $25,6 млрд. РФ вновь стала главным торговым партнером РК. Поставки из РФ в РК выросли на 32%, а поставки из Казахстана в РФ – на 41%[39]. При этом на долю приграничной и межрегиональной торговли приходится не менее 70% казахстанско-российского товарооборота[40]. Приграничные регионы РФ обеспечивают около 50% объема торговли между двумя странами, а 2/3 его приходится на Сибирь и Урал[41]. Ежегодный товарооборот ряда регионов РФ с Казахстаном превышает $1 млрд.

 

А.М. Мырзахметова, Д.У. Алшимбаева, К.А. Тукеева и А.Т. Еримпашева отмечают, что для РК и РФ характерна схожая структура экспорта (с преобладанием продукции топливно-энергетической промышленности, минерального сырья и продуктов) и импорта. РФ поставляет Казахстану продукты переработки углеводородного сырья, машины и оборудование, транспортные средства, приборы и аппараты, металлургическую продукцию, неблагородные металлы, а также продовольственные товары. В товарной структуре казахстанского экспорта в РФ основная доля приходится на минеральные продукты (47,4%): продукция топливно-энергетического комплекса, прокат черных металлов, окатыши и концентраты железных руд, редкоземельные металлы, химическая продукция, пластмассы, каучук, неблагородные металлы и изделия из них, машины, оборудование, транспорт, приборы, продовольственные товары и сырье[42].

 

Вместе с тем, российские эксперты признают, что сальдо торговли с РФ остается отрицательным для Казахстана. Импорт из РФ в РК растет быстрее, чем экспорт из РК в РФ. Две трети взаимной торговли представляют собой российский экспорт в Казахстан, а 1/3 – казахстанский экспорт в РФ.

По данным Т. Аскарова, «сальдо взаимной торговли складывается неизменно в пользу России, за восемь лет разница выросла с $8 млрд 552 млн до $10 млрд 409,7 млн, или на 21,7%. Доля российского импорта в РК поднялась с 33% в 2014  до 42,1% в 2021 г.»[43]. Такая же ситуация наблюдается и в приграничной торговле. Так, глава Омской торгово-промышленной палаты О. Федулова заявила 9 марта 2022 г.: «Наш товарооборот всегда имеет положительное сальдо – экспортные поставки превышают импортные. Экспорт составил 321 млн долларов, импорт – 79 млн долларов»[44].

На фоне военной операции РФ в Украине и западных санкций против РФ эксперты допускают, что поток товаров из РФ в Казахстан может резко увеличиться[45], а значит вырастет и отрицательное торговое сальдо РК.

 

По словам российского эксперта А. Воробьева, отрицательное сальдо в двусторонней торговле вызывает недовольство казахстанского бизнес-сообщества и способствует формированию мнения о том, что сотрудничество с РФ выгодно, прежде всего, самой РФ, а Казахстан мало получает от членства в ЕАЭС[46]. Как следствие, Казахстан усилил меры по защите интересов своих товаропроизводителей. Так, 2 февраля 2022 г. Правительство РК приняло постановление «О некоторых вопросах установления изъятия из национального режима». Реализация этого документа должна обеспечить загрузку имеющихся производственных мощностей, сохранить рабочие места и придать новый стимул казахстанской промышленности, особенно машиностроению. В частности, в перечень товаров, подлежащих изъятию из национального режима, вошли: лифты, траволаторы, эскалаторы, автоматизированные газораспределительные станции, комбайны, тракторы, автобусы, легковые и грузовые автомобили и т.д. Изъятия из национального режима предусматривает ограничение доступа потенциальных поставщиков других государств-членов ЕАЭС к участию в госзакупках. В документе указано, что изъятия из национального режима при осуществлении госзакупок будут действовать в течение двух лет[47].

 

Взаимные инвестиции. Приграничное экономическое сотрудничество между регионами РК и РФ не сводится к торговле. Казахстанские и российские регионы работают над улучшением инвестиционного климата и всё более активно инвестируют в экономики друг друга. Инвестиционное сотрудничество охватывает различные отрасли промышленности, сельское хозяйство, топливно-энергетическую сферу и другие сферы.

 

Так, в Костанае создан Центр международного торгово-экономического сотрудничества и сертификации, который ведет работу по обмену информацией о производимой в приграничных регионах продукции, поиску партнёров-производителей и потребителей продукции машиностроения, нефтехимического оборудования и т.д. Предприятия Костанайской области сотрудничают с регионами РФ в сфере горнодобывающей промышленности и металлургии. Например, руда с Соколово-Сарбайского месторождения поступает на Магнитогорский металлургический комбинат и на другие предприятия Челябинской и Оренбургской областей.

 

18 августа 2021 г. РФ и РК подписали межправительственное соглашение о принципах осуществления хозяйственной деятельности на приграничной территории на Тарутинском месторождении, которое включает в себя Тарутинское месторождение, расположенное на 28 км юго-восточнее поселка Чесма Челябинской области и Восточно-Тарутинское – на 75 км к западу от поселка Карабалык Костанайской области. Общая площадь российского участка составляет 1,81 кв. км. Утвержденные балансовые запасы медной руды – 4,583 млн т, меди – 63,7 тыс. т. Лицензия на разработку месторождения принадлежит ООО «Восточный базис». Главные принципы хозяйственной деятельности на приграничной территории – это недопущение создания помех содержанию государственной границы, территориальная целостность и нерушимость границы, рациональное использование и охрана недр, работа в соответствии с разрешительной и проектной документацией, а также материальная ответственность разработчиков месторождений за причинение вреда. Вся проектная документация разрабатывается независимо друг от друга в каждой стране и не подлежит межгосударственной экспертизе. Соглашение устанавливает зону, где любая хозяйственная деятельность запрещена – земельные полосы шириной по 100 м в РФ и РК, проходящие непосредственно вдоль государственной границы[48].

