Eng | Pyc

 

   

Акиянова Ф.Ж. О реализации научно-прикладной программы МНК «Астана» по теме: «Комплексные исследования экосистем казахстанского сектора шельфа и побережья Каспийского моря с оценкой влияния нефтегазовой отрасли» в 2021-2026 гг.*

Программа «Комплексные исследования экосистем казахстанского сектора шельфа и побережья Каспийского моря с оценкой влияния нефтегазовой отрасли» является составной частью планомерных научных исследований, готовящихся к реализации МНК «Астана» по Каспийскому региону Казахстана в 2018-2026 годах, в соответствии с подписанным Меморандумом о сотрудничестве с Акиматами Атырауской и Мангистауской (22.09.2017 г.).

Каспийское море является крупнейшим водоемом, уникальность которого предопределена его географическим местоположением в центре Евразии, особенностями геолого-геоморфологического строения ложа и гидрологического режима водной составляющей. Меридиональная протяженность Каспийского моря обусловила его расположение в нескольких природно-климатических зонах, каждой из которых присущи свои почвенно-растительные и ландшафтные условия, экосистемы, комплекс биоразнообразия.

В связи с тем, что бассейн Каспия является одним из старейших в мире нефтедобывающих бассейнов, а по оценкам международных экспертов здесь сосредоточена 1/5 часть всех запасов углеводородного сырья в мире, проблема сохранения природной среды, оценка уязвимости и возможных рисков воздействия нефтегазовой отрасли на водные и прибрежные экосистемы уникального водоема, была и остается актуальной.

Каспийское море является трансграничным водным объектом, в числе прибрежных сторон которого расположены Азербайджан, Иран, Казахстан, Россия и Туркменистан. Законом РК от 23 октября 2000 г. № 94-II «О присоединении Республики Казахстан к Конвенции по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер» Казахстаном была ратифицирована «Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер, подписанная 17 марта 1992 г. в Хельсинки. Конвенция нацелена на предотвращение, ограничение, сокращение трансграничного воздействия, улучшение экологического состояния в трансграничном контексте.

До недавнего времени основным документом, регулирующим защиту морской среды Каспийского моря от загрязнения, включая защиту, сохранение, восстановление, устойчивое и рациональное использование его биологических ресурсов, являлась «Рамочная Конвенция по защите морской среды Каспийского моря» (Тегеранская Конвенция), подписанная пятью прикаспийскими государствами (Тегеран, 4 ноября 2003 г.) и ратифицированная Республикой Казахстан 13 декабря 2005 г. (№ 97, Закон РК «О ратификации Рамочной конвенции по защите морской среды Каспийского моря»).

Для реализации Тегеранской Конвенции были разработаны, одобрены и подписаны:

– Протокол по защите Каспийского моря от загрязнения из наземных источников и в результате осуществляемой на суше деятельности;

– Протокол по оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте;

– Протокол о региональной готовности, реагировании и сотрудничестве в случае инцидентов, вызывающих загрязнение нефтью и другие.

По Закону РК от 7 июля 2006 г. № 175-III «Об особо охраняемых природных территориях» акватория восточной части Северного Каспия с дельтами рек Волги (в пределах Республики Казахстан) и Урала входит в государственную заповедную зону в северной части Каспийского моря, основным предназначением которой является сохранение рыбных запасов, обеспечение оптимальных условий обитания и естественного воспроизводства осетровых и других ценных видов рыб.

Также, согласно данному Закону, в государственной заповедной зоне в северной части Каспийского моря обеспечиваются возможности для развития рыбного хозяйства, водного транспорта, государственного геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья с учетом специальных экологических требований, установленных Экологическим кодексом Республики Казахстан.

Законодательное и нормативно-правовое обеспечение устойчивого развития трансграничного региона значительно усилилось в связи с подписанием Главами пяти прикаспийских государств «Конвенции о правовом статусе Каспийского моря» (12.08.2018 г.), которая содержит детальный свод правил и обязательств по использованию акватории Каспийского моря.

