5 октября 2018 года в Послании народу Казахстана Президент нашей страны, в ряду многих других важных инициатив, поручил разработать и принять Закон «О статусе педагога», предусматривающий все стимулы для учителей и работников дошкольных организаций.
Принятие такого Закона будет иметь катализирующий эффект для развития всех сфер казахстанского общества так как он заложит основы создания «круга превосходства и прогресса человеческого капитала» – основного богатства и залога устойчивого развития любого государства. Почему этот Закон так важен и своевременен?
Качество жизни не может быть выше качества человеческого капитала, основы которого закладываются в системе образования. А «качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней учителей» [1]. Таким образом, судьба будущих поколений во многом в руках наших педагогов.
Эта аксиома лежит в основе особого внимания, уделяемого большинством стран ОЭСР качеству подготовки, социальному пакету и престижу профессии учителя. Сопоставление этих параметров пока не в нашу пользу (таблица 1).
Таблица 1
Сопоставление показателей профессии учителя
№ | Показатель | ОЭСР | Казахстан |
1 | Отбор в педвузы | В 27 странах ОЭСР селективные критерии.
В Сингапуре, Финляндии, Южной Корее педвузы отбирают 5-30% лучших абитуриентов [1] |
Минимальный проходной балл ЕНТ на грант по
педспециальностям – 74,5 (ветеринария 80) [2] |
2 | Доступ к профессии | В 10 странах ОЭСР необходимо подтвердить диплом педагога | Нет механизма |
3 | Степень магистра | Обязательна в 10 странах ОЭСР в начальной и в 17 в основной и старшей [6] | 0,7% от общего
педагогического контингента (2 137 чел.) |
4 | Карьерный рост | Различные возможности роста: педагог (6 ступеней), лидер и эксперт | До 2018 г. было
3 ступени карьеры. С 2018 г. 5 категорий |
5 | Повышение квалификации (ПК) | В 23 странах ОЭСР является обязательным. В 8 ежегодно (8-150 часов), в 2 каждые 2-3 года (25-210 часов) | Параллельные системы ПК |
6 | Средняя зарплата | $3,6 тыс. – 85-88% от средней зарплаты | 96 тыс. тг. (66% от средней зарплаты по стране – 144,5 тыс.т.) [3] |
Как показывают данные таблицы 1, социальный пакет педагога у нас пока еще не привлекателен. Соответственно учительская профессия не престижна. Это приводит систему школьного образования в замкнутый круг снижения качества. В педагоги идут выпускники, набравшие на ЕНТ значительно меньше баллов, чем на специальности, дающие в будущем высокий доход. Качество подготовки в вузах по педагогическим специальностям невысокое: 86% студентов педспециальностей в 2015 году сдали ВОУД на «3» и «2» [4]. Многие выпускники-педагоги сразу же по окончании вуза уходят в другие сферы. «Средние» выпускники педагогических специальностей приходят в школу и «средне» учат наших детей. Из этих средне обученных детей опять только средние идут в педагоги. «Круг регресса» замкнулся. И его можно разорвать только повышением престижа профессии учителя.
Существует в мире практика и другого круга – «круга превосходства и прогресса человеческого капитала».
Лучших учеников ориентируют на профессию педагога. К примеру, в Сингапуре предлагается ежемесячная стипендия уже в выпускном классе [5]. В 27 странах ОЭСР практикуется строгий селективный отбор на обучение по педагогическим специальностям через специальные экзамены и тестирование [6]. Поэтому в педвузы зачисляются наиболее сильные абитуриенты.
Например, в Сингапуре на педагогические специальности принимаются абитуриенты из числа 30% лучших выпускников школ, в Финляндии – из 20% лучших, в Южной Корее – из 5% [1].
В 18 странах ОЭСР выпускники проходят обязательную программу введения в специальность (от 1 месяца до 2 лет) и сертификацию по ее окончании [6].
Как результат – в школу приходят специалисты с высокой готовностью, мотивацией и способностью работать учителем. И эти высоко профессиональные учителя, опять-таки ориентируют лучших учеников на профессию педагога. Благодетельный «круг превосходства» замкнулся. Человеческий капитал в постоянном развитии и ничто не угрожает устойчивому прогрессу страны.