 

В Западно-Казахстанской области обсуждается строительство торгово-промышленного хаба «Евразия», расположенного в непосредственной близости к крупнейшим региональным рынкам ЕАЭС. Хаб «Евразия» будет интересен компаниям, рассматривающим возможность локализации своих производств и выбирающих наиболее привлекательную с точки зрения логистики и налоговой политики индустриально-промышленную зону[49].

 

Кроме того, Западно-Казахстанская область и Саратовская область создали Деловой клуб, целью которого является повышение контактности приграничных территорий, активизация приграничного сотрудничества и усиление взаимодействия по широкому спектру связей. 14 февраля 2022 г. состоялось первое в этом году экспертное заседание Делового клуба, на котором были намечены направления работы на 2022 год, в том числе – наращивание экспортных возможностей местных производителей, а также подготовка и проведение реверсных бизнес-миссий[50].

 

В Актобе функционирует АО «СПК «Актобе» – региональная организация по привлечению инвестиций в Актюбинскую область. Её деятельность направлена на создание благоприятной бизнес-среды, привлечений инвестиций и реализацию новых проектов. Открыт фронт-офис, главной целью которого является получение инвесторами качественных государственных услуг и консультаций по принципу «одного окна».

 

27 июля 2021 года губернатор Астраханской области И. Бабушкин предложил Казахстану создать Центр приграничной торговли на границе Астраханской и Атырауской областей. Данный центр будет осуществлять перевалку и распределение товаропотоков между двумя государствами. Речь идет также о сотрудничестве в сфере гражданского судостроения[51].

 

Павлодарская область предоставила инвесторам из РФ площадку СЭЗ «Павлодар», а взамен получила 11 млрд тенге инвестиций, ежегодные налоги и новые рабочие места. Для сервисного обслуживания российских инвесторов в Павлодаре работает «Дом инвестора», ориентированный на предоставление услуг по принципу «одного окна». Можно назвать следующие успешные проекты: производство легированного алюминия и выпуск легкосплавных алюминиевых дисков, производство горячего оцинкования с ТОО «РоссДорКом», производство коронок и зубьев для экскаваторных ковшей с ТОО «Промдеталь», производство радиаторов и котлов отопления с «Forwoll Group» и т.д.

 

По данным губернатора Омской области А. Буркова, на территории региона действует около 200 российско-казахстанских СП, среди которых – ООО «Ризолин», ООО «Омский завод сеток» и другие. В свою очередь омские организации, занимающиеся производством и ремонтом оборудования, создают в РК свои представительства. Например, НПО «Мир» тесно сотрудничает с предприятиями Казахстана в сфере энергетики[52].

 

Всё более тесным становится инвестиционное сотрудничество между Алтайским краем и регионами РК. Доля казахстанского капитала в экономике Алтайского края превысила 36% от всего иностранного капитала, работающего в экономике края. На Казахстан приходится 60% от всего объема вывозимой из Алтайского края машиностроительной продукции.

 

Сотрудничество в сфере АПК. Усиливается внимание приграничных регионов к сотрудничеству в сфере аграрно-промышленного комплекса (АПК). Так, например, в 2018 году Западно-Казахстанская область и Самарская область обсудили вопросы совместного строительства систем мелиорации, создания тепличных систем для выращивания сельхозпродукции, а также вопрос о создании в Самарской области высокотехнологичных предприятий АПК. Казахстанские регионы и Омская область ведут совместную работу по созданию новых сортов зерновых культур. В Омской области работают казахстанско-российские предприятия ООО «Мельница», ООО «Сибирские теплицы» и т.д.

 

23 декабря 2021 года Алтайский край и Восточно-Казахстанская область договорились о совместном развитии животноводства и растениеводства, о реализации совместных биотехнологических проектов, о поставках племенного скота и биопродукции в Восточно-Казахстанскую область, а также о совместном контроле за перемещением сельхозпродукции и её учете в таможенной статистике. Кроме того, обсуждались проведение совместных мероприятий на приграничных территориях по борьбе с особо опасными вредителями и болезнями сельхозкультур, обмен информацией об эпизоотической ситуации[53]. Вопрос о борьбе с вредителями в приграничье вышел на уровень министерств двух стран. Так, 21 февраля 2021 года Министерства сельского хозяйства РФ и РК подписали план совместных мероприятий по недопущению распространения саранчовых вредителей на приграничных территориях[54].

 

Особую актуальность для аграриев двух стран приобретает вопрос о транспортировке сельхозпродукции через казахстанско-российскую границу. Так, 2 сентября 2021 г. «Казахстан темир жолы» и ОАО «РЖД» заключили Меморандум о сотрудничестве в организации и развитии специализированного сервиса «Агроэкспресс», предусматривающий ускоренную доставку агропромышленной продукции контейнерными поездами[55]. Обсуждается вопрос о создании логистического коридора «Россия – Узбекистан», который должен стать трехсторонним, поскольку товарные потоки с аграрной продукцией будут проходить через Казахстан.

