Eng | Pyc

 

   

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ПРОЦЕССОВ РАЗВИТИЯ ПРИГРАНИЧЬЯ НА УРОВЕНЬ И СОСТОЯНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РК

Обеспечение национальной безопасности — актуальная задача любого государства. Анализ современных геополитических процессов в мире свидетельствует об опасном накоплении конфликтного потенциала и возникновении новых очагов напряженности в различных регионах планеты, в том числе непосредственно граничащих с Центральной Азией. Былое геополитическое соперничество между ведущими государствами мира трансформировалось в постоянно обостряющееся противоборство в политической, экономической, военной, информационной и других сферах. В этих условиях огромное значение для настоящего и будущего страны имеет политика государства в сфере национальной безопасности.

В соответствии с казахстанским законодательством ее обеспечение достигается последовательно реализуемой государственной политикой при четком разграничении компетенции и согласованном функционировании всех органов и должностных лиц, а также граждан и организаций, принимающих на законном основании участие в реализации мер по обеспечению национальной безопасности [1].

Эта система представляет собой совокупность правовых, организационных, экономических, технических и иных мер, реализуемых субъектами национальной безопасности, в рамках государственной политики в этой области. То есть обеспечивается всеми имеющимися в распоряжении государства средствами и методами, в том числе экономическими, политическими, военными, правовыми, специальными, применяемыми односторонне или в соответствии с международными договорами.

Требования по обеспечению национальной безопасности в обязательном порядке учитываются при стратегическом планировании основных направлений и этапов социально-экономического развития страны, а также при разработке, принятии и исполнении законодательных и иных нормативных правовых актов в этой сфере. При этом стратегические цели обеспечения национальной безопасности заключаются в обеспечении национальных интересов Республики Казахстан – совокупности законодательно признанных политических, экономических, социальных и других потребностей, от реализации которых зависит способность государства обеспечивать защиту прав человека и гражданина, ценностей казахстанского общества и основ конституционного строя.

Так, национальные интересы Казахстана в международной сфере связаны, прежде всего, с упрочением его позиций как одного из влиятельных государств в регионе и в СНГ, с усилением его роли в ООН, ОБСЕ, ОИС, ШОС и других международных организациях. В интересах обеспечения стабильности военно-политической обстановки в мире и регионе Казахстан осуществляет сотрудничество с другими государствами на различных уровнях. В этом заключается формирование внешней составляющей национальной безопасности республики. Одним из ключевых факторов ее обеспечения является осуществление многоуровневой дипломатии. Национальным интересам Казахстана отвечает развитие диалога и всестороннего сотрудничества со всеми странами ближнего и дальнего зарубежья.

Национальные интересы в оборонной сфере заключаются в обеспечении безопасности от военных угроз. Казахстану необходима такая военная организация, которая способна противостоять наиболее вероятным угрозам военной безопасности, а также защитить его суверенитет и территориальную целостность, выполнить принятые на себя международные обязательства, гарантировать внутриполитическую стабильность и конституционный порядок внутри государства. По мнению многих экспертов, как казахстанских, так и зарубежных, осуществляемые в последние годы меры по совершенствованию военной организации позволят гарантировать в ближайшем будущем достижение всеми ее компонентами, прежде всего Вооруженными Силами РК, таких количественных и качественных характеристик, которые адекватны стоящим перед ними задачам по обеспечению национальной безопасности.

В области экономики национальные интересы Казахстана заключаются во вхождении нашей страны в число успешных, состоявшихся и динамично развивающихся государств, в достижении уровня, сопоставимого с уровнем 30 развитых стран мира, и на этой основе обеспечении всем гражданам достойных условий и качества жизни. При этом важно развивать социально ориентированную, рыночную экономику с использованием необходимых элементов государственного регулирования, защитить интересы отечественных производителей, преодолеть сырьевую ориентацию и обеспечить создание высокотехнологичных и конкурентоспособных производств в различных отраслях промышленности.

Во внутриполитической и социальной сферах национальные интересы состоят, прежде всего, в укреплении и поступательном прогрессе нашего государства, в обеспечении стабильности в обществе на основе верховенства закона, в повышении авторитета и эффективности власти. Лишь на этой основе возможны обеспечение гражданского мира, межнационального и межконфессионального согласия, нейтрализация причин и условий, способствующих возникновению социальных и межнациональных конфликтов. На этой базе можно обеспечить эффективную защиту наших граждан, а также общества и государства от преступных посягательств, вести действенную борьбу с преступностью и коррупцией, с экстремизмом и терроризмом.

Сегодня наблюдается усиление геополитической субъектности Центральной Азии. Несмотря на то, что рано говорить о завершении формирования институциональных основ интеграции, воля народов и политических элит жить в стабильно развивающемся регионе остается сильной и долгосрочной.

