Китай расширил свой проект «Один пояс – Один путь», включив в него арктический морской маршрут, связывающий страну с Европой, таким образом, подчеркнул растущее экономическое и стратегическое значение полярного региона.
Интерес Китая к Арктике обусловлен следующими факторами.
Во-первых, Арктика – это новый торговый путь. Арктический маршрут сократит время доставки из Восточной Азии в Европу более чем на 30%.
Во-вторых, Арктика – это важный источник полезных ископаемых. Арктика богата золотом, ураном, алмазами и другими редкими полезными ископаемыми, общей стоимостью до $5 трлн. [1] Кроме того, согласно оценкам Геологической службы США, в данном регионе скрыты запасы около 30% мирового природного газа и 13% нефти.
В-третьих, Арктика может столкнуться с серьезной экологической проблемой. Быстрое таяние арктических льдов оказывает прямое и опосредованное влияние на китайский климат [2].
В-четвертых, Арктика – это важный стратегический компонент геополитического влияния [3]. Воздушное пространство арктических районов и акватория Северного Ледовитого океана являются стратегически важными точками для основных ядерных держав. Контроль над этим регионом имеет крайне важное значение в поддержании мира и стабильности во всем мире [4].
С 2013 г. Китай получил статус наблюдателя Арктического совета [5]. За последние годы Китай достиг значительных результатов посредством применения «мягкой силы» (добровольное участие, симпатия, привлекательность и др.) [6].
По мнению российских экспертов, присутствие в Арктическом совете имеет для Пекина чисто репутационное и символическое значение. Кроме того, Китай рассчитывает, что в новом качестве он сможет доводить свою позицию до государств-членов Арктического совета и таким образом принимать посильное участие в формировании и реализации региональной повестки дня [7].
20 июня 2017 г. Комиссия национального развития и реформы и Государственное управление по вопросам океана Китая опубликовали документ под названием «Видение морского сотрудничества в рамках инициативы «Пояса и пути», где впервые включили арктический маршрут в проект «Пояса и пути». В этом документе изложены важнейшие приоритеты для строительства Морского шелкового пути ХХI века [8].
Согласно данному документу основными приоритетами отмечены: зеленое развитие, процветание на океане, безопасность, инновационный рост и совместное управление. Китай готов работать со всеми странами вдоль Морского шелкового пути:
– совместно осуществлять морскую экологическую охрану и обеспечивать глобальную экологическую безопасность на море;
– оказать техническую помощь странам в процессе разработки планов устойчивого использования морских ресурсов;
– сотрудничать со всеми сторонами в проведении научных исследований навигационных маршрутов, создании наземных станций мониторинга, проведении исследований климатических и экологических изменений в Арктике, а также предоставлении услуг навигационного прогнозирования;
– укреплять сотрудничество в области применения навигационной спутниковой системы BeiDou и спутниковой системы дистанционного зондирования;
– готов разработать механизмы сотрудничества в условиях «синей экономики» («Blue Economy»);
– будет также запущен Глобальный форум по сотрудничеству в области «Синей экономики» для продвижения новых концепций и передовой практики «синей экономики» и расширения морской промышленной интеграции.[9].
Кроме того, Пекин призывает китайские компании принять участие в коммерческом использовании арктического маршрута и заявляет, что он будет активно участвовать в мероприятиях, организуемых международными организациями, связанными с Арктикой [10].
Профессор Ван Ивэй (университет Жэньминь в Пекине) отмечает большое экономическое, экологическое и стратегическое значение Арктики для Китая. По его мнению «кто определяет правила этого региона, имеет большое значение для Китая, Европы, России и Соединенных Штатов»[11].
Доктор Марк Лэнтин (Университете Масси, Новая Зеландия) считает, что принятый в июне 2017 г. Китаем «документ стал первым официальным подтверждением того, что Северный Ледовитый океан является одним из «синих экономических коридоров», которые Пекин намерен развивать» [12].
Примечательно, что в данном документе не рассматриваются достижения Китая на сегодняшний день в Арктике (вдоль Северного морского пути). Однако уже много лет китайское правительство и дочерние компании и организации внимательно наблюдают за его развитием. Большая часть внимания Китая в Арктике сосредоточена на нефти и газе. В 2013 г. китайская государственная судоходная компания COSCO отправила первый в мире контейнерный корабль через Северный морской путь. В 2015 г. китайские банки выделили $12 млрд. на проект по сжижению природного газа Ямале, который находится в середине Северного морского пути [13].