 

В ходе XVII Форума межрегионального сотрудничества РФ и РК был обсужден вопрос о сотрудничестве приграничных регионов двух стран в сфере производства экологически чистого продовольствия, в том числе мяса. Так, аким Западно-Казахстанской области Г. Искалиев заявил, что у расположенных рядом с р. Урал казахстанских регионов есть возможность восстановления экологически чистого пастбищного производства мяса на миллионах гектаров. Г. Искалиев предложил РA подумать о создании совместных частных инвестиционных проектов в сфере АПК[56].

 

27 декабря 2021 года РФ и РК подписали Соглашение по созданию общего рынка продуктовых товаров, направленное на формирование Евразийской товаропроводящей системы. Данный документ включает в себя стимулирование взаимодействия торгово-распределительных сетей РК и РФ, а также поддержку строительства сетей оптово-распределительных центров на основе унификации цифровых, проектных, строительных, логистических и технологических решений. Будет также создан комплексный цифровой продукт для отслеживания процессов движения товаров[57].

 

В то же время на протяжении последних лет российские власти ужесточают контроль за экспортом и импортом сельхозпродукции. Так, 8 декабря Россельхознадзор сообщил, что с начала 2021 года только на одном из участков государственной границы в Омской области по причине выявленных нарушений порядка ввоза в РК возвращено 234 транспортных средства с подкарантинной продукцией весом более 3 800 тонн[58]. 18 декабря 2021 года Россельхознадзор совместно с пограничным управлением ФСБ по Алтайскому краю выявили 9 случаев нарушения фитосанитарного законодательства  при ввозе 159 тонн подкарантинной продукции из Казахстана и Кыргызстана[59].

 

Управление Россельхознадзора по Челябинской и Курганской областям в период с 10 по 17 января 2022 года при осуществлении фитосанитарного контроля на КПП «Бугристое» (Троицкий район Челябинской области) совместно с сотрудниками пограничного управления выявило 7 нарушений действующего международного законодательства и законодательства РФ. Так, 16 января пресечена попытка ввоза на территорию РФ из РК 20 тонн пшеничной муки в сопровождении недействительного фитосанитарного сертификата, который признан таковым из-за неверно указанного номера транспортного средства. 17 января пресечена попытка вывоза с территории РФ почти 20 тонн фруктов без фитосанитарного сертификата[60].

 

21 февраля 2022 года стало известно, что Россельхознадзор совместно с ФТС России, Пограничной службой ФСБ России, МВД России, ФНС России и Ространснадзором приняли меры по пресечению нелегального вывоза зерна из РФ в РК. В 2020 году было выявлено 455 нарушений, в 2021 году – 617 нарушений. Основные нарушения заключаются в отсутствии необходимых документов на вывоз зерна и несоблюдении требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности зерна». Для удобства экспортёров в Саратовской, Челябинской и Курганской областях созданы дополнительные места оформления фитосанитарных сертификатов и работы мобильных лабораторий вблизи пунктов пропуска. Чтобы исключить случаи несоответствия фактической массы транспортных средств, перевозящих зерно в Казахстан, массе, указанной в сопроводительных документах, организованы дополнительные посты Ространснадзора, а также проведено оснащение имеющихся постов оборудованием весового контроля транспортных средств на территории Алтайского края, Новосибирской, Омской, Саратовской, Оренбургской областей. При этом Россельхознадзор на постоянной основе взаимодействует с Комитетом государственной инспекции в АПК Министерства сельского хозяйства РК и Комитетом государственных доходов Министерства финансов РК. В результате проводимых мероприятий в 2021 году увеличился объем легального вывоза российского зерна в Казахстан[61].

 

11 февраля 2022 года глава Россельхознадзора А. Частов заявил, что все товаропроизводители, применяющие химикаты, должны зарегистрироваться в специальной электронной программе, чтобы было ясно, кто с какими химикатами будет работать. По его словам, Россельхознадзор готов к нелегальному ввозу пестицидов из Казахстана: «Грешит Казахстан. Вообще это такой у нас напряженный сосед, и по нелегальному ввозу пестицидов тревогу вызывает, и по инфекциям там тоже есть вопросы»[62].

 

Казахстан также ограничивает ввоз на свою территорию сельхозпродукции из РФ из-за различных нарушений со стороны российского бизнеса:

– так, 6 декабря 2021 года стало известно об уклонении ряда российских налогоплательщиков от уплаты пошлин на экспорт пшеницы: зерно вывозят в Казахстан из России, а после продают в третьи страны. Статистика по сделкам гласит, что с 2019 года из РФ в РК ввезли 1 762 тыс. тонн пшеницы, которую после продали другим государствам. Известен факт неуплаты НДС по 235,2 тыс. тонн зерна, импортированного в Казахстан[63];

– 13 января 2022 года Комитет ветеринарного контроля и надзора Министерства сельского хозяйства РК ввел временные ограничения на ввоз в Казахстан и транзит из Оренбургской области восприимчивых к ящуру животных, продукции и сырья животного происхождения (сырого мяса и мясопродукции, не подвергнутых тепловой обработке; молока и молочной продукции, не подвергнутых тепловой обработке; кормов и кормовых добавок животного происхождения и др.) и т.д.[64]

 

На фоне военной операции РФ в Украине и ужесточения западных санкций 5 марта 2022 года Россельхознадзор разрешил ввозить в РФ овощи и фрукты из 9 стран, в том числе томаты и перцы из РК. Однако эксперты признают, что себестоимость казахстанских овощей слишком велика, что делает их неконкурентоспособными. Казахстанский эксперт А. Молдашев отмечает, что собственное казахстанское производство не покрывает внутренних потребностей, не говоря уже об импорте. Более того, значительную часть техники, ГСМ, удобрений и семян Казахстан получает из РФ. Стоимость их будет расти, что может привести к росту цен на продовольствие[65].

