Eng | Pyc

 

   

«ASTANA EXPERT ISCA». Пилотный выпуск. Торговая война США Китай.

Здравствуйте, уважаемые зрители!

Меня зовут Мурат Лаумулин. Я основной ведущий нового цикла интернет-передач «Эксперт-Астана», который мы открываем настоящей встречей. Цикл создается под эгидой Международного научного комплекса «Астана» и Международного университета «Астана».
Наши передачи призваны охватить широкий круг вопросов международных отношений и мировой экономики, геополитики и безопасности.

Мы будем освещать внутреннюю и внешнюю политику Казахстана, наши отношения с великими державами и соседями по региону, политические процессы в Евразии, на постсоветском пространстве и в Центральной Азии.
Особое внимание мы с коллегами будем уделять сфере образования и науки, интеграции Казахстана в мировое образовательное и научное пространство, а также сотрудничеству с ведущими мировыми университетами и мозговыми центрами.

Наши коллеги, также будут вести передачи, посвященные актуальным вопросам культуры, искусства, исторических традиций и философии, социологии и культурологии и так далее.
Нашими гостями и комментаторами, как мы надеемся, станут ведущие отечественные и зарубежные эксперты и ученые, действующие и бывшие политики, парламентарии и дипломаты, представители академического и педагогического кругов, деятели культуры и искусства.
* * *

Нашу первую передачу нам бы хотелось посвятить злободневным вопросам современности, которые волнуют не только больших политиков, но и простых граждан.

Какое место занимает Казахстан в региональной и глобальной политике, как влияют на нас события мирового масштаба, куда ведут нас геополитические и геоэкономические императивы, что нам в Казахстане следует ждать от конкретных действий великих держав – крупнейших мировых игроков?

Какая судьба ждет крупные интеграционные проекты в Евразии – такие, как Евразийский Экономический Союз или «Один пояс, один путь», и какое место займет в случае их успешной реализации наша республика?
И самый главный вопрос: что ждет нас в ХХI веке, какие потрясения, какие вызовы и какие угрозы ждут наше общество и наше государство в предстоящие десятилетия.

В ходе наших бесед мы попытаемся, в том числе с вашей помощью, ответить на интересующие нашу аудиторию вопросы, а также, по мере возможности, приоткрыть завесу будущего и предсказать исход тех или иных международных процессов, в которые вовлечен Казахстан.

Итак, зададимся вопросом: в каком мире мы сегодня живем? Очевидно, что это крайне турбулентный мир. Вот примеры этого из недавнего прошлого и настоящего.

Продолжается и даже нарастает конфронтация России – нашего ближайшего союзника и партнера – с Западом.
Продолжаются войны на Ближнем Востоке.

Иран обложен санкциями. Нарастает ядерная угроза, и не только из-за атомных программ ИРИ и КНДР, но и вследствие планируемого выхода США из Договора о ракетах средней и меньшей дальности (РМСД).
Евросоюз продолжает лихорадить, сталкиваются и переплетаются два противоречивых процесса – центростремительный и центробежный.

Первый развивается под эгидой Берлина, пытающегося сцементировать Евросоюз; второй связан с Брекзитом – выходом Великобритании из ЕС. Как предполагают некоторые наблюдатели, уход Лондона из состава Евросоюза далеко не предрешен.

В этом году чрезвычайно обострились американо-китайские отношения, дело почти дошло до полноценной торговой войны. А с учетом практических шагов Пекина по укреплению своего военно-стратегического присутствия на спорных островах в Южно-Китайском море и реакции на эти шаги Вашингтона – и до реального военного конфликта.
Это лишь фрагменты той турбулентности, о которой мы только что говорили. Остановимся на данной проблеме несколько подробнее.

2018-й год характеризуется беспрецедентным ростом напряженности китайско-американских отношений. Конфронтация между двумя державами развивалась одновременно по нескольким направлениям: торгово-экономическая война (или ее угроза), военно-политическое и военно-стратегическое соперничество, нарастание напряженности в Южно-Китайском море, противодействие со стороны Вашингтона китайскому проекту «Один пояс, один путь» в Евразии, вовлечение других азиатских держав, прежде всего – Индии, в конфронтацию с КНР.
Кроме того, и США, и КНР напрямую вовлечены в процесс решения ядерной проблемы КНДР. Причем зачастую их отношения по этому вопросу занимают диаметрально противоположные позиции.

