Eng | Pyc

 

   

Ирсалиев С.А. Круг регресса разорван: сможем ли мы создать благодетельный круг превосходства?

5 октября 2018 года в Послании народу Казахстана Президент нашей страны, в ряду многих других важных инициатив, поручил разработать и принять Закон «О статусе педагога», предусматривающий все стимулы для учителей и работников дошкольных организаций.

Принятие такого Закона будет иметь катализирующий эффект для развития всех сфер казахстанского общества так как он заложит основы создания «круга превосходства и прогресса человеческого капитала» – основного богатства и залога устойчивого развития любого государства. Почему этот Закон так важен и своевременен?

Качество жизни не может быть выше качества человеческого капитала, основы которого закладываются в системе образования. А «качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней учителей» [1]. Таким образом, судьба будущих поколений во многом в руках наших педагогов.

Эта аксиома лежит в основе особого внимания, уделяемого большинством стран ОЭСР качеству подготовки, социальному пакету и престижу профессии учителя. Сопоставление этих параметров пока не в нашу пользу (таблица 1).

Таблица 1

 

Сопоставление показателей профессии учителя

Показатель ОЭСР Казахстан
1 Отбор в педвузы В 27 странах ОЭСР селективные критерии.

В Сингапуре, Финляндии, Южной Корее педвузы отбирают 5-30% лучших абитуриентов [1]

Минимальный проходной балл ЕНТ на грант по

педспециальностям – 74,5 (ветеринария 80) [2]

2 Доступ к профессии В 10 странах ОЭСР необходимо подтвердить диплом педагога Нет механизма
3 Степень магистра Обязательна в 10 странах ОЭСР в начальной и в 17 в основной и старшей [6] 0,7% от общего

педагогического

контингента

(2 137 чел.)

4 Карьерный рост Различные возможности роста: педагог (6 ступеней), лидер и эксперт До 2018 г. было

3 ступени карьеры. С 2018 г. 5 категорий

5 Повышение квалификации (ПК) В 23 странах ОЭСР является обязательным. В 8 ежегодно (8-150 часов), в 2 каждые 2-3 года (25-210 часов) Параллельные системы ПК
6 Средняя зарплата $3,6 тыс. – 85-88% от средней зарплаты 96 тыс. тг. (66% от средней зарплаты по стране – 144,5 тыс.т.) [3]

 

Как показывают данные таблицы 1, социальный пакет педагога у нас пока еще не привлекателен. Соответственно учительская профессия не престижна. Это приводит систему школьного образования в замкнутый круг снижения качества. В педагоги идут выпускники, набравшие на ЕНТ значительно меньше баллов, чем на специальности, дающие в будущем высокий доход. Качество подготовки в вузах по педагогическим специальностям невысокое: 86% студентов педспециальностей в 2015 году сдали ВОУД на «3» и «2» [4]. Многие выпускники-педагоги сразу же по окончании вуза уходят в другие сферы. «Средние» выпускники педагогических специальностей приходят в школу и «средне» учат наших детей. Из этих средне обученных детей опять только средние идут в педагоги. «Круг регресса» замкнулся. И его можно разорвать только повышением престижа профессии учителя.

Существует в мире практика и другого круга – «круга превосходства и прогресса человеческого капитала».

Лучших учеников ориентируют на профессию педагога. К примеру, в Сингапуре предлагается ежемесячная стипендия уже в выпускном классе [5]. В 27 странах ОЭСР практикуется строгий селективный отбор на обучение по педагогическим специальностям через специальные экзамены и тестирование [6]. Поэтому в педвузы зачисляются наиболее сильные абитуриенты.

Например, в Сингапуре на педагогические специальности принимаются абитуриенты из числа 30% лучших выпускников школ, в Финляндии – из 20% лучших, в Южной Корее – из 5% [1].

В 18 странах ОЭСР выпускники проходят обязательную программу введения в специальность (от 1 месяца до 2 лет) и сертификацию по ее окончании [6].

Как результат – в школу приходят специалисты с высокой готовностью, мотивацией и способностью работать учителем. И эти высоко профессиональные учителя, опять-таки ориентируют лучших учеников на профессию педагога. Благодетельный «круг превосходства» замкнулся. Человеческий капитал в постоянном развитии и ничто не угрожает устойчивому прогрессу страны.

