Eng | Pyc

 

   

Шайхутдинов М.Е. Важнейшие итоги 2019 года и прогнозы на 2020 год. Часть III. США и НАТО в поисках ответов на геополитические вызовы XXI века

2019 год, ознаменованный 70-летним юбилеем НАТО, стал временем глубокого переосмысления целей, задач и исторической миссии Североатлантического Альянса. Эксперты и политики признают тот факт, что НАТО – один из самых успешных военно-политических блоков, который играет весомую (а порой и определяющую) роль в современной системе международных отношений.

Ни одна страна в мире не может игнорировать факт существования Альянса, который жестко и своевременно реагирует на животрепещущие проблемы мировой политики. Альянс неоднократно осуществлял различные военные операции (Югославия, Афганистан, Ирак, Ливия и т.д.). Не всегда вмешательство НАТО было успешным и плодотворным, не всегда Альянс действовал с согласия СБ ООН, однако никто не сможет упрекнуть его в бездействии.

В то же время, в 2019 году обозначился ряд важных факторов, которые прямо или косвенно препятствуют эффективной деятельности НАТО. В этой связи эксперт немецкой «Die Welt» Кристоф Б.Шильтц констатирует: «при всех исторических заслугах фундамент НАТО подвергается эрозии. Опасения относительно будущего альянса, эффективности его потенциала устрашения в будущем и несокрушимости гарантии оказания помощи в случае нападения на одну из стран-членов вполне оправданы» [1].

 

Устарел ли Североатлантический Альянс?

На протяжении всего президентства Д.Трампа, в том числе в завершившемся 2019 году, как в США, так и за их пределами не раз возникали дискуссии относительно «износа» НАТО, хотя сторонники подобного взгляда опираются на разные аргументы и делают разные выводы. Одни призывают Альянс идти в ногу со временем, другие предлагают подумать о возможном роспуске НАТО. Как признают многие политики и эксперты, США и их союзники по Альянсу перестали доверять друг другу [2]. Между ними отсутствует эффективная коммуникация по наиболее значимым проблемам современных международных отношений (КНР, РФ, КНДР, Иран и т.д.). НАТО как платформа для консультаций стала неработоспособной [3]. Как результат, снижается авторитет НАТО и США как лидера Альянса. Например, по данным опроса Sichercheitreport, проведённого в ФРГ в январе 2019 г. институтом Allensbach, 56% опрошенных граждан ФРГ назвали именно США главной угрозой существующему миропорядку. Показательно, что в 2018 г. подобной точки зрения придерживались 40% респондентов, а в 2014 г. – лишь 14% [4].

Как отмечает «Frankfurter Allgemeine Zeitung», всё меньше граждан Германии, Великобритании, Франции, Дании и Норвегии одобряют членство в Альянсе. В частности, по данным соцопроса, проведённого институтом YouGov, в 2017 году 68% немцев одобряли членство в военной организации, а в 2019-м – всего 54%. В Британии за тот же период времени поддержка снизилась с 73% до 59%, во Франции – с 54% до 39%, в Дании – с 80% до 70%, а в Норвегии – с 75% до 66%. В США показатели чуть снизились, но остались относительно стабильными. В 2019 г. членство в Альянсе одобряют 44% американцев против 47% в 2017 г. При этом большинство граждан стран-членов НАТО поддерживают статью 5 устава Альянса о коллективной обороне. Защитить союзников в случае войны готовы 57% американцев, 66% британцев, 53% французов и 58% немцев. Но в случае конкретных стран готовность прийти на выручку не так велика. Так, в случае нападения России на Турцию только 14% немцев и 18% французов готовы участвовать в коллективной обороне. В Британии мнения разделились поровну: 31% – за, 31% – против. В США же перевешивает готовность помочь союзнику: 36% – за, 22% – против. Немцы и французы не готовы умирать за Украину и Румынию. 41% граждан ФРГ готов защищать США, а на выручку Германии в случае войны готовы прийти 54% американцев [5].