Одним из примеров попытки разрыва «круга регресса» и перехода в «круг превосходства» может служить практика нашего ближайшего соседа и союзника – Российской Федерации. Указом Президента РФ «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 7 мая 2012 года N 597 Правительству было поручено «обеспечить …доведение в 2012 году средней зарплаты педработников …общего образования до средней зарплаты в соответствующем регионе…» [7].
Имеются различные экспертные суждения об эффективности исполнения данного Указа. Но в октябре 2015 г. В.В. Путин на вручении наград лауреатам конкурса «Учитель года» объявил о том, что «Средняя зарплата учителей в России на 8% превысила среднюю по экономике и составляет 35 тыс. рублей» [8]. Как это повлияло на престиж профессии учителя? Мониторинг качества приема в российские вузы в 2016 г. показал, что в стране растет популярность педагогических специальностей [9]. В 2016 году доля абитуриентов России на педагогические специальности с баллами выше 70 выросла на 10% (с 36% в 2015 году до 46% в 2016). Доля слабых абитуриентов (с баллами ниже 56) сократилась на 4% (с 19% до 15%) [10]. Т.е. процесс разрыва «круга регресса» был запущен и уже через 4 года в России наблюдался первый результат.
Главным ориентиром в повышении статуса педагога является зарплата. В таблице 2 для сравнения приведено соотношение зарплат учителей по отношению к средней зарплате по стране в скандинавских государствах [11].
Таблица 2
Страна | Средняя зарплата, $ в год | Зарплата учителей в % к средней по стране | |
По стране | Учителей | ||
Финляндия | 42 964 | 40 991 | 95 |
Швеция | 42 933 | 43 200 | 101 |
Норвегия | 51 212 | 47 687 | 90 |
Дания | 51 466 | 51 506 | 100 |
В Казахстане есть высокое политическое понимание необходимости повышения статуса и престижа учительской профессии. По поручению Главы Государства с 1 января 2016 года зарплата учителей была повышена на 29%. Это позволило довести зарплату учителей средних школ с 60% от средней зарплаты по стране до 72%. Однако из-за более высоких темпов роста уровня зарплат в других секторах экономики уже в 1 квартале 2018 г. педагоги среднего образования получали только 65% от средней по стране (рисунок 1).
Еще меньше получали учителя начальных классов (51% от средней зарплаты по стране). Поэтому в 2018 году для повышения зарплаты учителям из государственного бюджета Казахстана было выделено 55,428 млрд. тенге.
При этом, чтобы сохранить штат учителей, повышение зарплаты не было привязано к нормативной нагрузке. Повышение зарплаты было синхронизировано с переходом на обновленное содержание.
В январе 2018 года зарплата была повышена для учителей 1, 2, 5 и 7 классов, которые к тому времени перешли на новые программы. В сентябре этого же года был запланирован переход на обновленное содержание 3, 6 и 8 классов с соответствующим повышением зарплаты. То же самое с сентября 2019 года для 4 и 9 классов. А с сентября 2020 года для 10 классов [12].
Это была очень своевременная и важная мера для разрыва «круга регресса».
Наметившийся вектор движения в этом направлении был закреплен новой инициативой Президента Казахстана, который в Послании 5 октября 2018 года поручил разработать и принять Закон «О статусе педагога», предусматривающий все стимулы для учителей и работников дошкольных организаций.
Дополнительным «катализатором» этих процессов могло бы стать восстановление стимулирующих надбавок к уровневым курсам (на новых условиях), которые были отменены с января 2016 года.
Еще одним шагом в повышении престижа учительской профессии, мог бы стать запуск программы «Teach For Kazakhstan», а также целевое обучение по педагогическим специальностям в магистратуре специалистов других отраслей экономики.
Актуальность повышения уровня школьных педагогических кадров в современных условиях будет только расти, так как новые глобальные угрозы с троекратной силой проецируются на профессию учителя.
Какие новые вызовы могут сказаться на профессии учителя? Автоматизация, роботизация и искусственный интеллект угрожают каждой второй специальности в мире, в том числе педагогической [13].
