Eng | Pyc

 

   

Кожирова С.Б. Место и роль Центральной и Восточной Европы во внешнеполитической стратегии современного Китая

После распада мировой социалистической системы Центральная и Восточная Европа (ЦВЕ) оказалась вне приоритетов китайской внешней и внешнеэкономической политики, что было обусловлено переходом стран данного региона к западной демократии и рыночной экономике, а также их курсом на вхождение в ЕС и НАТО. Китай рассматривал ЦВЕ как идеологическую, политическую и экономическую периферию Западного мира и не видел перспективы конкурировать с ЕС в данном регионе.

Однако, начиная с 2011 года, интерес Китая к ЦВЕ заметно возрос. Страны Центральной и Восточной Европы, прочно вошедшие в евроатлантические структуры, стали рассматриваться Пекином как удобный канал торгово-инвестиционной экспансии Китая на пространстве ЕС, как «полигон» для отработки механизмов подобной экспансии и потенциальный инструмент создания благоприятного отношения к китайским инициативам в институтах ЕС. Сближение Китая с ЦВЕ вызвало обеспокоенность в Западной Европе, которая стала подозревать, что Пекин хочет добиться бóльшего политического влияния, вбивая клин между членами-учредителями и новыми членами ЕС.

В ходе состоявшегося в декабре 2015 года IV саммита Central and East Europe + China (CEEC), премьер-министр КНР Ли Кэцян объявил о планах двукратного увеличения инвестиций Китая в 16 европейских стран, а также товарооборота с этими государствами, который на тот момент составлял $45,5 млрд.

Группа CEEC («16+1») – это новая платформу сотрудничества, созданная совместными усилиями Китая и стран ЦВЕ. Председатель КНР Си Цзиньпин отметил, что Пекин рассматривает сотрудничество между Китаем и 16 странами ЦВЕ как важный промежуточный этап в деятельности по внедрению инициативы «Пояс и Путь» в европейскую экономическую систему [1].

Общий товарооборот между странами ЦВЕ и Китаем достиг $60 млрд. Это 10% от торговли Китая с Евросоюзом. Китай концентрируется в Восточной Европе в основном на крупных транспортных проектах: железных дорогах, портовых и логистических комплексах и т.д. Если же посмотреть в разрезе импорта и экспорта каждой из стран Восточной Европы, то здесь доля Китая варьируется в основном в пределах 5-10% [2].

Формат «16+1» подготовил переход к более целенаправленной и комплексной стратегии «Один пояс, один путь» и удачно «вписывается» в ее главные составляющие – проекты «Экономический пояс Шелкового пути (ЭПШП)» и «Морской Шелковый путь XXI века» (МШП), нацеленные на развитие новых сухопутных и морских транспортно-логистических и торгово-производственных систем, связывающих Китай с Европой.

В формате ЭПШП страны ЦВЕ играют ключевую, а в рамках МШП – достаточно важную транзитную роль в развитии «китайско-европейских» торгово-инвестиционных связей, а в перспективе – в формировании широкого евразийского «экономического пространства» и «пояса политической стабильности».

Несущей конструкцией ЭПШП является развитие на новой технологической и организационно-правовой основе традиционного направления торгово-транспортных «китайско-европейских» связей с дополнением их инвестиционным сотрудничеством.

Северный маршрут включает в себя сухопутный международный транзит в Западную Европу из Китая и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона (прежде всего, Южной Кореи и Японии) по территории России и Казахстана по Транссибирской магистрали и по Казахстанской железной дороге с выходом на Европейскую часть России в районе Урала. В перспективе Северный маршрут, скорее всего, сохранит свое ведущее положение. Его пропускная способность может заметно возрасти после модернизации Транссиба и казахстанских железных дорог, и освобождения Транссиба от части пассажирских перевозок.

Повышается степень координации перевозок и согласования таможенных и иных пограничных процедур. С июня 2016 г. все грузовые составы из Китая в Европу получили единый бренд «China Railway Express», символизирующий регулярность и системность железнодорожных перевозок в рамках ЭПШП [3].