Возможно, учитывая эти и иные факторы, президент Франции Эммануэль Макрон в интервью журналу «The Economist» констатировал: «Сегодня мы столкнулись со смертью мозга НАТО». Он предупредил европейские страны, что они больше не могут рассчитывать на Америку как на защитницу союзников по НАТО, и подчеркнул, что Европе пора «проснуться». Э.Макрону был задан вопрос, верит ли он в эффективность статьи 5 Устава НАТО, согласно которой в случае нападения на одного члена блока все остальные члены должны прийти ему на помощь. «Я не знаю, – ответил Макрон. – Но что статья 5 будет означать завтра?». НАТО, продолжил Э.Макрон, «работает только в том случае, если гарант последней инстанции выполняет свои функции. Смею утверждать, что мы должны по-новому проанализировать сущность НАТО в свете обязательств США» [6]. По словам Э.Макрона, Америка постепенно «поворачивается к нам спиной», что она ясно продемонстрировала на северо-востоке Сирии, неожиданно выведя с северо-востока Сирии свои войска и бросив курдских союзников на произвол судьбы. Как утверждает Э.Макрон, в лице Д.Трампа Европа впервые столкнулась с американским лидером, который «не разделяет наши идеи о европейском проекте» [7]. По мнению самого издания «The Economist», главный призыв президента Франции Э.Макрона заключается в том, что Европа должна начать мыслить и действовать не только как экономическое объединение, но и как стратегическая сила. Для этого ей необходимо восстановить «военный суверенитет» и возобновить диалог с Россией, несмотря на подозрительность некоторых стран. Отказ от таких шагов, говорит Марон, будет «колоссальной ошибкой» [8].

Некоторые американские эксперты солидаризовались со взглядами Э.Макрона. Например, обозреватель «The Washington Post» Джейкоб Хайльбрунн отметил, что Германии и Франции пора создать кондоминиум для защиты своих интересов, в том числе для разработки ядерного оружия в целях сдерживания «России и Китая». Более того, эксперт предполагает, что действия и риторика президента США Д.Трампа указывают на его готовность сказать НАТО «ауфвидерзейн» («до свидания») [9].

Реагируя на критические высказывания Э.Макрона о НАТО и важности укрепления самостоятельной европейской обороны, генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг заявил 7 ноября 2019 года испанскому изданию «El País»: «ЕС и НАТО – это две стороны одной медали. Мы не можем заставить себя выбирать между трансатлантическим и европейским единством. Нам необходимо и то, и другое. Любая попытка отстранить Европу от Северной Америки не только ослабит НАТО, но и приведет к распаду ЕС. ЕС играет большую роль в обеспечении мира, стабильности и процветания. Но ЕС не может заменить НАТО, тем более после Брексита, когда 80% расходов на оборону альянса будут поступать от членов альянса, не входящих в ЕС» [10].

Канцлер ФРГ А.Меркель также отметила, что не разделяет позицию президента Э.Макрона относительно «смерти мозга НАТО»: «Эти взгляды не соответствуют моим». По мнению А.Меркель, даже если партнеры по Североатлантическому альянсу спорят друг с другом, вовсе не обязательно делать «подобные выпады против всех». А.Меркель подчеркнула, что считает трансатлантическое партнерство «совершенно необходимым». Глава МИД ФРГ Х.Маас также отметил, что Европа «должна оставаться частью НАТО, а не становится заменой альянсу» [11].

Представители администрации Д.Трампа также подтвердили свою приверженность Североатлантическому Альянсу. Так, во время посещения штаб-квартиры НАТО в Брюсселе в октябре 2019 г. госсекретарь США Майкл Помпео назвал европейских партнёров «важным элементом американского механизма безопасности». В преддверии 30-летней годовщины падения Берлинской стены М.Помпео заявил: «Я считаю, что НАТО остается одним из ключевых, жизненно важных стратегических партнерств –быть может, за всю историю человечества» [12]. Вместе с тем, на совместной пресс-конференции с федеральным канцлером Германии Ангелой Меркель госсекретарь подчеркнул: «НАТО должно расти и меняться, должно смотреть в лицо вызовам современности. НАТО рискует устареть, если не будет делать вещи, необходимые для поиска ответов на вызовы» [13].

На саммите НАТО в Лондоне (3-4 декабря 2019 г.) президент США Д.Трамп также назвал высказывание Э.Макрона о «смерти мозга» НАТО «оскорбительным, неуважительным и опасным». По словам Д.Трампа, НАТО «служит великой цели». Президент США добавил, что Франция переживает внутренние проблемы – безработицу, нелады с экономикой и протесты «желтых жилетов» и подчеркнул: «Никто не нуждается в НАТО больше, чем Франция» [14].

Таким образом, пока большинство государств-членов НАТО высказываются за сохранение Альянса, но сам факт подобной дискуссии свидетельствует о серьезных проблемах в рядах Североатлантического Альянса.

 

Существует ли сценарий выхода США из НАТО?

Как уже указывалось выше, и в самих США, и в европейских странах существуют опасения относительно возможного выхода США из Североатлантического Альянса.

В этой связи британский Международный институт стратегических исследований (International Institute of Strategic Studies) проанализировал ряд сценариев, в которых Альянсу (включая Канаду) придётся противостоять России в отсутствие поддержки со стороны США [15].

