Eng | Pyc

 

   

Мухамеджанова Г.Р. Новая стратегия США в отношении Исламской Республики Афганистан (ИРА): её важнейшие особенности и долгосрочные перспективы

Во время предвыборной кампании Д.Трамп не акцентировал внимание на ИРА. Это значит, что Афганистан изначально не был включен в приоритетные направления внешнеполитической стратегии США. Продвигая политику невмешательства, Д.Трамп активно критиковал своих предшественников за растрату федерального бюджета и ресурсов на миссии, не отвечающие национальным интересам. Тем не менее, в последние месяцы Вашингтон начал активно заниматься афганской проблематикой.

 

Дискуссии в администрации Д.Трампа относительно путей решения афганской проблемы

В администрации Д.Трампа было немало противоречий: шли бырные споры о целесообразности подключения большего количества военнослужащих в один из самых продолжительных и дорогостоящих конфликтов в истории США. Речь шла не только о $3,1 млрд., которые ежемесячно направляются из федерального бюджета в ИРА, но и о численности войск, выделяемых от каждой страны-партнера. Старшие должностные лица Белого дома требовали большей приверженности от стран-партнеров НАТО. Пентагон, поддерживая отправку бóльшего количества войск, требовал, чтобы союзники США составляли не более половины новых войск (исторически США направляли 2/3 солдат от общего контингента в Афганистан)  [1].

В июне 2017 г. Генеральный секретарь ООН заявил, что ситуация в сфере безопасности ИРА продолжает ухудшаться, учащаются столкновения между афганскими силами безопасности и движением «Талибан». С 1 марта по 31 мая т.г. ООН зарегистрировала 6 252 инцидента, связанных с нарушением безопасности [2].

В июне т.г. Министерство обороны (DOD) США опубликовало доклад «Улучшение стабильности и безопасности в Афганистане», в котором были обозначены цели вовлечения США в Афганистан: победа над Аль-Каидой и Вилаят Хорасан, поддержка национальных сил ИРА и афганского народа. Констатировалось, что усилия США и международной коалиции преследуют единую цель – суверенный, безопасный, стабильный и единый Афганистан [3].

Согласно последним данным, с 2001 г. США выделили $714 млрд. в поддержку (в том числе, военное финансирование, дипломатические и консульские программы, операции государственных органов США, проекты строительства военных баз и посольств и т.д.) ИРА, $110 млрд. из которых были направлены на оказание чрезвычайной помощи, реконструкцию и гражданские операции [4].

На 2017 год Конгресс выделил $4,26 млрд. в трастовый фонд ИРА для финансирования сил безопасности, $814,5 млн. из которых направлены на наращивания афганского ВВС. На 2018 г. бюджетный запрос на поддержку сил безопасности составляет $4,937 млрд [5].

Во второй половине 2017 г., администрация Д.Трампа поручила DOD обновить уровни войск в ИРА в рамках более масштабной американской стратегии. 13 июня т.г. министр обороны США Дж.Мэттис заявил, что США «не выигрывают» войну против боевиков Талибана в Афганистане, и пообещал, что скоро ситуация изменится. По его мнению, для победы необходимо долгосрочное присутствие США и афганских сил, которое будет способно контролировать насилие на местном уровне [6].

 

Новая стратегия США в отношении Афганистана

21 августа т.г. президент Д.Трамп анонсировал новую американскую стратегию в ИРА и Южной Азии. Новая стратегия предусматривает следующую расстановку приоритетов во внешней политике США: отстаивание национальных интересов вместо продолжительных трат ресурсов на искусственное вживление демократических идеалов в страны дальнего зарубежья. Вместе с тем был сделан акцент на долгосрочную работу с ключевыми партнерами во благо защиты общих интересов. Д.Трамп заверил, что сложная и тревожная ситуация в ИРА и Южной Азии будет решена, и, «в конце концов, мы победим».

Д.Трамп представил основные элементы новой стратегии:

Во-первых, военные решения США отныне перестанут быть «контрпродуктивными» и будут держаться в секрете, т.е. США больше не будут раскрывать детали своих военных планов, а также сведения о начале и конце операций. Согласно новой стратегии, «ситуация в Афганистане будет определять нашу стратегию». К этому же и относится увеличение военного контингента, точные цифры которых не будут афишироваться. Д.Трамп раскритиковал предыдущие администрации за объявление военных планов, которые позволили врагам адаптироваться.

Во-вторых, Д.Трамп отметил, что в ИРА будут использованы «все инструменты американской власти ­– дипломатические, экономические и военные – в целях достижения успешного результата»[7]. Было подчеркнуто, что «эффективные военные решения» будут направлены на Талибан, предусмотрена активизация отношений по афганской проблематике с ключевым партнером Индией, а также принят более жесткий курс по отношению к Пакистану. В этой связи были отмечены экономические связи, а также перспектива последующего развития отношений при отказе от сотрудничества.

