В настоящее время в антикоррупционной работе государства достигнуты определенные положительные результаты, созданы условия для снижения уровня коррупции в Казахстане. Наметился переход от борьбы с последствиями коррупции к ликвидации ее причин. Однако в целом процесс противодействия коррупции остается недостаточно эффективным и нуждается в комплексном системном подходе.
Анализируя текущую ситуацию, следует отметить, что за прошедшие годы в Казахстане сформирован основной фундамент нормативно-правового обеспечения в сфере противодействия коррупции, приняты профильные законы «О борьбе с коррупцией», «О государственной службе», Указ Президента РК «О Кодексе чести государственных служащих РК», а также реализован ряд отраслевых программ борьбы с коррупцией.
Проведены реформы государственной службы, в рамках которых ведется оптимизация государственного управления по сужению распорядительных и разрешительных функций госорганов, исключению их дублирования, обеспечению прозрачности процесса выдачи кредитов, распределения инвестиций, осуществления процедуры банкротства и др., ужесточены меры дисциплинарного и административного воздействия в отношении государственных служащих, совершивших коррупционные правонарушения.
Создан специальный уполномоченный орган – Агентство РК по делам государственной службы и противодействию коррупции, активно ведется международное сотрудничество в сфере антикоррупционной деятельности.
С принятием «Плана Нации «100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ», где одним из приоритетов выступает формирование транспарентного, подотчетного государства и усиление борьбы с коррупцией, работа в этом направлении значительно активизировалась.
Так, в 2015 г. был принят концептуально новый закон РК «О противодействии коррупции», в котором впервые были оговорены меры по предотвращению конфликта интересов, лежащего в основе коррупции. В законе также впервые нашли отражение меры по противодействию коррупции в квазигосударственном и частном секторах.
Разработаны специальные образовательные программы для населения и государственных служащих по формированию антикоррупционной культуры.
Реализуется Антикоррупционная стратегия РК на 2015-2025 годы, отличительной особенностью которой является акцент на устранении предпосылок коррупции, а не ее последствий. Правящей партией «Нұр Отан» была разработана Программа противодействия коррупции на 2015-2025 годы.
В рамках реализации Плана Нации в 2016 г. создана государственная корпорация «Правительство для граждан» как единый провайдер государственных услуг, оказываемых населению по принципу «одного окна». В настоящее время данная госкорпорация предоставляет гражданам 530 госуслуг, в ближайшем будущем эта цифра увеличится до 583.
В 2017 г. в Казахстане начнется процесс перехода к всеобщему декларированию доходов. Этот механизм позволит отслеживать расхождения между официально декларируемыми и фактическими активами.
Результатом работы по противодействию коррупции является постепенное улучшение позиции Казахстана в международных рейтингах по коррупции. Так, по данным международной рейтинговой организации Transparency International, Казахстан в 2015 г. в Индексе восприятия коррупции занял 123-е место среди 168 стран. Для сравнения, в 2014 г. Казахстан занимал 126-е место, а в 2013 г. – 140-е место. Тем самым, за 3 года рейтинг республики улучшился на 17 пунктов.
Основные положительные сдвиги в рейтинге, по мнению экспертов Transparency International, обусловлены проведенными реформами и принятыми законами в области противодействия коррупции, доступа информации, прозрачности и подотчетности деятельности госорганов и совершенствования процесса оказания государственных услуг, которые были реализованы в рамках Плана Нации.
Однако, несмотря на осуществление государством ряда концептуальных антикоррупционных мер, коренного перелома в ситуации пока не произошло, Казахстан все еще занимает невысокую позицию в Индексе восприятия коррупции.
Среди главных причин этого – правовой нигилизм населения, низкий уровень антикоррупционной культуры, а также отсутствие системной информационной работы по формированию антикоррупционной модели поведения граждан.
По мнению опрошенных Transparency Kazakhstan экспертов, основными зонами риска является рост недоверия граждан правительству, продолжающийся мировой экономический кризис, требующий от правительства более решительных стабилизационных мер, без которых возможен риск усиления темпов роста теневой экономики.
Среди других причин возникновения коррупции – непрозрачность крупных национальных проектов, которые зачастую неэффективно реализуются. Исполнители могут назначаться по неизвестным принципам, а не выбираться в ходе открытого публичного конкурса. Появляются коррупционные риски и различные правонарушения, которые могут влиять на экономическую эффективность проектов.
По-прежнему сохраняются коррупционные правонарушения в сфере образования и здравоохранения, которые затрагивают широкие слои населения. Проводимая государственными органами и вузами работа по формированию правовой культуры в молодежной среде зачастую носит разовый, не систематический характер.
Наблюдается рост коррупции в сфере предпринимательства. Как показали результаты последнего исследования Всемирного банка «Enterprise Surveys», каждый третий казахстанский предприниматель в процессе деятельности прямо или косвенно сталкивается с коррупцией. Причинами этого является несовершенство лицензионно-разрешительной системы, большое количество контролирующих и инспекционных служб, а также бюрократизм в сфере государственных услуг.
Анализ работы по противодействию коррупции показал, что основная роль в данном процессе была отведена государству, антикоррупционная деятельность велась фактически без участия общества. В этой связи, на данном этапе развития целесообразно, наряду с проводимой работой, акцентировать противодействие коррупции на усиление совместной деятельности с населением и формирование антикоррупционной культуры в обществе.
Успешность борьбы с коррупцией во многом зависит от гражданской позиции, стремления общественности к сотрудничеству с госорганами. Желание людей сообщать о фактах коррупции, их поддержка транспарентности государства, а также создание атмосферы «нулевой» терпимости к любым проявлениям коррупции будет способствовать значительному укреплению противодействия на низовых уровнях.
Следует отметить, что в Антикоррупционной стратегии РК на 2015-2025 годы уже заложено внедрение института общественного контроля и формирование антикоррупционной культуры. Поэтому в настоящее время необходимо разработать действенные механизмы и инструменты по их эффективной реализации.
Международная практика показывает, что многие страны посредством комплексного и последовательного принятия мер по формированию антикоррупционной культуры смогли добиться значительных успехов по снижению коррупции в системе государственного управления. В западноевропейских странах развитие антикоррупционной культуры является одним из главных методов противодействия и профилактики коррупции, т.к. распространяется не только на госслужащих, но и на все население. Антикоррупционная культура формируется через профильное просвещение на всех уровнях, а также установление общественного контроля.
Опыт европейских стран демонстрирует в этом направлении успешное внедрение специальных образовательных программ и широкое использование СМИ. Образовательные программы вводятся в школах и университетах, также организовываются специальные обучающие курсы для госслужащих и граждан. СМИ играют ключевую роль в повышении антикоррупционного правосознания граждан, воспитании в обществе негативного восприятия коррупции и в то же время являются ретрансляторами сигналов об угрозе наказания в адрес потенциальных коррупционеров.
Процессы антикоррупционной борьбы сопровождаются активным участием институтов гражданского общества – СМИ, общественных объединений и неправительственных организаций.
В целом, повышение правовой культуры населения и формирование антикоррупционной модели поведения должны стать коллективным общественным проектом. Только в такой взаимосвязи антикоррупционная работа будет действительно оптимальной и эффективной.