Eng | Pyc

 

   

Шайхутдинов М.Е. Американо-китайская торговая война: возможные последствия для глобальной экономики

В настоящее время появляется все больше оснований для утверждений, что США и Китай находятся на пороге крупномасштабной торговой войны, которая может оказать негативное влияние не только на конфликтующие стороны, но и на всю глобальную экономику. В частности, в результате американо-китайской торговой войны могут серьезно пострадать экономики развивающихся стран, ориентированные на экспорт природных ресурсов (нефти, газа, металлов и др.). Не удивительно, что весь мир с тревогой наблюдает за постепенным ухудшением американо-китайских торгово-экономических отношений.

 

Американо-китайские торговые консультации: итоги и оценки

17-18 мая т.г. состоялись очередные американо-китайские консультацин, после которых появилась осторожная надежда на то, что стороны достигли важных промежуточных результатов, тем более, что глава делегации КНР, спецпредставитель Председателя КНР, заместитель премьера Госсовета КНР Лю Хэ был принят президентом США Д.Трампом. Действительно, 19 мая т.г. стороны опубликовали совместное заявление, в котором было отмечено, что стороны достигли консенсуса по вопросу принятия эффективных мер для значительного сокращения торгового дефицита между США и Китаем. Однако следом появились и различные трактовки достигнутых консенсусов.

Так, глава делегации КНР, спецпредставитель Председателя КНР, заместитель премьера Госсовета КНР Лю Хэ заявил, что КНР и США согласились не вести торговую войну. По его словам, Китай увеличит закупки американской продукции, стороны будут поощрять взаимные инвестиции и содействовать справедливой конкуренции. В то же время Лю Хэ счел необходимым уточнить: «Достигнутый в этот раз двумя сторонами консенсус был неизбежным, но вместе с тем нужно понимать, что никакое дело за один день не делается. Решение структурных проблем, которые существуют в торгово-экономических отношениях Китая и США на протяжении уже многих лет, требует времени».

В свою очередь глава Национального экономического совета при президенте США Л.Кадлоу заявил 20 мая т.г., что окончательное торговое соглашение с Китаем еще впереди. «Нет никакого соглашения по сделке. Мы ничего такого не ждали. Есть коммюнике двух великих стран, и все». В тот же день участвовавший в американо-китайских консультациях глава Минфина США С.Мнучин отметил, что Д.Трамп временно отказался от введения торговых пошлин на китайские товары, но он введет их в действие, «если Китай не будет соблюдать свои обязательства». 21 мая т.г. президент США Д.Трамп заявил, что в рамках «потенциального» соглашения Китай будет закупать у «замечательных американских фермеров» почти столько продукции, сколько они смогут произвести. Д.Трамп также отметил, что одним из результатов прошедших переговоров с Китаем может стать беспрецедентное снятие торговых барьеров и пошлин.

 

Встреча глав внешнеполитических ведомств КНР и США

23 мая т.г. в Вашингтоне состоялась встреча главы МИД КНР Ван И с госсекретарём США М.Помпео, после которой Ван И заявил: «Мы провели искренние и подробные переговоры и едины во мнении о том, что отношения между Китаем и США являются самыми важными для дипломатии обоих государств. Потребность Китая и США в сотрудничестве гораздо сильнее разногласий, а число возможностей значительно превышает число вызовов». Ван И отметил, что он и его коллега подчеркнули готовность уважать ключевые интересы и факторы, вызывающие озабоченность друг у друга, надлежащим образом решать тайваньский и другие чувствительные вопросы, устранять преграды, преодолевать трудности и совместно содействовать здоровому и стабильному развитию межгосударственных отношений. Ван И констатировал: «Мы согласны с тем, что активизировавшиеся в последнее время регулярные консультации по вопросам торговли представителей двух стран являются конструктивными и уже принесли положительные и важные результаты». По словам Ван И, важно, что две страны готовы «сложением, а не вычитанием» улаживать вопрос торгового дисбаланса вплоть до его окончательного решения: «Будем надеяться, что данный консенсус удастся реализовать как можно скорее путем дальнейших консультаций по конкретным аспектам». Ван И также сообщил, что стороны надеются усилить сотрудничество в международных и региональных делах, чтобы содействовать решению острых вопросов политическим путем: «Одним словом, будем надеяться, что список проектов сотрудничества между КНР и США станет длиннее, а перечень проблем – короче».

