Eng | Pyc

 

   

Шайхутдинов М.Е. Геополитические итоги 2018 года и возможные сценарии событий на 2019 год. Часть IV. Европейский союз на новом историческом рубеже: состояние и перспективы

Сегодня ЕС переживает сложный исторический момент. На него одновременно обрушились многочисленные проблемы – возможный выход Великобритании из ЕС, надвигающаяся смена руководства в Германии, выступления т.н. «желтых жилетов» во Франции и Бельгии, сложная экономическая ситуация в Италии, разногласия между грандами Западной Европы и странами Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) и т.д. Выдержит ли ЕС эти испытания?

 

I. Брекзит и его возможные последствия

Весь 2018 год прошел под знаком надвигающегося брекзита и соответствующих напряженных переговоров между Брюсселем и Лондоном. Обе стороны отчетливо осознают, что негативные последствия брекзита могут превзойти самые пессимистические ожидания, в то время как возможные выгоды этого шага не очевидны.

Как известно, 15 января 2019 года британский парламент отверг план «брекзита» Терезы Мэй. 432 члена парламента Великобритании проголосовали против согласованного с ЕС плана по «брекзиту», и лишь 202 парламентария поддержали действующее соглашение.  Поражения правительства с таким разрывом – 230 голосов – еще никогда не было в истории британского парламента [1].

Сразу же после того, как Палата общин отклонила проект договора о выходе из ЕС, лидер оппозиционной Лейбористской партии Джереми Корбин предложил вынести правительству Т.Мэй вотум недоверия. Однако уже 16 января Парламент Британии большинством в 19 голосов отклонил предложение выразить правительству Т.Мэй недоверие. За Т.Мэй высказались 325 депутатов, против – 306.

Таким образом, осталось три базовых варианта для «брексита» – выход без соглашения 29 марта, выход с переработанным соглашением или отмена брекзита через новый референдум. Для последних двух вариантов необходима отсрочка со стороны ЕС и новый премьер-министр [2]. Однако ни один из этих вариантов не имеет поддержки твердого большинства, а времени на новые переговоры до 29 марта практически не осталось.

21 января 2019 года Т.Мэй намерена выступить перед парламентом с обновленным планом Brexit. Подробности нового плана не разглашаются, но предполагается, что Т.Мэй может существенно изменить свою позицию по соглашению, чтобы привлечь на свою сторону голоса лейбористов. Обсуждение и голосование должно пройти в палате общин 29 января [3].

Брекзит ещё не состоялся, однако его негативные последствия уже дают о себе знать. Так, еще 19 декабря 2018 официальные представители Британской торговой палаты, Конфедерации британской промышленности, Британской федерации работодателей в сфере машиностроения, Федерацией малых предприятий и Института директоров обнародовали совместное заявление, в котором указывается, что в настоящее время нарастают риски «несогласованного Brexit». Многие компании сейчас принимают экстренные планы, что требует значительных временных и денежных затрат. Предприятия вынуждены приостанавливать или перераспределять инвестиции. Неблагоприятное воздействие окажет Brexit и на сектор услуг [4].

3 января 2019 года министр Великобритании по вопросам Brexit Стивен Баркли заявил, что угроза выхода страны из ЕС без сделки становится все более ощутимой. В этой связи правительство начинает готовить население Великобритании к жесткому брекзиту. Среди предполагаемых мер – предоставление министерством транспорта последней информации о планах действий по недопущению срыва авиационного сообщения, публикация нового руководства к действию со стороны Управления по контролю за оборотом лекарственных средств и изделий медицинского назначения, которое гарантировало бы сохранение существующих медицинских стандартов, а также обнародование новых рекомендаций МВД в отношении обязательного соответствия современным требованиям паспортов тех британцев, которые планируют поездки в континентальную Европу после 29 марта, когда страна формально покинет Евросоюз [5].