Такое стремление к единению определяется множественными факторами, среди которых совместное использование ряда природных ареалов, трансграничных рек, хозяйственных комплексов, взаимозависимость от транспортных и энергетических коммуникаций. В казахстанском внешнеполитическом курсе идея тесной политической, экономической и культурной кооперации региона остается в приоритете. Так, на общеполитических дебатах 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН казахстанский лидер Касым-Жомарт Токаев подчеркнул, что «в центре нашего внимания неизменно находится региональное сотрудничество» [2]. Отметив ключевые направления Казахстана в укреплении отношений между странами региона, президент Токаев выразил уверенность, что «процветающая, сильная и сплоченная Центральная Азия отвечает интересам как местных, так и глобальных заинтересованных сторон».

Прежние попытки найти формат взаимоотношений в целом для региона не являются тщетными. Но на практике создание глубоко интегрированных региональных экономических связей предполагает сложный и длительный путь развития. Необходимость сохранять наработанные за много лет отношения добрососедства, а также развивать региональные взаимосвязи на основе равенства, уважения и взаимовыгодного торгового и культурного обмена стала велением времени.

Во-первых, все более явственно обнаруживаются вызовы для совместной региональной безопасности. Традиционно считается, что наибольшая опасность исходит с территории Афганистана. Сейчас это направление остается не только наиболее уязвимым из-за масштабного наркотрафика и множества вооруженных радиальных формирований, но и усугубляется ввиду разрастающегося внутриполитического кризиса. Кроме того, вновь разгорается очаг военной активности на Южном Кавказе. Сохраняется напряженность в американо-иранских и американо-китайских отношениях. Продолжается конфликт между Россией и Украиной. Таким образом, над Центральной Азией сжимается кольцо геополитических угроз, в том числе и военно-политического характера.

Во-вторых, тесная экономическая кооперация в рамках региона сулит каждой стране немало выгод. Исторически так сложилось, что в целом климатические и географические особенности стран заметно различаются, соответственно, отличается специализация их хозяйственной деятельности. Данное обстоятельство является до сих пор недостаточно использованной возможностью взаимовыгодного обмена товаров разных отраслевых направлений, в первую очередь аграрного, водного и энергетического сектора. Вместе с этим большие перспективы имеются и в развитии совместного туризма.

В-третьих, возникают вызовы нового типа, к отражению которых не было готово в целом все мировое сообщество. В этой связи пандемия Covid-19 и связанные с ней международные и внутренние ограничения имеют серьезные последствия, отражающиеся на экономике и социальном благополучии стран региона. Вместе с этим трансграничные техногенные опасности по-прежнему актуализируют региональную экологическую, водную и энергетическую проблематику. Возникающие обстоятельства вынуждают сформировать определенный интегрированный подход, который позволит в дальнейшем в рамках региона оперативно реагировать на форс-мажорные явления и купировать их последствия.

Очевидно, что в нынешних непростых условиях и Республика Казахстан, и Российская Федерация понимают необходимость продолжения процессов совместной экономической модернизации. Для Казахстана, имеющего самую протяженную в мире сухопутную границу с Россией, аспект региональной интеграции актуален прежде всего в контексте транспорта и энергетики. Приоритетной остается стратегическая цель – строительство интеграционных структур в регионе вкупе с дальнейшим расширением сотрудничества. Тектонические изменения, происходящие в геополитике, предоставляют возможности для совершения прорыва по целому ряду аспектов, особенно там, где Казахстан имеет более выгодные стартовые условия.

Несмотря на имеющиеся трудности, уровень сотрудничества в регионе растет с каждым годом. Наиболее характерный показатель – усиливающиеся миграционные процессы. Поэтому на первый план выдвигается задача упрощения базовых принципов миграционной политики. Не следует забывать, что это особенно важно с точки зрения гуманитарного сотрудничества, особенно в сфере высшего образования. Для Казахстана этот момент имеет особое значение, учитывая, что численность казахстанских студентов, обучающихся в российских вузах, по некоторым оценкам достигла 80 тысяч человек [3].

Важной целью является преодоление экологических проблем на сопредельных территориях. Значительная часть земель российско-казахстанского приграничья по-прежнему нуждается в комплексной экологической реабилитации, ввиду наступающего опустынивания, эрозии почв и смежных негативных факторов, что охватывают преобладающую часть зоны некогда трансграничной целины. Взаимодействие приграничных регионов РФ и РК по оздоровлению сопредельных земель пока остаётся несистемным.

В конце 2021 г. Россия и Казахстан договорились развивать системное сотрудничество в сфере экологии, в том числе трансграничной. Однако оно к настоящему времени главным образом сконцентрировано на оздоровлении трансграничных Иртыша, Жайык и их притоков. В конце октября 2021г. утверждена «Единая дорожная карта» по сотрудничеству России и Казахстана в изучении экологической ситуации в бассейнах трансграничных рек Жайык и Иртыш [4]. Документ предусматривает в рамках первого этапа до 20 совместных исследований по бассейну Урала для выработки и реализации рекомендаций по его комплексному экологическому оздоровлению. Планируется восстановление сети постов контроля за состоянием трансграничных рек.