Северный маршрут потенциально наиболее перспективен как для развития мультимодального сообщения между Китаем и Европой, так и для создания на его основе экономического, промышленного, информационного и других «поясов». Новые возможности для такого развития создают принятые на встрече «16+1» в ноябре 2015 г. в Сучжоу «Сучжоуские положения о сотрудничестве между КНР и странами Центральной и Восточной Европы» и «Среднесрочный план сотрудничества между КНР и странами ЦВЕ)». Эти документы существенно расширяют спектр секторов, включая все виды инфраструктуры, в т.ч. авиационной и портовой, транспорт, АПК и др.

Китаю, как всегда, нужны новые рынки сбыта и ресурсы. В ноябре 2016 г. правительство КНР сообщило о планах вложить €10 млрд. в страны ЦВЕ. Премьер КНР Ли Кэцян объявил на саммите «16+1», прошедшем осенью 2016 г. в Риге, о создании для финансирования совместных проектов специального фонда – Китайско-Центрально и Восточно-европейского фонда. Он обслуживается Sino-CEE Financial Holdings Ltd, компанией, открытой одним из крупнейших китайских банков – Industrial and Commercial Bank of China, а также China Life Insurance и Fosun Group. Цель фонда – привлечь для финансирования проектов в Центральной и Восточной Европе не менее €50 млрд. Премьер Госсовета КНР Ли Кэцян сообщил журналистам, что «между странами Центральной и Восточной Европы и Китаем есть огромный неиспользованный потенциал для развития экономического сотрудничества». Учитывая это, стороны должны работать над всеобъемлющей платформой для торговли и добиться того, чтобы ни одна из стран не осталась вне этих планов по сотрудничеству и развитию [4].

 

Венгрия как первый стратегический партнер Китая в ЦВЕ

Первой европейской страной, начавшей практические меры по реализации грандиозного китайского глобализационного проекта Великого шелкового пути, стала Венгрия. Глава МИД КНР Ван И и министр иностранных дел и внешней торговли Венгрии Петер Сиярто подписали меморандум о взаимопонимании по строительству ЭПШП и МШП в рамках инициативы «Один пояс, один путь». Подчеркнув первенство Венгрии в реализации проекта в Европе, Ван И пообещал ей роль «локомотива и лидера развития» и подметил: «История покажет, что это будет мудрым и правильным выбором» [5].

Венгрия не имеет прямого транспортного сообщения с Китаем, но является первым и до сих пор наиболее активным партнером Китая в ЦВЕ. На нее приходится более 30% китайских ПИИ в регионе. Она является наблюдателем в АБИИ и пока остается единственной страной ЦВЕ, формально присоединившейся к проекту «ЭПШП». Подписан меморандум о с венгерской инициативой «поворота на Восток». Правительство Виктора Орбана подписало в мае 2017 г. стратегическое партнерское соглашение с китайской компанией Bohong Group Co. – одним из крупнейших изготовителей автомобильных выхлопных систем в мире. На венгерском заводе Bohong в Венгрии сейчас работает 1200 человек, но после подписания соглашения их число значительно увеличится. Китайский бизнес заинтересован в финансировании строительства высокоскоростной железной дороги, которая свяжет Будапешт и Белград и будет стоить €2,6 млрд.

 

Польша – главный транзитер и торговый партнер Китая в ЦВЕ

Президент Польши Анджей Дуда и председатель КНР Си Цзиньпин в июне 2016 г. подписали соглашение, в соответствии с которым страны обязуются считать друг друга долгосрочными и стабильными стратегическими партнерами. Соглашение было подписано в рамках визита Си Цзиньпина в Польшу.

Оба государства обязались усилить сотрудничество в политической, экономической, социальной, культурной и иных сферах, координацию и сотрудничество в международных и региональных вопросах, а также повысить уровень двусторонних отношений таким образом, чтобы они принесли пользу обеим сторонам.