Британию начинают покидать иностранные банкиры. Главный стратег Банка Англии Ян Маккафферти сообщил еще в августе 2018 года о том, что за последние два года резко сократилось количество французских, немецких и европейских банкиров, ведущих бизнес в Лондоне. Только за один год после референдума о брекзите объем выведенного из Лондона европейского банковского капитала составил 350 млрд евро. При этом вложения европейских банков в британские активы снизились на 17% (с 1,94 до 1,59 трлн евро) [6].

По данным агентства «Bloomberg», усилилась миграция из Великобритании состоятельных иностранцев. Число переездов выросло в 2018 г. по сравнению с 2017 г. на 82%. В основном уезжают люди с состоянием не менее £5 млн. Они вместе с семьями направляются в Париж, Цюрих, Брюссель, Женеву, Майорку, итальянские города. Переезжают и пенсионеры, желающие жить в странах с более теплым климатом и политической стабильностью [7]. Однако, как замечает «Independent», перспективы брекзита и дорогое жилье гонят из Лондона и британскую молодежь [8]. «The Times» предупреждает, что политический хаос в Великобритании помогает Франции переманивать к себе британские компании [9].

В свою очередь «Financial Times» сообщает, что в 2019 году Великобритания опустится с 5-го места в рейтинге наиболее развитых экономик планеты, составленном МВФ, сразу на 7-е. Пятую строку Великобритания уступит Индии. Кроме этого, она пропустит вперед и Францию [10].

Сложившейся ситуацией обеспокоен и Евросоюз в целом, и отдельные государства-члены ЕС. Так, Председатель Европейского совета Д.Туск предположил, что Британия должна остаться в составе ЕС после того, как парламент страны отверг предложенный премьером вариант соглашения с ЕС [11]. 16 января 2019 года глава Европейской комиссии Ж.-К.Юнкер заявил: «Я призываю Соединенное Королевство прояснить свои намерения как можно быстрее. Времени уже почти нет» [12]. Главный переговорщик ЕС по условиям «брексита» М.Барнье также подчеркнул, что Британии необходимо как можно скорее определиться со своими планами. В то же время М.Барнье подчеркнул, что Брюссель готов пойти на новые уступки Лондону, если тот пойдет на уступки со своей стороны: «Европейский совет всегда говорил, что если Великобритания в будущем решит пойти на уступки (по условиям Brexit) и выйти за пределы обычного торгового соглашения, ЕС незамедлительно пойдет на ответные шаги» [13].

В этой связи некоторые британские СМИ заявили, что ЕС готов отложить Брекзит до 2020 года, поскольку после парламентского провала соглашения Т.Мэй с ЕС, Великобритании нужно время для выработки устраивающего всех решения. ЕС будет использовать истекающее до брекзита время чтобы давить на Лондон для изменения т.н. «красных линий» – к примеру, добиться от Лондона согласия на таможенный союз [14].

Тем не менее, 17 января премьер-министр Франции Эдуард Филипп объявил, что его правительство готово реализовать план срочных мер, чтобы приготовить страну к «жесткому брекзиту» [15].

В свою очередь канцлер Германии А.Меркель заявила 17 декабря 2019 года о том, что Берлин не теряет надежды на упорядоченный выход Великобритании из ЕС. По ее словам, правительство ФРГ готово ко всем сценариям брекзита, в том числе и наиболее жесткому, при котором Лондон покинет ЕС без подписания соглашения [16]. Спустя два дня А.Меркель уточнила: «Я до последнего дня буду работать над тем, чтобы Brexit был осуществлен на основании договоренностей, чтобы у нас были самые лучшие отношения [впоследствии]». По ее словам, Великобритания является частью Европы, но выбор жителей страны, сделанный на референдуме, нужно уважать [17].

На этом тревожном и сложном фоне в британском обществе нарастает разочарование в идее брекзита. Так, «Independent» констатирует: сегодня Великобританию охватило чувство всеобъемлющей неопределенности, потери контроля над ситуацией, когда на кону стоит судьба страны. Такое же чувство царило в СССР накануне распада и в США после президентских выборов 2000 года. При этом никто не в силах предсказать будущее Великобритании [18].

