В последние годы общественность и политическое руководство страны всё чаще обращают внимание на такой всеобъемлющий и незаменимый ресурс, как вода. Именно по оценке доступности к воде в ближайшие годы будут оценивать возможности потенциального развития как экономики так и социальной сферы того или иного региона. Дефицит воды и ухудшение ее качества уже привели во многих странах к серьезным вызовам, связанным с падением уровня жизни населения, а также к ухудшению перспектив экономического развития. Уже сейчас в мире более миллиарда человек не имеют доступа к качественной питьевой воде, а 2,5 млрд. человек – к системам канализации.
Одним из крупнейших потребителей пресной воды является ирригация, которая вносит огромный вклад в мировое продовольственное обеспечение. Так, для производства суточного рациона человека в 2800 калорий, требуется 1,0 тыс. м3 воды. Неслучайно на ирригацию приходится 70% мирового отбора воды из водных источников. Высокими темпами растет потребление воды и для промышленных нужд.
Последние оценки специалистов свидетельствует о том, что изменение климата на нашей планете на 20% усилит нехватку воды, что приведет к ухудшению жизни от 2 до 5 млрд. человек в более чем 45 странах мира.
Особое значение в устойчивом водопользовании имеет правовое регулирование вопросов совместного использования трансграничных рек, водоразделов, которые не совпадают с существующими административными границами. Число международных бассейнов рек в настоящее время равно 261 и их водными ресурсами пользуются 145 государств. Многие регионы и страны, расположенные в низовьях рек, зависят от пользователей воды, находящихся выше по течению.
Справедливое и устойчивое управление совместными водными ресурсами требует наличия институтов, которые способны обеспечить целостный подход к этой проблеме и найти эффективные методы ее решения. Опыт показывает, что при совместном использовании бассейнов трансграничных рек, конфликты, как правило, уступают место сотрудничеству.
Казахстан, в силу своего географического положения, во многом зависит от водообеспеченности, связанной с притоком воды из сопредельных стран – Китая, Узбекистана, Кыргызстана и России, на территории которых формируется 44% поверхностного стока РК. Сотрудничество с сопредельными странами в этой области осуществляется как на многосторонней основе (р. Сырдарья), так и на двусторонней основе (реки Ертис, Иле, Жайык, Тобол, Есил, Шу, Талас).
Именно в связи с обострением вопросов обеспечения водой целых регионов страны значительно выросли капитальные вложения в водный сектор экономики. Вместе с тем дефицит водных ресурсов продолжает нарастать. Вся территория Казахстана условно разбита на 8 речных бассейнов. Это позволяет судить о состоянии и динамике изменения водных ресурсов в той или иной речной системе, как в количественном, так и в качественном измерении.
На первый взгляд, в Казахстане нет явных проблем, связанных конкретно с нехваткой воды, но косвенный её недостаток уже сказывается на перспективах экономсического развития того или иного региона. Например, невозможно эффективно развивать животноводство там, где нет хорошей кормовой базы, то есть, нет орошаемых земель.
Согласно принятой международной классификации регионы с водообеспеченностью 1,7 тыс. м3 воды в год на одного человека относятся к испытывающим нехватку воды. Если разделить весь годовой поверхностный сток на наше население, то вроде бы, все нормально –5,1 тыс. м3 воды на человека. В то же время, если смотреть в разрезе отдельных речных бассейнов, то ниже среднего республиканского показателя имеют Нура-Сарысуский (Карагандинская и Акмолинская области) – 1,1 тыс. м3, Есильский – 1,4 тыс. м3 (Астана, Акмолинская, Северо-Казахстанская области), Тобол-Торгайский бассейн (Костанайская, Актюбинская области) – 2,1 тыс. м3, Шу-Таласский (Жамбылская область) – 3,9 тыс. м3, Жайык-Каспийский – 4,7 тыс.м3. Единственный речной бассейн, который имеет неиспользуемый речной сток, это Ертисский (Восточно-Казахстанская, Павлодарская обл.), на который приходится – 16,7 тыс. м3 воды на одного человека.
Изучая мировой опыт, специалисты водного хозяйства, гидрологи, географы страны, давно пришли к мнению, что назрела необходимость внутриреспубликанского перераспределения ресурсов воды, то есть переброска ее из более благоприятных в крайне недостающие регионы (речные бассейны). Решение этих задач несомненно перекрывают затраты на создание инфраструктуры по перераспределению речного стока, о чем свидетельствует опыт России, США, Канады, Китая, Индии и других стран.
Как отмечено выше нехватка воды является главным сдерживающим фактором роста экономики и улучшения благосостояния в Северном и Центральном экономических районах Казахстана. Дальнейшее увеличение общего водопотребления здесь обусловлено следующими обстоятельствами:
- ростом потребностей коммунального хозяйства и промышленности с 173 млн. м3 в 2012 г. до 350 млн. м3 в 2040 г.;
- вводом дополнительных орошаемых площадей в связи с развитием орошаемого кормопроизводства с доведением их с 3,5 тыс. га в 2012 г. до 100 тыс. га в 2040 г., на что потребуется дополнительно 450 млн. м3 воды;
- появлением новых водопотребителей: Орловский и Босшакольский ГОКи в Костанайской и Акмолинской областях;
- ростом потребности в воде Астанинской ТЭЦ на 100 млн. м3 в связи с ее развитием и доведением установленной мощности до 720 МВт;
- строительством новых групповых водопроводов в районах, не обеспеченных водными ресурсами, с подачей воды до 25-30 млн. м3;
- ростом потребности в воде для создания продовольственного и зеленого поясов вокруг г.Астаны в объеме более 200 млн.м3.
В перспективе, за пределами 2050 года, дефицит воды, ожидаемый по всем речным бассейнам, достигнет 12-13 км3 (в том числе по бассейну оз. Балхаш до 5 км3, по бассейну р. Сырдарья – до 4 км3 пресной воды). Покрыть этот дефицит можно только за счет переброски пресной воды из-за пределов Казахстана в р. Иртыш. Это возможно осуществить из речных бассейнов сибирских рек Оби и Енисея РФ. В этих вопросах у Астаны и Москвы нет противоречий, так как каждая сторона понимает, что в перспективе вопросы обеспечения водой вододефицитных территорий в России и Казахстане необходимо осуществлять посредством взаимовыгодных решений.
Сегодня водная безопасность страны является неотъемлемой частью национальной безопасности, поэтому вопросам воды уделяется пристальное внимание со стороны Правительства, Администрации Президента и Совета Безопасности Республики Казахстан. При этих государственных органах созданы и работают несколько экспертных и рабочих групп, которые призваны всесторонне и тщательно изучать водную ситуацию и рекомендовать соответствующие решения.