А.Дуда заявил, что визит Си Цзиньпина свидетельствует об интенсификации двусторонних отношений как на дипломатическим, так и на экономическом уровне: «Я надеюсь, что Польша станет для Китая воротами в Европу, не только в символическом смысле, но, прежде всего, фактически, с точки зрения экономики, что будут реализованы совместные инвестиции, будет реализовано сотрудничество, которое сделает возможным использование нашего портового потенциала» [6].

В свою очередь Си Цзиньпин уточнил, что в ходе его визита в Польшу были согласованы вопросы китайско-польского плана сотрудничества, создан комитет по делам промышленного сотрудничества и развития в сферах коммуникации и информации, а также усилены инвестиции в сферы инфраструктуры и логистики. Китайские компании ведут переговоры с правительством Польши об инвестициях в производство диодных ламп и угольные шахты. В 2016 г. Польша официально стала первой страной ЦВЕ – участницей и основательницей инициированного Китаем Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ).

 

Чехия как перспективный партнер Китая в ЦВЕ

Рабочий визит чешской делегации в Китай (16-20 июня 2016 г.) был насыщен встречами и переговорами с китайским руководством и бизнесом. Кабинет Богуслава Соботки продолжает политику по превращению Чехии в «опорную площадку» Китая в Центральной Европе. Разворот Праги в сторону Пекина начался со вступлением в должность президента Милоша Земана и началом работы кабинета Б.Соботки.

Главная цель поездки чешской делегации в Китай – развитие сотрудничества с Китаем в сфере авиации, здравоохранения и финансового сектора. Китайский энергетический конгломерат CEFC купил пакет акций в крупнейшем авиаперевозчике Чехии Travel Service AS и чешской пивоваренной компании Pivovary Lobkowicz. В авиакомпании китайцам принадлежат 49,92% акций, а в пивоваренной компании – контрольный пакет. Среди сделок, подписанных во время визита Си Цзинпиня в Прагу, выделяется покупка CEFC 50% акций чехословацкого банка J&T Financial Group за €1 млрд. Более того, М.Земан назначил своим советником по экономике Е Цзяньмина, председателя правления CEFC [7].

 

Китай – опора для Сербии

Значение Сербии в планах Китая заметно возросло в последние годы, как в экономическом, так и в политическом аспектах. Экономически Сербия – пятый по объему реципиент ПИИ Китая в ЦВЕ после Венгрии, Польши, Чехии и Румынии, а также координатор сотрудничества по железнодорожному транспорту и инфраструктуре в рамках «16+1». Политически она твердо поддерживает позицию Китая по Тайваню и борьбе с внутренним сепаратизмом в обмен на поддержку Сербии по вопросу непризнания государственности Косово.

В ходе визита Председателя КНР Си Цзинпиня в Сербию были подписаны соглашения в области строительства, инфраструктуры, телекоммуникаций, торговли, обороны, средств массовой информации, энергетики, торговли, туризма. Большое значение стороны придают соглашению о проектировании и выполнении работ по строительству автомобильной дороги на участке Сурчин – Обреновац коридора 10. Главным документом стал договор об установлении всеобъемлющего стратегического партнерства.

Китай и Белград подписали также меморандум, предусматривающий создание Центра по сотрудничеству в области транспорта и инфраструктуры между Китаем и странами ЦВЕ. Министры культуры двух стран подписали программу сотрудничества в области культуры и искусства на 2017-2020 гг.

Как подчеркнул Си Цзиньпин, визит в Сербию и подписанные соглашения «ставят отношения между двумя странами на более высокий уровень». Он отметил, что «Сербия для Китая является искренним другом и надежным партнером». Это подтверждает тот факт, что Сербия стала первой страной в своем регионе, с которой Китай заключил соглашение о стратегическом партнерстве [8].

Томислав Николич вручил Си Цзиньпину государственную награду – Орден Республики Сербия и заявил, что «Китай – сильная опора для Сербии», когда та сталкивается с политическими трудностями. Т.Николич выразил благодарность главе КНР за поддержку, напомнив, что с 1999 г. Китай предоставил Сербии гуманитарную помощь на сумму более $32 млн.