 

Директор департамента агропромышленного комплекса и пищевой промышленности Национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен» Ербол Есенеев заявил 5 марта 2022 года, что из общего объема импорта продовольствия в Казахстан в размере $4,9 млрд на российские поставки приходятся $2,6 млрд, а Казахстан, в свою очередь, продает России продукты всего на $500 млн.  При этом он высказал опасение по поводу положения на рынке сельхозпродукции отечественных производителей, последние, мол, просто вынуждены будут уйти с рынка из-за наплыва российских товаров на фоне санкций и ослабления рубля.  Указанные факторы, по мнению эксперта, приведут к росту импорта продуктов из РФ и уменьшению их экспорта из Казахстана. А это сильно ударит по отечественному рынку продовольствия[66].

 

Трансграничные реки: экология и экономика. Важное экономическое значение имеет сотрудничество РК и РФ по сохранению экосистемы бассейна трансграничных рек. Напомним, РК и РФ имеют множество общих водотоков, таких как Жайык (Урал), Ертис, Есиль, Тобыл, Илек, Кигаш, Караозен и Сарыозен (Большой и Малый Узени).  Водные отношения между двумя РК и РФ регулируются на основе межправительственного соглашения о совместном использовании и охране трансграничных водных объектов от 7 сентября 2010 г.  В рамках данного соглашения действует совместная Казахстанско-российская комиссия по совместному использованию и охране трансграничных водных объектов и шесть рабочих групп по бассейнам рек Ертис, Есиль, Тобыл, Жайык, Караозен и Сарыозен, Кигаш.

 

Особое внимание уделяется рекам Урал и Иртыш. Известно, что в последние 5-6 лет в р. Урал поступает все меньше воды со стороны РФ. Российская часть Урала зарегулирована несколькими водохранилищами, среди которых – Верхне-Уральское в Челябинской области и Ириклинское в Оренбургской. Именно с Ириклинского водохранилища вода сбрасывается в низовья Урала – на ту часть реки, которая протекает по территории Казахстана[67].

 

В ноябре 2018 года в Москве был подписан Протокол и План мероприятий по улучшению экосистемы бассейна и предотвращению трансграничного загрязнения. В 2019 году на XVI Форуме межрегионального сотрудничества РФ и РК была принята Программа сотрудничества по сохранению и восстановлению экосистемы бассейна реки Урал.

 

В октябре 2020 г. была утверждена Единая дорожная карта активизации сотрудничества по проведению исследований в бассейнах крупных рек (Жайык, Ертис и другие) и график реализации мероприятий с детализацией сроков исполнения ее пунктов и формы их организации. В настоящее время казахстанские и российские эксперты приступили к реализации Единой дорожной карты. В результате реализации мероприятий Единой дорожной карты будут приняты совместные меры, направленные на улучшение гидрологического режима и экологического состояния реки Жайык[68].

 

31 марта 2021 года РФ и РК утвердили Программу сотрудничества по сохранению и восстановлению экосистем трансграничных рек Урал и Иртыш до 2024 года. Документ был подписан в Оренбурге по итогам совещания по сотрудничеству двух государств в сфере экологии при участии министра природных ресурсов и экологии РФ А. Козлова, министра экологии, геологии и природных ресурсов РК М. Мирзагалиева и губернатора Оренбургской области Д. Паслера. Программа предусматривает мероприятия по выявлению источников загрязнения, реконструкции водных сооружений и расчистке русел рек бассейна. Только в границах бассейна Урала на территории РФ работают 439 водопользователей. В Оренбургской области 23 водопользователя дают объем сброса порядка 800 млн куб. м. Многие очистные сооружения нуждаются в модернизации[69].

 

22 февраля 2021 г. профессор Омского государственного университета путей

сообщения Сергей Костырев сообщил о высоком уровне загрязнения ртутью вод Иртыша в черте Омска. Точный источник загрязнения не найден, но эксперт предполагает, что виновником загрязнения является павлодарское предприятие «Каустик». Другие эксперты, например, Михаил Илюшенко, признают, что Иртыш загрязнен тяжелыми металлами, но считают, что опасности для РФ от ртутного загрязнения нет, гораздо больше может пострадать население пригородов Павлодара и села Павлодарское[70].

 

26 февраля 2021 г. аким Атырауской области Махамбет Досмухамбетов попросил министра экологии, геологии и природных ресурсов РК Магзума Мирзагалиева обратить внимание на увеличение и синхронизацию сброса воды с водохранилищ, расположенных вверх по руслу р. Урал на территории как РК, так и РФ. В частности, Махамбет Досмухамбетов подчеркнул: «Сегодня все надежды на россиян. Если соседи увеличат сброс воды с водохранилищ, тогда можно рассчитывать на спасение реки»[71]. В то же время казахстанские экологи опасаются, что если РФ сбросит воду с Ириклинского водохранилища, которое обслуживает Магнитогорский медеплавильный завод, то в воды р. Урал попадут вредные химические отходы.