Одним из примеров попытки разрыва «круга регресса» и перехода в «круг превосходства» может служить практика нашего ближайшего соседа и союзника – Российской Федерации. Указом Президента РФ «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 7 мая 2012 года N 597 Правительству было поручено «обеспечить …доведение в 2012 году средней зарплаты педработников …общего образования до средней зарплаты в соответствующем регионе…» [7].

Имеются различные экспертные суждения об эффективности исполнения данного Указа. Но в октябре 2015 г. В.В. Путин на вручении наград лауреатам конкурса «Учитель года» объявил о том, что «Средняя зарплата учителей в России на 8% превысила среднюю по экономике и составляет 35 тыс. рублей» [8]. Как это повлияло на престиж профессии учителя? Мониторинг качества приема в российские вузы в 2016 г. показал, что в стране растет популярность педагогических специальностей [9]. В 2016 году доля абитуриентов России на педагогические специальности с баллами выше 70 выросла на 10% (с 36% в 2015 году до 46% в 2016).  Доля слабых абитуриентов (с баллами ниже 56) сократилась на 4% (с 19% до 15%) [10]. Т.е. процесс разрыва «круга регресса» был запущен и уже через 4 года в России наблюдался первый результат.

Главным ориентиром в повышении статуса педагога является зарплата. В таблице 2 для сравнения приведено соотношение зарплат учителей по отношению к средней зарплате по стране в скандинавских государствах [11].

 

Таблица 2

Страна Средняя зарплата, $ в год Зарплата учителей в % к средней по стране
По стране Учителей
Финляндия 42 964 40 991 95
Швеция 42 933 43 200 101
Норвегия 51 212 47 687 90
Дания 51 466 51 506 100

В Казахстане есть высокое политическое понимание необходимости повышения статуса и престижа учительской профессии. По поручению Главы Государства с 1 января 2016 года зарплата учителей была повышена на 29%. Это позволило довести зарплату учителей средних школ с 60% от средней зарплаты по стране до 72%. Однако из-за более высоких темпов роста уровня зарплат в других секторах экономики уже в 1 квартале 2018 г. педагоги среднего образования получали только 65% от средней по стране (рисунок 1).

Еще меньше получали учителя начальных классов (51% от средней зарплаты по стране). Поэтому в 2018 году для повышения зарплаты учителям из государственного бюджета Казахстана было выделено 55,428 млрд. тенге.

При этом, чтобы сохранить штат учителей, повышение зарплаты не было привязано к нормативной нагрузке. Повышение зарплаты было синхронизировано с переходом на обновленное содержание.

В январе 2018 года зарплата была повышена для учителей 1, 2, 5 и 7 классов, которые к тому времени перешли на новые программы.  В сентябре этого же года был запланирован переход на обновленное содержание 3, 6 и 8 классов с соответствующим повышением зарплаты. То же самое с сентября 2019 года для 4 и 9 классов. А с сентября 2020 года для 10 классов [12].

Это была очень своевременная и важная мера для разрыва «круга регресса».

Наметившийся вектор движения в этом направлении был закреплен новой инициативой Президента Казахстана, который в Послании 5 октября 2018 года поручил разработать и принять Закон «О статусе педагога», предусматривающий все стимулы для учителей и работников дошкольных организаций.

Дополнительным «катализатором» этих процессов могло бы стать восстановление стимулирующих надбавок к уровневым курсам (на новых условиях), которые были отменены с января 2016 года.

Еще одним шагом в повышении престижа учительской профессии, мог бы стать запуск программы «Teach For Kazakhstan», а также целевое обучение по педагогическим специальностям в магистратуре специалистов других отраслей экономики.

Актуальность повышения уровня школьных педагогических кадров в современных условиях будет только расти, так как новые глобальные угрозы с троекратной силой проецируются на профессию учителя.

Какие новые вызовы могут сказаться на профессии учителя? Автоматизация, роботизация и искусственный интеллект угрожают каждой второй специальности в мире, в том числе педагогической [13].

Например, учитель может за всю свою трудовую карьеру проверить, исправить ошибки и выставить оценки 10 тысячам сочинений. А компьютер, имея большое количество данных, может «прочитать» и правильно оценить миллион сочинений за 5-10 минут [14].

