Eng | Pyc

 

   

Кожирова С.Б. Синьцзян в проекте Экономического пояса Шелкового пути*

Концепция «Одного пояса и Одного пути» содержит экономико-географические контуры и подробные указания на задачи тех или иных регионов Китая в реализации проекта. Роль «окна и авангарда» на западном сухопутном направлении отводится Синьцзян-Уйгурскому Автономному Району (СУАР КНР). Реализация концепции Экономического пояса Шёлкового пути (ЭПШП) позволит Китаю решить одну из важнейших стратегических задач – превратить страну в глобальную торговую державу. СУАР КНР в то же время имеет перспективы закрепить свое положение в качестве экономического центра Центральной Азии, превратиться в транспортно-логистический, торговый, культурный, научный и образовательный центр на ЭПШП.

 

Синьцзян – ядро ЭПШП

Синьцзян – энергетическая база и транспортный коридор Китая, центральный сегмент ЭПШП. Правительство КНР приняло решение о создании совместно с ведущими китайскими коммерческими банками Фонда в размере $40 млрд. для развития инфраструктуры вдоль маршрутов ЭПШП. Инвестиции в первую очередь будут направлены на улучшение транспортной сети СУАР, через территорию которого пройдет маршрут ЭПШП, а также на развитие инфраструктуры стран Центральной Азии и части европейских стран, по которым будут проложены транзитные евроазиатский и паназиатский маршруты.

Главным центром сосредоточения всех евразийских транзитных маршрутов КНР, проходящих через территорию стран ЦА, является СУАР. Автономный район располагает 29 КПП, включая 17 КПП первой категории и 12 КПП второй категории. Через территорию Синьцзяна проходят важнейшие коммуникации. В древности здесь пролегал Великий Шелковый путь, овладение которым традиционно считалось одной из важнейших задач Срединного государства. Этот тракт не утратил своего значения и по сей день. В последнее время руководство КНР прилагает большие усилия по строительству новых и модернизации уже имеющихся автомобильных и железных дорог, проходящих по его трассе. Например, было открыто сквозное железнодорожное сообщение между Китаем и Казахстаном. Через Синьцзян пролегает кратчайший путь из Китая в Среднюю Азию, Казахстан, на Средний и Ближний Восток, в Европу.

Второй фактор касается экономики. В Синьцзяне сосредоточены крупные запасы нефти и газа, освоение которых быстро развивается. Через провинцию проложен нефтепровод из Казахстана в Китай, а также проходит газопровод из Средней Азии в КНР. Это создает перспективную возможность его успешного промышленного развития. Нефтеперерабатывающий завод в Урумчи входит в число 7 крупнейших нефтеперерабатывающих предприятии Китая. Нефть и нефтепродукты составляют 22,2% общего промышленного производства Синьцзяна. Это имеет важное значение в энергообеспечение китайской экономики. В автономном районе развиты текстильная и пищевая промышленность.

Синьцзян всегда играл особую роль в отношениях Китая с Центрально-Азиатским регионом. И это объясняется не только их географической близостью или этническим составом населения. Большое значение имеет реализуемая в СУАР КНР социально-экономическая и национальная модель развития, а также проблемы, связанные с этническим сепаратизмом. Несмотря на позитивную динамику развитие СУАР КНР, социально- экономическое, политическое, культурное и национальное развитие Синьцзяна проблемно, и понимание этих вопросов чрезвычайно важно. Происходящие в СУАР КНР процессы будут оказывать воздействие на государства Центрально-Азиатского региона. Причем не только в плане экономической экспансии или демографического давления. Но что наиболее важно – в плане переноса на территорию Центральной Азии имеющего место в Синьцзяне конфликтного потенциала. На сегодняшний день он остается основным внешнеторговым партнером этих государств, особенно в плане китайского импорта. Через Синьцзян проходят все транспортно-логистические артерии, связывающие Китай со странами Центральной Азии, Россией и Европой. Он же является основной транзитной базой экспорта центрально-азиатского газа и казахстанской нефти. В последние годы СУАР КНР начал проявлять активность как потенциальный инвестор проектов, реализуемых Китаем в Центральной Азии.