Что не менее важно, 25 мая т.г. заместитель Председателя КНР Ван Цишань выступил на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ), где сделал ряд принципиально важных заявлений. В частности, он отметил: «Мы должны избежать торговой войны, потому что никаких победителей в ней не будет. Сейчас, в нынешнем мире, войны ведутся с нулевой суммой». По словам Ван Цишаня, Китай «не боится никаких инцидентов», но считает нецелесообразным провоцировать их. Ван Цишань также отметил, что китайское правительство в работе с другими странами всегда придерживается взаимной выгодны, и с США сейчас тоже ведутся консультации: «Очень много чему нам надо учиться у Америки, поскольку Америка – это единственная супердержава мира. Несмотря на «мягкую» силу, они все равно номер один, это самая крупная развитая страна. Китай – самая крупная развивающаяся страна, вторая экономика по объему, мы должны сотрудничать, и мы хорошо знаем это».

 

Введение Вашингтоном новых торговых пошлин против китайских товаров и опасность эскалации напряженности

Несмотря на достигнутые консенсусы и примирительные заявления китайской стороны, 29 мая т.г. президент США Д.Трамп всё-таки принял решение о вводе таможенных пошлин в 25% на товары, ввозимые в страну из Китая. В своём сообщении по этому поводу Белый дом указал на «неравные торговые отношения двух стран» и добавила, что в США тарифы на ввоз китайских автомобилей составляют всего 2,5%, а в Китае на ввоз американских – 25%. Белый дом отметил, что Китай использовал экономику США, подрывая справедливую торговлю: «В январе 2018 года администрация Трампа обнаружила, что перепроизводство стали и алюминия в Китае и, как следствие, воздействие на мировые рынки являются обстоятельством, которое угрожает нанести ущерб национальной безопасности Америки». Полный список товаров, на которые введут пошлины, будет опубликован только 15 июня т.г. Предполагается, что 25-процентные таможенные пошлины на китайские товары будут взиматься с тех видов продукции, которые содержат высокие технологии и которые производятся в рамках программы «Сделано в Китае 2025». США намерены также продолжить спор с Китаем в ВТО по подозрению в применении Пекином дискриминационных требований к лицензированию технологий. Кроме того, Белый дом пообещал ввести точечные ограничения на инвестиции против отдельных лиц и компаний из Китая, связанных с «приобретением промышленно значимых технологий». Их список будет представлен 30 июня т.г.

В тот же день, 29 мая т.г., пресс-секретарь Министерства коммерции КНР заявил: «Недавно Китай и США в Вашингтоне достигли консенсуса о прекращении торговой войны и опубликовали совместное заявление по двусторонним торгово-экономическим консультациям. Однако, стратегическое заявление Белого дома, очевидно, противоречит консенсусу обеих сторон. Неожиданного заявления Белого дома, кажется, можно было ожидать – не первый раз администрация президента США Дональда Трампа проявляла свою изменчивость и непостоянство в международных делах. Изменение мнения администрации Трампа как раз совпадает с предстоящим визитом министра коммерции США [Уилбура] Росса в Китай для экономических и торговых переговоров. Причины такого поведения администрации Трампа, возможно, заключаются в желании увеличить его полномочия на переговорах, получить поддержку со стороны избирателей в стране или другие. Но все это подрывает репутацию страны, что ставит США в щекотливое и пассивное положение в отношении международной морали. Китай надеется на то, что США больше не поступят импульсивно. Если американская сторона примет жесткие меры, Китай их не испугается. Китай будет наблюдать за словами и поступками Вашингтона и в любых случаях решительно защищать интересы страны и народа любой ценой. Обсуждения должны проводиться в прагматичной манере и искренне. Возможно, ход обсуждений не будет плавным, но это отнюдь не равно изменчивости и непостоянству. Китайская сторона продолжит вести прагматические обсуждения с делегацией США и надеется, что США также будут действовать в соответствии с духом совместного заявления. Это ответственность за народы двух стран в лучшем смысле».

