1 ноября 2017 г. состоялся официальный визит Короля Иордании Абдаллы II в Астану, где он был принят Президентом РК Н.А.Назарбаевым. Главы двух государств обсудили приоритетные направления двусторонних отношений, актуальные проблемы на международной и региональной повестке дня, в том числе последние события на Ближнем Востоке. По итогам встречи был подписан ряд межправительственных документов, в том числе соглашение о сотрудничестве в области гражданской обороны, борьбе с международной преступностью, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
1 ноября т.г. Президент РФ В.Путин прибыл с рабочим визитом в Тегеран, где встретился с Президентом Ирана Х.Рухани [1]. Позже к В.Путину и Х.Рухани присоединился Президент Азербайджана И.Алиев [2]. В трехстороннем формате обсуждались вопросы торговли, транспорта и энергетики, проблемы борьбы с терроризмом, а также вопросы, связанные с правовым статусом Каспийского моря [3]. В рамках визита состоялась также встреча В.Путина с Верховным руководителем и духовным лидером ИРИ аятоллой Али Хаменеи [4].
Основные задачи, стоящие перед водохозяйственной отраслью Казахстана – это гарантированное обеспечение населения водой питьевого качества, создание благоприятных условий для функционирования всех отраслей экономики, охраны водных ресурсов от истощения и загрязнения, их количественного и качественного воспроизводства. В этой связи особое значение приобретает использование богатого мирового опыта управления водными ресурсами, в том числе в развитых странах.
5-8 октября 2017 г. Король Салман бен Абдель Азиз Аль Сауд впервые совершил визит в столицу России, чем поспособствовал выведению отношений Москвы и Эр-Рияда на качественно новый уровень [1]. Главным событием программы пребывания саудовского короля в Москве стала его встреча с Президентом РФ В.Путиным. Кроме того, король Салман провёл переговоры с премьер-министром РФ Д.Медведевым и посетил МГИМО, где ему присвоили звание почетного доктора университета [2]. В ходе визита были подписаны 14 документов о сотрудничестве в различных сферах – исследования Космоса, энергетики коммуникаций, торговли, культуры и др. [3]
За последние месяцы Исламское государство (ультрарадикальная террористическая группировка «ад-Дауля аль Исламийя фи-ль-Ирак уа-аш-Шам») потеряло бóльшую часть своих территорий. Один за другим пали Мосул, Талль-Афар и Дейз-аз-Зор. 17 октября 2017 г. международная антитеррористическая коалиция под эгидой США сообщила, что ею освобождена Ракка – столица «Исламского государства» («ИГ») и символически важная крепость ИГ [1]. Теперь бóльшая часть Ракки перешла под контроль СДС («Сирийской демократической силы»), состоящей преимущественно из сирийских курдов и арабов.
ИРА имеет стратегическое значение для Китая, играющего центральную роль в афганском урегулировании путем поддержки политического диалога между Афганистаном и движением «Талибан». После презентации новейшей американской стратегии по Афганистану Китай существенно активизировал свою стратегию, принимая участие в различных диалогах по решению афганской проблематики.
В последние годы общественность и политическое руководство страны всё чаще обращают внимание на такой всеобъемлющий и незаменимый ресурс, как вода. Именно по оценке доступности к воде в ближайшие годы будут оценивать возможности потенциального развития как экономики так и социальной сферы того или иного региона. Дефицит воды и ухудшение ее качества уже привели во многих странах к серьезным вызовам, связанным с падением уровня жизни населения, а также к ухудшению перспектив экономического развития. Уже сейчас в мире более миллиарда человек не имеют доступа к качественной питьевой воде, а 2,5 млрд. человек – к системам канализации.
В июле-октябре 2017 г. Европейский союз предпринял ряд важных шагов, которые способны существенно усилить его возможности в сфере кибербезопасности. Во-первых, это решение о создании в Евросоюзе нового Агентства по кибербезопасности. Во-вторых, это проведение первых в истории ЕС кибер-учений. В-третьих, это проведение саммита ЕС, посвященного проблемам цифровой среды и принятие «Таллинской декларации» об электронном правительстве.
Вопросы обеспечения кибербезопасности по-прежнему остаются в центре внимания НАТО. Альянс серьёзно обеспокоен состоянием кибербезопасности вооруженных сил и объектов критической инфраструктуры входящих в него государств. При этом НАТО всё более тесно сотрудничает в этой сфере со странами-участницами Евросоюза.
Несмотря на масштабные усилия, предпринимаемые новой администрацией США во главе с Д.Трампом, ситуация в сфере кибербезопасности страны остаётся достаточно сложной. В ряде случаев имеет место синхронизация ранее необнаруженных компьютерных уязвимостей, обычных непредумышленных ошибок простых исполнителей («человеческий фактор»), халатности должностных лиц и/или недоработок самих американских спецслужб.
Во время предвыборной кампании Д.Трамп не акцентировал внимание на ИРА. Это значит, что Афганистан изначально не был включен в приоритетные направления внешнеполитической стратегии США. Продвигая политику невмешательства, Д.Трамп активно критиковал своих предшественников за растрату федерального бюджета и ресурсов на миссии, не отвечающие национальным интересам. Тем не менее, в последние месяцы Вашингтон начал активно заниматься афганской проблематикой.
Глава государства Н.А.Назарбаев в своем Послании народу Казахстана от 31 января т.г. отметил следующее: «Мы должны культивировать новые индустрии, которые создаются с применением цифровых технологий. Это важная комплексная задача. Необходимо развивать в стране такие перспективные отрасли, как 3D-принтинг, онлайн-торговля, мобильный банкинг, цифровые сервисы, в том числе в здравоохранении и образовании, и другие. Эти индустрии уже поменяли структуру экономик развитых стран и придали новое качество традиционным отраслям. В связи с этим поручаю правительству разработать и принять отдельную программу «Цифровой Казахстан».
Центральная Азия – одно из приоритетных направлений внешнеполитического корабля Республики Казахстан. В рамках «Концепции внешней политики РК на 2014-2020 гг.» Казахстан заинтересован в регионально стабильном и безопасном развитии стран Центральной Азии, а также активно поддерживает и выступает инициатором укрепления внутрирегиональной интеграции [1]. Казахстан и Туркменистан – две братские страны, имеющие 25-летнюю историю тесного сотрудничества. Общее историческое наследие, наряду с глубокими культурными, религиозными и языковыми связями служит стержнем взаимовыгодных и дружеских отношений между странами на сегодняшний день.