Eng | Pyc

 

   

Калиева М.Ш. Социальные аспекты развития молодежной политики Казахстана

Молодое поколение занимает важное место в жизни казахстанского общества. Как самостоятельная и реальная группа населения оно выполняет свои определенные социальные функции. Молодежь наследует накопленный на сегодняшний день практический опыт развития общества и государства, выявляет перспективное видение будущего страны, несет ответственность за ее стабильность в условиях глобализации и рыночных преобразований. Она является одним из главных участников социально-политических процессов, имеет собственный инновационный потенциал, свои цели и интересы. Государственная молодежная политика призвана стать одним из системных ресурсов реализации Стратегии «Казахстан – 2050» [1].

В контексте современных реалий определена нормативно-правовая база молодежной политики РК. Она включает в себя следующие основополагающие документы:

  • О Концепции государственной молодежной политики Республики Казахстан до 2020 года «Казахстан 2020: путь в будущее» [2];
  • Об утверждении Плана мероприятий по реализации Концепции государственной молодежной политики Республики Казахстан до 2020 года «Казахстан 2020: путь в будущее» (первый этап – 2013-2015 годы) [3];
  • Об утверждении Плана мероприятий по реализации Концепции государственной молодежной политики Республики Казахстан до 2020 года «Казахстан 2020: путь в будущее» (второй этап – 2016-2020 годы) [4];
  • Закон Республики Казахстан от 9 февраля 2015 года № 285-V «О государственной молодежной политике» [5] и др.

Специфичность социального положения молодежи в современном обществе такова, что она находится в эпицентре практически всех социальных конфликтов и противоречий. Занимаясь поиском собственного социального статуса, молодежь выявляет новые социальные ниши в системе развития государства.

Созидание нового социального качества и социальной зрелости требует от казахстанской молодежи инновационных форм самореализации и самоутверждения. Тенденции развития международного сообщества в наши дни характеризуются экономическими и политическими кризисами, социальными катаклизмами, проявлениями терроризма и религиозного экстремизма.

В условиях угроз и рисков глобального мира молодежь сталкивается с новыми вызовами. Социальное становление является одним из основополагающих компонентов ее включения в жизнь общества. При этом важно непосредственное вовлечение молодых людей в процесс решения не только собственных проблем, но и общенациональных задач развития страны.

Социальные аспекты развития молодежной политики Казахстана тесно связаны с социальной политикой государства. Ее функциональность во многом зависит от уровня и качества деятельности институтов управления. Для повышения их эффективности и мобильности необходимо:

  • определить и структурировать цели, задачи, формы и методы работы со всеми социальными группами молодежи;
  • выстроить модель социального партнерства и взаимодействия между государством и молодежными НПО, способную своевременно реагировать на перемены в окружающем пространстве и прогнозировать перспективу их дальнейшего развития;
  • выявлять новые направления динамичного управления социальной сферой молодежной политики.

В системе современного развития казахстанского общества возрастает социальная ответственность личности. Нереализованная на рынке труда молодежь, представляющая интересы определенной социально-демографической группы, является одним из главных источников дестабилизации общественных отношений. Необходим механизм управления социальными конфликтами, эффективно действующий на всех уровнях развития государственной молодежной политики. Такие социально значимые вопросы, как здоровье, образование, занятость, отдых и культурный досуг молодежи, являются наиважнейшими в системе социальной политики государства. Актуально отражение реального положения в сфере решения молодежных социальных проблем.

Укрепление демократических общественных норм и отношений требует от молодежи всесторонней адаптации и активной гражданской позиции, развития социальных навыков в области семейно-бытовых и трудовых отношений, в учебно-образовательном процессе. Как показывает практический опыт, государство проводит большую работу в сфере молодежной политики.

Однако такие факторы, как недостаточное участие НПО в решении актуальных проблем молодежи, а также проявления инфантилизма и пассивности в молодежной среде в процессе решения своих жизненных вопросов затрудняют социальную адаптацию молодых людей. Кроме того, недостаточная развитость механизмов социальной адаптации и воспитания молодежи в духе либерально-демократических ценностей ограничивает возможности реализации ее трудового потенциала, всестороннего выявления профессиональных, организаторских и лидерских качеств.