 

Новый раунд американо-китайских переговоров в Пекине

2-3 июня т.г. в Пекине состоялись американо-китайские консультации по торговым вопросам, по итогам которых глава американской делегации, министр торговли США Уилбур Росс заявил: «Наши встречи были до сих пор дружественными и откровенными и были посвящены некоторым полезным темам, связанным с конкретными статьями экспорта».

В свою очередь Китай опубликовал заявление относительно китайско-американских торгово-экономических консультаций, в котором говорится: «Между сторонами состоялись обсуждения в благоприятном ключе по претворению в жизнь консенсуса, достигнутого в Вашингтоне, а также по вопросам в области сельского хозяйства, энергетики и других сферах. Консультации позволили добиться позитивных и конкретных сдвигов. Соответствующие детали пока ожидают подтверждения обеих сторон. Позиция китайской стороны является последовательной. С целью удовлетворения растущих потребностей китайского народа в прекрасной жизни и содействия высококачественному экономическому развитию страны Китай готов расширять импорт из всех стран мира, в том числе и из США. Это принесет пользу народам Китая и США, а также всему миру. Политика реформ, открытости и расширения внутреннего спроса является государственной стратегией Китая, которая останется неизменной. Движение навстречу друг другу и отказ Китая и США от торговой войны должны стать предпосылкой для договоренностей, достигнутых между двумя странами. Если американская сторона прибегнет к торговым санкциям, в том числе к введению дополнительных таможенных пошлин, то все результаты, достигнутые в ходе двусторонних торгово-экономических переговоров, окажутся недействительными».

9 июня т.г. во время встречи с заместителем госсекретаря США Джоном Салливаном Посол КНР в США Цуй Тянькай заявил, что Китай и США должны укрепить контакты и сотрудничество, чтобы избежать недопонимания и просчетов. Два высокопоставленных дипломата обменялись мнениями по двусторонним отношениям и другим темам, представляющим взаимный интерес. Цуй Тянькай отметил, что отношения между Китаем и США находятся на ключевом этапе, стороны должны укрепить контакты и сотрудничество, упрочить взаимодоверие, а также надлежащим образом урегулировать разногласия во избежание недопонимания и просчетов. Цуй Тянькай подчеркнул, что как Китай, так и Соединенные Штаты несут ответственность и обязаны защищать безопасность, законные права и интересы дипломатов и консульских должностных лиц, проживающих в соответствующих странах.

 

*  *  *

Анализ американо-китайского торгово-экономического конфликта позволяет сделать ряд выводов и обобщений.

Во-первых, как свидетельствует анализ ситуации, инициатором американо-китайской торговой войны является администрация Д.Трампа. Это вполне логично и объяснимо, поскольку задолго до избрания президентом США Д.Трамп неоднократно обвинял Китай в несправедливой конкуренции, в манипулировании курсом юаня, в нарушении прав интеллектуальной собственности и т.д. В то же время, подобные обвинения не всегда подкреплялись убедительными фактами и доказательствами.

Во-вторых, особую остроту американо-китайской торговой войне придает то обстоятельство, что США являются самой мощной развитой страной, а Китай – самым мощным развивающимся государством. При этом многие наблюдатели и эксперты склонны трактовать торговый конфликт между Вашингтоном и Пекином в категориях борьбы за глобальное лидерство.

В-третьих, необходимо учитывать, что США имеют торговые претензии не только к Китаю, но и к Европейскому союзу, к своим партнёрам по НАФТА и т.д. В этой связи гипотетически возможно создание различных союзов и коалиций, направленных против американского протекционизма.

В-четвертых, Казахстан, развивающий стратегическое партнерство как с Китайской Народной Республикой, так и с Соединенными Штатами Америки, заинтересован в скорейшем прекращении американо-китайской торговой войны, которая в перспективе может нанести косвенный урон казахстанской экономике и торговле.

В-пятых, можно предположить, что, исходя из экономической целесообразности, Китай и США всё-таки придут к определенным договоренностям по торгово-экономическим и инвестиционным вопросам. Однако путь к всеобъемлющему компромиссу между Вашингтоном и Пекином может оказаться слишком долгим, что может усугубить негативные последствия американо-китайских трений для всего остального мира.

Похожие статьи