Согласно одному из сценариев, в 2021 г. Россия оккупирует Литву, а также часть территорий Польши, граничащих с Калининградской областью. Поскольку Литва и Польша – это члены НАТО, альянс обращается к статье 5, согласно которой нападение на одного члена альянса трактуется как нападение на всех его членов. НАТО готовит свои войска – за вычетом американских солдат и техники – которые должны вытеснить Россию с оккупированных ей территорий. Однако в ходе этой наступательной операции – под кодовым названием «Восточный щит / Восточный штурм» – альянс НАТО столкнется с несколькими серьезными проблемами. То есть Альянс не сможет собрать достаточно многочисленные войска и обеспечить им адекватную поддержку. У НАТО есть силы первоочередного задействования, численность которых примерно равна численности дивизии. Кроме того, у НАТО есть планы по отправке в Европу дополнительных батальонов, но «этих подразделений будет недостаточно для того, чтобы получить войско такого размера, который требуется для реализации этого сценария». К примеру, чтобы противостоять России, имеющим множество танков, силам реагирования НАТО необходимо будет иметь в своем составе тяжелые бригады, укомплектованные современными танками и боевыми машинами пехоты. Чтобы достичь соотношения сил и средств в 2 к 1, необходимого для нанесения поражения России, требуется 4 таких корпуса [16]. Между тем, согласно сценарию вторжения в Прибалтику, в отсутствие американских солдат и с учетом того, что польская армия понесет тяжелые потери, у оставшихся европейских членов НАТО и Канады в распоряжении будет всего 20 бригад, отвечающих этим критериям [17]. Корабли НАТО также столкнутся с трудностями в процессе проведения операций в ограниченном пространстве Балтийского, Черного и Средиземного морей. У НАТО нет достаточного количества беспилотников и разведывательных систем, а у многих стран Альянса боеприпасов хватит лишь на несколько дней боевых действий. Ситуация осложняется еще и тем, что расходы на закупку оборудования и военный контингент, необходимых для отражения наступления России на Прибалтику, могут составить $357 млрд. [18]. Эксперты International Institute of Strategic Studies приходят в своём докладе к следующему выводу: «Заменить некоторые силы и средства, предоставляемые США, такие как материально-техническое и тыловое обеспечение сухопутных сил, будет относительно просто, хотя и недешево. Однако США обладают такими силами и средствами, заменить которые европейцам будет крайне трудно» [19]. Завершая обзор данного доклада, заметим, что сценарий военного конфликта между НАТО и РФ представляется маловероятным, но он позволяет понять доминирующие умонастроения на Западе и логику, которой руководствуются элиты и военные в странах Североатлантического Альянса.

Учитывая тревоги европейцев, 18 декабря 2019 г. Комитет по международным делам Сената одобрил «Акт по защите американской безопасности от агрессии Кремля 2019» («Defending American Security from Kremlin Aggression Act», DASKA-2019), который предусматривает ряд конкретных шагов по недопущению выхода США из Альянса. В частности, президенту США будет запрещено тратить деньги на выход из НАТО без разрешения Конгресса. Кроме того, чтобы успокоить своих европейских союзников, США предложили провести в марте т.г. крупнейшие за последние 25 лет учения НАТО «Defender 2020» («Защитник Европы – 2020») с участием 40 тыс. военнослужащих, 20 тыс. которых – американцы. Учения пройдут в 10 странах ЕС. По оценке генерального секретаря Альянса Й.Столтенберга, военное присутствие США в ЕС стало рекордом XXI века. В связи с предстоящими крупномасштабными учениями государств-членов НАТО 17 января т.г. глава МИД РФ С.Лавров заявил: «Страны НАТО постоянно наращивают свое военное присутствие вблизи наших границ, работают над повышением оперативности переброски сил на восточный фланг. Возрастает интенсивность учений, сценарии которых все больше напоминают целенаправленную подготовку к крупномасштабному военному конфликту. Продолжается планомерное развитие европейского сегмента системы ПРО США/НАТО» [20].

Завершая данный сюжет, отметим, что Лондонская декларация расставила точки над I в вопросе о прочности трансатлантических связей: «НАТО является гарантом безопасности нашей территории и одного миллиарда наших граждан, нашей свободы, а также разделяемых нами ценностей, включая демократию, свободу личности, права человека и верховенство закона. Солидарность, единство и сплоченность являются основополагающими принципами нашего Североатлантического союза. Работая вместе над предотвращением конфликтов и сохранением мира, НАТО остается фундаментом нашей коллективной обороны и основным форумом для консультаций и принятия решений странами НАТО по вопросам безопасности. Мы вновь подтверждаем прочную трансатлантическую связь между Европой и Северной Америкой, нашу приверженность целям и принципам Устава ООН и наше торжественное обязательство, закрепленное в статье 5 Вашингтонского договора, о том, что нападение на одного союзника будет рассматриваться как нападение на всех нас» [21].

 

Достаточно ли финансируется НАТО?