Отметим также, что «Ямал СПГ» является конкретным примером межгосударственного сотрудничества в Арктике (50,1% – российский «НОВАТЭК», 20% – французский «Total», 20% – китайский CNPC, 9,9% – Фонд Шелкового Пути)[14]. При этом Китай настаивает на таких условиях, что большая часть оборудования для завода будет производиться на китайских верфях, а также транспортировку будут производить китайские судоходные компании. Тем самым Пекин пытается максимизировать свою прибыль [15].
27 июня т.г. в Даляне (Китай) премьер-министр Китая Ли Кэцян встретился с премьер-министром Финляндии Юха Сипилой во время ежегодного заседания Всемирного экономического форума, известного как Летний Давос. В ходе встречи Пекин и Хельсинки обязались укреплять двустороннее сотрудничество в арктических делах. Финская сторона предлагает строительство железной дороги «Арктический коридор», которая соединит Северную Европу с глубоководными портами Северного Ледовитого океана и Китая. Стоимость проекта, который разрабатывают финские ученые и бизнесмены, составляет $3,4млрд. Он соединит город Рованиеми на севере Финляндии с норвежским портом Киркенес на Баренцевом море. Грузы из Китая будут выгружены на железную дорогу и отправлены на юг через железнодорожные сообщения в Скандинавию, Хельсинки, страны Балтии и остальную Европу [16].
Китай еще не одобрил данный проект, однако китайские фирмы уже активно инвестируют в финскую экономику. Так, китайская компания Sunshine Kaidi New Energy Group инвестировала $1,13 млрд. в новый завод по производству биодизеля на базе древесины в г.Кеми [17].
Китай пока не определил окончательные грузовые маршруты, соединяющие Китай с Северной Европой. На сегодня Финляндия и Латвия остаются главными фаворитами из-за сочетания географических, экономических и политических соображений [18]
4 июля т.г. в ходе визита Си Цзиньпина в Москву Россия и Китай достигли договоренности о совместном строительстве «Ледяного Шелкового пути» вдоль Северного морского пути [19]. Этот арктический маршрут увеличивает важность портов Далянь и Тяньцзинь в северном Китае. Кроме того, расстояние между портами на севере Китая и Западной Европы, Северным морем и Балтийским морем на 25-55% меньше, чем традиционные маршруты доставки [20].
Китайский эксперт Го Пэйцин считает, что у России имеются сомнения относительно заинтересованности Китая в Арктике. В то же время, по мнению эксперта, «Китай точно не собирается продвигать свои интересы с помощью военной силы. Военное присутствие Китая в Арктике нерационально и не пойдет на пользу Китаю [21].
Российские эксперты отмечают, что России предпочтительнее работать и обмениваться опытом с Европой, чем с Китаем. Но после западных санкций Россия хочет показать, что у них есть альтернатива западным технологиям и партнерствам. Вот почему они пытаются усилить присутствие Китая в регионе – показать, что, во-первых, они могут либо сделать это самостоятельно, либо, во-вторых, что у них есть другие партнеры в регионе [22].
По мнению эксперта М.Лэнтина, внезапный интерес Китая к Арктике вызвал опасения и США, тем, что Китай пытается оспаривать политический статус-кво в этом регионе. В связи с этим, китайские политики пытаются рассеять эти опасения, уделяя большие внимания научной дипломатии и выступая за двусторонние партнерские отношения в изучении последствий локального изменения климата [23].
В китайских политических кругах Арктика рассматривается в качестве возможного дополнения к конфигурациям маршрутов «Пояса и Пути» [24].
Ученые Университета Цинхуа (Пекин) Ли Сигуан и Ху Ангань отметили, что в будущем «Пояс и Путь» может быть переименован в «Один пояс, Один путь и Один круг» («一路一带一圈»), поскольку Полярный круг становится более глубоко интегрированным в торговую политику Китая [25].
К концу 2019 г. Китай планирует построить второй ледокол стоимостью $158 млн. Это будет первый национальный ледокол, так как первый ледокол «Сюэлун» был построен в Украине ещё 23 года назад [26].
Выводы и обобщения
Во-первых, заинтересованность Китая в Арктике связана не только с транспортировкой грузов в Европу, но и с разработкой углеводородов на арктическом шельфе.
Во-вторых, Китай не стремится играть лидирующую роль в Арктике (как, например, в АТР). Пекин нацелен на сотрудничество, причем путём выстраивания двусторонних отношений с каждой приарктической страной по отдельности.