Кроме этого, искусственный интеллект, может взять на себя всю рутинную работу педагога: проверка посещаемости, сканирование всех образовательных ресурсов и автоматический отбор учебных программ для каждого класса, составление индивидуального плана для каждого ученика и расписания занятий.

Более того, ИИ может взять на себя функцию репетитора, который будет обучать более эффективно, чем учитель.

Например, китайский стартап «Yixue Education» разработал программу «компьютерные репетиторы». В октябре 2016 г. в г.Чжэнчжоу было проведено соревнование между ИИ «Yixue Education» и учителями с 17-летним опытом. 78 учеников за 4 дня занятий с ИИ от «Yixue Education» улучшили результаты своих тестов по математике на 36 баллов. А занятия с учителями повысили показатели всего на 26 баллов [15].

Возникает вопрос: если ученики уже сейчас понимают ИИ лучше, чем учителей, то через сколько лет ИИ перестанет быть полезным ассистентом учителя и полностью заменит его?

Если статус и уровень подготовки педагогов не станут доминантами в образовательной политике, такое фантастическое предположение может стать катастрофической реальностью уже в недалеком будущем.

____________________________________

 

[1] М. Барбер, М. Муршед. Как добиться стабильно высокого качества обучения в школах. Стр. 17.

http://ecsocman.hse.ru/data/2011/05/06/1268032922/1.pdf

[2] Список обладателей образовательных грантов. Газета Казахстанская правда. 11 августа 2015 года.

https://www.kazpravda.kz/news/obshchestvo/stali-izvestni-imena-obladatelei-obrazovatelnih-grantov-2015/

[3] Данные Комитета статистики Министерства национальной экономики РК за первое полугодие 2017 г.

[4] Анализ результатов ВОУД в организациях высшего образования в 2015 г. Аналитический сборник. — Астана: ИАЦ, 2015

[5] Building a High-Quality Teaching Profession: Lessons from around the world. OECD, 2011

http://www.oecd.org/education/school/programmeforinternationalstudentassessmentpisa/buildingahigh-qualityteachingprofessionlessonsfromaroundtheworld.htm

[6] Education at a Glance 2014: OECD Indicators. Стр.498

http://www.oecd.org/education/Education-at-a-Glance-2014.pdf

[7] Указ Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 7 мая 2012 года N 599

http://www.rsr-online.ru/doc/2012_06_25/6.pdf
[8] Встреча с лауреатами всероссийского конкурса «Учитель года России»
http://kremlin.ru/events/president/news/50466
[9] РИА НОВОСТИ. 11.08.2016. Приемная кампания-2016: в педагогику пришли более сильные студенты

https://ria.ru/abitura_rus/20160811/1474155243.html#ixzz4HT7V2DXV

[10] РИА Новости. 09.09.2016. Разрыв между «слабыми» и «сильными» вузами растет.
https://ria.ru/society/20160909/1476504266.html

[11] https://data.oecd.org/earnwage/average-wages.htm

[12] ИА REGNUM. 11.07.2018. На повышение зарплаты учителям в Казахстане выделили более $150 млн.

https://regnum.ru/news/2446707.html
[13] Российская газета RGRU. 27.10.2016. Что мы отдадим машинам? Текст: Журнал «Кот Шрёдингера» (Энтони Голдблум, специалист по машинному обучению, директор компании Kaggle)
https://rg.ru/2016/10/27/kakie-rabochie-mes-ta-chelovek-ustupit-iskusstvennomu-intellektu.html

[14] Working paper. The Future of Employment. Carl Benedikt Frey & Michael Osborne. Published by the Oxford Martin Programme on Technology and Employmen. THE FUTURE OF EMPLOYMENT: HOW SUSCEPTIBLE ARE JOBS TO COMPUTERISATION? Carl Benedikt Frey and Michael A.Osborne.September 17, 2013? 78 P.

https://www.oxfordmartin.ox.ac.uk/downloads/academic/future-of-employment.pdf
[15]     South China Morning Post. 20 December, 2017. Robot tutors set to help students take on China’s daunting Gaokao college entrance exams
https://www.scmp.com/tech/china-tech/article/2124929/robot-tutors-set-help-students-take-chinas-daunting-gaokao-college