На протяжении последних лет США настойчиво требуют от своих союзников по Североатлантическому Альянсу довести оборонные расходы до 2% от ВВП. В частности, во время саммита НАТО в Лондоне (3-4 декабря 2019 г.) Президент США Д.Трамп в достаточно жёсткой форме призвал союзников увеличить свой вклад в оборонный бюджет блока: «Многие страны близки и становятся ближе [к 2 процентам]. И некоторые не так уж и близки, и мы можем принять меры, имеющие отношение к торговле. Это нечестно: они получают защиту от США и не увеличивают расходы. Вы получаете защиту в виде величайшей военной силы в мире, и не платите. Вы – неплательщики. Не всем это может понравиться. Невозможно говорить это в слишком учтивой форме, потому что в обратном случае они будут вести себя точно так же, как и последние 15 лет. Два процента – честно говоря, это не так уж и много» [22]. Исходя из этого, Д.Трамп призвал союзников США по НАТО довести оборонные расходы до 4%.

На пресс-конференции перед встречей с президентом Франции Э.Макроном (4 декабря 2019 г.) Д.Трамп вновь обратился к проблеме военных расходов и прямо заявил: «Как вы знаете, позже мы встретимся с представителями множества стран. И они действительно увеличивают свой вклад – в большинстве своем они увеличивают свой вклад. Есть пара стран, которые этого не делают, и мы должны разобраться с ними иным образом. Возможно, как я уже говорил, мы разберемся с ними посредством торговли. У нас очень большие возможности в области торговли. Они зарабатывают состояния благодаря США, и они не платят по счетам. Это нехорошо. Но альянс НАТО добился больших успехов за последние три года, и он стал очень сильным. Я думаю, он очень и очень сильный. И я думаю, что он стал немного более справедливым по отношению к США, потому что сейчас у нас есть возможность немного уменьшить свои расходы. Мы платим 4-4,3% от крупнейшего ВВП в мире. Никто никогда не платил такой процент от такого ВВП, а мы сейчас его платим. Остальные даже близко такого не делают. А другие страны платят 1%. Некоторые платят меньше 1% от очень маленького ВВП. Это несправедливо. А если их атакуют, мы должны будем их защищать. Но это несправедливо» [23].

В итоговой Декларации по итогам Лондонского саммита НАТО сказано: «Мы преисполнены решимости распределять расходы и ответственность за обеспечение нашей неделимой безопасности. Благодаря нашему Обязательству по оборонным инвестициям мы увеличиваем наши инвестиции в оборону согласно руководящим указаниям об уровнях расходов 2% и 20%, инвестируем в новые силы и средства и выделяем больше сил на миссии и операции. Расходы на оборону государств-членов, не считая США, продолжали расти на протяжении последних пяти лет. Свыше 130 млрд. долларов США вкладываются в оборону дополнительно. В соответствии с нашим обязательством, закрепленном в статье 3 Вашингтонского договора, мы продолжаем укреплять нашу индивидуальную и коллективную способность противостоять нападению во всех формах. Мы добиваемся серьезного прогресса. Мы должны и будем делать еще больше» [24]. Следует отметить, что на саммите в Лондоне государства-члены НАТО достигли договоренности о том, что с 2021 г. США снизят свой взнос в бюджет НАТО с 21,1% до 16,35%, в Германия увеличит с 14,8% до 16,35%.

Некоторые эксперты поддерживают точку зрения Д.Трампа относительно важности роста военных расходов, указывая на слабую боеготовность и техническую оснащённость подразделений Альянса, а также на имеющиеся сегодня проблемы в сфере логистики. В частности, бывший генеральный секретарь НАТО Дж.Робертсон констатирует: «Увеличение оборонных инвестиций (и инвестиций в то, чем является оборона) теперь требуется не только для того, чтобы выполнить требование президента США, но и для удовлетворения собственных интересов каждого европейского государства. Подорванные силы, не развертываемые войска, не играющие особой роли боевые танковые батальоны, медленные скоростные самолеты, неуправляемые ракеты, сформированные с точки зрения финансов и перегруженные пенсиями бюджеты – все это противоречит самой идее современного военного потенциала» [25].

В то же время американский эксперт Питер Коениг («American Herald Tribune») отмечает, что все вооружения, на закупку которых должны уйти пресловутые 2%, должны быть приобретены у США. Всех, кто этого не понимает, ожидает санкционный пресс [26]. Этим фактом недовольна не только Турция, но и Франция. Например, министр обороны Франции Флоранс Парли заявила, что «требование солидарности НАТО называется «статья 5», а не «статья F-35» [27]. В этом же духе высказался по окончании саммита НАТО в Лондоне президент Болгарии Румен Радев, по словам которого НАТО разделена на производителей и клиентов-покупателей: «Если ты сильная, высокотехнологическая экономика, производящая военное оборудование для себя и на экспорт, инвестируешь в модернизацию, то средства поступают в твою экономику и не подвергают давлению социальную систему. Но если ты страна с более слабой экономикой и не производишь это оружие, то 100% твоих расходов отправляются в богатые страны. Для нас это проблема, потому что [такое положение вещей] нагружает наши социальные системы» [28]. Такое разделение, считает болгарский лидер, лишь расширяет технологическую и экономическую пропасть в Альянсе [29].

