Eng | Pyc

 

   

Бекниязов М.К. Развитие межгосударственного сотрудничества в странах Центральной Азии под эгидой Международного фонда спасения Арала

Региональная платформа Международного Фонда спасения Арала, которая была создана по инициативе Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева, на протяжении многих лет является единственной политико-экономической площадкой, объединяющей страны Центральной Азии.

Вопросы водных взаимоотношений и улучшения социально-экономического и экологического благополучия региона Центральной Азии всегда находились в приоритете сотрудничества между Казахстаном и его историческими соседями: Узбекистаном, Кыргызстаном, Туркменистаном и Таджикистаном. Только через взаимовыгодное региональное сотрудничество можно избежать неоправданных и дорогостоящих мер по обеспечению населения, отраслей экономики и природных экосистем водными ресурсами, энергией и добиться продовольственной и энергетической безопасности, не подвергая природные экосистемы дальнейшему стрессу и деградации.

После образования суверенных государств наблюдалась активизация водных взаимоотношений. В феврале 1992 г. было подписано рамочное пятистороннее Соглашение о сотрудничестве в сфере совместного управления использованием и охраной водных ресурсов межгосударственных источников. Договаривающиеся стороны обязались обеспечить строгое соблюдение согласованного порядка и установленных правил использования и охраны водных ресурсов, не допускать действий, способных привести к изменению согласованных величин расходов воды и загрязнению водоисточников.

Тогда же на паритетных условиях была создана Межгосударственная координационная водохозяйственная комиссия (МКВК), включившая в свой состав первых руководителей водохозяйственных организаций. Решения, принятые в рамках этого Соглашения стали платформой для развития дальнейшего сотрудничества в сфере водных и экологических взаимоотношений между странами Центральной Азии.

На Ташкентской встрече Глав государств Центральной Азии 4 января 1993 г. было принято решение о создании Международного Фонда спасения Арала. Вслед за этим, 26 марта 1992 г. в г.Кзыл-Орде Главы государств-учредителей МФСА избрали Президента Казахстана Н.А.Назарбаева первым Президентом МФСА. Здесь же Главами государств было подписано «Соглашение о совместных действиях по решению проблем Аральского моря и Приаралья, экологическому оздоровлению и обеспечению социально-экономического развития Аральского региона». Оно сыграло большую положительную роль в развитии взаимоотношений, определив конкретные шаги сотрудничества: поддержание качества воды в водных источниках, восстановление нарушенных экосистем, создание устойчивых ландшафтных комплексов, упорядочение системы водопользования, улучшение санитарно-гигиенические норм и медико-биологических условий проживания населения, его обеспечение питьевой водой. Также были пункты о мероприятиях по охране мигрирующих животных, организации заповедных зон, проведению научных исследований и проектных разработок.

 

Рис. 1. Бассейн Аральского моря.

 

В январе 1994 г. на Нукусской встрече Главы государств утвердили «Программу конкретных действий по улучшению экологической обстановки в бассейне Аральского моря на ближайшие 3-5 лет с учетом социально-экономического развития региона» [1].

В рамках данной Программы Стороны договорились разработать общую стратегию вододеления, рационального водопользования и охраны водных ресурсов в бассейне Аральского моря. Региональная водная стратегия [2] была разработана при участии созданной для этого Творческой группой, однако она так и не была утверждена на уровне Правительств стран. Предполагалось также разработать и внедрить единую для бассейна Аральского моря унифицированную систему учета водных ресурсов и их использования, и региональную систему мониторинга состояния природной среды. Эта задача также не была завершена в полном объеме.

Необходимо отметить, что Казахстанской стороной были выполнены мероприятия, обозначенные в данной Программе: увеличена пропускная способность русла реки Сырдарьи, осуществлены проектные и инженерные мероприятия, обеспечивающие создание Северного Аральского моря.

