Eng | Pyc

 

   

Ирсалиев С.А., Мухамеджанова Г.Р. Форум прошел – вопросов стало больше. Как итоги ВЭФ-2018 могут отразиться на развитии систем образования в мире?

Всемирный экономический форум в Давосе, ставший главным мировым событием прошлой недели, проходил на фоне повышения МВФ прогнозов глобального роста на 2018-2019 гг. до 3,9% и ожиданий, что мировая экономика продолжит восстанавливаться после оживления торговли и инвестиций, а также в результате недавних налоговых реформ в США [1]. Последнее обстоятельство сделало Президента США главным героем ВЭФ-2018, который был назван в СМИ «съездом победителя» [2]. Ожидается, что новый налоговый пакет будет способствовать росту экономики в США и положительно повлияет на их торговых партнеров.

В 2018 г. Индия останется самой быстрорастущей экономикой мира (рост 7,4%). Положительная динамика также наблюдается в ряде развитых (ФРГ, Япония, Корея, США) и развивающихся стран (Бразилия, Китай, ЮАР). Примерно в 120 экономиках, составляющих 3/4 мирового ВВП, в 2017 г. наблюдался рост, что является самым широким синхронным мировым ростом с 2010 г. Прогнозируемый темп роста в странах СНГ (без учета России) в 2018 г. составит 3,4% [3].

Следует ожидать, что эти оптимистические экономические прогнозы в совокупности с другими глобальными трендами, обусловленными Четвертой промышленной революцией, повлияют на остальные цивилизационные сферы, в частности, на масштабы изменения рынка труда и необходимость соответствующего изменения системы образования для подготовки людей к работе и жизни в новых реалиях. На площадках форума этим вопросам было уделено достаточно много внимания. В частности, презентация в Давосе альтернативной ВВП системы оценки экономического развития стран мира — IDI (Индекса инклюзивного развития) особенно интересна для политики развития образовательных систем тем, что в него включен параметр «Скорректированные чистые сбережения», который учитывает расходы стран на образование [4]. Необходимо отметить, что в 12 параметров IDI включены только расходы на образование из всего перечня государственных затрат. Данный факт еще раз подчеркивает осознание мировым сообществом приоритетного значения образования в развитии экономики стран.

 

Восемь сценариев развития будущего рынка труда

Еще один интересный для системы образования документ был размещен на сайте ВЭФ в день открытия форума. Речь идет о «Белой книге» – «Eight Futures of Work: Scenarios and Their Implications», в которой описываются 8 сценариев развития будущего рынка труда в зависимости от 8 комбинаций трех основных переменных: (1) скорости технологических изменений и их влияния на бизнес-модели, (2) темпов эволюции обучения; (3) масштабов мобильности талантов по географическим регионам [5]. Анализ всех сценариев показывает исключительную важность высоких темпов эволюции обучения для безболезненной адаптации людей к новым требованиям рынка труда.

Так, если темпы эволюции обучения не соответствуют скорости технологических изменений и масштабам мобильности талантов, то многие работники на рынке труда не смогут идти в ногу с изменениями, которые происходят в настоящее время. Они столкнутся с быстро сокращающимися возможностями, так как их навыки будут признаны в значительной степени ненужными. Нехватка высококвалифицированных талантов ослабит экономический рост. «Вытеснение» с рынка труда приведет к глубокому и растущему неравенству, поляризованным ценностям и разделенным взглядам на технологию, нарастанию конфликтов.

Там, где системы образования не успевают эволюционировать вместе с технологическими изменениями, происходят массовые перемещения людей в города, между регионами и странами в отчаянном поиске возможностей. Высококвалифицированные люди из общин с низким доходом мигрируют в места и страны с более высоким доходом. В других же местах, где распались национальные экономики прошлого, ранее богатые районы и общины занимаются местным самообеспечением, в то время как большой сегмент все более низкоквалифицированных работников зарабатывает на жизнь, удовлетворяя потребности ограниченного круга привилегированных.

В странах, где опасения по поводу разрушительного потенциала быстрых технологических изменений привели к давно назревшим реформам в системах образования, были инвестированы значительные средства в обучение и перепрофилирование. Высококвалифицированные общины, сформировали «супер экономики» по всему миру и торгуют идеями, товарами и услугами друг с другом. В этих странах появился новый этос, особенно среди молодых поколений, который приветствует обучение на протяжении всей жизни. Быстрые темпы эволюции в обучении позволили большему количеству работников, внести вклад в развитие более широкого спектра навыков для общества и экономики. Усиление творчества, динамизма и производительности способствовали развитию различных отраслей и секторов. Большее количество квалифицированных, стремительных, любопытных работников, желающих обучатся на протяжении всей жизни во многих регионах, привели к появлению динамичного рынка для рабочих, позволяющий создавать возможности для себя и привлекать устойчивые потоки инвестиций.