Некоторые британские СМИ считают, что брекзит выгоден лишь США и РФ, и что отказ от него «может стать лучшим моментом для Европы после длительного периода кризисов. Если Британия передумает и останется в европейском клубе, она спасет и себя, и Европу от никому ненужного хаоса и абсурда» [19].

Анализируя ситуацию, эксперты Московского Центра Карнеги констатируют, что история брекзита» – «это история о том, как не надо выходить из ЕС: «поспешный референдум с простым ответом на сложный вопрос, который провели для решения внутрипартийной проблемы; лозунги вместо дебатов о целях выхода; быстрая подача заявки о выходе без консенсуса внутри правящей партии о конечной модели взаимоотношений с ЕС; внеочередные выборы и потеря большинства, но при этом продолжение политики умиротворения наиболее радикальных сторонников брекзита; поиск компромисса с остальными партиями всего за два месяца до выхода из ЕС, только после беспрецедентного провала соглашения, на которое было потрачено почти два года переговоров» [20]. В целом, как уже отмечалось выше, выгоды брекзита не очевидны, а негативные последствия уже налицо.

 

II. Обновление руководства в ФРГ и судьба ЕС

2018 год стал временем политических потрясений на политическом Олимпе Германии. «Большая коалиция» по-прежнему существует, однако партийная система ФРГ подверглась серьезным метаморфозам. Как справедливо отмечает экс-министр иностранных дел ФРГ Й.Фишер, десятилетиями правоцентристская ХДС (в альянсе с баварским ХСС) и левоцентристская СДПГ «служили двумя великими гарантами политической стабильности. Но, как и другие традиционные партии Европы, ХДС/ХСС и СДПГ оказались в кризисе. СДПГ потеряла так много сторонников, что может даже не выжить; а альянс ХДС/ХСС, хотя и остаётся пока крупнейшей силой в немецкой политике, столкнулся с глубокими структурными проблемами» [21].

По словам Й.Фишера, «с 1949 года «братская» структура партийного альянса ХДС/ХСС стабильно обеспечивала ему канцлерство, поскольку это был крупнейший партийный блок в коалициях большинства. Но в расширившейся, воссоединившейся Германии, где уже семь разных партий имеют места в Бундестаге, данный механизм перестал работать так же хорошо, как раньше» [22].

На волне миграционного кризиса популярность «большой коалиции» и особенно блока ХДС/ХСС начала снижаться. Усилились позиции леволиберальной партии «Союз-90/Зеленые». Набрала силу партия «Альтернатива для Германии» (АдГ).

Прошедшие в октябре 2018 года выборы в ландтаги Баварии и Гессена кардинально изменили расклад политических сил. ХСС, правивший Баварией с 1957 года, получил лишь 37,2% голосов. На выборах в Гессене ХДС получила 27% голосов, что на 11,3% меньше по сравнению с выборами-2013. Большие потери понесла и СДПГ, получив 19,8% голосов, что на 10,9% меньше, чем раньше. «Зеленые» вышли на второе место по популярности после ХДС/ХСС [23].

Усилилось недовольство внутри блока ХДС/ХСС. В итоге 29 октября 2018 года А.Меркель решила оставить пост лидера ХДС, но остаться на посту федерального канцлера до конца легислатурного периода (до 2021 года). Это мужественное решение действующего канцлера может иметь судьбоносное значение для Германии, которая рискует утратить лидирующую роль в ЕС, если преемник А.Меркель не окажется на высоте событий.

Как известно, 7 декабря 2018 года председателем ХДС (и потенциальной преемницей А.Меркель) была избрана Аннегрет Крамп-Карренбауэр, которая победила во втором туре Фридриха Мерца, который получил поддержку 48,2 % делегатов. При этом А.Крамп-Карренбауэр заявила, что не намерена входить в состав правительства А.Меркель, поскольку стремится отстаивать независимые позиции ХДС [24].