Эти масштабные мероприятия стали возможны благодаря Проекту регулирования русла р.Сырдарьи и сохранения Северного части Аральского моря (Фаза 1) при совместном финансировании Всемирного Банка и Правительства РК в размере $85,79 млн. Проект был полностью завершен в 2010 г. В результате была сохранена и восстановлена Северная часть Аральского моря как географический и климатообразующий объект; увеличена пропускная способность р.Сырдарьи со снятием угрозы затопления и подтопления населенных пунктов и объектов экономики; улучшено экологическое и социально-экономическое состояние региона и населения Приаралья; возрождён рыбный промысел.

Неотложной задачей, которую предстояло решить в этот период, являлось создание действенного механизма водно-энергетического регулирования в Центрально-Азиатском регионе. Первым шагом на этом пути стала разработка, согласование и подписание 17 марта 1998 г. в г.Бишкеке «Соглашения между Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики и Правительством Республики Узбекистан об использовании водно-энергетических ресурсов бассейна реки Сырдарьи», к которому в следующем году присоединилось Правительство Таджикистана. Стороны согласились ежегодно координировать и принимать решения по пропуску воды, выработке и передаче электроэнергии, а также по компенсациям потерь энергоресурсов на эквивалентной основе, не принимать действий, нарушающих согласованный режим водопользования и поставок энергоресурсов. Дополнительно выработанная каскадом Нарын-Сырдарьинских ГЭС электрическая энергия на Токтогульской ГЭС сверх нужд Кыргызстана передаётся в Казахстан и Узбекистан поровну. Её компенсация осуществляется поставками в Кыргызстан в эквивалентном объеме энергоресурсов (уголь, газ, топочный мазут, электроэнергия), а также другой продукции (работ, услуг) или в денежном выражении по согласованию, для создания необходимых ежегодных и многолетних запасов воды в водохранилищах для ирригационных нужд. Режим работы водохранилищ, объемы перетоков электроэнергии, поставки энергоносителей утверждаются ежегодными межправительственными соглашениями. Однако данное Соглашение выполнялось лишь в первые годы после его заключения, а затем Стороны постепенно перестали выполнять договоренности.

Были также попытки в рамках ЕврАзЭС проработать вопросы создания Международного водно-энергетического консорциума Центральной Азии и выработать механизм регулирования водно-энергетического режима региона.

Однако работа по созданию Международного водно-энергетического консорциума Центральной Азии и действенного механизма водно-энергетического регулирования в регионе также не увенчались успехом в связи с несогласованностью позиций сторон в данных вопросах.

28 апреля 2009 г. в г.Алматы состоялась встреча Президентов Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Таджикистан, Туркменистана и Республики Узбекистан, по итогам которой было принято Совместное заявление Глав государств-учредителей МФСА [3]. Отмечая позитивное значение МФСА, Стороны решили содействовать активизации деятельности и развитию сотрудничества с учреждениями системы ООН, включая Региональный центр ООН по превентивной дипломатии для стран Центральной Азии, другими международными организациями. Была также выражена готовность к дальнейшему совершенствованию организационной структуры и договорно-правовой базы МФСА, а Исполкому этой организации совместно с МКВК и МКУР с привлечением национальных экспертов и доноров разработать Программу действий по оказанию помощи странам бассейна Аральского моря на период 2011-2015 гг. (ПБАМ-3) [4]. Стороны подтвердили заинтересованность в выработке взаимоприемлемого механизма по комплексному использованию водных ресурсов и охране окружающей среды в ЦА с учетом интересов всех государств региона

На современном этапе водного сотрудничества страны Центральной Азии в основном осуществляют деятельность в рамках национальных программ. Стороны предпринимают дополнительные меры по накоплению водных ресурсов на своих территориях в зимний период, когда увеличиваются сбросы из Токтогульского водохранилища, работающего в энергетическом режиме.