Многие страны, которые вложили значительные средства в высококвалифицированные таланты, не желая терять их, прилагают усилия, чтобы противостоять высокому уровню миграции. Несмотря на относительно низкую физическую мобильность, многие экономики процветали, так как имели большой локальный пул квалифицированной рабочей силы, участвующей на глобальных рабочих онлайн платформах.

Высокая мобильность талантов внутри стран и через границы в сочетании с широкими возможностями для работы на онлайн-платформах, создала глобализованную рабочую силу, которая обладает высокой гибкостью и продуктивностью, способствующей быстрому распространению ценностей, идей, технологий, товаров и услуг по всему миру. Согласованная рабочая сила, социальная политика и международно-стандартизированные учетные данные, сертификации и ученые степени способствовали широкомасштабному экономическому динамизму и росту [6].

В «Белой книге» ВЭФ рекомендован ряд действий, которые могут про-активно формировать лучшее будущее и основные принципы «smart реакций» в каждом из 8 сценариев. Наряду с необходимостью переподготовки трех миллиардов человек в мире, расширения цифрового доступа и расширения гибких систем социальной защиты, одной из главных задач обозначена реформа систем образования.

Реформа базового образования – начиная с раннего детства, начального и среднего образования до профессиональной подготовки и высшего образования – определит, как следующее поколение рабочих найдет свое будущее рабочее место в разных сценариях. Для этого потребуется обновить учебные планы, чтобы включить навыки, необходимые в будущей рабочей силе – как цифровые, так и «человеческие» навыки, такие как общение, решение проблем, творчество, сотрудничество и критическое мышление. Это также потребует переосмысления того, как предоставляется образование: путем объединения офлайн и онлайн-методов, профессионализации и повышения роли учителей, признания и аккредитации навыков и разработки лучших и более инклюзивных систем обучения на протяжении всей жизни [7].

 

Проблема переквалификации и пути её решения

Одновременно с «Белой книгой» на сайте ВЭФ был размещен доклад «На пути к революции переквалификации: будущее рабочих мест для всех» (Towards a Reskilling Revolution: A Future of Jobs for All). В докладе указано, что до 2026 года 1,4 млн. рабочих мест в США, 57% из которых принадлежат женщинам, будут закрыты по причине технологического развития и других факторов. Поэтому требуются огромные усилия для защиты работников от таких последствий Четвертой промышленной революции. Положительный вывод из отчета заключается в том, что при адекватном переобучении 95% работников, подверженных риску, они смогут найти качественную работу с более высокой зарплатой. Без переобучения только у 2% рабочих была бы оптимальная возможность перехода на новые рабочие места, тогда как у 16% этой возможности не будет вообще. Отчет подчеркивает насущную необходимость в массивной программе переобучения работников и системы социальной защиты для их поддержки в период переобучения.

Учитывая предстоящее перемещение рабочих мест и быстрые изменения, которые уже происходят в отношении ряда навыков, востребованных на рынках труда в ходе Четвертой промышленной революции, аргументы в пользу принятия мер в настоящее время являются следующими:

1) для людей, особенно тех, кто подвержен риску, просто для того, чтобы оставаться занятым, потребуется участие в обучении на протяжении всей жизни и регулярном повторном обучении. Кроме того, для всех работников непрерывное обучение будет не только ключевым фактором для обеспечения занятости, но и для создания стабильной, полноценной карьеры и использования новых возможностей при переходе на работу;

2) для работодателей больше не будет достаточным полагаться только на новых работников, выходящих на рынок труда с правильными готовыми навыками. И хотя прогнозирование точного характера спроса на навыки невозможно, недавние исследования Всемирного экономического форума показывают, что в широком спектре сценариев инвестиции в переобучение рабочей силы и развитие человеческого капитала – это «беспроигрышное действие», т.е. это будет выгодным капиталовложением даже в отсутствие нехватки навыков;

3) для директивных органов, содействие непрерывному переобучению и обучению в масштабах всей экономики будет иметь решающее значение для поддержания рабочей силы с помощью инструментов, необходимых для стимулирования инклюзивного экономического роста. Это обеспечит компании возможностью найти работников, обладающих навыками, которые будут необходимы для успеха компаний [8].

В целом, основные документы ВЭФ-2018 вновь продемонстрировали приоритетность развития и модернизации систем образования для подготовки людей к жизни и работе в совершенно новых условиях, продиктованных технологическими переменами.