В качестве предупредительного сигнала в июле т.г. Пентагон заявил об отказе в выплате Исламабаду военной помощи в размере $350 млн, так как он считает, что Исламабад прилагает недостаточно усилий для борьбы с терроризмом. По заявлениям Белого Дома, Пакистан предоставляет убежища для террористических организаций, таких как сеть Хаккани, которая действует на афганско-пакистанской границе [8].

В-третьих, расширение полномочий американских ВС, действующих на территории ИРА. Как подчеркнул Д.Трамп, «микроменеджмент из Вашингтона» не приведет к победе. Военные получат более широкие полномочия для применения силы, что послужит «эффективным» методом в борьбе с боевиками и проведения контртеррористических операций.

В-четвертых, по словам Д.Трампа, миссия в ИРА не будет более носить характер «строительства наций». Основная миссия будет сосредоточена вокруг искоренения террористических образований, предупреждения масштабных террористических актов еще до начала их осуществления и помощи власти Афганистана в борьбе с Талибаном.

В-пятых, Д.Трамп, также как и его предшественник Б.Обама, не исключает возможности подключения группы Талибан к мирному процессу в Афганистане. В заявлении для прессы Госсекретарь Р.Тиллерсон уточнил, что США «готовы поддерживать мирные переговоры между афганским правительством и Талибаном без предварительных условий» [9].

В своей речи Д.Трамп признал, что данная стратегия идет вразрез с его предвыборными речами, в той части, что США пора выйти из ИРА. Военные убедили его, что вывод войск из ИРА создаст вакуум, который сыграет на руку террористам. Д.Трамп привел пример «поспешного и ошибочного» вывода войск из Ирака при администрации Б.Обамы, в результате которого все прошлые усилия оказались напрасными. Ирак стал убежищем для «ИГИЛ». Вывод войск из Афганистана приведёт к тому же краху.

Новая стратегия в отношении Афганистана получила неоднозначную реакцию от американских политиков. Большинство демократов из Конгресса раскритиковали новую стратегию Д.Трампа. Они акцентировали внимание на том, что Д.Трамп не предоставил более подробной информации по военному плану в ИРА. По их мнению, новая стратегия не является всеобъемлющей и не затрагивает дипломатические усилия США в стране [10]. Среди республиканцев также нашлись критики внешнеполитического курса США. В частности, сенатор-республиканец от Кентукки Рэнд Пол выступил против «неправомочной, необъявленной и неконституционной войны» и внес предложение в Конгресс отозвать предложение на ведение боевых действий в Ираке и Афганистане, которые вступили в силу в 2001-2002 гг. 2/3 сенаторов (61) из 100 высказались против и в результате поправка была отклонена [11].

21 сентября т.г. в рамках 72-й Генеральной Ассамблеи ООН Д.Трамп провел встречу с президентом ИРА А.Гани. Главы двух стран заявили о готовности полной реализации новой стратегии США по борьбе с терроризмом и обсудили вопросы безопасности и экономического развития Афганистана.

Президент А.Гани заявил, что новая стратегия США в Афганистане, которая подразумевает более тесное сотрудничество с Кабулом и занимает более жесткую позицию по отношению к Пакистану, имеет больше шансов на успех по сравнению с предыдущими планами. Позднее А.Гани раскрыл некоторые детали предстоящих действий США в ИРА. По его словам, 4-летний план ставит перед собой цель вернуть под контроль Кабула 80% территории страны (с текущих 50%). С этой целью будет проведена широкомасштабная реформа, в рамках которой будет удвоена численность афганского спецназа, укреплена военная авиация и проведена перестройка военного руководства. А.Гани подчеркнул, что войска США не будут участвовать в боевых действиях. Основная их миссия будет заключаться в консультировании и обучении афганских войск [12].

Ранее министр обороны США Дж.Мэттис заявил, что ключевая часть новой стратегии заключается в предоставлении американскому персоналу в ИРА полномочий и человеческих ресурсов, необходимых для оказания помощи в подготовке и консультировании Афганских национальных сил обороны и безопасности (ANDSF) [13].

 

Увеличение американского военного контингента в ИРА

18 сентября 2017 г. министр обороны Дж.Мэттис заявил, что военный контингент США будет увеличен более чем на 3000 человек [14].

Сегодня в Афганистане находятся 8 300 военнослужащих в рамках контртеррористической операции США «Страж свободы». Большинство из них назначены для поддержки миротворческой миссии НАТО «Решительная поддержка», функция которой заключается в оказании консультативной и обучающей помощи афганским силам безопасности. Это миссия состоит из 11 559 человек: около 5 тыс. военнослужащих США и 6 575 военнослужащих из 39 стран-членов НАТО и их партнеров [15].