 

28 июня 2021 г. на заседании 16-й Межпарламентской комиссии РФ и РК были обсуждены вопросы трансграничных рек, в том числе р. Урал. На XVII Форуме межрегионального сотрудничества РФ и РК (30 сентября 2021 г.) Президент РК К.-Ж. Токаев подчеркнул, что катастрофическое обмеление Урала – это серьезная проблема для приграничных регионов не только Казахстана, но и РФ. В этой связи К.-Ж. Токаев призвал обеспечить качественную реализацию мер по спасению р. Урал и предложил РФ уделить особое внимание вопросу о целесообразности строительства и эксплуатации плотин на малых реках, а также организации новых водозаборов[72].

 

Заключение

 

  1. Ключевыми индикаторами казахстанско-российского пограничного сотрудничества являются:

– объем казахстанско-российского приграничного товарооборота и его доля в общем товарообороте двух стран;

– объём взаимных инвестиций в казахстанско-российском приграничье;

– объем пассажирских и грузовых перевозок через границу РК и РФ;

– уровень развития пограничной и транспортной инфраструктуры;

– соотношение барьерной и контактной функций на общей границе и др.

 

  1. Проведенное исследование позволяет утверждать, что имеется устойчивая связь между пограничной политикой и процессами межгосударственного сотрудничества в приграничье РФ и РК. При этом состояние и перспективы приграничного сотрудничества в значительной мере зависит от уровня и масштабов межгосударственных отношений. Отметим также, что именно президенты РФ и Казахстана нередко вынуждены находить решения приграничных проблем, с которыми не могут справиться другие уровни власти (руководители министерств двух стран, губернаторы российских областей и акимы казахстанских областей, органы местного самоуправления). Высокий уровень зависимости приграничного сотрудничества от состояния диалога между главами двух государств – одна из важнейших особенностей сегодняшней ситуации в приграничье.

 

  1. Анализ статистических данных позволяет сделать вывод о том, что на протяжении десятилетий сохраняется положительная динамика казахстанско-российского приграничного сотрудничества, которая временно снизилась под влиянием пандемии COVID-19. Казахстанско-российское приграничное сотрудничество приобретает всё большие масштабы и охватывает различные отрасли промышленности (машиностроение, автомобилестроение, добыча и переработка полезных ископаемых и др.), энергетику, высокие технологии, транспорт и логистику, АПК и т.д.

 

  1. Вместе с тем, сохраняют актуальность многие нерешенные проблемы приграничного экономического сотрудничества Казахстана и РФ:

– различная трактовка Россией и Казахстаном двусторонних соглашений, а также соглашений, заключенных в рамках ЕАЭС;

– несвоевременная имплементация нормативной базы ЕАЭС на уровне регионов и отраслей РФ и Казахстана;

– недостаточно оперативные действия руководства приграничных регионов по налаживанию взаимовыгодного сотрудничества;

– наличие множества барьеров в двусторонней торговле при общей тенденции к постепенному уменьшению их количества;

– устойчивое отрицательное сальдо Казахстана в торговле с Россией;

– устаревшая приграничная инфраструктура, в том числе недостаточное количество пунктов пропуска, нехватка современных инспекционно-досмотровых комплексов и т.д.;

– недостаточное развитие сети трансграничных железных и автомобильных дорог; разногласия между ОАО РЖД и НК «Казахстан темир жолы»;

– чрезмерное использование Россией фитосанитарных и иных нетарифных ограничений по допуску продукции из РК и других стран ЕАЭС;

– введение Россией требований по обеспечению технологического прохода в казахстанских транспортных средствах;

– ужесточение российской стороной контроля за экспортом в Казахстан и импортом из Казахстана сельскохозяйственной продукции;

– недостаточно оперативные меры с обеих сторон по сохранению экосистем и биоразнообразия трансграничных рек и др.

 

  1. Все вышеназванные проблемы постепенно решаются Казахстаном и Россией, однако темпы и масштабы устранения «узких мест» в приграничном экономическом сотрудничестве оставляют желать лучшего. Следует, однако, признать, что в последние годы РФ и РК, а также приграничные регионы обеих стран начинают взаимодействовать на более системной основе. Это касается всех векторов сотрудничества – торговли, инвестиций, АПК и т.д.

 

_____________________

 

[1] О проведении сто тринадцатого заседания Совместной российско-казахстанской демаркационной комиссии // https://archive.mid.ru/ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/4916206 [дата обращения – 16 февраля 2022 г.].

[2] Малышев А. Россия и Казахстан: приоритеты сотрудничества // Независимая газета, 10 января 2021 г.

[3] Патрушев: состояние границ России и Казахстана позволяет незаконно пересекать их // https://vestikavkaza.ru/news/patrusev-sostoanie-granic-rossii-i-kazahstana-pozvolaet-nezakonno-peresekat-ih.html [дата обращения: 22 февраля 2022 г.].

[4] Сергей Степашин: строить «плотную» границу с Казахстаном не имеет смысла // https://regnum.ru/news/3491859.html [дата обращения: 21 февраля 2022 г.].

[5] Резчиков А. В чем Россия критически зависит от Казахстана // https://vz.ru/society/2022/1/7/1137641.html [дата обращения: 21 февраля 2022 г.].

