Eng | Pyc

 

   

Шайхутдинов М.Е. Геополитические итоги 2018 года и возможные сценарии событий на 2019 год. Часть I. Трансформация глобальной экономики и торговли

Уходящий 2018 год стал временем трансформации всей системы мирохозяйственных отношений, в том числе – сферы глобальной торговли и мировых торгово-экономических институтов, включая Всемирную торговую организацию (ВТО). Содержание, масштабы и долгосрочные последствия начавшихся преобразований требуют глубокого осмысления как со стороны мировой политической элиты, так и со стороны экспертно-аналитического сообщества.

 

1. Американо-китайская торговая война и ее последствия

Главной осью трансформации мировых торгово-экономических отношений стала американо-китайская торговая война, которая ещё не развернулась в полном объеме, но уже серьезно влияет на всю глобальную экономику, учитывая взаимозависимость и взаимодополняемость экономик США и Китая. Безусловно, США беспокоит гигантский дефицит в их торговле с Китаем, который в несколько раз превышает весь китайско-российский товарооборот. Вместе с тем, Вашингтон встревожен амбициозной программой Пекина «Сделано в Китае», рассчитанной на период до 2025 года, поскольку ее реализация может существенно повысить конкурентоспособность Китая в сфере высоких технологий и поставит под вопрос лидерство США.

На протяжении 2018 года состоялось несколько раундов американо-китайских консультаций по торгово-экономическим вопросам, однако дело так и не дошло до практической реализации достигнутых консенсусов, поскольку США и КНР по-разному интерпретировали свои договоренности. Наконец, после личной встречи президента США Д.Трампа и председателя КНР Си Цзиньпина на полях саммита G20 в Аргентине (1-2 декабря т.г.) стало известно, что США и Китай договорились не повышать импортные тарифы в течение января-марта 2019 года. За это время стороны проведут переговоры и попытаются выйти на подписание всеобъемлющего торгово-экономического соглашения.

Возможны, как минимум два сценария дальнейшего развития американо-китайских отношений.

Позитивный сценарий предполагает, что к 1 марта т.г. Вашингтон и Пекин достигнут консенсуса и подпишут всеобъемлющее торговое соглашение, что пойдет на пользу как США и Китаю, так и всей мировой экономике, уставшей от волатильности и затянувшейся стратегической неопределенности. В этой связи важно отметить, что Пекин уже предпринял ряд важных шагов в сфере торговли и инвестиций, которые могут быть истолкованы как уступки Вашингтону.

Во-первых, в декабре 2018 г. Китай впервые в истории разрешил импорт риса из США [1], а также возобновил закупки американской сои. Кроме того, впервые за 18 месяцев Китай одобрил импорт генетически модифицированных культур из США, что эксперты считают еще одним признаком потепления китайско-американских отношений [2].

Во-вторых, Китай разрабатывает законопроект, который будет направлен на защиту иностранных инвестиций и предотвращение принудительной передачи технологии [3].

В-третьих, в текущем 2019 году Китай сократил негативный список секторов для иностранных инвестиций. Обновленный негативный список состоит из 151 пункта и 581 специальной меры, что по сравнению с прежним сократилось на 177 и 288 соответственно [4]. Кроме того, Министерство коммерции КНР выступает за снятие ограничений на доступ к рынку для иностранных инвестиций в секторах, которые находятся не в негативном списке, до уровня «игрового поля» китайских компаний и иностранных предприятий [5].

В-четвёртых, в пользу позитивного сценария говорит также тот факт, что 31 декабря 2018 года состоялся телефонный разговор между Си Цзиньпином и Дональдом Трампом [6], а 1 января 2019 года лидеры двух стран обменялись поздравительными письмами по случаю 40-летия установления дипотношений между двумя государствами. В своем письме китайский лидер отметил, что с момента установления дипотношений между двумя странами, «китайско-американские отношения пережили взлеты и падения, достигли исторического развития, принесли огромную пользу народам двух стран и внесли важный вклад в мир, стабильность и процветание во всем мире. История полностью доказала, что сотрудничество – лучший выбор для обеих сторон» [7]. Си Цзиньпин заявил, что готов работать с Д.Трампом, чтобы обобщить опыт развития двусторонних отношений, претворить в жизнь консенсус, достигнутый двумя сторонами, совместно продвигать китайско-американские отношения, основанные на координации, сотрудничестве и стабильности, чтобы развитие двусторонних отношений принесло еще больше благ народам двух стран и всего мира. В свою очередь президент Д.Трамп подчеркнул, что за 40 лет «отношения между двумя странами достигли огромного развития. Развитие сотрудничества и конструктивных отношений между США и Китаем – личные приоритеты президента США. Крепкая дружба США и Китая заложила основу для великих достижений двух стран в ближайшие годы» [8].

7-9 января 2019 года состоялся очередной раунд американо-китайских торговых переговоров. Конкретных решений принято не было, но обе стороны заявили о конструктивном характере переговоров. Министерство коммерции КНР подчеркнуло, что «стороны подошли к переговорам серьезно, ответственно и искренне», и что Китай и США «заложили основу для решения волнующих друг друга торговых вопросов». 11 января министр финансов США Стивен Мнучин сообщил о том, что в конце января Вашингтон посетит экономический советник председателя КНР Си Цзиньпина, вице-премьер Госсовета КНР Лю Хэ [9].