 

Возобновится ли настоящий, а не формальный стратегический диалог между НАТО и Россией?

Безусловно, НАТО по-прежнему считает Россию одной из главных угроз своей безопасности, о чём свидетельствует Лондонская декларация, где прямо сказано: «Агрессивные действия России представляют собой угрозу для евроатлантической безопасности» [30]. В документе также говорится: «Мы принимаем и будем продолжать взвешенно и ответственно принимать меры в ответ на развертывание Россией новых ракет средней дальности, которые привели к прекращению действия Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности и создают значительные риски для евроатлантической безопасности» [31]. Вместе с тем, в Декларации отмечается: «Мы остаемся открытыми для диалога, а также для конструктивных отношений с Россией, когда действия России делают это возможным» [32].

Необходимо также обратить внимание на тот факт, что в государствах-членах НАТО, включая США, растёт число сторонников восстановления работы Совета Россия – НАТО. В пользу налаживания диалога с Россией высказывается, например, бывший генеральный секретарь НАТО Дж.Робертсон, который заявил: «Сейчас мы говорим на разных языках и не слышим друг друга, несмотря на то, что проблемы, стоящие перед миром, являются общими для каждого из нас. Терроризм, экстремизм, миграция, изменение климата, проблемы, вызванные стареющими обществами с низким уровнем роста, – это лишь некоторые из вызовов, стоящих и перед Россией, и перед Западом. Почему же мы не обсуждаем их вместе?» [33]. По мнению Дж.Робертсона, возобновление совместной работы Совета Россия-НАТО означает не только формальности: «Это не уступка России на фоне ее неприемлемых действий на Украине, в Крыму и в английском Солсбери. Это означает признание того, что какие бы между нами ни были разногласия (а они у нас есть), у мира, живущего в соответствии со сложившимся порядком, есть множество неотложных задач, связанных с тем, чтобы не допустить господства «мирового беспорядка» [34].

Особенно активно выступают за диалог между НАТО и Россией немецкие политики. Так, авторитетный немецкий политик, глава Мюнхенской конференции по безопасности Вольфганг Ишингер заявляет: «Альянс всегда протягивал руку Москве. Мы должны быть и дальше готовы к диалогу, пускай ответ до сих пор и был отрицательным» [35]. В этом же ключе рассуждает и эксперт Гессенского фонда исследований в области миротворческих инициатив и разрешения конфликтов Маттиас Дембинский, который призвал НАТО перезагрузить отношения с Москвой. По его мнению, заседания Совета Россия – НАТО возобновились, но «проходят далеко не на всех уровнях. Раньше переговоры велись гораздо интенсивнее и охватывали гораздо больше тем. Сейчас всё очень ограничено, и настоящего прогресса не наблюдается» [36]. Некоторые немецкие эксперты, например, Маргарита Матиопулос и Денис Макшейн, даже предлагают, чтобы Россия вошла в НАТО вместе с Крымом [37].

Примечателен и тот факт, что значительная часть американцев позитивно относится к России. «Голос Америки» сообщает: «Российские попытки ослабить Запад с помощью нескончаемой информационной кампании, возможно, начали приносить плоды. Под ударом оказались американские военнослужащие. Хотя большинство американцев по-прежнему считают Москву одним из главных противников США, результаты нового соцопроса дают основания предположить, что эта точка зрения начала меняться, в особенности среди американских военнослужащих и членов их семей. Согласно итогам второго ежегодного Рейгановского исследования национальной обороны, завершившегося в октябре, почти половина опрошенных военнослужащих и членов их семей – 46% – сказали, что рассматривают Россию в качестве союзника. При этом в целом среди жителей США такой точки зрения придерживаются только 28%, однако это на 9 процентных пунктов больше, чем в прошлом году – тогда Россию считали союзником 19% американцев. В целом, авторы опроса установили, что позитивные взгляды на Россию, по-видимому, «обусловлены республиканцами, которые отреагировали на положительные отклики президента Трампа о России». Несмотря на то, что 71% жителей США и 53% военных и членов их семей все еще считают Россию врагом, всплеск пророссийских настроений беспокоит представителей Пентагона» [38].

 

Является ли Китай противником НАТО?

4 декабря 2019 г. президент США Д.Трамп заявил: «Многие говорят, что изначально НАТО была призвана противостоять Советскому Союзу, а теперь России. Но перед нами стоят и другие задачи, которые мы должны решать, будь то радикальный исламистский терроризм или стремительный рост Китая. Есть масса других проблем» [39].

