2018-й год характеризуется беспрецедентным ростом напряженности китайско-американских отношений. Конфронтация между двумя державами развивалась одновременно по нескольким направлениям: торгово-экономическая война (или ее угроза), военно-политическое и военно-стратегическое соперничество, нарастание напряженности в Южно-Китайском море, противодействие со стороны Вашингтона китайскому проекту «Один пояс, один путь» в Евразии, вовлечение других азиатских держав, прежде всего – Индии, в конфронтацию с КНР. Кроме того, и США, и КНР напрямую вовлечены в процесс решения ядерной проблемы КНДР. Причем зачастую их отношения по этому вопросу занимают диаметрально противоположные позиции.
2018 год был провозглашен в Республике Узбекистан (РУ) «Годом предпринимательства, инновационных идей и технологий». В свою очередь, центральноазиатская политология могла бы с полным основанием провозгласить этот год годом Узбекистана, который привлек к себе пристальное внимание со стороны западных исследователей. Результатом стала целая серия (назовем ее «узбекской») работ, посвященных реформам, инициированных новым лидером страны Шавкатом Мирзиёевым.
Монголия – государство с довольно большой территорией (более 1,5 млн. кв. км), превышающей территорию Германии, Франции и Испании, вместе взятых, с малочисленным населением в 3 млн. человек, страна с богатейшими природными ресурсами. Кроме Китая, Монголия граничит лишь с Россией. Таким образом, слабая страна просто зажата между двумя крупнейшими соседями.
По-видимому, 2017-й год войдет в историю центральноазиатских исследований как один из наиболее плодотворных. Об этом уже не преминул заявить в конце прошлого года портал «Программа Центральноазиатских исследований» (The Central Asia Program) в рубрике «Voices on Central Asia» Института европейских, российских и евразийских исследований Университета Дж.Вашингтона. Мы попытались сделать обзор данной литературы.
28 сентября 2018 г. в г. Астана во Дворце Независимости (Тәуелсіздік Сарайы) состоялась Первая международная конференция «Каспий в XXI веке: сотрудничество и безопасность», организованная Международным научным комплексом «Астана» совместно с Акиматом Атырауской области. Соорганизаторами конференции являются Международный университет «Астана», Акимат Мангистауской области, Министерство иностранных дел РК, Министерство энергетики РК и Комитет по инвестициям МИР РК.
Уважаемые коллеги и дорогие гости! Для Международного научного комплекса «Астана» большая честь быть сегодня одним из организаторов конференции. Прежде всего я хотел бы поблагодарить главных организаторов и соорганизаторов конференции за то, что собрали нас вместе на это важное мероприятие. Я рад представить вам Концепцию долгосрочной комплексной программы научно-прикладных исследований устойчивого развития казахстанского сектора каспийского моря и побережья в пределах Атырауской и Мангистауской областей.
Программа «Комплексные исследования экосистем казахстанского сектора шельфа и побережья Каспийского моря с оценкой влияния нефтегазовой отрасли» является составной частью планомерных научных исследований, готовящихся к реализации МНК «Астана» по Каспийскому региону Казахстана в 2018-2026 годах, в соответствии с подписанным Меморандумом о сотрудничестве с Акиматами Атырауской и Мангистауской (22.09.2017 г.).
К 20-летнему юбилею столицы Институтом географии и природопользования Международного научного комплекса «Астана», по заказу Республиканского общественного объединения «QazaqGeography», создан на трех языках и запущен интерактивный портал «Астана — вехи истории» — astana.qazaqgeography.kz
21 апреля 2018 года создан Международный университет Астана, который 11 июля 2018 года получил лицензию на образовательную деятельность. Для чего нужен новый университет? Казахстан на протяжении 12 лет, начиная с 2006 года, снижается в рейтинге Глобального Индекса Конкурентоспособности Всемирного Экономического Форума (ГИК ВЭФ) по охвату высшим образованием. В 2017 году мы по данному показателю занимали 63 место, упав на 29 позиций по сравнению с 2006 годом (34 место).
Наша конференция проходит в знаменательный период – в этом году исполняется 40 лет политики реформ и открытости Китая, а также 5 лет с момента обнародования китайской инициативы «Один пояс и Один путь». Для Казахстана эта юбилейная дата имеет особое значение, поскольку именно в стенах Назарбаев университета 7 сентября 2013 года Председатель КНР Си Цзиньпин впервые предложил совместно сформировать Экономический пояс Шелкового пути (ЭПШП), который бы включил в себя пять конкретных направлений: усиление политического согласования, строительства единой дорожной сети, торговых связей, валютных потоков, народных связей и дружественных контактов.
Концепция «Одного пояса и Одного пути» содержит экономико-географические контуры и подробные указания на задачи тех или иных регионов Китая в реализации проекта. Роль «окна и авангарда» на западном сухопутном направлении отводится Синьцзян-Уйгурскому Автономному Району (СУАР КНР). Реализация концепции Экономического пояса Шёлкового пути (ЭПШП) позволит Китаю решить одну из важнейших стратегических задач – превратить страну в глобальную торговую державу. СУАР КНР в то же время имеет перспективы закрепить свое положение в качестве экономического центра Центральной Азии, превратиться в транспортно-логистический, торговый, культурный, научный и образовательный центр на ЭПШП.
2 июля 2018 года в Международном научном комплексе Астана и Международном университете Астана состоялась первая международная научно-практическая конференция «Экономический пояс Шелкового пути и актуальные вопросы китайско-казахстанского взаимодействия». С казахстанской стороны, в работе конференции приняли участие представители Совета Безопасности Администрации Президента Республики Казахстан, депутаты Мажилиса Парламента, Председатель Комитета по инвестициям Министерства по инвестициям и развитию РК, Директор Департамента развития транзита и транспортной логистики Министерства по инвестициям и развитию, Директор департамент Азии и Африки МИД РК, а также представители научно-исследовательских институтов МНК Астана.
Вопросы кибербезопасности по-прежнему остаются в центре внимания Североатлантического Альянса. За прошедшие несколько месяцев страны НАТО сделали ряд важных шагов в этой сфере как на национальном, так и на наднациональном уровнях. Как и в предыдущий период, особый акцент делается на гипотетических угрозах, исходящих от России.