Важным основанием для реализации научно-прикладной программы является тот факт, что 28 сентября 2016 года была возобновлена добыча нефти на месторождении Кашаган. Министерство энергетики РК официально подтвердило начало коммерческой добычи нефти на месторождении Кашаган, которое является наиболее крупным проектом Казахстана в нефтедобывающей отрасли. Его особенность заключается в том, что добыча проводится на шельфе Каспийского моря, что обуславливает техническую сложность проводимых работ и высокий риск нарушения природных систем Каспийского моря и прилегающих территорий. В связи с этим вопрос сохранения экосистем казахстанского сектора Каспийского моря становится всё более острым. Загрязнение водных и прибрежных экосистем может оказать негативное воздействие на состояние растительности и животного мира. Опасности подвергаются здоровье местного населения, социально-экономическая стабильность прилегающих областей.

Все эти факторы обуславливают необходимость заблаговременной оценки экологического воздействия от добычи углеводородного сырья. Определение экологической напряженности водных и наземных экосистем позволит выявить наиболее уязвимые к воздействию территории, разработать комплекс мер для реагирования на разливы нефти, на аварии на производственных объектах и т.п.

Прикаспийский регион является классическим примером макрорегиональной экосистемы, продолжительное время развивающейся в условиях неустойчивых состояний окружающей среды, связанных, прежде всего, с колебаниями уровня Каспийского моря. Адаптация природно-хозяйственных систем до конца 1970-х годов к низким отметкам уровня моря привела к селитебному и промышленно-хозяйственному освоению территории осушки. В связи с этим в зоне непосредственного воздействия современной трансгрессивной фазы Каспийского моря, начавшейся с 1978 году, оказались освоенные земли, населенные пункты и промышленные объекты. Особенно негативным фактором явилось затопление и подтопление месторождений углеводородного сырья, а также риск возможного затопления при различных стояниях уровня Каспийского моря (рис.1).

Рисунок 1 – Риск затопления современной трансгрессией Каспийского моря населенных пунктов и объектов прибрежной инфраструктуры

 

В настоящее время в Прикаспийском регионе уже существует ряд экологических проблем, связанных с загрязнением окружающей среды и влиянием его на здоровье населения, нерациональным использованием и истощением природных ресурсов, инвазией чужеродных видов фауны и флоры, а также антропогенным воздействием на  способность биосферы к самовосстановлению.

Многие из этих проблем связаны с деятельностью человека и их решение возможно на основе применения новых подходов, технологий, инвестиций, но в некоторых случаях требуется жесткое ограничение объемов антропогенного воздействия на экосистемы. Для определения границ и допустимых пределов антропогенного воздействия на экосистемы, оценки емкости аквальных и наземных  экосистем, необходимо проведение комплексных исследований.

В соответствии с изложенным, целью научно-прикладной программы является «Определение современного состояния экосистем казахстанского сектора шельфа и побережья Каспийского моря с учетом воздействия нефтегазовой отрасли в целях оптимизации природопользования, безопасности жизнедеятельности и сохранения биоразнообразия региона».

Район исследований включает Казахстанский сектор Каспийского моря и Территории Атырауской и Мангистауской областей.

Программа рассчитана на 6 лет и подразделена на 3 этапа.

В задачи 1-го инвентаризационно-оценочного этапа (2021-2022гг.) входит анализ результатов проведенных исследований, оценка и картографирование природных условий, влияющих на экологическое состояние экосистем казахстанского сектора Каспийского моря и побережья с учетом природных опасностей;

При этом большое внимание будет уделено оценке современного состояния биологических ресурсов, анализу снижения биологической продуктивности флоры и фауны, оценка потери биоразнообразия морской и прибрежной флоры и фауны, изучению потенциала возобновляемых биоресурсов и развития аквакультуры, перспективам  развития особо охраняемых природных территорий на шельфе и побережье Каспийского моря.

Важная задача по анализу показателей здоровья населения различных возрастно-половых групп, как на основе анализа и систематизации статистических данных, так и обследований на местах.

Для решения указанных задач предлагается применение экосистемного подхода, применение передовых методов и подходов оценки современного состояния экосистем, определения воздействия природно-антропогенных факторов на аквальные и наземные экосистемы, определение ценности и  значимости экосистем для сохранения уникального биоразнообразия региона.

Задачи II-го инвентаризационно-оценочного этапа (2023-2024 г.) будут связаны с детальной оценкой антропогенного воздействия на природные компоненты и комплексы (рис. 2).

Рисунок 2. Фрагмент карты по оценке степени антропогенной трансформации растительности Прикаспийского региона Казахстана

Планируется проведение функционального зонирования казахстанского сектора Каспийского моря и побережья на основе изучения и картографирования использования акваторий и территорий.