Точку зрения Д.Трампа относительно Китая разделяют многие западные политики и эксперты. Например, накануне саммита НАТО в Лондоне (3-4 декабря 2019 г.) генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг заявил, что «НАТО не хочет, чтобы Китай стал новым врагом Альянса», но при этом отметил, что рост экономических и военных возможностей Китая «смещает глобальный баланс сил» и ведет к «серьезным вызовам» для Альянса. По словам генерального секретаря НАТО, «НАТО не будет принимать участие в каких-либо действиях в Южно-Китайском море. Но нам придется принимать ответные меры с учетом того, что Китай все ближе подбирается к нам, инвестируя в [военную] инфраструктуру. Мы видим их в Африке, мы видим их в Арктике, мы видим их в киберпространстве. Китай в настоящее время обладает вторым по величине военным бюджетом в мире. Это ведет к определенным последствиям для НАТО» [40].

4 декабря 2019 г. немецкий эксперт Кристоф Б.Шильтц опубликовал статью «У НАТО новый главный противник», в которой говорится: «Самый опасный противник НАТО сегодня – не Россия, а Китай. Но у альянса нет перспективной стратегии в отношении обоих этих государств. Французский президент Макрон прав, требуя развернуть новые дебаты о России. А вот о роли Китая в НАТО нет единого мнения: для американцев Пекин – враг. Германия и Франция об этом и слышать не хотят, они подчеркивают прежде всего те шансы, которые Китай предоставляет как торговая держава. Это фундаментальный диссонанс, вокруг которого вот уже несколько месяцев ведутся дебаты внутри альянса» [41]. Кристоф Б.Шильтц поясняет: «Германия и Франция с их преимущественно коммерческим взглядом на Пекин недооценивают опасность, исходящую от Китая. Эта страна хочет купить политическое влияние в Европе путем инвестиций в ее экономику. Она же эффективно работает над тем, чтобы распространить свое влияние на мировые океаны и впоследствии контролировать доступ к международным морским путям. Китай настолько сильно вооружен, что роль американцев как державы-гаранта безопасности таких стран, как Австралия, Южная Корея, Япония и Тайвань, становится все более сомнительной. Все это может иметь драматические последствия также для безопасности и благополучия Европы» [42].

Как отмечают некоторые российские аналитики, сам факт включения дискуссии о Китае в повестку дня НАТО можно считать успехом американской дипломатии [43]. Тем не менее, участники саммита НАТО в Лондоне не стали называть Китай военным противником Альянса. В итоговой Декларации по итогам Лондонского саммита кратко сказано: «Мы признаем, что растущее влияние и международная политика Китая сопряжены как с возможностями, так и с вызовами, которыми нам следует заниматься сообща, как союзу» [44].

Китай не оставил без внимания саммит НАТО. По мнению «Жэньминь жибао», Китай «впервые попал в совместное коммюнике саммита Североатлантического альянса», но «китайская тематика не спасет НАТО» [45]. В статье говорится: «Без сомнений, Китай не угрожает членам НАТО, европейские страны активно развивают сотрудничество с КНР. Даже если отдельные государства беспокоятся по поводу расширения влиятельности Китая, опасения, главным образом, связаны с экономической конкуренцией, не имеют отношения к традиционной сфере безопасности. То, что НАТО будучи организацией, рассматривающей вопросы политики и безопасности, обсуждает Китай, уже является несколько натянутым. Очевидно, что США являются главным сторонником этой темы» [46]. По мнению китайских аналитиков, США и их союзники хотят «дать отпор Китаю, что станет новым делом для Североатлантического альянса. Однако это будет противоречить стратегическим интересам европейских стран в отношении Китая. Европа не станет помогать США, забывая про свои интересы» [47]. «Европа, – констатируют китайские эксперты, – обладает сознанием и желанием быть сильнее, не хочет выбирать между США и Китаем. Германия и Франция периодически вступают в словесные перепалки и даже в более серьезные трения с США, они выражают свое мощное субъективное европейское сознание и не хотят принижать себя» [48].

Как считают китайские политологи, «Китаю необходимо твердо придерживаться политики внешней открытости, расширять китайско-европейское торгово-экономическое сотрудничество, укреплять стратегическую связь с ЕС и основными европейскими странами. Тогда США будет трудно перетягивать Европу на свою сторону по вопросам, затрагивающим Китай. Если Пекин сможет эффективно смягчить идеологические трения с Европой, не давать возможностей для постоянного появления «западной» концепции, то таким образом Вашингтону будет сложнее «тянуть Европу для сдерживания КНР» [49]. В целом, по мнению «Жэньминь жибао», идеология – «это не универсальный клей, без фактических и сильных общих интересов НАТО не сможет собраться с силами. Серьезной ошибкой станет попытка использовать вопросы, связанные с Китаем, для поддержки дыхания НАТО» [50].