Как пишет «Süddeutsche Zeitung», сегодня рейтинг А.Крамп-Карренбауэр крайне высок, но это может сыграть с ней злую шутку, потому что в политике высокие ожидания могут очень быстро смениться жестоким разочарованием и острой критикой [25].

2019 год может оказаться очень трудным для ХДС/ХСС и лично для А.Меркель. Решающую роль могут сыграть выборы в Европарламент в мае и промежуточные выборы в ландтаги в Тюрингии, Саксонии и Бранденбурге. Если АдГ пройдет в Европарламент, она может войти в коалицию с правыми популистами из Италии и Австрии. Если ХДС проиграет АдГ выборы в Саксонии, то в рядах ХДС может вспыхнуть бунт, причем главной мишенью для критики в обоих случаях станет А.Меркель [26]. В итоге СДПГ может выйти из «большой коалиции», что вынудит А.Меркель возглавить правительство меньшинства. В таком случае реальностью могут стать досрочные выборы в Бундестаг, что было бы крайне нежелательно для блока ХДС/ХСС.

Некоторые политические силы не хотят ждать итогов выборов в Европарламент и в ландтаги. Так, глава Свободной демократической партии Германии Кристиан Линднер косвенно потребовал досрочного ухода А.Меркель, заявив: «Что правильно в отношении главы партии Союза – а именно, начать новую главу – то не может быть неверным в отношении главы государства, причём лучше сегодня, чем завтра» [27]. Одновременно К.Линднер заявил, что его партия готова войти в состав правительства и без проведения новых выборов.

И все же сценарии досрочного ухода А.Меркель остаются пока чисто гипотетическими. Большинство немцев по-прежнему хотят видеть А.Меркель во главе правительства. При этом А.Меркель занимает верхнюю строчку в рейтинге 100 самых влиятельных женщин мира по версии журнала «Forbes» [28].

31 декабря 2018 года канцлер А.Меркель в своем новогоднем обращении призвала жителей Германии к единению: «Мы сможем справиться с вызовами нашего времени, только если будем держаться вместе и работать с другими поверх всех границ». В достижении своих интересов следует «учитывать интересы других», в этом состоит «урок двух мировых войн» [29]. Среди важнейших проблем, стоящих перед Германией, А.Меркель назвала борьбу с изменением климата, «управление и приведение в порядок» потоков миграции и борьбу с международным терроризмом. Прокомментировала А.Меркель и свое решение не занимать больше политических постов после завершения этого срока на посту канцлера: «Демократия живет изменениями, все мы подвластны времени» [30].

 

III. Кризис Пятой республики во Франции

9 ноября 2018 года в г.Альбер зародилось движение «желтых жилетов», которое поставило под вопрос политическую стабильность Франции. Мирные акции постепенно охватили крупные города и переросли в масштабные выступления с применением насилия в отношении сотрудников правительственных силовых структур.

10 декабря 2018 г. президент Э.Макрон ввел чрезвычайное экономическое и социальное положение в стране, а также объявил, что минимальный размер оплаты труда с 1 января 2019 г. будет увеличен на €100. Также примерно на €80 будут увеличены рабочие премии, которые оплачивают не работодатели, а соцстрах.

Однако 18 декабря 2018 г. еженедельник «L’Opinion» заявил, что эти меры были предложены Э.Макроном без консультаций с Минфином. В итоге министерство финансов и правительство демонстрируют взаимное недовольство. Представители власти обвиняют финансистов в сопротивлении политике президента, направленной на повышение покупательной способности французов, а также в принятии «технократических решений», оторванных от реалий [31].

В новогоднем обращении к нации 31 декабря 2018 г. Э.Макрон перешел в контрнаступление против «жёлтых жилетов». Как отмечает «Libération», Э.Макрон предстал перед зрителями «гордым» за Францию и французов, «занятым работой» и «полным решимости вести борьбу» – то есть «с постоянством и уверенностью» продолжать свой политический курс. Речь, по словам Макрона, идёт о создании проекта, который будет одновременно «глубоко французским и европейским». Он подчеркнул, что этот проект должен стать ответом на «болезнь западной цивилизации» и «кризис европейской мечты» на фоне «приближающегося к своей кончине ультралиберального финансового капитализма» [32]. Э.Макрон подтвердил, что он искренне верит в «Европу, способную лучше защищать и дарить надежду», обеспечивая инновации, фискальную справедливость и коллективный ответ на миграционный вызов [33].