[6] Тлеуберди прокомментировал выступление Зюганова: Это видео появилось неслучайно // https://www.zakon.kz/6008919-tleuberdi-prokommentiroval-vystuplenie-ziuganova-eto-video-poiavilos-ne-sluchaino.html [дата обращения: 11 марта 2022 г.].

[7] Ratzel F. Politische Geographie. – München-Leipzig, 1897.

[8] Тёрнер Ф. Дж. Фронтир в американской истории / Пер. с англ. — М.: Издательство «Весь Мир», 2009.

[9] Ancel J. Les frontières. – Paris: Armand Colin, 1938.

[10] Hartshorne R. The Functional Approach in Political Geography // Annals of the Association of American Geographers, TD. 1950. June. P.95-130.

[11] Prescott J. The maritime political boundaries of the World // Victor Prescott and Clive Schofield. 2e Ed., Leiden; Boston: Martinus Nijhoff, 2005.

[12] Minghi J. Boundary studies in political geography // Annals of the Association of American Geographers. 1963. Vol. 53. P. 407-428.

[13] House J. W. Frontier on the Rio Grande: A Political Geogrpahy of Development and Social Deprivation. Oxford: Clarendon Press, 1982.

[14] Anderson M. Territory and State Formation in the Modern World. Cambridge: Polity Press, 1996.

[15] Географические границы. Под ред. Б.Б. Родомана и Б.М. Эккеля. – М.: Изд-во МГУ, 1982

[16] Колосов В.А. Теоретическая лимология: новые подходы // Международные процессы. – 2003. – Т.1. – №3 (3). – с.44-59 и др.

[17] Колосов В.А. Современное российское пограничье: проблемы изучения и некоторые выводы // Российское пограничье: проблемы развития в новых геополитических условиях / Под ред. В.А. Колосова и А.Б. Володина. – М., 2019. – с.15.

[18] Кузьмин В.М. Становление политической лимологии и ее место в системе наук о границах и функционировании приграничных территорий // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. – 2009. – №3. – с.105-115; Кузьмин В.М. Политическая лимология в системе наук о границах: исследование приграничных территорий // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. – 2008. – №6. – с.65-71 и др.

[19] Фартышев А.Н. Степень естественности политических границ как геополитическая категория // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. – 2016. – т. 17. – с.33-42; Фартышев А.Н. Метод расчета степени прозрачности политических границ как геополитической категории // Географический вестник. – 2016. – №2 (37). – с.29-39.

[20] Анимица Е.Г., Божко Л.Л. Особенности экономики регионов казахстанско-российского периметра на пространстве Республики Казахстан // Известия Уральского государственного экономического университета. – 2010. – №1 (27). – с.65.

[21] Божко Л.Л. Сценарные подходы к развитию приграничных территорий // Транспортное дело России. – 2010. – №11. – с.3.

[22] Иванов В.Н., Жундубаев М.К. Межрегиональное и приграничное сотрудничество России и Казахстана: основные приоритеты // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2015. – №7 (292). – с.39.

[23] Российское пограничье: вызовы соседства / Под ред. В.А. Колосова. – Москва: ИП Матушкина И.И., 2018. – с.474-475.

[24] Приграничное сотрудничество вдоль государственной границы России. Часть 1: Регионы Дальнего Востока, Сибири, Урала и Поволжья: монография / под ред. А.П. Клемешева, Я.А. Ворожеиной, И.С. Гуменюка, Г.М. Федорова. – Калининград: Издательство БФУ им. И. Канта, 2021. – с.188.

[25] Додонов В. Прогресс и проблемы евразийской интеграции // https://ru.valdaiclub.com/a/highlights/progress-i-problemy-evraziyskoy-integratsii/ [дата обращения: 17 февраля 2022 г.]

[26] Ветренко И.А., Каппасова Г.М. Акторы региональной современной политики в условиях межгосударственного взаимодействия (на примере России и Казахстана) // Вестник МГОУ. Серия: История и политические науки. – 2015. – №2. – с.204.

[27] Жундубаев М.К. Современная практика приграничного сотрудничества российских и казахстанских регионов в экономической сфере (на примере Костанайской и Челябинской областей) // Социум и власть. – 2013. – №2 (40). – с.87.

[28] Казахстанцы смогут в четыре раза быстрее пересекать границу с Россией // https://forbes.kz//process/economy/kazahstantsyi_smogut_v_chetyire_raza_byistree_peresekat_granitsu_s_rossiey/? [дата обращения].

[29] С километровыми заторами на казахстанско-российской границе просит разобраться депутат // https://www.zakon.kz/5066962-s-kilometrovymi-zatorami-na.html [дата обращения: 23 февраля 2022 г.].

[30] Форум межрегионального сотрудничества России и Казахстана // http://kremlin.ru/events/president/news/66809 [дата обращения: 17 февраля 2022 г.].

[31] Роман Скляр и Марат Хуснуллин обсудили вопросы сотрудничества между Казахстаном и Россией // https://forbes.kz/news/2021/10/01/newsid_259989 [дата обращения: 23 февраля 2022 г.].

[32] Три пункта пропуска модернизируют в 2023-2024 годах на границе России и Казахстана // https://tass.ru/ekonomika/12549665 [дата обращения: 23 февраля 2022 г.].

[33] Жуков Е. Дорога перемен: Зачем Россия собирается строить 8500-километровую трассу до Китая в обход Казахстана // https://life.ru/p/1470555 [дата обращения: 17 февраля 2022 г.].