 

*  *  *

Обзор современной ситуации в Североатлантическом альянсе позволяет сделать ряд важных выводов.

Во-первых, НАТО переживает период обновления и переосмысления вопросов концептуального и экзистенциального характера. Альянс и входящие в него государства пытаются (и не безуспешно) адаптироваться к геополитическим реалиям XXI века.

Во-вторых, особую остроту приобрели вопросы выстраивания более сбалансированных и более равноправных отношений между США и их партнерами.

В-третьих, а Альянсе растёт обеспокоенность возможным выходом США из НАТО. Саммит НАТО снизил напряженность по этому вопросу, но партнёры Вашингтона хотели бы большей определенности и надёжных гарантий того, что в случае реальной опасности США придут им на помощь.

В-четвертых, сохраняют актуальность вопросы повышения оборонных расходов в государствах-членах НАТО, а также изменения долей США и ФРГ в бюджете Альянса.

В-пятых, по-прежнему сложно выстраиваются отношения между НАТО и Россией, однако есть осторожная надежда на возобновление стратегического диалога между ними.

В-шестых, впервые в истории в повестке дня НАТО появился Китай, однако попытки представить эту великую державу в качестве угрозы безопасности для Альянса наталкиваются на аргументированный отпор Пекина.

В целом, несмотря на несовпадение интересов, разногласия и противоречия между государствами-членами НАТО, Альянс остаётся вполне жизнеспособным, перспективным и привлекательным организмом, о чём убедительно свидетельствует желание ряда государств войти в состав НАТО и тем самым обрести дополнительные гарантии своего суверенитета и территориальной целостности.

__________________

[1] Die NATO hat einen neuen Hauptgegner //https://www.welt.de/debatte/kommentare/plus203987822/Militaerbuendnis-Die-Nato-hat-einen-neuen-Hauptgegner.html.

[2] Lubomir Zaoralek: «Il n’y a plus tellement de confiance au sein de l’Otan» //https://www.lefigaro.fr/vox/monde/lubomir-zaoralek-il-n-y-a-plus-tellement-de-confiance-au-sein-de-l-otan-20191128.

[3] Левченко А.В. Союзники по НАТО утрачивают способность доверять друг другу //Независимая газета, 24 ноября 2019 г.

[4] Арзаманова Т. Саммит НАТО в Лондоне на фоне кризиса коллективного Запада //https://inosmi.ru/politic/20191203/246360614.html.

[5] Frankfurter Allgemeine: поддержка НАТО в Европе тает на глазах //https://russian.rt.com/inotv/2019-04-05/Frankfurter-Allgemeine-podderzhka-NATO-v.

[6] Emmanuel Macron warns Europe: NATO is becoming brain-dead //https://www.economist.com/europe/2019/11/07/emmanuel-macron-warns-europe-nato-is-becoming-brain-dead.

[7] Там же.

[8] Там же.

[9] Macron is right: NATO is over //https://www.washingtonpost.com/opinions/2019/11/08/emmanuel-macron-is-right-nato-is-over/.

[10] Si debilitamos a la OTAN también se dividirá Europa” //https://elpais.com/internacional/2019/11/19/actualidad/1574181267_900533.html.

[11] Арзаманова Т. Саммит НАТО в Лондоне на фоне кризиса коллективного Запада //https://inosmi.ru/politic/20191203/246360614.html.

[12] The Lessons of 1989: Freedom and Our Future. SPEECH  MICHAEL R. POMPEO, SECRETARY OF STATE  KOERBER STIFTUNG AXICA. NOVEMBER 8, 2019 //https://www.state.gov/secretary-michael-r-pompeo-remarks-at-koerber-stiftung-axica-the-lessons-of-1989-freedom-and-our-future/.

[13] Pompeo Says NATO Risks Extinction Unless It Adapts to Reality //https://www.bloomberg.com/news/articles/2019-11-08/nato-split-on-some-issues-but-remains-strong-stoltenberg-says?utm_medium=social&utm_content=business&utm_source=twitter&utm_campaign=socialflow-organic&cmpid=socialflow-twitter-business.

[14] Аросев Г. Трамп требует от стран НАТО увеличить взносы до 4 процентов ВВП //https://www.dw.com/ru/%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BF-%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%B1%D1%83%D0%B5%D1%82-%D0%BE%D1%82-%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD-%D0%BD%D0%B0%D1%82%D0%BE-%D1%83%D0%B2%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%B8%D1%82%D1%8C-%D0%B2%D0%B7%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%8B-%D0%B4%D0%BE-4-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%B2-%D0%B2%D0%B2%D0%BF/a-51519771.