Например, учитель может за всю свою трудовую карьеру проверить, исправить ошибки и выставить оценки 10 тысячам сочинений. А компьютер, имея большое количество данных, может «прочитать» и правильно оценить миллион сочинений за 5-10 минут [14].
Кроме этого, искусственный интеллект, может взять на себя всю рутинную работу педагога: проверка посещаемости, сканирование всех образовательных ресурсов и автоматический отбор учебных программ для каждого класса, составление индивидуального плана для каждого ученика и расписания занятий.
Более того, ИИ может взять на себя функцию репетитора, который будет обучать более эффективно, чем учитель.
Например, китайский стартап «Yixue Education» разработал программу «компьютерные репетиторы». В октябре 2016 г. в г.Чжэнчжоу было проведено соревнование между ИИ «Yixue Education» и учителями с 17-летним опытом. 78 учеников за 4 дня занятий с ИИ от «Yixue Education» улучшили результаты своих тестов по математике на 36 баллов. А занятия с учителями повысили показатели всего на 26 баллов [15].
Возникает вопрос: если ученики уже сейчас понимают ИИ лучше, чем учителей, то через сколько лет ИИ перестанет быть полезным ассистентом учителя и полностью заменит его?
Если статус и уровень подготовки педагогов не станут доминантами в образовательной политике, такое фантастическое предположение может стать катастрофической реальностью уже в недалеком будущем.
____________________________________
[1] М. Барбер, М. Муршед. Как добиться стабильно высокого качества обучения в школах. Стр. 17.
http://ecsocman.hse.ru/data/2011/05/06/1268032922/1.pdf
[2] Список обладателей образовательных грантов. Газета Казахстанская правда. 11 августа 2015 года.
[3] Данные Комитета статистики Министерства национальной экономики РК за первое полугодие 2017 г.
[4] Анализ результатов ВОУД в организациях высшего образования в 2015 г. Аналитический сборник. — Астана: ИАЦ, 2015
[5] Building a High-Quality Teaching Profession: Lessons from around the world. OECD, 2011
[6] Education at a Glance 2014: OECD Indicators. Стр.498
http://www.oecd.org/education/Education-at-a-Glance-2014.pdf
[7] Указ Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 7 мая 2012 года N 599
http://www.rsr-online.ru/doc/2012_06_25/6.pdf
[8] Встреча с лауреатами всероссийского конкурса «Учитель года России»
http://kremlin.ru/events/president/news/50466
[9] РИА НОВОСТИ. 11.08.2016. Приемная кампания-2016: в педагогику пришли более сильные студенты
https://ria.ru/abitura_rus/20160811/1474155243.html#ixzz4HT7V2DXV
[10] РИА Новости. 09.09.2016. Разрыв между «слабыми» и «сильными» вузами растет.
https://ria.ru/society/20160909/1476504266.html
[11] https://data.oecd.org/earnwage/average-wages.htm
[12] ИА REGNUM. 11.07.2018. На повышение зарплаты учителям в Казахстане выделили более $150 млн.
https://regnum.ru/news/2446707.html
[13] Российская газета RGRU. 27.10.2016. Что мы отдадим машинам? Текст: Журнал «Кот Шрёдингера» (Энтони Голдблум, специалист по машинному обучению, директор компании Kaggle)
https://rg.ru/2016/10/27/kakie-rabochie-mes-ta-chelovek-ustupit-iskusstvennomu-intellektu.html
[14] Working paper. The Future of Employment. Carl Benedikt Frey & Michael Osborne. Published by the Oxford Martin Programme on Technology and Employmen. THE FUTURE OF EMPLOYMENT: HOW SUSCEPTIBLE ARE JOBS TO COMPUTERISATION? Carl Benedikt Frey and Michael A.Osborne.September 17, 2013? 78 P.
https://www.oxfordmartin.ox.ac.uk/downloads/academic/future-of-employment.pdf
[15] South China Morning Post. 20 December, 2017. Robot tutors set to help students take on China’s daunting Gaokao college entrance exams
https://www.scmp.com/tech/china-tech/article/2124929/robot-tutors-set-help-students-take-chinas-daunting-gaokao-college