Тем не менее, движение «желтых жилетов» пока продолжает свою активность, а политический курс Э.Макрона подвергается жесткой критике со стороны французских интеллектуалов. Так, по мнению философа и историка Маршеля Гоше, кризис, переживаемый Францией сегодня, гораздо глубже, чем экономические требования «жёлтых жилетов». По его словам, предложенные правительством финансовые меры вряд ли помогут преодолеть раскол в обществе. При этом правительство своими действиями только усугубило проблемы в стране и сделало Францию неуправляемой [34]. М.Гоше считает, что подготовка к сегодняшнему «взрыву» шла в течение последних 30 лет, когда Франция встала на путь глобализации, результатом которой стало промышленное вымирание целых регионов страны. Э.Макрон был избран на свой пост вследствие распада политической системы – ещё одного следствия глобализации. В ходе своей предвыборной кампании он обещал «прислушиваться к обществу», но после избрания делал ровно противоположное. Его правительство стало издавать законы «с бешеной скоростью», однако по прошествии времени люди поняли, что им предлагают совсем не то, чего они ждали. Правительство разрывают постоянные противоречия, реформы идут друг другу наперекор. «Эту политику невозможно понять. А технократы не способны её объяснить» [35]. Сегодняшняя Франция находится в тупике, считает М.Гоше. Ни классическая политическая система, ни «популисты» в лице Марин Ле Пен и Жана-Люка Меланшона, не способны управлять страной. Однако существует вероятность, что нынешний кризис поможет французам здраво оценить положение, в котором они находятся и увидеть все, что идет не так [36].

Внутриполитическая нестабильность пока не может помешать Франции реализовать свои амбиции на международной арене, в том числе планы Э.Макрона по дальнейшей интеграции Европы.

Как известно, 22 января 2019 года президент Э.Макрон и канцлер А.Меркель подпишут в Ахене новое соглашение о франко-германском сотрудничестве и единении. Соглашение будет базироваться на положениях Елисейского договора от 1963 года. Новый документ будет преследовать цель объединить усилия двух стран и «подготовить их к вызовам XIX века». В нем будут затронуты не только политические и экономические связи, но также сотрудничество в сфере безопасности, образования, культуры, научных изысканий и борьбы с изменением климата [37].

Вместе с тем, некоторый диссонанс в отношениях Парижа и Берлина возник в связи с тем, что вице-канцлер, министр финансов ФРГ Олаф Шольц предложил сделать ЕС новым постоянным членом СБ ООН вместо Франции. По его мнению, в таком случае члены ЕС смогли бы на ротационной основе входить в постоянный состав СБ ООН, сменяя друг друга на месте, которое в настоящий момент занимает Франция: «Мне понятно, что, скорее всего, в Париже ещё нужно будет провести определённую разъяснительную работу. Но это было бы смелой и разумной целью» [38]. 9 ноября представитель МИД Франции заявил, что Франция при выражении своей позиции в СБ ООН принимает во внимание мнение других европейских стран. При этом Париж выступает за расширение состава СБ ООН, в рамках которого собственное кресло в СБ ООН получила бы и ФРГ [39].

 

IV. Ситуация в Италии и проблема стабильности евро

Серьезный повод для беспокойства в Европейском союзе и особенно в еврозоне дает экономическая ситуация в Италии. В настоящее время объем государственного долга Италии превысил 130% ВВП. По этому важному показателю Италия занимает 2-е место в еврозоне (хуже дела обстоят только у Греции) [40].