[34] Россия – Казахстан: ж/д инфраструктура отстает от потребностей интеграции // https://www.ritmeurasia.org/news—2022-01-28—rossija-kazahstan-zh-d-infrastruktura-otstaet-ot-potrebnostej-integracii-58369 [дата обращения: 17 февраля 2022 г.].

[35] Волох О.В., Питраков В.Ю. Совершенствование межрегионального и приграничного сотрудничества Омской области и Республики Казахстан // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2015. – №2 (20). – с.155 [дата обращения: 21 февраля 2022 г.]

[36] Зайнуллин Е., Скорлыгина Н. Конвенции следуют казахстановочно. Российский бизнес жалуется на остановку въезда порожних вагонов // https://www.kommersant.ru/doc/4683588 [дата обращения: 23 февраля 2022 г.].

[37] Россия ускорит переговоры с Казахстаном по уровню воды в Иртыше // https://ia-centr.ru/publications/rossiya-uskorit-peregovory-s-kazakhstanom-po-urovnyu-vody-v-irtyshe/ [дата обращения: 23 февраля 2022 г.].

[38] Мишустин заявил, что товарооборот России и Казахстана вернулся на траекторию роста // https://tass.ru/ekonomika/13248457 [дата обращения: 24 февраля 2022 г.].

[39] Россия вновь стала главным торговым партнером Казахстана // https://topspb.tv/news/2022/03/2/rossiya-vnov-stala-glavnym-torgovym-partnerom-kazahstana/ [дата обращения: 11 марта 2022 г.].

[40] Гусев Л. Приграничное сотрудничество России и Казахстана в сфере экономики // Россия и новые государства Евразии. – 2014. – №4. – с.66.

[41] Раджабова З.К. Экономическое сотрудничество Российской Федерации и Республики Казахстан в условиях интеграционного взаимодействия // Актуальные вопросы современной экономики в глобальном мире. Сборник материалов X (юбилейной) Международно научно-практической конференции, посвященной 90-летию ДГУ. Махачкала, 2021. – с.66.

[42] Мырзахметова А.М., Алшимбаева Д.У., Туркеева К.А., Еримпашева А.Т. Торгово-экономическое сотрудничество Казахстана и России: особенности и приоритеты развития // Экономика: стратегия и практика. – 2020. – №3 (15). – с.132.

[43] Аскаров Т. Что плохо для России — хорошо для Казахстана // https://365info.kz/2022/03/chto-ploho-dlya-rossii-horosho-dlya-kazahstana [дата обращения: 11 марта 2022 г.].

[44] Омские компании повезли в Казахстан полиэтиленовые трубы, лекарства и моющие средства // http://omskregion.info/news/105721-omskie_kompanii_povezli_v_kazaxstan_polietilenove_/ [дата обращения: 11 марта 2022 г.].

[45] Поток товаров из стран ЕАЭС в Казахстан может значительно увеличиться // https://www.exclusive.kz/expertiza/daily/128246/ [дата обращения: 11 марта 2022 г.].

[46] Воробьев А. Насколько крепки российско-казахстанские отношения сегодня? // https://rezonans.asia/naskolko-krepki-kazakhstansko-rossiyskie-vzaimooynosheniya [дата обращения: 17 февраля 2022 г.].

[47] Постановление Правительства Республики Казахстан от 2 февраля 2022 года №49 О некоторых вопросах установления изъятия из национального режима // https://primeminister.kz/ru/decisions/02022022-49 [дата обращения: 17 февраля 2022 г.].

[48] Гарипова Ю. Медной руды граница Россия и Казахстан договорились о разработке Тарутинского месторождения // https://www.kommersant.ru/doc/4948523 [дата обращения: 24 февраля 2022 г.].

[49] Арутюнов С. Россия и Казахстан дружат регионами // https://www.kp.ru/daily/28346/4492700/ [дата обращения: 24 февраля 2022 г.].

[50] Приграничное сотрудничество в новых условиях // https://novayagazeta-ug.ru/prigranichnoe-sotrudnichestvo-v-novyh-usloviyah/ [дата обращения: 11 марта 2022 г.].

[51]Игорь Бабушкин предложил президенту Казахстана создать центр приграничной торговли //  https://lotosgtrk.ru/news/igor-babushkin-predlozhil-prezidentu-kazakhstana-sozdat-tsentr-prigranichnoy-torgovli/ [дата обращения: 24 февраля 2022 г.].

[52] Сибина С. Встречное движение Республика Казахстан была и остается ключевым партнером Омской области // https://rg.ru/2019/11/06/reg-sibfo/respublika-kazahstan-ostanetsia-kliuchevym-partnerom-omskoj-oblasti.html [дата обращения: 21 февраля 2022 г.].

[53] Алтайский край и Восточно-Казахстанская область Казахстана договорились о расширении сотрудничества // https://www.interfax-russia.ru/siberia/news/altayskiy-kray-i-vostochno-kazahstanskaya-oblast-kazahstana-dogovorilis-o-rasshirenii-sotrudnichestva [дата обращения: 21 февраля 2022 г.].

[54] Минсельхозы Казахстана и России приняли план борьбы с саранчой на приграничных территориях // https://milknews.ru/index/novosti-moloko_63232.html [дата обращения: 23 февраля 2022 г.].