Функциональная оценка территорий и акваторий предполагает изучение экологического состояния, радиационной обстановки территории, проведения экологического зонирования экосистем, которое представляет собой обоснованное районирование территории и акватории с различным режимом деятельности и охраны.

Детальные исследования будут связаны с  определением воздействия нефтегазовой отрасли (разработка месторождений, транспортировка и переработка углеводородного сырья),  на состояние экосистем казахстанского сектора шельфа и побережья Каспийского моря с ранжированием, учетом функционального использования, определением экологической напряженности.

Задачи III-го заключительного этапа связаны с экономической оценкой экологических услуг и разработкой рекомендаций по улучшению состояния экосистем и снижению риска негативного воздействия нефтегазового сектора экономики на экосистемы и уникальное биоразнообразие казахстанского сектора шельфа и побережья Каспийского моря;

Для поддержания экосистем, сохранения их ценных свойств и биоразнообразия необходимы и экономические механизмы. Необходимость интеграции экономической оценки экосистемных услуг вызвана тем, что в экономике Казахстанского Прикаспия природные ресурсы играют огромную роль, но выгоды, получаемые от них в долгосрочной перспективе, не учитываются экономическими параметрами.

Экономическая оценка экосистемных услуг заключается в определении стои­мости важных для человека и его деятельности различных  выгод, получаемых от природы. Экосистемы, помимо средообразующей функции, создают исключительные экономические ценности для многих секторов экономики и заинтересованных лиц. Экосистемные услуги подразделяются на обеспечивающие (питьевая вода, рыбные ресурсы, древесина, лекарственные растения и др.), регулирующие (климат, поглощение СО2 и др.), эстетические, поддерживающие (почвообразование, круговорот питательных веществ). Помимо этих услуг экосистемы имеют нематериальную ценность, т.е. оказывают культурные услуги – это духовные и религиозные, рекреационные, эстетические и т.д., которые также являются экономически выгодными. Стоимостное выражение экосистемных услуг, прежде всего, поможет осуществить защиту экосистем, а во-вторых, показать экономическую выгоду природных условий казахстанской части Каспийского моря и его побережья.

В результате реализации научно-прикладной программы:

— будут определены факторы и источники воздействия хозяйственной деятельности на состояние и биоразнообразие экосистем в том числе нефтегазовой отрасли (добыча, транспортировка, переработка) с расчетом экологической напряженности, проведено функциональное зонирование казахстанского сектора шельфа и побережья Каспийского моря.

будут выявлены альтернативные экономически перспективные виды хозяйственной деятельности, экологически безопасные для населения и экосистем казахстанского сектора шельфа и побережья Каспийского моря.

— будут разработаны рекомендации с определением участков и показателей для наблюдений за экологическим состоянием экосистем Каспийского моря и побережья с учетом существующей мониторинговой сети наблюдений.

Крупным блоком работ явится разработка рекомендаций по улучшению качества окружающей среды селитебных территорий побережья Каспийского моря, которое повлияет на улучшение здоровья местного населения.

Научно-прикладная программа нацелена на широкое использование картографического метода исследований, который в настоящее время стал одним из наиболее информативных и наглядных инструментов при изучении современного экологического состояния крупных регионов и экологического зонирования шельфа и прибрежных территорий. Успешное его применение определяется механизмом сочетания наземного картографирования с использованием сети тестовых полигонов и получения информации дистанционного зондирования.

Кроме того, в помощь процессу цифровизации экономики, будет разработан и запущен в Интернет-среде интерактивный электронный портал «Экосистемы Прикаспийского региона» (на казахском, русском и английском языках), который будет включать актуальную картографическую, текстовую, справочную информацию по экологическому состоянию и тенденциям развития водных и наземных экосистем региона.

Основными исполнителями научно-прикладной программы «Комплексные исследования экосистем казахстанского сектора шельфа и побережья Каспийского моря с оценкой влияния нефтегазовой отрасли» явятся специалисты Института географии и природопользования, Каспийского Института и других научно-исследовательских институтов и центров Международного научного комплекса «Астана». Кроме того, к выполнению данной крупной научно-прикладной программы по Каспийскому трансграничному региону, будут привлечены ведущие организации и специалисты Казахстана, Прикаспийских государств и дальнего зарубежья.

 

* Доклад на международной научной конференции «Каспий XXI века: сотрудничество и безопасность (Астана, 28 сентября 2018 г.)

Похожие статьи