Eng | Pyc

 

   

Казначеев М.П. Влияние НПО на расширение гражданского участия в Казахстане

Одним из важнейших направлений государственной политики в Казахстане является обеспечение благоприятных условий для развития институтов гражданского общества. Вопрос сотрудничества государства с неправительственными организациями приобретает все большую актуальность в контексте текущих политических событий страны.
На сегодня в Казахстане сложился необходимый баланс факторов и условий для формирования профессионального неправительственного сектора. Данный вывод основывается на следующих фактах:

  • количество некоммерческих организаций в стране превышает 35 тысяч;
  • внедрение в практику государственного социального заказа;
  • запуск диалоговых площадок для взаимодействия с гражданским сектором;
  • работа по институциональному развитию институтов гражданского общества.

В рамках повышения роли некоммерческих организаций в принятии государственных решений и влияния на общественное мнение со времени объявления независимости Казахстана были приняты следующие нормативно-правовые акты:

  • Закон об общественных объединениях, 1996 г.;
  • Закон о некоммерческих организациях, 2001 г.;
  • Закон о некоммерческих организациях, 2002 г.;
  • Концепция государственной поддержки НПО, 2002 г.;
  • Программа государственной поддержки НПО 2003-2005 гг.;
  • Закон о государственном социальном заказе, 2005 г.;
  • Концепция о развитии гражданского сектора, 2005 г.;
  • Проект Концепции развития гражданского общества на 2005-2015 годы, 2005 г;
  • Концепция развития гражданского общества в РК на 2006-2011 годы, 2006 г.

Однако текущее состояние гражданского сектора демонстрирует, что для эффективного функционирования гражданского общества институциональных предпосылок недостаточно. Казахстанские НПО до сих пор не являются полноправными участниками политических процессов в стране. Теоретическое осознание влияния неправительственных организаций на демократические процессы не находит адекватного отражения в реальности. Условия функционирования НПО-сектора требует дальнейшего совершенствования в практической плоскости, как со стороны государства, так и самих организаций.

Повышение эффективности деятельности НПО должно основываться на изучении и определении факторов, влияющих на развитие как региональных, так и НПО, расположенных в крупных городах.

Так, успешному развитию сектора препятствует ряд проблем, требующих конструктивного обсуждения и выработки совместно принятых решений.

Основные проблемные узлы развития третьего сектора в Казахстане:

  • разрозненность и слабая связь НПО с населением;
  • низкий уровень информированности общества о работе НПО;
  • слабая освещенность в СМИ;
  • широкая представленность сектора в городах и малая в сельской местности;
  • недостаточная признанность и недоверие в обществе и государственных органах о роли и возможностях третьего сектора;
  • слабая правовая грамотность руководителей НПО;
  • несовершенство законодательной базы;
  • недостаточная развитость традиций волонтерства в Казахстане;
  • недолгосрочность существования института НПО (отсутствие постоянных и долговременных источников финансирования);
  • отсутствие действенного механизма обратной связи между государственными институтами и НПО;
  • сокращение помощи НПО со стороны донорских организаций.

Так, исходя из существующих проблем, основными задачами НПО должны стать:

  • обеспечение взаимосвязи между государством и обществом;
  • выявление потребностей социальных групп;
  • разработка эффективных механизмов обратной связи с государством;
  • лоббирование социально значимых проектов;
  • активное продвижение гражданских инициатив с привлечением СМИ;
  • стремление к развитию самоорганизации (привлечение внутренних источников средств, повышение квалификации руководителей НПО);
  • взаимодействие с государственными органами в социальной защите населения.

Системная реализация поставленных задач должна найти признание в обществе, для чего требуется выстроить систему решения общественных проблем через НПО:

kaznacheev

Система реагирования на общественные процессы и проблемы должна быть гибкой, ориентированной на максимальную пользу для общества. Учет плюрализма мнений, рациональность в принятии решений, выборность и транспарентность всех уровней власти, финансовая отчетность могут стать главной ступенью, способствующей повышению уровня доверия общества как к органам власти, так и неправительственному сектору.

Процесс осуществления координации деятельности НПО требует серьезного организационного и институционального усиления неправительственного сектора Казахстана. Решение проблем требует не только принятия соответствующих мер на уровне государственных органов и ведомств, но и расширения целевой работы с обществом.

Меры организационного характера

  • Создать условия для роста гражданской инициативы в сельской местности (стимулирование финансирования сельских НПО для донорских организаций).
  • Регулярно проводить общественные слушания по важнейшим проблемам общества с участием всех трех сторон (представители государственных органов, гражданский сектор и общество) и активным подключением СМИ.
  • Проводить постоянный мониторинг и исследования деятельности НПО с целью подведения объективной оценки действующим организациям по следующим критериям:

    1. степень финансовой прозрачности и подотчетности обществу;
    2. степень общественной полезности и эффективности проектов неправительственного сектора;
    3. уровень доверия населения той или иной НПО;
    4. реализованность проектов на практике и оценка населением действующих проектов.
  • Реализовать систему внешней оценки и контроля эффективности социальных программ общественностью посредством проведения массовых опросов, интернет – голосования и т.д.

Меры институционального характера

  • Создать экспертную группу по проведению правовой экспертизы законодательства по ее усовершенствованию в целях устранения возможностей двоякого толкования нормативно-правового положения НПО.
  • Оказывать гражданскому сектору информационную, консультативную, методическую поддержку, что требует подготовки и повышения компетенции государственных служащих по вопросам сотрудничества и взаимодействия с НПО.
  • Осуществлять координацию взаимодействия органов власти всех уровней с неправительственными организациями.
  • Актуализировать и активно пропагандировать понятие «социального партнерства», предполагающее установление механизмов взаимодействия институтов власти и общества для решения общественных проблем.
  • Создать базу для дальнейшего совершенствования и развития пошаговой разработки новой концепции работы с НПО с учетом текущего состояния гражданского сектора.

В связи с чем требуется повышение эффективности работы специализированных структур — в первую очередь единый альянс НПО, Национальный информационный ресурсный центр НПО, а также Гражданский форум, призванные стать локомотивом построения гражданского общества, аккумулируя информацию о деятельности НПО, проблемах их развития. Институты должны способствовать продвижению традиций открытого обсуждения и вынесения критики, поддержке инициатив, как в адрес самих НПО, так и государства, что станет позитивной практикой в продвижении и развитии институтов гражданского общества и демократической формы правления.

Неправительственные организации должны стать ключевым фактором развития гражданского общества в Казахстане. Основы формальных институтов демократии в стране в целом определены, на сегодня требуется активная пропаганда развития гражданского общества с участием НПО.

Казначеев М.П.

Похожие статьи