В сентябре 2018 года госсекретарь США Майкл Помпео назвал Поднебесную главной опасностью для Америки, поставив ее выше «русской угрозы». Он фактически заявил, что китайская политика несет для США более высокие риски, нежели та линия, которую претворяет в жизнь Россия. Помпео отметил, что Москва и Пекин представляют собой абсолютно разные виды угроз. В долгосрочной перспективе то, что угрожает американским средствам к существованию и несет риск для продолжающегося экономического роста США, это Китай, который для США представляет гораздо большую угрозу.

Между тем в самом Китае рассчитывают, что Вашингтон скорректирует свое поведение. В экспертной среде полагают, что Китай опасен для США, прежде всего с точки зрения своей экономической модели. Сегодня мировая экономика привязана к свободной конвертации валюты, к системе регулирования торговли, которая так или иначе находится под контролем США. Китай же предложил новую модель которую он формализовал как «Один пояс – один путь». Эта модель предполагает не только логистику и инфраструктуру, но и новые формы финансовых расчетов, активное введение в оборот неконвертируемой валюты, переход на расчет в национальных валютах. США обеспокоены устойчивостью своей модели и соответственно – мировой. Это первое, что имеют в виду США, говоря об угрозе со стороны КНР.

Второй большой опасностью аналитики называют попытки Китая вторгнуться в традиционную для США сферу – высокие технологии. «Программа «Сделано в Китае – 2025», в рамках которой Китай экспортирует высокие технологии, пересекается со сферой, которую США всегда контролировали.
Третий важный момент: Китай пытается создать новую систему мировой торговли, новые зоны мировой торговли. Отмена тарифных барьеров очень важна для КНР, потому что в этом случае китайские товары безналоговым образом могут проникать на мировые рынки. Китаю это выгодно с точки зрения экспортно-ориентированной экономики.
В Вашингтоне понимают, что если бы Китай довел ее до конца в ближайшие 10-15 лет, то у американцев не осталось бы рычагов контроля. Однако Китай не сможет вытолкнуть США на обочину мировой торговли. В принципе Китай понял, каким образом можно воздействовать на рост своего влияния в мировой экономике: не встраиваться в американскую модель, а построить свою. Сформировать вокруг себя лагерь стран, перейти на расчеты в национальной валюте, получить независимость от ФРС, настаивать на открытом доступе ко всем ресурсам, убрать тарифные и другие барьеры. Это сразу обеспечит доступ товаров на мировой рынок. В конце концов, Китай понял, что главную роль теперь играет не товарная масса, а новые технологии.

Стремительное превращение КНР в одного из важнейших игроков не только в АТР, но и во всем мире превратило его в главный объект американских стратегических усилий не только, в региональном, но и глобальном масштабе.
В целях налаживания взаимопонимания с Пекином на американских условиях ему в свое время был предложен своего рода «большой проект – двухполюсность», в рамках которого США и Китай могли бы достичь договоренности о совместном управлении мировым порядком, но при сохранении ведущей роли Вашингтона. Известная неуступчивость Пекина по этому вопросу вынуждает США постоянно маневрировать во взаимоотношениях с КНР.

Натолкнувшись на несговорчивость Пекина по вопросу формирования глобального партнерства, Вашингтон усилил информационное, финансово-экономическое, военно-политическое давление на КНР. США предупреждают Китай, что намерены «управлять конкуренцией с позиции силы», настаивают на «соблюдении им международных правил и норм по вопросам морской безопасности, торговли и правам человека». Одновременно Вашингтон стремится заключить с Пекином договоренности о военном сотрудничестве.

В основе целенаправленного противодействия Китаю, сочетающегося с вынужденным глубоким торгово-экономическим сотрудничеством Запада с ним, лежат опасения в отношении серьезных конкурентных возможностей и потенциала КНР.

