Eng | Pyc

 

   

Казначеев М.П. Проблемы развития корпоративной социальной ответственности в Казахстане

Важной составляющей в процессе создания эффективной рыночной экономики и демократического общества является диалог между правительством, бизнесом и гражданским обществом. Текущие мировые тенденции демонстрируют возрастающий вклад бизнеса в решение проблем устойчивого экономического развития. В Казахстане практика участия бизнеса в развитии общества пока обозначена слабо. Стадию развития корпоративной социальной ответственности (КСО) можно определить как начальную.

В целом под КСО понимается концепция, в соответствии с которой организации учитывают интересы общества и берут на себя ответственность за влияние их деятельности на заказчиков, поставщиков, работников, акционеров, местные сообщества и прочих заинтересованных сторон (стейкхолдеров) общественной сферы.

В настоящее время большинство субъектов частного предпринимательства (особенно крупный бизнес) не готово брать на себя ответственность за повышение своей корпоративной социальной ответственности перед обществом для дальнейшего улучшения благосостояния населения. Более того, не все предприятия, осуществляющие КСО, являются ее реальными сторонниками.

Многие казахстанские предприятия осуществляют КСО неосознанно, а в числе тех, кто осуществляет КСО на практике, есть довольно высокая доля предприятий, которые делают это не из внутреннего побуждения, а под давлением обстоятельств. Зачастую местные власти вынуждают бизнес решать социальные вопросы тех регионов, в которых он функционирует. Практика заключения меморандумов о социальной ответственности бизнеса между органами местного управления и крупными предприятиями региона не всегда бывает добровольной со стороны предприятий.

Существующий уровень понимания и отношения к КСО является недостаточным для широкого вовлечения предприятий в практику социальной ответственности. Нередко корпоративную социальную ответственность отождествляют с пиаром и/или рекламой.

Некоторые считают, что корпоративная социальная ответственность – дело несерьезное и недостойное внимания высших руководителей крупных компаний, либо недооценивают потенциальную прибыль от КСО и думают только о связанных с ней издержках и расходах.

Все эти заблуждения происходят, главным образом, из-за недооценки объективных факторов, лежащих в основе формирования концепции корпоративной социальной ответственности, а также потенциальных выгод от ее использования.

Казахстанскому бизнес-сообществу необходимо четкое понимание всех недостатков и преимуществ активного включения в корпоративную культуру, рассмотрение КСО в качестве стратегических инвестиций и возможностей, а не только формальных обязательств.

Ключевыми факторами, сдерживающими предприятия от участия в решении социальных проблем общества, являются:

  • непонимание того, что такое КСО. Ни у правительства, ни у компаний нет четкого понимания сущности термина;
  • нехватка финансовых средств как причина неучастия в КСО. Предприятия не хотят вкладывать деньги в то, что не даст выгоды в кратко- и среднесрочной перспективе;
  • аргумент о том, что социальные проекты – это «функция государства»;
  • недостаточная государственная поддержка бизнес-структур, вовлеченных в корпоративную социальную ответственность;
  • низкий уровень культуры предпринимательства;
  • недостаточная эффективность и конкурентоспособность многих предприятий, их непривлекательность для внутренних и внешних инвесторов;
  • несовершенство законодательства, которое не дает стимулов к социальной деятельности;
  • невозможность контроля целевого использования средств, выделенных на КСО;
  • непрозрачность финансовой отчетности и, как следствие, коррумпированность системы отчетности.

Для дальнейшего развития КСО в Казахстане важно стимулировать данную сферу. Со стороны государства необходима поддержка предприятий, которые активно работают в области социальной ответственности бизнеса. Новые казахстанские компании работают в условиях высокого экономического риска, недостаточной правовой базы, а также преимущественно финансового интереса к их бизнесу со стороны государства.

Эти условия не всегда способствуют формированию высокой корпоративной культуры, но, несмотря на это, наиболее перспективно мыслящие руководители стараются создавать в своих компаниях микроклимат, способствующий зарождению и развитию корпоративной культуры и управления.

Наиболее приоритетными областями для социальных инвестиций, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе могут быть определены инвестиции в развитие инфраструктуры и развитие регионов, включая охрану окружающей среды, поддержку уязвимых групп населения, образование и здравоохранение.

Действующая в компаниях система корпоративной социальной ответственности, включающая регулярную подготовку социальных нефинансовых отчетов, повышает прозрачность бизнеса, дает возможность обосновывать его рентабельность. И наоборот, отсутствие транспарентности не позволяет предприятиям стать адекватно оцененными на рынке. Это особенно актуально для казахстанских предприятий горно-металлургического и топливно-энергетического комплексов.

Таким образом, совершенствование корпоративного управления следует осуществлять по следующим направлениям:

  1. Внесение ясности в отношении того, что будет пониматься под КСО и что она дает в долгосрочной перспективе. Для этого необходимо сделать акцент на связи КСО с основной деятельностью компаний и предусмотреть возможности для более инклюзивного процесса принятия решений относительно принципов и приоритетов КСО.
  2. Эффективный менеджмент организации (установление связи собственных интересов и возможностей с интересами и потребностями общества).
  3. Законодательная стандартизация корпоративного поведения, регламентирующая его основные принципы.
  4. Формирование новой системы корпоративных отношений, охватывающих весь процесс воспроизводства.
  5. Усиление требований к информационной и финансовой прозрачности организаций. Бóльшая прозрачность способствует формированию доверия и поддержки со стороны всех заинтересованных сторон.

Предприятия нуждаются в поддержке для развития своей социальной практики. Одной из основных потребностей бизнеса является потребность в обучении, форумах и рабочих семинарах. Более полное освещение отечественного опыта позволило бы предприятиям лучше осваивать передовые модели социального поведения. СМИ должны активнее участвовать в пропаганде социальной ответственности.

Понимание бизнесом КСО как преимущества для его конкурентоспособности может стать залогом будущего развития КСО практики в Казахстане. Ожидания формирования позитивного имиджа также являются хорошим стимулом для предприятий осуществлять социально ориентированный бизнес.

Похожие статьи