Одним из важнейших направлений государственной политики в Казахстане является обеспечение благоприятных условий для развития институтов гражданского общества. Вопрос сотрудничества государства с неправительственными организациями приобретает все большую актуальность в контексте текущих политических событий страны.
На сегодня в Казахстане сложился необходимый баланс факторов и условий для формирования профессионального неправительственного сектора. Данный вывод основывается на следующих фактах:
- количество некоммерческих организаций в стране превышает 35 тысяч;
- внедрение в практику государственного социального заказа;
- запуск диалоговых площадок для взаимодействия с гражданским сектором;
- работа по институциональному развитию институтов гражданского общества.
В рамках повышения роли некоммерческих организаций в принятии государственных решений и влияния на общественное мнение со времени объявления независимости Казахстана были приняты следующие нормативно-правовые акты:
- Закон об общественных объединениях, 1996 г.;
- Закон о некоммерческих организациях, 2001 г.;
- Закон о некоммерческих организациях, 2002 г.;
- Концепция государственной поддержки НПО, 2002 г.;
- Программа государственной поддержки НПО 2003-2005 гг.;
- Закон о государственном социальном заказе, 2005 г.;
- Концепция о развитии гражданского сектора, 2005 г.;
- Проект Концепции развития гражданского общества на 2005-2015 годы, 2005 г;
- Концепция развития гражданского общества в РК на 2006-2011 годы, 2006 г.
Однако текущее состояние гражданского сектора демонстрирует, что для эффективного функционирования гражданского общества институциональных предпосылок недостаточно. Казахстанские НПО до сих пор не являются полноправными участниками политических процессов в стране. Теоретическое осознание влияния неправительственных организаций на демократические процессы не находит адекватного отражения в реальности. Условия функционирования НПО-сектора требует дальнейшего совершенствования в практической плоскости, как со стороны государства, так и самих организаций.
Повышение эффективности деятельности НПО должно основываться на изучении и определении факторов, влияющих на развитие как региональных, так и НПО, расположенных в крупных городах.
Так, успешному развитию сектора препятствует ряд проблем, требующих конструктивного обсуждения и выработки совместно принятых решений.
Основные проблемные узлы развития третьего сектора в Казахстане:
- разрозненность и слабая связь НПО с населением;
- низкий уровень информированности общества о работе НПО;
- слабая освещенность в СМИ;
- широкая представленность сектора в городах и малая в сельской местности;
- недостаточная признанность и недоверие в обществе и государственных органах о роли и возможностях третьего сектора;
- слабая правовая грамотность руководителей НПО;
- несовершенство законодательной базы;
- недостаточная развитость традиций волонтерства в Казахстане;
- недолгосрочность существования института НПО (отсутствие постоянных и долговременных источников финансирования);
- отсутствие действенного механизма обратной связи между государственными институтами и НПО;
- сокращение помощи НПО со стороны донорских организаций.
Так, исходя из существующих проблем, основными задачами НПО должны стать:
- обеспечение взаимосвязи между государством и обществом;
- выявление потребностей социальных групп;
- разработка эффективных механизмов обратной связи с государством;
- лоббирование социально значимых проектов;
- активное продвижение гражданских инициатив с привлечением СМИ;
- стремление к развитию самоорганизации (привлечение внутренних источников средств, повышение квалификации руководителей НПО);
- взаимодействие с государственными органами в социальной защите населения.
Системная реализация поставленных задач должна найти признание в обществе, для чего требуется выстроить систему решения общественных проблем через НПО:
Система реагирования на общественные процессы и проблемы должна быть гибкой, ориентированной на максимальную пользу для общества. Учет плюрализма мнений, рациональность в принятии решений, выборность и транспарентность всех уровней власти, финансовая отчетность могут стать главной ступенью, способствующей повышению уровня доверия общества как к органам власти, так и неправительственному сектору.
Процесс осуществления координации деятельности НПО требует серьезного организационного и институционального усиления неправительственного сектора Казахстана. Решение проблем требует не только принятия соответствующих мер на уровне государственных органов и ведомств, но и расширения целевой работы с обществом.
Меры организационного характера
- Создать условия для роста гражданской инициативы в сельской местности (стимулирование финансирования сельских НПО для донорских организаций).
- Регулярно проводить общественные слушания по важнейшим проблемам общества с участием всех трех сторон (представители государственных органов, гражданский сектор и общество) и активным подключением СМИ.
- Проводить постоянный мониторинг и исследования деятельности НПО с целью подведения объективной оценки действующим организациям по следующим критериям:
- степень финансовой прозрачности и подотчетности обществу;
- степень общественной полезности и эффективности проектов неправительственного сектора;
- уровень доверия населения той или иной НПО;
- реализованность проектов на практике и оценка населением действующих проектов.
- Реализовать систему внешней оценки и контроля эффективности социальных программ общественностью посредством проведения массовых опросов, интернет – голосования и т.д.
Меры институционального характера
- Создать экспертную группу по проведению правовой экспертизы законодательства по ее усовершенствованию в целях устранения возможностей двоякого толкования нормативно-правового положения НПО.
- Оказывать гражданскому сектору информационную, консультативную, методическую поддержку, что требует подготовки и повышения компетенции государственных служащих по вопросам сотрудничества и взаимодействия с НПО.
- Осуществлять координацию взаимодействия органов власти всех уровней с неправительственными организациями.
- Актуализировать и активно пропагандировать понятие «социального партнерства», предполагающее установление механизмов взаимодействия институтов власти и общества для решения общественных проблем.
- Создать базу для дальнейшего совершенствования и развития пошаговой разработки новой концепции работы с НПО с учетом текущего состояния гражданского сектора.
В связи с чем требуется повышение эффективности работы специализированных структур — в первую очередь единый альянс НПО, Национальный информационный ресурсный центр НПО, а также Гражданский форум, призванные стать локомотивом построения гражданского общества, аккумулируя информацию о деятельности НПО, проблемах их развития. Институты должны способствовать продвижению традиций открытого обсуждения и вынесения критики, поддержке инициатив, как в адрес самих НПО, так и государства, что станет позитивной практикой в продвижении и развитии институтов гражданского общества и демократической формы правления.
Неправительственные организации должны стать ключевым фактором развития гражданского общества в Казахстане. Основы формальных институтов демократии в стране в целом определены, на сегодня требуется активная пропаганда развития гражданского общества с участием НПО.
Казначеев М.П.