Такой вектор взаимодействия продиктован обострением проблем с наполняемостью и качеством воды трансграничных рек России и Казахстана. 4 ноября 2021г. на совещании в Экибастузе по проблемам моногородов президент Казахстана К.-Ж. Токаев упомянул проблемные вопросы водоснабжения в стране, отметив, что наблюдается катастрофическое обмеление и в целом ухудшение экологического состояния трансграничных для Казахстана рек, особенно Сырдарьи, Жайык и Или.

Необходимо отметить, что РФ является главным торговым партнером РК. Для РК и РФ характерна схожая структура экспорта (с преобладанием продукции топливно-энергетической промышленности, минерального сырья и продуктов) и импорта. В 2021-2022 гг. товарооборот между РК и РФ достиг допандемийного уровня. При этом на долю приграничной и межрегиональной торговли приходится не менее 70% казахстанско-российского товарооборота, а ежегодный товарооборот ряда регионов РФ с Казахстаном превышает $1 млрд [5].

Особенное внимание необходимо уделить развитию транзитного потенциала, в частности, транспортно-логистического комплекса. Реализация одной только программы «Нурлы жол» позволила решить давно назревшую проблему более качественной связи внутри страны и углубить интеграцию в глобальные транспортные коридоры.

Важно отметить, что расширение и укрепление инфраструктуры на этом направлении – это весьма высокая конкурентная среда. Необходимо укреплять подход по усилению лидирующих позиций Казахстана в регионе с точки зрения транспортно-транзитного потенциала. Как подчеркнул Президент Касым-Жомарт Токаев: «Конкурентоспособность Казахстана должна расти за счет прорывных инфраструктурных проектов, привлечения новых стран и компаний, повышения уровня сервиса и скорости транзитных маршрутов» [6].

В эпоху глобализации участие Казахстана в международных интеграционных проектах предоставляет большие возможности для роста. Концентрация усилий по привлечению инвестиций и продвижению на экспорт товаров и услуг казахстанского происхождения должны стать приоритетным принципом работы казахстанского правительства. В конкретном плане рост привлеченных инвестиций и более эффективное их использование может стать залогом более сбалансированного развития регионов Казахстана. Как отмечал президент Касым-Жомарт Токаев: «Западные регионы Казахстана должны стать центром притяжения инвестиций в строительство нефтехимических комплексов, создание новых производственных циклов высокого передела» [7].

Ключевыми индикаторами казахстанско-российского пограничного сотрудничества являются: объем товарооборота и его доля в общем товарообороте двух стран; объём взаимных инвестиций в казахстанско-российском приграничье; объем пассажирских и грузовых перевозок; уровень развития пограничной и транспортной инфраструктуры. Очевидно наличие устойчивой связи между процессами межгосударственного сотрудничества в приграничье и стратегическими целями обеспечения национальной безопасности. При этом состояние и перспективы приграничного сотрудничества в значительной мере зависит от уровня и масштабов межгосударственных отношений.

В современных условиях противостоять новым вызовам и угрозам национальной безопасности, руководствуясь традиционными подходами и принципами применения силовых органов государства, практически невозможно. Поскольку эти вызовы и угрозы во все большей степени приобретают комплексный характер. Для эффективного противодействия им необходимо тесное взаимодействие всех сил обеспечения национальной безопасности и комплексное сочетание используемых ими средств. Для решения задач, возникающих в контексте процессов, происходящих в приграничье, необходим сбалансированный подход и точечный анализ внутренних проблем с проекцией на перспективное планирование. Необходимо выработать принципиально новые подходы в вопросе продвижения экономических приоритетов Казахстана, проявлять больше прагматизма и профессионализма в процессе отстаивания национальных интересов.

Список литературы:

  1. Закон Республики Казахстан от 6 января 2012 года № 527-IV «О национальной безопасности Республики Казахстан» // URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1200000527;
  2. Выступление Президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева на общеполитических дебатах 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН; Официальный сайт Президента Республики Казахстан // URL: https://www.akorda.kz/ru/speeches/external_political_affairs/ext_speeches_and_addresses/vystuplenie-prezidenta-kazahstana-kasym-zhomarta-tokaeva-na-obshchepoliticheskih-debatah-75-i-sessii-generalnoi-assamblei-oon;
  3. Статистика ЮНЕСКО по объемам международной образовательной миграции // URL: http://uis.unesco.org/en/uis-student-flow;
  4. Единая дорожная карта — решение проблема трансграничных рек России и Казахстана // URL: http://eurasianews.md/news/edinaya-dorozhnaya-karta-reshenie-problema-transgranichnyh-rek-rossii-i-kazahstana.htm
  5. Россия вновь стала главным торговым партнером Казахстана // URL: https://topspb.tv/news/2022/03/2/rossiya-vnov-stala-glavnym-torgovym-partnerom-kazahstana/
  6. До 2025 года реконструировать и обеспечить дорожным сервисом 24 тысячи километров // URL: https://strategy2050.kz/ru/promise/288263/
  7. Акцент на переработку // URL: https://kazpravda.kz/n/aktsent-na-pererabotku-pk/.

 

Похожие статьи