Определяющее значение Синьцзяна в центральноазиатской политике Китая имеет фактор безопасности. Причем, речь не только о локализации негативного влияния последствий процессов, имеющих место в государствах региона на ситуацию в СУАР, но и о вовлечении (пусть и косвенном) центрально-азиатских государств в борьбу Китая с этническим сепаратизмом.

16 января 2014 г. на 2-й сессии СНР СУАР КНР 12-го созыва была поставлена задача по разработке «дорожной карты» превращения СУАР в ключевой регион при реализации проекта ЭПШП. В качестве перспективных целей намечено создание ориентированного на зарубежные страны кластера перерабатывающей промышленности, ресурсного кластера, торгового кластера и кластера оказания услуг, стимулировать экспорт передового оборудования и технологий, а также услуг. Применяя стратегию «использования зарубежного и выхода за пределы», превратить Синьцзян в авангард создания экономического пояса на Шелковом пути. Обращает на себя внимание и тот факт, что именно синьцзянские компании планируют расширять сотрудничество со странами Центральной Азии в сфере научно-технических инноваций, а также в такой проблемной для двухсторонних отношений области, как сельское хозяйство. По мнению китайских экспертов, Синьцзян должен прилагать усилия к скорейшей реализации строительства показательных зон сельскохозяйственного сотрудничества Китай – Казахстан, Китай – Туркменистан и Китай – Таджикистан, а также к активизации сотрудничества в распространении сельхозмашин.

В перспективе, благодаря реализации стратегии возрождения Великого Шелкового пути и развития северо-западных районов Китая, Синьцзян превратится в крупный транспортный и энергетический узел, экономически развитый внешнеориентированный регион, что приведет к укреплению сотрудничества КНР с государствами Центральной Азии и усилению китайского влияния в регионе [1].

Российский эксперт И.Денисов делает интересные выводы по проекту Экономического пояса Шелкового пути. В частности, он считает, что по замыслу руководства КНР, проект призван сыграть двоякую роль в решении проблемы исламского экстремизма. Во-первых, он позволит создать в СУАР производственные и логистические центры и прочие структуры, завязанные на сотрудничество с соседними странами Центральной Азии, придаст стимул экономическому развитию автономного района, будет способствовать росту занятости и благосостояния населения, и, следовательно, предотвратит этнические конфликты между уйгурами и ханьцами. Во-вторых, связка вопросов развития и безопасности будет реализована и по другую сторону границы через повышение взаимосвязанности (connectivity) и общий экономический подъем в Центральной Азии, что считается эффективным лекарством против любых проявлений экстремизма и терроризма [2].

 

Казахстано-синьцзянские торгово-экономические отношения

На сегодняшний день Казахстан является главным торгово-экономическим партнёром Синьцзяна среди всех 8 стран, с которыми граничит этот район. На долю СУАР приходится более 75% товарооборота между РК и КНР. В этой связи агентство «Синьхуа» сообщает, что в 2017 г. объем торговли СУАР с РК составил $9,42: «Объем торговли Синьцзяна с Казахстаном вырос на 49,3%, составив $9,42 млрд, с Пакистаном – на 60,4% до $460 млн и с Монголией – на 84,3% до $149 млн. Столь динамичный рост эксперты связывают с продвижением в китайско-казахстанском сотрудничестве по производственным мощностям, строительстве экономических коридоров Китай – Пакистан и Китай – Монголия – РФ в рамках «Пояса и пути». Отмечается, что в 2017 году СУАР импортировал из стран Европы и Центральной Азии сельскохозяйственную продукцию на сумму $480 млн. В Урумчийской таможне сообщили, что по итогам минувшего года объем внешней торговли Синьцзяна увеличился по сравнению с предыдущим годом на 17,1% до $20,66 млрд, в том числе экспорт – на 13,8% до $17,73 млрд, импорт на 42,6% до $2,93 млрд. Основную часть экспорта, по данным ведомства, составляла продукция машиностроения и электроники, а также трудоемкие традиционные экспортные товары, а в импорте преобладала ресурсная и сельскохозяйственная продукция. По мнению агентства «Синьхуа», дальнейший прогресс по этим направлениям даст Синьцзяну возможность еще полнее проявлять свои преимущества в качестве «ключевой зоны» ЭПШП. Выделяются в этой связи такие факторы, как недавнее решение госсовета КНР об очередном снижении импортных тарифов, в том числе на вино из Грузии – до 0 с 14-30%; использование юаня в торговых расчетах между Китаем и Пакистаном; запуск нового маршрута контейнерных грузоперевозок из Китая в Европу – Урумчи–Курык–Баку, который признается очень удобным и высокоэффективным логистическим коридором, соединяющим Китай с Грузией, Ираном, Азербайджаном, Турцией и странами Европы [3].