 

Дискуссии на ВЭФ-2018 о роли образования в новых реалиях

Традиционно участники форума обсуждали также и наиболее острые мировые проблемы. Так, премьер-министр Индии Н.Моди определил 3 наиболее значительных вызова, представляющих наибольшую угрозу для выживания человеческой цивилизации: изменение климата, терроризм и негативная реакция на глобализацию. «Задачи, с которыми мы сталкиваемся, столь же многочисленны, насколько они сложны» [9]. В свою очередь президент США Д.Трамп в своей речи обратил внимание на важность развития человеческого капитала: «Чтобы быть успешным, недостаточно инвестировать в нашу экономику – мы должны инвестировать в наших людей» [10].

Ряд дискуссий был посвящен роли систем образования в подготовке будущих поколений к решению этих сложных задач, стоящих перед человечеством.

В частности, глава фонда Lego Джон Гудвин заявил, что слишком многие страны по-прежнему используют образовательные практики, «созданные во времена наших дедушек и бабушек», что будет иметь катастрофические последствия, поскольку 2/3 детей, обучающихся в начальных классах, будут работать на рабочих местах, которые ещё не существуют [11].

По мнению Джона Гудвина, проведение большего времени вне класса может послужить решением данной проблемы [12]. Так, исследования показывают, что игра имеет жизненно важное значение для развития детей. Она дает им навыки творчества, решения проблем, эмоциональный интеллект, которые необходимы для решения будущих задач человечества. Например, игра в супергероя вырабатывает навыки лидерства, чаепитие для плюшевых мишек формирует организаторские способности, а строительство форта из лего – развивает навыки инноваций. Играть – значит учиться [13].

В Новой Зеландии проведено сравнительное исследование детей, которые научились читать в возрасте 5 лет с теми, кто учился читать в возрасте 7 лет. Когда им исполнилось по 11 лет, обе выборки детей демонстрировали одинаковые способности чтения. Однако дети, которые научились читать в возрасте 7 лет, показали более высокий уровень понимания, поскольку в раннем детстве они тратили время не на заучивание букв и слов, а на то, чтобы исследовать окружающий мир через игру [14].

Подготовка детей к будущему требует переориентации концепций обучения и образования. Знание того, как читать, писать и решать математические уравнения, остаются важными для детей, чтобы открыть мир перед ними. Всё более взаимосвязанный и динамичный мир означает, что дети будут менять работу несколько раз в течение своей жизни – переходить на работу, которая не существует сегодня, и которую им, возможно, придется изобрести самим.

Джон Гудвин полагает, что компаниям будет всё труднее нанимать сотрудников, которые обладают критическим мышлением и навыками решения проблем. «Критическое мышление и решение проблем начинают прививаться в раннем развитии детей, именно там закладываются основы». Недавнее исследование показало, что за каждый $1, инвестированный в раннее качественное игровое образование, $7-12 возвращается обществу. Таким образом, обучение через игру – просто отличная инвестиция для общества [15].

Будущие профессии будет выглядеть совершенно по-иному. Роботы и искусственный интеллект (ИИ) уже сейчас выполняют множество ручных, рутинных работ. По данным Глобального института McKinsey, роботы могут заменить 800 млн. рабочих мест к 2030 году. Поэтому ВЭФ-2018 предложил «революцию в области навыков», которая сможет открыть множество новых возможностей [16].

В частности, исполнительный директор Alibaba Джек Ма заявил: «Чтобы не бояться будущего, нам следует уделить особое внимание образованию наших детей. То, чему мы учим наших детей сейчас, и способ, которым их обучаем, могут привести к тому, что в будущем они потеряют работу. Потому что какие-то расчеты машина будет делать в разы лучше. Детей уже сейчас надо учить с помощью творческого, инновационного подхода». Джек Ма особо подчеркнул: «Учитель должен учиться все время, учитель должен все время делиться. Образование представляет собой большой вызов для нашего поколения. И если мы не изменим способ обучения, который мы будем преподавать через тридцать лет – у нас будут проблемы». По его словам, «мы не можем научить наших детей конкурировать с машинами, которые умнее – мы должны научить наших детей чему-то уникальному. Только таким образом через 30 лет у детей будет шанс». Детей следует обучать «мягким навыкам», таким как независимое мышление, ценности и командная работа.