Еще в ноябре 2015 года началась масштабная реформа китайской армии, которую анонсировал председатель КНР Си Цзиньпин. Она затрагивает все основные звенья системы стратегического управления в области обеспечения обороны и государственной безопасности в целом. Реформирование Народно-освободительной армии Китая (НОАК) неразрывно связано с успешным построением в Китае «социализма с китайской спецификой», с обеспечением руководящей роли Коммунистической партии Китая во всех основных сферах жизни страны. Наращивание глобальных возможностей Китая уже толкает Америку на ответные меры. Наступление на Поднебесную началось с торговой войны, объявленной Дональдом Трампом в июне 2018 года. Экономический ущерб, который она способна нанести, оценивается в 200 млрд. долл.

Тем самым, между Китаем и Америкой формируются очень своеобразные отношения, которых не было раньше. И во многом это связано с фактором президента США Дональда Трампа, который ввел стиль общения с выдвижением очень громких запросных переговорных позиций. По мнению экспертов, у китайцев складывается впечатление, что объяснять что-то или доказывать американцам не имеет большого смысла. Как известно, Китай претендует почти на всю богатую ресурсами акваторию ЮКМ. Ежегодно через это море суда провозят торговые грузы на 5 трлн. долл. Некоторые острова называют своими также Бруней, Малайзия, Филиппины, Тайвань и Вьетнам.

Ряд экспертов полагает, что происходящее в последнее время между Америкой и Китаем, это не торговая война, а геополитическая схватка за глобальное доминирование. Фактически, США начали атаку на экономическую и промышленную политику Китая с целью изменить основы его государственности. Вне зависимости от отношений на личном уровне между двумя мировыми лидерами отношения США и Китая стремительно ухудшаются.
США сталкиваются с двумя главными вызовами.

Один исходит от России, стремящейся закрепить за собой привилегии статуса великой державы, а также к ревизии мирового порядка, сложившегося после холодной войны, с тем, чтобы ее интересы принимались во внимание.
Второй вызов исходит от Китая, и он гораздо серьезнее, поскольку эта страна фактически претендует на лидерство в мировом порядке вследствие структурного сдвига в балансе сил. Тем не менее, китайский лидер Си пытался предложить США особый тип привилегированных взаимоотношений. Они должны были строиться на взаимном уважении, взаимной выгоде, отсутствии конфликтов. Однако, эта конструкция вошла в период демонтажа по инициативе американской стороны.

Причина опасений Америки весьма прозрачна: Китай все меньше напоминает обычное успешное национальное государство, стремящиеся к участию в существующем мировом порядке; он больше похож на страну, бросающую вызов нынешней системе и претендующую на лидерство. Объявленная политика «Один пояс, один путь» видится как еще одно доказательство китайских геополитических амбиций, равно как и желание сделать свою национальную валюту мировым конкурентом доллара США. Итак, Китай требует для себя большего слова в системе международных отношений, и со временем будет претендовать на мировое лидерство, создавая параллельные институты и организации.

А что происходит в непосредственной близости от нас – на постсоветском пространстве и в Центральной Азии?
Важные события произошли на Украине: 12 ноября проголосовал Донбасс. Хотя формально это были выборы администрации в ДНР и ЛНР, в реальности это был шаг судьбоносный по своему содержанию. Жители Донбасса де-факто проголосовали за независимость от Киева. Как считают некоторые наблюдатели, это следовало сделать уже давно, когда стало ясно, что украинская сторона саботирует Минские соглашения. Таким образом, Донбасс вступает в сообщество, состоящее из Приднестровья, Абхазии, Южной Осетии и т.д. К этой теме мы еще обязательно вернемся.
В Центральной Азии наблюдается всплеск региональной активности в плане усиления сотрудничества и интеграции между республиками региона. При этом многие наблюдатели связывают это с новым курсом Ташкента, который стал проводить Узбекистан при новом лидере Ш.Мирзиёеве.