18 августа 2016 на китайско-казахстанской границе официально начала свою работу таможня Международного центра приграничного сотрудничества «Хоргос». Как сообщает агентство «Синьхуа», открытие таможни МЦПС позволит повысить уровень таможенного контроля и обслуживания в этом центре, являющемся первой трансграничной зоной свободной торговли между Китаем и Казахстаном. Таможня также сыграет важную роль в превращении Синьцзян-Уйгурского автономного района в ключевую зону экономического пояса Шелкового пути. МЦПС «Хоргос» – первая зона трансграничной торговли, созданная Китаем совместно с соседней страной. Центр протянулся вдоль китайско-казахстанской границы, площадь китайской части МЦПС составляет 3,43 кв. км, казахстанской – 1,85 кв. км. МЦПС был сдан в эксплуатацию в апреле 2012 года. Эксперты сходятся во мнениях о том, что ЭПШП – это транзитно-транспортный проект и предложения для экономического развития целого ряда государств, включающее в себя многочисленные проекты инфраструктуры, производства, торговли.

 

*  *  *

В целом, Китай становится активным участником масштабных транспортно-логистических и инфраструктурных проектов в регионе, а также основным кредитором экономик государств Центральной Азии. Постепенно Китай вытесняет Россию с позиций приоритетного торгового партнера государств ЦА. Это происходит не только потому, что КНР приобретает товары и сырье, традиционно вывозившиеся в РФ, но и по причине усиления конкуренции с российскими предприятиями за рынки сбыта. Реализация китайской концепции превращения КНР в глобальную торговую державу наряду с производственными и инвестиционными возможностями страны приводит к снижению значимости России как торгово-экономического партнера для стран Центральной Азии. В свою очередь, экономическое закрепление Китая в регионе может уменьшить влияние и значимость России как политического партнера и партнера в области обеспечения региональной безопасности. Активное участие КНР в делах региона, который традиционно являлся зоной влияния России, а также усиление присутствия китайского капитала в стратегически важных секторах экономик центральноазиатских стран на определенном этапе могут привести здесь к столкновению интересов и обострению конкуренции Китая и России.

[1] Сыроежкин К. Синьцзян: большой вопрос для Китая и Казахстана. Астана/Алматы: ИМЭП при Фонде Первого Президента, 2015. – с.202.

[2] Денисов И. Шелковая безопасность: Новая китайская концепция развития и правила игры в Евразии. Индекс безопасности. №3 (114). – Осень 2015. – Том 2.

[3] Внешняя торговля Синьцзяна на фоне инициативы «Пояс и Путь» выросла более чем на 17 процентов по итогам 2017 года //http://russian.news.cn/2018-01/23/c_136918377.htm.

 

Доклад Кожировой С.Б. на Международной научно-практической конференции «Экономический пояс Шелкового пути и актуальные вопросы китайско-казахстанского взаимодействия» ( Астана, 2 июля 2018 г.)

 

Похожие статьи