В октябре 2018 года новое правительство Италии во главе с Джузеппе Конте представило проект своего первого бюджета на 2019 год, запланировав в нем дефицит в размере 2,4% – в 3 раза выше, чем при прежнем кабинете. Брюссель отверг этот план как нарушение действующих в ЕС правил и пригрозил Италии штрафными мерами. В итоге Италия пообещала, что в 2019 году ее бюджетный дефицит не превысит 2,04% ВВП [41].

Далее, по данным итальянского ЦБ (18 января 2019 г.), спад ВВП страны в III квартале составил 0,1%, темпы сокращения показателя в последние три месяца 2018 года немного замедлились. Тем не менее, экономика Италии на протяжении 2-х кварталов подряд демонстрирует снижение ВВП, что является формальным подтверждением технической рецессии [42].

Несмотря на это, 17 января 2019 года правительство Италии одобрило две крупных экономических реформы. Первой из них стало введение безусловного базового дохода для малоимущих, безработных и пожилых людей. Реформа предусматривает выплату пособия до уровня в €780 тем, кто по своим доходам находится ниже уровня абсолютной бедности [43]. Вторым нововведением стала реформа пенсионной системы. По новым правилам выход на пенсию возможен по достижении «100» – цифры, складывающейся из возраста и стажа работника, причем возраст не может быть ниже 62, а стаж не менее 38 лет. Таким образом, минимально возможный возраст выхода на пенсию снижается с 66-67 на 5 лет. Отдельно для женщин предусмотрена возможность досрочно выйти на пенсию в возрасте 58-59 лет при наличии 35-летнего стажа [44].

В целом, ситуация в Италии остается сложной, что влияет на общее состояние и перспективы еврозоны. При этом Брюссель снисходительно относится к превышению дефицита бюджета Франции (который превышает 3%), и при этом резко критикует Италию, дефицит бюджета которой составляет 2,4%. Такое положение вещей вызывает серьезное недовольство со стороны правительства Италии.

 

Выводы и обобщения

Первое. В настоящее время Евросоюз вступил в эпоху перемен. В целом, Брюсселю удается контролировать ситуацию, но вызовы, стоящие перед ЕС, множатся с каждым днем, и они не ограничиваются проблемами, которые упомянуты в данной статье. В любом случае становится ясно, что ЕС стоит на пороге системной трансформации, в ходе которой будут по-новому выстраиваться отношения между Брюсселем и государствами-членами ЕС, между ЕС и мировыми центрами силы – в том числе с США, Россией и Китаем. Мир меняется, и Евросоюзу придется меняться вместе с ним.

Второе. Безусловно, брекзит – это мощный удар по идее единой Европы, по всему Евросоюзу. Однако под вопросом может оказаться и единство самой Великобритании, поскольку брекзит может стать катализатором сепаратистских настроений в Шотландии. С этой точки зрения даже самый мягкий вариант брекзита трудно будет назвать историей успеха. В истории с брекзитом не будет победителей – все стороны будут проигравшими.

Третье. Сегодня перед ЕС стоят сложные социальные вызовы, о чем свидетельствует феномен «желтых жилетов», возникший на фоне миграционного кризиса. Если европейские элиты не найдут адекватного ответа на эти вызовы, в ЕС усилится влияние правых националистов и популистов, что будет иметь долгосрочные политические последствия (и это касается не только Франции).

Четвертое. Вместе с тем, есть основания предполагать, что в 2019 году Евросоюз как уникальное интеграционное образование, не только выживет, но и выйдет на новый уровень развития. При этом сохранит и даже усилит свое значение принцип разноскоростной интеграции. Ядром ЕС и его главным экономическим локомотивом останутся франко-германские отношения, хотя между Парижем и Берлином будет иметь как явная, так и скрытая борьба за лидерство.

Пятое. Казахстан, являющийся ключевым стратегическим партнером ЕС в Центральной Азии, заинтересован в сплоченном Европейском союзе, в дальнейшем развитии и углублении политического, торгово-экономического, инвестиционного, энергетического и культурно-гуманитарного сотрудничества. Наступивший 2019 год может и должен стать периодом интенсификации казахстанско-европейского сотрудничества и его выхода на качественно новую траекторию.