Пытаясь помешать проникновению Китая в Европу с востока, в Брюсселе указывают, что объем китайских инвестиций в страны ЦВЕ не идет ни в какое сравнение с инвестициями западноевропейских стран и в первую очередь ФРГ, Франции и Великобритании. Китайские миллиарды, по данным исследовательской фирмы Rhodium Group, составляют лишь 8% от общего объема инвестиций в этом европейском регионе в последние несколько лет.

ЕС выражает сомнения в формате «16+1» и видит в нем проявление активного китайского расширения. США через структуры безопасности НАТО контролируют политическое и военное развитие 16 государств. Хотя США выразили позитивную оценку формата «16+1», они постоянно увеличивают влияние на Польшу, Балтию, Восточные Балканы. Германия рассматривает ЦВЕ как свой «задний двор» и традиционную сферу влияния. Правительство ФРГ открыто сомневается в механизме сотрудничества Китая с 16 государствами ЦВЕ, полагая, что он ведет к подрыву норм ЕС, что неблагоприятно для европейского единства [9].

Однако у Китая все впереди. На данный момент главными бенефициарами интереса Китая к Центральной и Восточной Европе являются Венгрия, Польша и Сербия. Будапешту и Варшаве достались 40 и 20% соответственно от всех китайских инвестиций в регион, а Сербии – две трети от инвестиций в восточноевропейские страны, не входящие в ЕС [10].

 

Выводы

Во-первых, страны ЦВЕ постепенно занимают всё более важное место в системе внешнеполитических приоритетов современного Китая. Пекин энергично втягивает страны ЦВЕ в орбиту своего экономического и геополитического влияния через механизмы «16+1», ЭПШП и МШП.

Во-вторых, очевидно, что стремительное сближение Китая со странами ЦВЕ вызывает определенные опасения у Европейского союза, США и НАТО, которые стремятся сохранить своё влияние на государства данного региона. И это естественно, поскольку страны ЦВЕ занимают уникальное географическое положение в Европе и имеют выход к Балтийскому, Черному и Адриатическому морям.

В-третьих, можно смело прогнозировать, что Китай, не взирая на препятствия, издержки и риски, продолжит наращивать инвестиции в страны ЦВЕ. Его конкурентным преимуществом на этом пути является невмешательство во внутренние дела стран ЦВЕ и акцент на взаимовыгодное экономическое сотрудничество.

__________________________________

[1] Максудов А.Новый Шелковый путь посягает на американскую сферу влияния в Восточной Европе./zonakz.net/2017/07/17/novyj-shelkovyj-put-posyagaet-na-amerikanskuyu.

[2] Сутырин В. Марш Китая в Восточную Европу: следствия для ЕАЭС. http://macfound.ru/marsh-kitaia-v-vostochnyu-evropy-sledstviia-dlia-eaes-2.

[3] Китай и Восточная Европа: звенья нового Шелкового пути / Отв. ред.: В. Михеев, В. Швыдко. – М.: ИМЭМО РАН, 2016. –  с.18

[4] В Риге прошел саммит стран ЦВЕ и Китая в формате «16+1» //http://mirperemen.net/2016/11/v-rige-proshel-sammit-stran-cve-i-kitaya-v-formate-161/

[5] Китай пробивает путь в Европу через Венгрию //https://www.vz.ru/economy/2015/6/12/750452.html

[6] Польша и Китай подписали соглашение о стратегическом партнерстве. //https://ria.ru/world/20160620/1449331491.html

[7] Чехия и Китай продолжают экономический диалог. //http://inosmi.ru/reg_europe/20160621/236916487.html

[8] Сербия и Китай заключили 22 соглашения в ходе визита Си Цзиньпина в Белград. //http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/3380368

[9] Китай и Восточная Европа: звенья нового Шелкового пути / Отв. ред.: В. Михеев, В. Швыдко. – М.: ИМЭМО РАН, 2016. –  с.42

[10] «Восточное окно» в Европу //http://expert.ru/2017/07/14/kitaj/

Похожие статьи