В-третьих, Пекин пока не имеет геополитических притязаний на Арктику, однако он считает Арктику достоянием всего человечества и проявляет готовность к освоению арктических маршрутов и проведению исследований.
В целом, Китай не делает резких движений в Арктическом регионе. Учитывая свои долгосрочные интересы и стратегии, Пекин будет действовать на данном направлении основательно, сначала «прощупав» ситуацию и исследовав все аргументы «за» и «против».
______________________
[1]贾桂德, 石午虹. 对新形势下中国参与北极事务的思考 (В соответствии с новой ситуацией, Китай участвует в Арктических делах) //http://bit.ly/2u449Jv.
[2] Китай готов купить у России все арктические углеводороды //https://www.gazeta.ru/politics/2017/06/16_a_10724435.shtml.
[3] Китай возрождает свои арктические амбиции //https://regnum.ru/news/2289554.html.
[4]中国开始在北极“闷声发大财”,但还有内功要练 (Китай начал «тихо осваивать» Арктику, но все еще надо развивать внутренний потенциал) //http://pit.ifeng.com/a/20161207/50379215_0.shtml.
[5]中国成为北极理事会正式观察员国 (Китай стал официальным государством-наблюдателем Арктического совета) //http://news.sina.com.cn/c/2013-05-15/170927131890.shtml.
[6] Интересы Китая в Арктике //http://arctic-centre.com/ru/analitika/item/106-interesy-kitaya-v-arktike.
[7] Членство Китая в Арктическом совете //http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/chlenstvo-kitaya-v-arkticheskom-sovete/.
[8] Suokas J. China adds Arctic sea route to its Silk Road plan //http://gbtimes.com/world/china-adds-arctic-sea-route-its-silk-road-plan.
[9] Vision for Maritime Cooperation under the Belt and Road Initiative //http://news.xinhuanet.com/english/2017-06/20/c_136380414.htm.
[10] Suokas J. China adds Arctic sea route to its Silk Road plan //http://gbtimes.com/world/china-adds-arctic-sea-route-its-silk-road-plan.
[11] Там же.
[12] China’s Belt and Road Initiative moves into the Arctic //http://www.globaltrademag.com/global-logistics/chinas-belt-road-initiative-moves-arctic.
[13] Там же.
[14] Проект «Ямал СПГ» //http://www.novatek.ru/ru/business/yamal-lng/.
[15] An Uneasy Alliance: The Limits of the China-Russia Arctic Partnership //https://www.newsdeeply.com/arctic/community/2017/06/21/an-uneasy-alliance-the-limits-of-the-china-russia-arctic-partnership.
[16] Finland could serve as China’s Arctic gateway for OBOR //http://www.atimes.com/article/finland-serve-chinas-arctic-gateway-obor/.
[17] Там же.
[18] Там же.
[19] China, Russia agree to jointly build «Ice Silk Road» //http://news.xinhuanet.com/english/2017-07/04/c_136417241.htm.
[20] China, Russia Team Up on Ice Silk Road //https://worldmaritimenews.com/archives/224690/china-russia-team-up-on-ice-silk-road/.
[21] Китай готов купить у России все арктические углеводороды //https://www.gazeta.ru/politics/2017/06/16_a_10724435.shtml.
[22] An Uneasy Alliance: The Limits of the China-Russia Arctic Partnership //https://www.newsdeeply.com/arctic/community/2017/06/21/an-uneasy-alliance-the-limits-of-the-china-russia-arctic-partnership.
[23] China Plans Arctic Belt and Road Initiatives //https://www.maritime-executive.com/editorials/china-plans-arctic-belt-and-road-initiatives.
[24] China Loops the Arctic Into Its Belt and Road Vision //https://www.newsdeeply.com/arctic/community/2017/06/30/china-loops-the-arctic-into-its-belt-and-road-vision.
[25] Will the Arctic be the next stop on China’s new Silk Road? //http://www.scmp.com/news/china/diplomacy-defence/article/2095078/will-arctic-be-next-stop-chinas-new-silk-road.
[26] Арктика зовет. Китай до конца 2016 г начнет строительство своего 1-го национального ледокола //http://neftegaz.ru/news/view/151652-Arktika-zovet.-Kitay-do-kontsa-2016-g-nachnet-stroitelstvo-svoego-1-go-natsionalnogo-ledokola.