Eng | Pyc

 

   

Кожирова С.Б. Китайско-американские отношения на современном этапе: проблемы безопасности

Изменение соотношения сил между Востоком и Западом становится одним из важнейших трендов современной эпохи. Поэтому многие эксперты полагают, что основным содержанием мировой политики ближайшего десятилетия становится глобальное геополитическое противостояние Китая с Америкой.

 

Усиление китайского фактора в мировой политике

Современная мировая геополитическая обстановка отличается заметным усилением «китайского» фактора в мировой политике, которой сейчас присущи следующие черты:

– высокая динамика изменений в системе международных отношений, связанная с появлением в XXI веке таких влиятельных организаций, как G20, а также ШОС и БРИКС, в которых Китай предстает страной, которая структурирует эту систему и занимает в ней лидирующие позиции;

– критическая нестабильность в мировой экономике и мировых финансах (положение Китая с его ежегодным стабильным ростом опять выглядит не только более выигрышным, но и доминирующим, а если сюда добавить увеличение доли КНР в МВФ, то Китай вообще оказывается единственной страной-бенефициантом);

– обострение региональных конфликтов не только на Ближнем Востоке (Сирия, Иран, Израиль-Палестина), но и в зоне Южно-Китайского (КНР — Филиппины, Вьетнам) и Восточно-Китайского морей (КНР – Япония) и т.д. [1].

Аналитики отмечают, что международный престиж Китая за последние годы сильно вырос, вследствие чего интересы Пекина в сфере безопасности значительно расширились за пределы Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).

Если раньше Китай и США недостаточно сотрудничали по вопросам безопасности, то в настоящее время данный вопрос становится для них более чем актуальным. Именно поэтому Вашингтон и Пекин стремятся найти способы контролировать свои разнящиеся стратегические, экономические интересы и сферу безопасности. Не случайно по итогам встречи с президентом США Д.Трампом (Флорида, 6-7 апреля т.г.) председатель КНР Си Цзиньпин заявил: «Стороны должны совместно непрерывно усиливать взаимное доверие и сотрудничество военных» [2].

По мнению Си Цзиньпина, Китай и США должны непрерывно использовать и совершенствовать механизм оповещения друг друга о важных военных действиях, а также совершенствовать нормы поведения для обеспечения безопасности в морском и воздушном пространстве: «Военная безопасность и взаимное доверие в этой сфере являются основой стратегического взаимного доверия Китая и США. Сторонам необходимо поддерживать контакты военных на всех уровнях, продолжать развивать механизм диалога и консультаций министерств обороны, диалог консультаций по вопросам безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе» [3].

 

Конфликт интересов в Азиатско-Тихоокеанском регионе

АТР занимает исключительно важное положение с точки зрения мира и безопасности на планете. Именно здесь пересекаются жизненно важные интересы таких мировых держав, как США, Япония, Россия и Китай.

Одной из ключевых проблем международных отношений в АТР являются растущие противоречия между США и Китаем, в том числе – соперничество в военно-стратегической сфере. Модернизация и повышение боевой мощи вооруженных сил КНР сталкивается со стремлением США сохранить свои позиции путем усиления военного присутствия в регионе и укрепления взаимодействия с партнерами и союзниками.

Особенностью АТР является наличие многочисленных потенциальных «горячих точек» и растущая милитаризация, которые, тем не менее, сочетаются с развитием интенсивного экономического сотрудничества. Здесь на протяжении многих десятилетий сохраняются нерешенные вопросы межгосударственных отношений.

У США имеется множество причин для активного участия в жизни в АТР: это все более значимый рынок, источник капитала и технологий. Кроме того, в этом регионе есть несколько традиционных союзников Америки (Япония, Южная Корея, Австралия и др.). Основные задачи здесь – создать условия для долгосрочного роста экономики, поддерживать трансазиатские торговые, инвестиционные и технологические маршруты, обеспечивать безопасность и процветание региональных партнеров, предотвратить появление враждебных США сил, распространение терроризма, оружия массового поражения и других глобальных угроз.

 

Северокорейская проблема

Первая крупная азиатская проблема в области безопасности – это ядерная программа КНДР. Уже в ближайшие годы у Пхеньяна может появиться (или уже имеется) ядерное оружие, позволяющее нанести удар по США, Японии и, разумеется, Южной Корее. Это серьёзная угроза миру и режиму нераспространения в Северо-Восточной Азии.

Вашингтону необходимо совместно с другими странами добиться от Пхеньяна остановки или прекращения ядерной программы. А для этого нужно четко понимать источники, рычаги и пределы американского влияния на Северную Корею, Китай, Южную Корею и Японию.

Исследователи считают, что Китай не особо заинтересован в развитии ядерной программы Пхеньяна, но и война США против КНДР невыгодна Пекину, поскольку в случае падения режима Ким Чен Ына военные базы США и НАТО могут оказаться у самых границ Поднебесной.

После недавних американских санкций против китайских банков стало ясно, что Китай не ввяжется в авантюру с Северной Кореей [4]. Белый дом в настоящее время находится на распутье: либо он должен признать, что Си Цзиньпин не намерен нарушать статус-кво, либо предоставить китайцам еще несколько месяцев на решение этой проблемы. Последний вариант сейчас стал возможен благодаря Пхеньяну и его баллистической ракете, способной долететь до Аляски.