Джек Ма выразил свое мнение о том, представляют ли угрозу для людей искусственный интеллект и большие данные: «Я думаю, что ИИ должен поддерживать людей. Технологии всегда должны делать то, что дает людям возможности, а не ограничивать их» [17]. При этом китайский бизнесмен уточнил: «Компьютеры всегда будут более умным, чем вы, они никогда не забывают, они никогда не сердятся. Но компьютеры никогда не смогут быть такими же мудрыми как люди. ИИ и роботы собираются упростить много рабочих мест, потому что в будущем они будут делаться машинами. Индустрии сервиса оставляют надежду – но они должны быть исключительными» [18].

«Все, что является обычным или рутинным, будет автоматизировано», – заявила Минуш Шафик, директор Лондонской школы экономики. Она также рассказала о важности «мягких навыков, творческих способностей, научных навыков, способности находить информацию, синтезировать ее, работать с ней». По её словам, капитальный ремонт системы образования будет иметь важное значение для устранения переломов в наших обществах и для избежания наклонности к популизму: «Не случайно люди, голосовавшие за популистские партии по всему миру, – это люди с низким уровнем образования. Дело не в том, что они глупы, а потому, что они умны. Они поняли, что эта система не будет работать в их пользу» [19].

Растущему значению навыков STEM было посвящёно выступление Фабиолы Джанотти, физика-ядерщика и генерального директора ЦЕРН. Будучи одним из создателей Большого адронного коллайдера и участником других больших научных проектов, она считает, что музыка так же важна для успеха современного человека, как и математика: «Нам нужно сломать культурные рамки. Слишком часто люди укладывают науку и гуманитарные науки, или науку и искусство, в разные рамки. А ведь они являются высшим выражением любопытства и творчества человечества» [20].

 

В целом, резюмируя обзор документов и дискуссий Всемирного экономического форума Давос-2018 относительно приоритетной роли образования в экономическом развитии, а также необходимости его быстрой трансформации, можно сделать вывод о том, что перед нашим государством и обществом стоят серьёзные вызовы в сфере опережающего развития и финансирования системы образования, достижения уже поставленных целей, а также формулирования новых.

______________________________

[1] What just happened? The biggest stories from Davos 2018. WEF. 26/01/2018. //https://www.weforum.org/agenda/2018/01/davos-2018-biggest-stories.

[2] Давос-2018: съезд победителя. 27/01/2018.  //http://www.interfax.ru/business/597320

[3] World Economic Outlook Update, January 2018 //http://www.imf.org/en/Publications/WEO/Issues/2018/01/11/world-economic-outlook-update-january-2018.

[4] The Inclusive Development Index 2018: Summary and Data, Highlights //http://www3.weforum.org/docs/WEF_Forum_IncGrwth_2018.pdf.

[5] White Paper. Eight Futures of Work: Scenarios and their Implications //http://www3.weforum.org/docs/WEF_FOW_Eight_Futures.pdf.

[6] Там же.

[7] Там же.

[8] Towards a Reskilling Revolution: A Future of Jobs for All //http://www3.weforum.org/docs/WEF_FOW_Reskilling_Revolution. pdf.

[9] Narendra Modi: These are the 3 greatest threats to civilization //https://www.weforum.org/agenda/2018/01/narendra-modi-davos-these-are-the-3-greatest-threats-to-civilization.

[10] President Donald Trump’s Davos address in full. //https://www.weforum.org/agenda/2018/01/president-donald-trumps-davos-address-in-full-8e14ebc1-79bb-4134-8203-95efca182e94.

[11] Five things we learned at Davos 2018. //https://www.theguardian.com/business/2018/jan/27/five-things-we-learned-at-davos-2018.

[12] Children need to play //https://www.synergiafoundation.in/news-analysis/children-need-play

[13] To play is to learn. Time to step back and let kids be kids //https://www.weforum.org/agenda/2018/01/to-play-is-to-learn.

[14] Children need to play //https://www.synergiafoundation.in/news-analysis/children-need-play.

[15] Why playtime is key to raising successful children. //https://www.weforum.org/agenda/2018/01/how-play-can-help-children-overcome-a-fractured-world.

[16] 6 quotes from Davos on the future of education //https://www.weforum.org/agenda/2018/01/top-quotes-from-davos-on-the-future-of-education.

[17] Jack Ma on the IQ of love — and other top quotes from his Davos interview //https://www.weforum.org/agenda/2018/01/jack-ma-davos-top-quotes.

[18]Meet the Leader with Jack Ma //https://www.weforum.org/events/world-economic-forum-annual-meeting-2018/sessions/Davos2018-005.

[19] 6 quotes from Davos on the future of education //https://www.weforum.org/agenda/2018/01/top-quotes-from-davos-on-the-future-of-education.

[20] Там же.

Похожие статьи