Вызывают определенные опасения затягивание процесса реализации Проекта «Регулирование русла р.Сырдарьи и северной части Аральского моря. Фаза 2)», который Казахстан намерен осуществить при совместном финансировании с Всемирным Банком. Проект согласован всеми государствами-учредителями МФСА в рамках Программы ПБАМ-3. Его основными целями являются улучшение подачи воды и защиты условий от паводков в низовьях р.Сырдарьи; повышение средней пропускной способности русла р.Сырдарьи в зимний период с 500 до 700 м3/с; противопаводковая защита уязвимых населенных пунктов, орошаемых земель, ценных объектов гражданской инфраструктуры; регулирование и улучшение подачи воды в озерные системы в дельте р. Сырдарьи и вблизи северной части Аральского моря; улучшение управления речным бассейном.

Кыргызстан неудовлетворен намерениями Узбекистана продвигать свои национальные интересы в водной сфере в период председательства в МФСА. 18 мая 2016 г. в Брюсселе на 3-м заседании Диалога высокого уровня ЕС-ЦА по политике и вопросам безопасности Кыргызстан заявила о своем решении «заморозить» участие в деятельности МФСА и его органов. В свете этой политики, в последнее время происходит недооценка, а порой прямое игнорирование Кыргызстаном деятельности МКВК. Лимиты распределения воды на вегетацию 2016 г., принятые без участия члена МКВК от этой страны, не позволили в полном объеме получить ирригационную воду для Мактааральского района Южно-Казахстанской области, а Токтогульское водохранилище было наполнено до максимального объема – 19,5 км3.

Качество воды р.Сырдарьи постепенно ухудшается, с сопредельных территорий с водой поступают загрязняющие вещества (сульфаты, магний, медь, фенолы), среднегодовая концентрация которых превышает предельно допустимые концентрации (ПДК) в 1,6-5,6 раза. Продолжаются сбросы в трансграничные водные объекты неочищенных стоков, игнорируется работа по совместному мониторингу качества воды.

Потенциальную угрозу радиоактивного загрязнения водных ресурсов ЦА представляют отдельные объекты на территории Ферганской долины, на которых многие годы осуществляется деятельность, связанная с разработкой, испытанием и хранением радиоактивных материалов. Вероятность такой угрозы многократно возрастает в связи с расположением почти всех предгорных долин в сейсмически активных зонах, где  они подвержены разрушительному действию селей, наводнений и оползней.

В целях преодоления энергетического кризиса и снятия социальной напряженности в 2008 г. руководство Республики Таджикистан реанимировало проект строительства Рогунской ГЭС, которая является самым верхним объектом из запланированного и частично построенного гидроэнергетического каскада на р.Вахш. Проектная высота каменно-земляной плотины 335 м, полный объем водохранилища – 13,3 км3, полезный – 8,6 км3, общая установленная мощность электростанции – 3600 МВт.

Планы Таджикистана и Кыргызстана по наращиванию гидроэнергетического потенциала путем строительства ГЭС обуславливает поиск новых рынков сбыта электроэнергии, в том числе в Афганистан и Пакистан. Региональный энергетический проект CASA-1000 (Central Asia – South Asia) предусматривает строительство высоковольтных ЛЭП с проектной пропускной способностью в 1000-1300 МВт из Кыргызстана и Таджикистана в Пакистан через территорию Афганистана. В мае 2016 г. в Таджикистане состоялась официальная церемония начала фазы реализации данного проекта.

Безопасность гидротехнических сооружений является серьезной проблемой в связи с тем, что они построены 40-50 лет назад и находятся в постоянной эксплуатации на протяжении длительного периода. Проблема усугубляется естественными природными факторами: увеличением числа и усилением ураганов, повышенными паводками, селевыми явлениями и т.д. В этой связи назрела необходимость принятия комплексных мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений страны, как сложных, ответственных и потенциально опасных  инженерных объектов.