______________________________________

[1] «Времени почти нет». Реакция ЕС на провал договора о «брексите» //https://www.bbc.com/russian/news-46876483.

[2] Титов А. Унижение вместо величия. Как продолжится брекзит после провала в парламенте //https://carnegie.ru/commentary/78142.

[3] Тереза Мэй представит парламенту «план Б» по Brexit //http://www.rosbalt.ru/world/2019/01/21/1759041.html.

[4] Торгово-промышленные круги Великобритании не готовы принять тяжелые последствия «несогласованного Brexit» //http://russian.people.com.cn/n3/2018/1220/c31520-9530302.html.

[5] EXCLUSIVE: Why we are preparing for all scenarios — Brexit secretary STEPHEN BARCLAY //https://www.express.co.uk/news/politics/1066766/stephen-barclay-mp-comment-preparing-all-scenarios-brexit-uk-politics.

[6] Селимова Ф. Банки эвакуируются из Лондона //http://www.ng.ru/world/2018-08-09/6_7285_bank.html.

[7] More Wealthy Europeans Are Leaving the U.K., Movers Say //https://www.bloomberg.com/news/articles/2019-01-17/wealthy-europeans-call-in-the-movers-as-brexit-cliff-edge-looms.

[8] Independent: перспективы брексита и дорогое жильё гонят молодёжь из Лондона //https://russian.rt.com/inotv/2018-08-10/Independent-perspektivi-breksita-i-dorogoe.

[9] Brexit: French use threat of Jeremy Corbyn to lure businesses to Paris //https://www.thetimes.co.uk/edition/news/brexit-french-use-threat-of-jeremy-corbyn-to-lure-businesses-to-paris-bfvr9jdn0.

[10] Мануков С. Цена брексита //http://expert.ru/2018/12/19/dorogaya-tsena-breksita/.

[11] Там же.

[12] «Времени почти нет». Реакция ЕС на провал договора о «брексите» //https://www.bbc.com/russian/news-46876483.

[13] Барнье: ЕС готов на новые уступки Лондону в переговорах по Brexit //https://www.vestifinance.ru/articles/113264.

[14] Brexit: EU ready to delay withdrawal until next year //https://www.thetimes.co.uk/edition/news/brexit-eu-ready-to-delay-withdrawal-until-next-year-j20f9rm3h.

[15] Франция запускает план на случай «жёсткого Брексита» Британии //https://eadaily.com/ru/news/2019/01/17/franciya-zapuskaet-plan-na-sluchay-zhyostkogo-breksita-britanii.

[16] Демидова О. Меркель рассчитывает на тесное партнерство с Лондоном после «Брекзита» //https://www.dw.com/ru/%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B5%D0%BB%D1%8C-%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%81%D1%87%D0%B8%D1%82%D1%8B%D0%B2%D0%B0%D0%B5%D1%82-%D0%BD%D0%B0-%D1%82%D0%B5%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D0%BF%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%BD%D0%B5%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE-%D1%81-%D0%BB%D0%BE%D0%BD%D0%B4%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC-%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B5-%D0%B1%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%B7%D0%B8%D1%82%D0%B0/a-45925081.

[17] Меркель пообещала до последнего момента бороться за упорядоченный Brexit //https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/6018378.

[18] https://www.independent.co.uk/voices/brexit-soviet-union-collapse-us-election-2000-al-gore-george-bush-a8721506.html.

[19] The best way to scupper Putin and Trump? Scrap Brexit //https://www.theguardian.com/commentisfree/2018/dec/27/putin-trump-brexit-europe-britain-eu.

[20] Титов А. Унижение вместо величия. Как продолжится брекзит после провала в парламенте //https://carnegie.ru/commentary/78142.

[21] Фишер Й. Долгое прощание Ангелы Меркель //https://www.project-syndicate.org/commentary/angela-merkel-legacy-for-germany-and-europe-by-joschka-fischer-2018-11/russian.

[22] Там же.