[15] Peck M. What Happens If America Leaves NATO? Russia Wins //https://nationalinterest.org/blog/buzz/what-happens-if-america-leaves-nato-russia-wins-58917.

[16] Там же.

[17] Там же.

[18] Там же.

[19] Там же.

[20] В МИД РФ заявили, что учения НАТО все более напоминают подготовку к войне //https://tass.ru/politika/7545319.

[21] Лондонская Декларация, опубликованная руководителями НАТО на встрече в Лондоне, 3-4 декабря 2019 г. //https://www.nato.int/cps/ru/natohq/official_texts_171584.htm?selectedLocale=ru.

[22] Трамп призвал страны НАТО увеличить расходы на оборону //https://www.golos-ameriki.ru/a/trump-un-luncheon/5194646.html.

[23] Remarks by President Trump and President Macron of France Before Bilateral Meeting | London, United Kingdom //https://www.whitehouse.gov/briefings-statements/remarks-president-trump-president-macron-france-bilateral-meeting-london-united-kingdom/.

[24] Лондонская Декларация, опубликованная руководителями НАТО на встрече в Лондоне, 3-4 декабря 2019 г. //https://www.nato.int/cps/ru/natohq/official_texts_171584.htm?selectedLocale=ru.

[25] Resuming the NATO Russia council is a necessity not a concession //https://www.thetimes.co.uk/article/pls-give-this-a-headline-jctfqd8g5.

[26] Шарковский А. Не пора ли уничтожить НАТО? //Независимая газета, 9 декабря 2019 г.

[27] Kauffmann S. «Chaque jour qui passe renforce une évidence: il faut repenser l’OTAN, et sans doute penser l’après-OTAN» //https://www.lemonde.fr/idees/article/2019/04/03/chaque-jour-qui-passe-renforce-une-evidence-il-faut-repenser-l-otan-et-sans-doute-penser-l-apres-otan_5445181_3232.html.

[28] Румен Радев: НАТО разделена на производителей и клиентов (Радио Болгария, Болгария) //https://inosmi.ru/politic/20191205/246378804.html.

[29] Там же.

[30] Лондонская Декларация, опубликованная руководителями НАТО на встрече в Лондоне, 3-4 декабря 2019 г. //https://www.nato.int/cps/ru/natohq/official_texts_171584.htm?selectedLocale=ru.

[31] Там же.

[32] Там же.

[33] Resuming the NATO Russia council is a necessity not a concession //https://www.thetimes.co.uk/article/pls-give-this-a-headline-jctfqd8g5.

[34] Там же.

[35] Zoff zwischen Merkel und Macron – Ischinger: „Das wäre in der Tat dringend nötig …“ //https://www.merkur.de/politik/merkel-und-macron-ischinger-nato-13259956.html.

[36] „Macron ging es darum aufzurütteln“ //https://www.deutschlandfunk.de/diskussion-um-nato-buendnis-macron-ging-es-darum.694.de.html?dram:article_id=463880.

[37] Neue Allianz für den Frieden: Trump sollte Putin in die Nato einladen //https://www.handelsblatt.com/meinung/gastbeitraege/gastkommentar-neue-allianz-fuer-den-frieden-trump-sollte-putin-in-die-nato-einladen/25294618.html?ticket=ST-3064371-wZc5lkvUEz7HxY7jolhc-ap2.

[38] Селдин Джефф. В Пентагоне обеспокоены ростом пророссийских симпатий среди военнослужащих //https://www.golos-ameriki.ru/a/pentagon-concerned-russia/5196884.html.

[39] Remarks by President Trump and President Macron of France Before Bilateral Meeting | London, United Kingdom //https://www.whitehouse.gov/briefings-statements/remarks-president-trump-president-macron-france-bilateral-meeting-london-united-kingdom/.

[40] Столтенберг: Китай становится все более серьезным вызовом для НАТО //https://www.vestifinance.ru/articles/129200.

[41] Die Nato hat einen neuen Hauptgegner //https://www.welt.de/debatte/kommentare/plus203987822/Militaerbuendnis-Die-Nato-hat-einen-neuen-Hauptgegner.html.

[42] Там же.

[43] Истомин И. В чем разошлись США и европейские союзники на юбилейном саммите НАТО? //Независимая газета, 9 декабря 2019 г.

[44] Лондонская Декларация, опубликованная руководителями НАТО на встрече в Лондоне, 3-4 декабря 2019 г. //https://www.nato.int/cps/ru/natohq/official_texts_171584.htm?selectedLocale=ru.

[45] «Хуаньцю шибао»: Китайская тематика не спасет НАТО //http://russian.people.com.cn/n3/2019/1206/c95181-9638634.html.

[46] Там же.

[47] Там же.

[48] Там же.

[49] Там же.

[50] Там же.

Похожие статьи