Для активизации сотрудничества со странами Центральной Азии необходимо принятие ряда первоочередных мер, направленных на повышение доверия между странами, поиск путей взаимовыгодного, паритетного, основанного на принципах международного водного права сотрудничества, возврат активности, характерный для начального этапа.

Следует отметить, что водно-энергетические проблемы Центральной Азии детально обсуждались во время государственного визита Президента Республики Узбекистан  Ш.Мирзиёева в Астану (23 марта 2017 г.).

Во-первых, Президент РК Н.А.Назарбаев и Президент РУ Ш.Мирзиёев обменялись мнением по вопросу строительства новых гидротехнических сооружений на трансграничных реках. Президент РК Н.А.Назарбаев заявил: «Особое внимание мы уделили в переговорах вопросам водно-энергетического комплекса. Еще раз подтвердили, что водные ресурсы трансграничных рек Центральной Азии являются общим достоянием, и мы с полным пониманием относимся к желанию наших братских соседей использовать воду, мы готовы в этом принимать участие, но без ущерба для всех других стран, находящихся в нижних течениях этих рек» [5]. По словам Главы государства, от разумного использования воды зависят судьбы десятков миллионов людей, стабильность и благополучие регионов и укрепление дружественных отношений и доверие между странами.

Президент РУ Ш.Мирзиёев также отметил, что водные ресурсы трансграничных рек являются общим благом народов региона. Касаясь строительства новых гидротехнических сооружений на трансграничных реках, Ш.Мирзиёев подчеркнул: «Такие действия должны осуществляться на основе конструктивного подхода и компромисса, при котором не ущемляются интересы других заинтересованных государств, а также в соответствии с общепризнанными нормами международного водного права. В этом плане мы поддерживаем инициативу ООН о заключении международных конвенций по рациональному и справедливому использованию водных ресурсов Амударьи и Сырдарьи» [6].

Во-вторых, Президент РК Н.А.Назарбаев и Президент РУ Ш.Мирзиёев обсудили ситуацию вокруг Аральского моря. В Совместной декларации о дальнейшем углублении стратегического партнерства и укреплении добрососедства между Республикой Узбекистан и Республикой Казахстан четко заявлено: «Стороны рассматривают Международный фонд спасения Арала в качестве универсальной платформы для взаимодействия стран региона по реализации экологических и научно-практических проектов и программ, направленных на экологическое оздоровление районов, подвергшихся влиянию аральской катастрофы, а также решение социально-экономических проблем» [7].

 

Список литературы

  1. Программа конкретных действий по улучшению экологической обстановки в бассейне Аральского моря на ближайшие 3-5 лет с учетом социально-экономического развития региона (Основные положения). МФСА. Утверждена Решением Глав государств ЦА и Правительства РФ 11 января 1994 г. в г.Нукусе.
  2. Основные положения Региональной водной стратегии в бассейне Аральского моря. МФСА МКВК. Алматы-Бишкек-Душанбе-Ашхабад-Ташкент 1997 г.
  3. Совместное заявление Глав государств-учредителей Международного Фонда спасения Арала. г.Алматы, 28 апреля 2009 г.
  4. Программа действий по оказанию помощи странам бассейна Аральского моря на период 2011-2015 годы (ПБАМ-3), утвержденная Заместителями Премьер-Министров государств-учредителей МФСА.
  5. Нурсултан Назарбаев и Шавкат Мирзиёев обсудили проблему Арала //http://www.inform.kz/ru/nursultan-nazarbaev-i-shavkat-mirzieev-obsudili-problemu-arala_a3010277.
  6. Там же.
  7. Совместная декларация о дальнейшем углублении стратегического партнерства и укреплении добрососедства между Республикой Узбекистан и Республикой Казахстан //http://uza.uz/ru/politics/sovmestnaya-deklaratsiya-o-dalneyshem-uglublenii-strategiche-24-03-2017.

 

Похожие статьи