[23] В Германии обновились политический ландшафт и партийное руководство (5) //http://www.ng.ru/world/2018-12-28/7_7476_world5.html.

[24] Крамп-Карренбауэр не намерена входить в правительство ФРГ //https://www.dw.com/ru/%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BF-%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B1%D0%B0%D1%83%D1%8D%D1%80-%D0%BD%D0%B5-%D0%BD%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B0-%D0%B2%D1%85%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82%D1%8C-%D0%B2-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE-%D1%84%D1%80%D0%B3/a-46660450.

[25] SZ: высокая популярность может сыграть с преемницей Меркель злую шутку //https://russian.rt.com/inotv/2019-01-04/NOCH—SZ-visokaya-populyarnost.

[26] Мануков С. Четыре сценария: как закончится карьера Меркель //http://expert.ru/2018/12/5/merkel/.

[27] Merz-Fans nicht willkommen: Lindner fordert Merkel-Rücktritt «besser heute» //https://www.n-tv.de/politik/Lindner-fordert-Merkel-Ruecktritt-besser-heute-article20798506.html.

[28] Меркель возглавила рейтинг Forbes из 100 самых влиятельных женщин //https://www.dw.com/ru/%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B5%D0%BB%D1%8C-%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D0%B0-%D1%80%D0%B5%D0%B9%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B3-forbes-%D0%B8%D0%B7-100-%D1%81%D0%B0%D0%BC%D1%8B%D1%85-%D0%B2%D0%BB%D0%B8%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D1%89%D0%B8%D0%BD/a-46583191.

[29] Вачедин Д. Ангела Меркель призвала немцев к единению и уважению чужих интересов //https://www.dw.com/ru/%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D0%B5%D0%BB%D0%B0-%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B5%D0%BB%D1%8C-%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D0%B0-%D0%BD%D0%B5%D0%BC%D1%86%D0%B5%D0%B2-%D0%BA-%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8E-%D0%B8-%D1%83%D0%B2%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8E-%D1%87%D1%83%D0%B6%D0%B8%D1%85-%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%BE%D0%B2/a-46903321.

[30] Там же.

[31] « Emmanuel Macron tient-il encore les rênes de l’État en main ?» //http://www.lefigaro.fr/vox/politique/2018/12/21/31001-20181221ARTFIG00186—emmanuel-macron-tient-il-encore-les-renes-de-l-etat-en-main.php?redirect_premium.

[32] Vœux: Macron tente la contre-offensive face aux gilets jaunes //https://www.liberation.fr/politiques/2018/12/31/voeux-macron-tente-la-contre-offensive-face-aux-gilets-jaunes_1700515.

[33] Там же.

[34] Marcel Gauchet, historien: «Macron a échoué sur tout» //https://www.lesoir.be/197266/article/2018-12-25/marcel-gauchet-historien-macron-echoue-sur-tout.

[35] Там же.

[36] Там же.

[37] Франция и Германия подпишут новый договор о сотрудничестве 22 января //https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/5980476.

[38] В ФРГ предложили нового постоянного члена Совбеза ООН вместо Франции //https://russian.rt.com/world/news/577328-franciya-zamena-sovbez-oon.

[39] Орищенко Л. В Париже ответили на предложение передать место в Совбезе ООН Евросоюзу //https://ria.ru/20181129/1533796128.html.

[40] Хассельбах К. Какими будут приоритеты внешней политики Германии в 2019 году //https://www.dw.com/ru/%D0%BA%D0%B0%D0%BA%D0%B8%D0%BC%D0%B8-%D0%B1%D1%83%D0%B4%D1%83%D1%82-%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%82%D1%8B-%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D1%88%D0%BD%D0%B5%D0%B9-%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B8-%D0%B3%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8-%D0%B2-2019-%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D1%83/a-46818255.

[41] Там же.

[42] Экономика Италии вновь оказалась в рецессии //https://www.vestifinance.ru/articles/113365.

[43] В Италии одобрили введение базового дохода для неимущих и безработных //https://ria.ru/20190118/1549527028.html/

[44] Там же.