[55] Казахстан и Россия создали специализированный ж/д сервис для перевозки агропромышленной продукции // https://ukragroconsult.com/news/kazahstan-i-rossiya-sozdali-speczializirovannyj-zh-d-servis-dlya-perevozki-agropromyshlennoj-produkczii/ [дата обращения: 23 февраля 2022 г.].

[56] Путин отметил возможности РФ и Казахстана в сфере производства экологически чистого мяса // https://tass.ru/ekonomika/12543163 [дата обращения: 23 февраля 2022 г.].

[57] Казахстан и Россия создадут общий рынок продовольственных товаров // https://eurasia.expert/kazakhstan-i-rossiya-sozdadut-obshchiy-rynok-prodovolstvennykh-tovarov/ [дата обращения: 24 февраля 2022 г.].

[58] Почти 4 тыс. тонн продукции запретили ввозить в Россию из Казахстана на одном из участков // https://kaztag.kz/ru/news/pochti-4-tys-tonn-produktsii-zapretili-vvozit-v-rossiyu-iz-kazakhstana-na-odnom-iz-uchastkov [дата обращения: 23 февраля 2022 г.].

[59] Тонны лука, сухофруктов и овощей из Казахстана не пропустили в Россию // https://tengrinews.kz/sng/tonnyi-luka-suhofruktov-ovoschey-kazahstana-ne-propustili-456907/ [дата обращения: 23 февраля 2022 г.].

[60] Несколько крупных партий сельхозпродукции запретили ввозить из Казахстана в Россию // https://kaztag.kz/ru/news/neskolko-krupnykh-partiy-selkhozproduktsii-zapretili-vvozit-iz-kazakhstana-v-rossiyu [дата обращения: 23 февраля 2022 г.].

[61] Россельхознадзор усилил контроль за перемещением российского зерна в Казахстан // https://tass.ru/ekonomika/13757365 [дата обращения: 21 февраля 2022 г.].

[62] Частов назвал Казахстан «напряженным соседом» из-за ввоза химикатов // https://sarnovosti.ru/news/chastov-nazval-kazakhstan-napryazhennym-sosedom-iz-za-vvoza-khimikatov/ [дата обращения: 21 февраля 2022 г.].

[63] Кряжева А. Таможня не даёт добро: почему в ЕАЭС не работают единые принципы на границах? // https://www.ritmeurasia.org/news—2021-12-06—tamozhnja-ne-daet-dobro-pochemu-v-eaes-ne-rabotajut-edinye-principy-na-granicah-57672 [дата обращения: 23 февраля 2022 г.].

[64] Смайыл М. Казахстан временно запретил ввоз мяса и молока из России // https://tengrinews.kz/kazakhstan_news/kazahstan-vremenno-zapretil-vvoz-myasa-i-moloka-iz-rossii-459042/ [дата обращения: 23 февраля 2022 г.].

[65] Алёхова А. Россия открыла рынок овощей и фруктов для Казахстана, но нам нечего экспортировать // https://365info.kz/2022/03/rossiya-otkryla-rynok-ovoshhej-i-fruktov-dlya-kazahstana-no-nam-nechego-eksportirovat [дата обращения: 11 марта 2022 г.].

[66] Казахстан может кратно больше производить фруктов и овощей, конины и баранины // https://www.ritmeurasia.org/news—2022-03-05—kazahstan-mozhet-kratno-bolshe-proizvodit-fruktov-i-ovoschej-koniny-i-baraniny-58899 [дата обращения: 11 марта 2022 г.].

[67] Мы его теряем. Что происходит с Уралом и как его спасти // https://rus.azattyq.org/a/kazakstan-ecology-ural-river-article/31552311.html [дата обращения: 24 февраля 2022 г.].

[68] Урал обмелел — в Минэкологии назвали причину // https://www.zakon.kz/5087139-ural-obmelel-v-minekologii-nazvali.html [дата обращения: 24 февраля 2022 г.].

[69] Россия и Казахстан обязались совместно поддерживать экосистемы рек Урал и Иртыш // https://ia-centr.ru/publications/rossiya-i-kazakhstan-obyazalis-sovmestno-podderzhivat-ekosistemy-rek-ural-i-irtysh/ [дата обращения: 23 февраля 2022 г.].

[70] Гурьянов С. Ртутные берега: как опасный металл попал в Иртыш // https://iz.ru/1127693/sergei-gurianov/rtutnye-berega-kak-opasnyi-metall-popal-v-irtysh [дата обращения: 23 февраля 2022 г.].

[71] Новак С. И концы в воду не спрячешь: ведутся ли секретные переговоры между Казахстаном и Россией? // https://www.caravan.kz/gazeta/i-koncy-v-vodu-ne-spryachesh-vedutsya-li-sekretnye-peregovory-mezhdu-kazakhstanom-i-rossiejj-718906/ [дата обращения: 23 февраля 2022 г.].

[72] Глава государства Касым-Жомарт Токаев принял участие в XVII Форуме межрегионального сотрудничества Казахстана и России // https://www.akorda.kz/ru/glava-gosudarstva-kasym-zhomart-tokaev-prinyal-uchastie-v-xvii-forume-mezhregionalnogo-sotrudnichestva-kazahstana-i-rossii-3084150 [дата обращения: 23 февраля 2022 г.].

 

Об авторе:

Л.Р. Скаковский — доктор политических наук, руководитель Центра стратегических исследований Международного научного комплекса «Астана» (МНКА). Е-mail: leonid.skakovskiy@isca.kz

Похожие статьи