По моим собственным наблюдениям, которые сложились при изучении зарубежных публикаций по Центральной Азии, на Западе в этом году наблюдается настоящий всплеск интереса к внутренней и внешней политике Узбекистана. Все происходящее в этой соседней с нами стране самым непосредственным образом затрагивает Казахстан.
Узбекистан – единственное государство, граничащее со всеми центральноазиатскими странами и с Афганистаном, при этом географически оно занимает центральную часть региона. Узбекские диаспоры есть во всех соседних странах. С приходом к власти Мирзиёева всеми наблюдателями было отмечено серьезное продвижение на казахстанско-узбекском направлении. Важную роль в этом сыграл первый визит нового руководителя Узбекистана в Казахстан в марте 2017 г.
На сегодняшний день наиболее значимыми блоками вопросов, интересующими обе стороны, являются экономическое сотрудничество и безопасность. Несмотря на определенные различия в принципах, на которых строится экономика двух стран, каждая из них в настоящее время планирует перевести ее развитие на качественно новый уровень. На стимулирование взаимных инвестиций и развитие совместных производств направлена активизация связей между регионами двух соседних стран. Ташкент поддержал казахстанскую инициативу о проведении на регулярной основе форумов межрегионального сотрудничества, планирует создание специальных экономических зон вблизи казахстанской границы.

Региональная активность Узбекистана вызывает большой интерес у его основных геополитических партнеров. Для России наличие сильного лидера в Центральной Азии, поддерживающего линию Москвы, прежде всего в области безопасности, и активно взаимодействующего с другими странами региона, может стать важным фактором сохранения стабильности на южных рубежах СНГ. Одновременно Ташкент резко повысил активность и на других важных направлениях своей внешней политики. Китай становится главным источником финансирования намеченных Ш.Мирзиёевым реформ.

Запущенные Ш.Мирзиёевым реформы призваны охватить практически все аспекты внутренней и социально-экономической жизни, а также внешнеполитического положения республики. Если хотя бы часть задуманных реформ начнет приносить плоды, Узбекистан ускорит свою эволюцию в сторону регионального лидерства. Подобное развитие событий неизбежно отразится на международной репутации Казахстана, на позициях РК как лидера региона, на казахстанских политических и экономических интересах не только на региональном уровне, в рамках СНГ и ШОС, но и в целом в мировом сообществе.

Не так давно в Астане прошел саммит государств-участников ОДКБ, который вполне можно считать успешным. Казахстан рассматривает данную Организацию как авторитетную и эффективную структуру. При активной всесторонней поддержке государств-членов организации были успешно реализованы приоритеты Казахстана в своем председательствовании в этом году. Реформируется штаб ОДКБ, завершается подготовка к полноценному функционированию Центра кризисного реагирования ОДКБ, призванного расширить возможности по выявлению потенциальных угроз безопасности.

6 ноября в США прошли выборы в Конгресс 116-го созыва и ряд других голосований и референдумов. По предварительным итогам выборов в Сенат республиканцы смогли сохранить большинство. Большинство в Палате представителей заполучили демократы. Это фактор внутренней политики Соединенных Штатов, но он безусловно скажется и на внешней, в том числе на политике Вашингтона по отношению к России, КНР, Ирану и на Ближнем Востоке.

Центральной проблемой российско-американских отношений в последнее время остается вопрос о Договоре по РСМД. Поскольку Казахстан является одной из сторон (как наследник СССР) данного договора, эта проблема касается и нашей безопасности.

Таким образом, современный мир – это сетка, где пересекаются конфронтационные линии.
Одна линия конфронтации – это геополитическое сопротивление России коллективному Западу, другая линия – это растущие противоречия между Америкой и Китаем. Подспудно нарастает третья линия конфронтации, как бы это ни парадоксально не звучало, между Соединенными Штатами и Европейским Союзом. И никто еще не отменял старые конфликты, начиная от Ближнего и Среднего Востока, в Южной Азии и далее – вплоть до Корейского полуострова.
Но в этих условиях уже зарождаются новые геополитические комбинации, оси и союзы, самой мощной из которых может стать альянс России и Китая, а точнее – создание расширенной Евразии. Совершенно ясно, что Казахстан (как и вся Центральная Азия) в той или иной форме будут вовлечены в эту геополитическую игру, или же уже вовлечены.
Об этом и многих других проблемах мировой политики мы будем говорить в наших следующих передачах.

И наконец, вы сможете ознакомиться с видео-версиями и текстами наших передач, а также получить полную информацию о международной научном комплексе «Астана» на сайте МНКА, который вы видите на совеем экране.
Спасибо за внимание и всего доброго.

Похожие статьи