Поэтому важно создание государством оптимальных условий для развития потенциальных ресурсов молодежи. В реалиях нашего времени она имеет возможность принимать участие в реализации таких программ, как:

  • Государственная программа развития и функционирования языков в Республике Казахстан на 2011-2020 годы [6];
  • Программа развития регионов до 2020 года [7];
  • Дорожная карта занятости – 2020 [8] и др.

В целом, все это способствует гармоничной адаптации молодежи в систему социальных отношений. Для позитивного социального самочувствия молодежь должна иметь возможность быть активно вовлеченной в процесс осуществления общенациональных и региональных задач развития страны, а также проявлять свои лидерские качества.

 

Системный подход в решении социальных проблем молодежи

Государственная молодежная политика ориентирована на удовлетворение социальных потребностей и запросов молодежи, оказание ей помощи и поддержки в решении жизненных вопросов. Вместе с тем, государству необходимо таким образом строить свои отношения с молодежью, чтобы она была готова созидать и работать в интересах конкурентоспособного и устойчивого развития страны.

Решение социальных проблем молодежи требует системного подхода. Актуально на его основе:

  • выстроить новый уровень коммуникаций между молодежью и институтами исполнительной власти в области государственной молодежной политики;
  • выработать современные социальные технологии, активно содействующие формированию положительного имиджа государства в сознании молодежи;
  • определить эффективную систему социального партнерства между молодежью, бизнес-сообществом и институтами гражданского общества.

Социальные аспекты развития молодежной политики Казахстана связаны с гармонизацией социальных отношений, включающей в себя два основных сегмента:

1) оптимизация мер по профилактике социального исключения молодежи из жизни общества;

2) формирование в молодежной среде социокультурных ценностей демократии и гуманизма, противодействия насилию, терроризму и радикальному экстремизму.

В контексте современных вызовов и рисков необходимо выстраивать новую модель социальной защиты молодежи, способную обеспечить молодому поколению социальную активность и достойные условия жизни.

Рекомендации по социальным аспектам развития государственной молодежной политики на микро- и макроуровне:

  • анализ тенденций социальной адаптации молодежи;
  • изучение динамики развития трудовых и творческих ресурсов молодежи;
  • исследование параметров состояния здоровья, интеллектуального потенциала и профессиональной подготовленности молодежи как одного из главных показателей стратегического планирования и прогнозирования развития страны;
  • разработка институтами социальной и правовой защиты новых подходов к процессу управления социальными изменениями в молодежной среде.

 

Список использованных источников:
  1. Послание Президента Республики Казахстан — Лидера нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана Стратегия «Казахстан — 2050» Новый политический курс состоявшегося государства //http://www.akorda.kz/…kazakhstan/…/poslanie-prezidenta-respubliki-kaza… /
  2. О Концепции государственной молодежной политики Республики Казахстан до 2020 года «Казахстан 2020: путь в будущее» — Постановление Правительства Республики Казахстан от 27 февраля 2013 года № 191 //http://www.adilet.gov.kz/ru/node/38994 /
  3. Об утверждении Плана мероприятий по реализации Концепции государственной молодежной политики Республики Казахстан до 2020 года «Казахстан 2020: путь в будущее» (первый этап – 2013 – 2015 годы) — Постановление Правительства Республики Казахстан от 17 июня 2013 года № 603 //https://egov.kz/cms/ru/law/list/P1300000603 /
  4. Об утверждении Плана мероприятий по реализации Концепции государственной молодежной политики Республики Казахстан до 2020 года «Казахстан 2020: путь в будущее» (второй этап – 2016 – 2020 годы) — Постановление Правительства Республики Казахстан от 9 декабря 2015 года № 983 //https://egov.kz/cms/ru/law/list/P1500000983 /
  5. Закон Республики Казахстан от 9 февраля 2015 года № 285-V «О государственной молодежной политике» //http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31661446/
  6. О Государственной программе развития и функционирования языков в Республике Казахстан на 2011-2020 годы – Указ Президента Республики Казахстан от 29 июня 2011 года № 110 //http://adilet.zan.kz/rus/docs/U1100000110 /
  7. Об утверждении Программы развития регионов до 2020 года – Постановление Правительства Республики Казахстан от 28 июня 2014 № 728 //http://adilet.zan.kz/rus/docs/P1400000728 /
  8. Постановление Правительства Республики Казахстан от 31 марта 2015 года № 162 Об утверждении Дорожной карты занятости — 2020 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 22.07.2016 г.) //http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=34896883/

Похожие статьи