Необходимо также иметь в виду, что Вашингтон в своих попытках склонить Китай к давлению на Пхеньян может проигнорировать интересы Сеула, но в таком случае Южная Корея может отказаться от американского военного присутствия на своей территории. Такой шаг резко ухудшит отношения США с Южной Кореей и подорвет потенциал сдерживания КНДР. Пекин это явно понимает и, скорее всего, объединится с Сеулом против американского плана [5].

 

Тайваньская проблема

Безопасность Тайваня и сохранение конструктивных американо-китайских отношений во многом зависят от того, насколько в Пекине и вообще в Азии уверены в том, что США действительно исходят из политики «одного Китая».

Практически каждый житель Китая считает Тайвань неотъемлемой частью своей страны, а объединение острова с материком – священным делом, которое завершит восстановление Китая после «ста лет унижений» со стороны Японии и Запада (Китай лишился Тайваня в результате войны с Японией 1895 года). Для китайцев политический статус Тайваня – не предмет переговоров или компромисса, и любое китайское правительство, которое пойдет на уступки по этому вопросу, будет считаться предателем национальных интересов.

Поэтому любые попытки США отказаться от данных ранее гарантий или скорректировать их серьёзно ударят по китайско-американским отношениям и даже могут привести к военному столкновению, первой жертвой которого станет Тайвань. Это признавала каждая администрация США начиная с 1979 года, и это понимают в большинстве стран Азии.

Конечно, ситуация вокруг Тайваня не вполне стабильна. Растущий военный и экономический потенциал Китая в какой-то момент может быть использован для принуждения Тайваня к объединению, если в Пекине сочтут, что прочие возможности исчерпаны.

Особенно опасно, если Пекин посчитает поставки вооружений из США единственным фактором, удерживающим Тайвань от политических переговоров об объединении. Попытки Пекина остановить американскую военную помощь могут спровоцировать серьезный кризис. Поэтому некоторые эксперты призывают нарастить продажу вооружений Тайваню и усилить американское военное присутствие в регионе. Но и то и другое мало реалистично. Гораздо лучше для США было бы добиться взаимопонимания с Китаем о масштабах военного присутствия и продажах вооружений применительно к Тайваню, чтобы предупредить возможный кризис [6].

 

Конфликты в Южно-Китайском море

Южно-Китайское море (ЮКМ) становится новым центром напряженности в отношениях США и Китая. Ситуация в регионе накалилась настолько, что эксперты всерьез заговорили о риске военных инцидентов на воде.

Недавно министр обороны США Джэймс Мэттис в очередной раз осудил действия китайских властей в Южно-Китайском море. Белый дом активно вмешивается в региональный спор за Парасельские острова и рифы архипелага Спратли. В этом районе сходятся интересы крупнейших мировых держав, которых от прямого противостояния удерживает угроза ядерной войны, а также взаимные торгово-экономические связи. Но противоречий накопилось так много, что ситуация, по мнению экспертов, становится всё более взрывоопасной.

В этой связи китайская государственная газета «People’s Daily» прямо заявила, что США «открыли ящик Пандоры», изменив баланс сил ядерного сдерживания. «Действия США положили начало новой гонке вооружений», – отметило китайское издание. «Китай обеспокоен теми последствиями, которые американская ПРО создаст для китайских сил и средств ответного удара, – отметил научный сотрудник Центра глобальной политики Карнеги-Синьхуа (Carnegie-Tsinghua Centre for Global Policy) Чжао Тун (Zhao Tong). – Это самая серьезная проблема для Китая. Чтобы решить ее, он будет разрабатывать новые ракеты наземного и морского базирования и ракеты с разделяющимися головными частями» [7].

В действительности гонка вооружений уже идет, поскольку Китай создает модернизированные ракетные комплексы. Он активно разрабатывает гиперзвуковой планирующий летательный аппарат, способный преодолевать средства ПВО, усовершенствованные головные части ракет, обладающие высокой маневренностью, и модернизированные МБР. Ракетные войска НОАК разнообразят свой арсенал, а в январе военные провели испытания ракеты большой дальности DF-5C с 10 боеголовками. Поскольку КНР делает основную ставку на ракеты, усовершенствование американского противоракетного щита вызывает у нее беспокойство [8].

Столь пристальное внимание двух держав к Южно-Китайскому морю объясняется рядом факторов. В частности, ЮКМ пересекают критически важные судоходные маршруты, по которым экспортируются энергоносители из стран Ближнего Востока в США, а также в государства Азиатско-тихоокеанского региона. По этому коридору Китай импортирует до 40% потребляемой в Поднебесной сырой нефти. На долю США в транзитном потоке, следующем через ЮКМ, приходится около $1,2 трлн. Кроме того, на шельфе Парасельских островов и архипелага Спратли были открыты богатые месторождения углеводородов. На сегодняшний день объем разведанных запасов нефти в Южно-Китайском море – приблизительно 11 млрд баррелей.