Ранее глава Североатлантического альянса Й.Столтенберг поприветствовал новый подход к решению конфликта в Афганистане, основанный на «реальных условиях», и заявил о готовности партнеров НАТО увеличить свое присутствие в Афганистане. По его словам, «в настоящее время в НАТО насчитывается более 12 000 военнослужащих. В последние недели более 15 стран пообещали внести дополнительный вклад в нашу миссию «Решительная поддержка» [16]. Австралия пообещала увеличить свой контингент в ИРА на 300 человек. Бундесвер также заверил, что присутствие немецких военнослужащих будет продолжительным. Тем не менее, на данный момент отсутствует чёткий план присутствия дополнительных сил на 2017-2018 гг. Кроме того, увеличение военного контингента оставит целый ряд нерешенных проблем, таких как отношение с Пакистаном, афганские экономические и политические реформы, а также урегулирование конфликта путем переговоров с Талибаном.

 

Выводы и обобщения

Во-первых, наблюдается переориентация внешнеполитического курса Д.Трампа от национализма к интернационализму. Отсутстиве упоминаний о Китае, России, Иране, ОДКБ и ШОС в американской стратегии говорит о том, что США позиционируют себя как единоличного лидера в решении афганского конфликта.

Во-вторых, наращивание военного контингента подразумевает долгосрочное присутствие сил США и НАТО на территории Афганистана. Таким образом, вывод войск в среднесрочной перспективе не прогнозируется.

В-третьих, новая стратегия никак не затрагивает проблему наркопроизводства и политической составляющей урегулирования конфликта.

В целом, новая стратегия США в отношении Афганистана не блещет новизной. Тем не менее, сохранение и некоторое увеличение американского военного присутствия в ИРА привносит элементы стабильности и дает надежду на урегулирование афганской проблемы в долгосрочной перспективе.

_____________

[1] Obama’s Dilemma on Troop Surge in Afghanistan Now Vexes Trump //https://www.nytimes.com/2017/06/03/world/asia/afghanistan-war-trump.html.

[2] Special Inspector General for Afghanistan Reconstruction. 30 July 2017. Quarterly Report to the US Congress //https://www.sigar.mil/pdf/quarterlyreports/2017-07-30qr.pdf.

[3] Enhancing Security and Stability in Afghanistan //https://www.defense.gov/Portals/1/Documents/pubs/June_2017_1225_Report_to_Congress.pdf.

[4] Special Inspector General for Afghanistan Reconstruction. 30 July 2017. Quarterly Report to the US Congress //https://www.sigar.mil/pdf/quarterlyreports/2017-07-30qr.pdf.

[5] Enhancing Security and Stability in Afghanistan //https://www.defense.gov/Portals/1/Documents/pubs/June_2017_1225_Report_to_Congress.pdf.

[6] Trump gives Pentagon authority to set troop levels in Afghanistan //https://www.washingtonpost.com/news/checkpoint/wp/2017/06/13/trump-gives-pentagon-authority-to-set-troop-levels-in-afghanistan.

[7] Remarks by President Trump on the Strategy in Afghanistan and South Asia //https://www.whitehouse.gov/the-press-office/2017/08/21/remarks-president-trump-strategy-afghanistan-and-south-asia.

[8] US withholds $350m of military aid from Pakistan //https://www.ft.com/content/443c194c-6e31-11e7-bfeb-33fe0c5b7eaa.

[9] Statement on the United States’ Engagement in South Asia //https://www.state.gov/secretary/remarks/2017/08/273566.htm.

[10] Trump’s Afghanistan buildup is revealing a rift among Democrats //https://www.vox.com/policy-and-politics/2017/8/22/16183602/trump-afghanistan-democrats-reaction.

[11] Congress rejects growing effort to replace 2001 war authorization //https://www.al-monitor.com/pulse/originals/2017/09/congress-reject-war-authorization-september-11-rand-paul.html

[12] Afghan president outlines U.S. strategy for Afghanistan //https://www.cbsnews.com/news/afghan-president-details-united-states-strategy-for-afghanistan.

[13] Special Inspector General for Afghanistan Reconstruction. 30 July 2017. Quarterly Report to the US Congress //https://www.sigar.mil/pdf/quarterlyreports/2017-07-30qr.pdf стр. 61

[14] U.S. to send over 3,000 troops to Afghanistan: Mattis //https://www.reuters.com/article/us-usa-afghanistan-military/u-s-to-send-over-3000-troops-to-afghanistan-mattis-idUSKCN1BT2HE.

[15] Special Inspector General for Afghanistan Reconstruction. 30 July 2017. Quarterly Report to the US Congress //https://www.sigar.mil/pdf/quarterlyreports/2017-07-30qr.pdf.

[16] Donald Trump’s ‘new strategy’ for Afghanistan receives mixed reactions in Europe, Kabul //http://www.dw.com/en/donald-trumps-new-strategy-for-afghanistan-receives-mixed-reactions-in-europe-kabul/a-40197569.

Похожие статьи