В 2016 году Международный суд в Гааге запретил Китаю вести разработку месторождений в ряде районов акватории ЮКМ. Однако Пекин игнорирует это решение. Парасельские острова и острова Спратли имеют и серьёзное военно-стратегическое значение – военное присутствие здесь позволяет контролировать с воздуха большую часть Южно-Китайского моря [9].

Китай не только закрепляется на архипелаге, но и наращивают потенциал своих ВМС. Курс на превращение КНР в сильнейшую морскую державу был взят властями Поднебесной ещё в 2012 г. Сейчас китайское военное ведомство строит дополнительные субмарины, и это при том, что КНР и так обладает одним из крупных подводных флотов в 75 подлодок. Для сравнения, на вооружении ВМФ США стоит 70 судов. Китайский флот заметно уступает Штатам по числу авианосцев: у КНР в строю есть два таких судна, а у США – 10. Однако сейчас на верфях КНР идёт строительство ещё трёх плавучих аэродромов. Эти приготовления нельзя назвать избыточными – слишком сильно расходятся в последнее время интересы Китая и США [10].

Подход американского президента Дональда Трампа к внешней политике, основанный на тактике и сделках, но не на стратегическом видении, дал серию ошеломляющих результатов. Не имея ясных направляющих мыслей, а тем более четких приоритетов, Трамп запутал союзников и стратегических партнеров Америки, особенно в Азии, и этим поставил под угрозу региональную безопасность[11]. Идея Си Цзинпиня, которую невольно поддерживает Трамп, состоит в том, что их страны должны объединиться в «новой модели отношений великих держав». Но трудно представить, как две страны с такими антагонистическими мировоззрениями – не говоря уже о том, что Грэм Аллисон из Гарвардского университета назвал «комплексами чрезвычайного превосходства», – могут эффективно осуществлять надзор за международными делами[12].

 

Выводы и обобщения

Первое. По мере наращивания Китаем комплексной национальной мощи неуклонно расширяется спектр противоречий между Пекином и Вашингтоном. Укрепление военной мощи Китая сопровождается его попытками расширить свой контроль над морскими и воздушными путями сообщения в АТР.

Второе. Конфронтация между Китаем и США по северокорейскому вопросу будет нарастать. Одним из шагов в этом направлении со стороны США можно считать размещение в Южной Корее под предлогом северокорейской угрозы противоракетных комплексов THAAD. Опора Трампа на Китай для обуздания Северной Кореи неэффективна, в действительности это может привести к еще большей дестабилизации в Азии.

Третье. Ещё одна потенциальная опасность – дестабилизация между Пекином и Тайбэйем. Нормализация отношений США и Китая, состоявшаяся более 30 лет назад, базировалась на взаимопонимании относительно статуса Тайваня, и это по-прежнему критически важно как для американо-китайских отношений, так и для ситуации в Азии в целом. Вашингтону необходимо строить отношения с Пекином и Тайбэем так, чтобы минимизировать риск конфронтации и сохранить взаимовыгодные связи с обеими сторонами.

Четвертое. Высока обеспокоенность Вашингтона и ввиду набирающей обороты активности Пекина в утверждении его прав на спорные острова и акватории ЮКМ. Реальная ситуация в этих территориальных спорах такова: стороны регулярно обмениваются выпадами из-за отсутствия внятных правил игры, взаимных подозрений и националистических порывов. Китай – сильнейшая держава в ЮКМ (где споры в основном касаются южных островов Спратли), и он стремится к более эффективной защите своих претензий на ряд участков суши и моря.

___________________________

[1] Грачиков Е. Китай в мировой политике //https://www.geopolitica.ru/article/kitay-v-mirovoy-politike.

[2] Си Цзиньпин: КНР и США должны усиливать военное сотрудничество //https://ria.ru/world/20170408/1491805893.html.

[3] Там же.

[4] Денисенко В. Китай не поможет Америке подчинить Северную Корею //https://www.pravda.ru/world/15-07-2017/1341980-usa_china_kndr-0.

[5] Швайн М. Как отвечать на угрозы азиатской безопасности в эпоху Трампа //news.ivest.kz/124094653-kak-otvechat-na-ugrozy-aziatskoy-bezopasnosti.

[6]Как отвечать на угрозы азиатской безопасности в эпоху Трампа //http://carnegie.ru/2017/04/21/ru-pub-68725.

[7] Пикрелл Р. Китай и Россия ненавидят американскую ПРО по очень простой причине //http://inosmi.ru/politic/20170604/239505927.html.

[8] Там же.

[9] Портякова Н. Американский грозовой фронт над Южно-Китайским морем //http://pravdoryb.info/amerikanskiy-grozovoy-front-nad-yuzhno-kitayskim-morem-121066.html.

[10] Морской бой: развяжут ли США и Китай третью мировую войну  //https://news.rambler.ru/articles/37055329/?utm_content=news&utm_medium=read_more&utm_source.

[11] Американская угроза Азии //https://www.project-syndicate.org/commentary/asia-trump-policy-reversals-by-brahma-chellaney-2017-04/russian.

[12] Там же.

Похожие статьи