Вместе с тем, возможен и негативный сценарий, который исходит из того, что американо-китайская сделка не состоится. Если США и Китай не договорятся до 1 марта т.г. и повысят импортные тарифы, это ударит как по экономикам двух стран, так и по глобальным финансовым и фондовым рынкам. По оценкам экспертов Академии общественных наук КНР, если стороны установят 25-процентные тарифы на экспорт товаров друг друга, экспорт Китая может упасть на 9,7%, а экспорт США – на 10,9%. Китай может потерять 8,6 миллиона рабочих мест, в США – 1,25 миллиона рабочих мест [10]. Все это негативно скажется и на других аспектах американо-китайских отношений, в том числе на ситуации в АТР, в Южно-Китайском море, вокруг Тайваня и т.д.

В любом случае, Соединенным Штатам и Китаю предстоит длительный и сложный путь поиска взаимоприемлемых консенсусов, в которых нуждаются не только США и Китай, но и вся мировая экономика, которая балансирует между ростом и рецессией. С этой точки зрения всем участникам международных отношений важно всемерно поддерживать диалог между США и Китаем.

 

2. Транстихоокеанское соглашение и ВРЭП. Создание новой зоны свободной торговли USMCA

Интересная и неоднозначная ситуация складывается вокруг Транстихоокеанского соглашения (ТТП-11), которое вступило в силу 30 декабря 2018 года. Данное соглашение ратифицировали Япония, Мексика, Сингапур, Новая Зеландия, Канада и Австралия. По мнению министра по восстановлению экономики Японии Тосимицу Мотэги, вступление в силу ТТП-11 «даст мощный сигнал утверждению в мире правил свободной и справедливой торговли в стиле XXI века». В то же время, как известно, сразу после прихода к власти президент Д.Трамп заявил о выходе США из ТТП, что стало серьезным ударом по формирующемуся соглашению. Однако отказ Вашингтона от ТТП может нанести определенный экономический ущерб и самим США. Кроме того, по мнению экспертов, выход США из ТТП открывает новые возможности перед Китаем, который активно продвигает Всестороннее региональное экономическое партнерство (ВРЭП).

Одновременно на протяжении двух лет США вели курс на демонтаж НАФТА. Как известно, вскоре после победы на президентских выборах 8 ноября 2016 года Д.Трамп заявил о намерении пересмотреть договор НАФТА, в который входили США, Канада и Мексика. Длительные и сложные переговоры между США, Канадой и Мексикой завершились 30 ноября 2018 года, когда на полях саммита G20 в Аргентине было подписано соглашение о создании новой зоны свободной торговли – The United StatesMexicoCanada Agreement (USMCA). Новый договор состоит из 34 глав и 12 дополнений, сохраняя большинство глав NAFTA, и регулирует оборот товара стоимостью более $1 трлн между тремя странами.

Как отмечают эксперты, наиболее значимые изменения касаются автомобильной промышленности. С 2020 г. все автомобили должны состоять на 75% из деталей, произведенных в Канаде, Мексике или США, чтобы на них не распространялись тарифы, что намного выше, чем текущий процент. Как минимум 40% автомобилей, произведенных в Северной Америке, должны быть сделаны работниками, которые будут получать заработную плату в размере не менее $16 в час. Данный пункт, скорее всего, принесет больше пользы США и Канаде. Еще один элемент сделки освободит мексиканские и канадские автомобили от любых потенциальных автомобильных тарифов Штатов, до определенных импортных квот [11].

Кроме того, американские фермеры получат более широкий доступ к молочному рынку Канады, которая довольно долго удерживала высокие тарифы на большую часть молочных продуктов, что привело к более высоким ценам, чем в США. По мнению Д.Трампа, США должны иметь возможность продавать больше продуктов своему северному соседу, что будет стимулировать рост конкуренции на молочном рынке Канады. В свою очередь, США увеличили импортную квоту для канадских молочных продуктов и сахара [12].

Дополнительные положения в USMCA включают обязательства по избеганию перекосов курсов валют. Стороны договорились поддерживать рыночный режим валютного курса и воздерживаться от конкурентной девальвации, в т.ч. – через вмешательство на валютном рынке. В целом, президент США Д.Трамп назвал соглашение о создании USMCA «историческим» и подчеркнул, что данное соглашение поможет предотвратить уход рабочих мест за рубеж и вернуть потерянные рабочие места.

 

3. Торговые переговоры между США и ЕС

Одним из важнейших решений президента Д.Трампа стал его отказ от подписания Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства – ТТИП (Transatlantic Trade and Investment Partnership), переговоры по которому между США и ЕС начались еще в 2013 г. Напомним, что еще до своей победы на президентских выборах Д.Трамп заявил, что Соглашение о ТТИП с Евросоюзом – самая большая опасность для США: «Нам нужны двухсторонние сделки, а не TTIP, которое нельзя принимать ни в коем случае, поскольку оно приведет к краху» [13].

Тем не менее, торговые переговоры между США и Европейским союзом продолжаются, хотя и с переменным успехом. Очередной раунд данных переговоров состоялся в июле 2018 года в Вашингтоне. Переговоры завершились подписанием ряда договоренностей, которые касаются импорта СПГ из США в ЕС, тарифов на неавтомобильную промышленную продукцию, торговли услугами, фармацевтической, химической и медицинской продукцией, а также реформы ВТО [14]. Тогда же было принято решение о создании исполнительной рабочей группы из ближайших советников главы Европейской комиссии Жан-Клода Юнкера и президента США Д.Трампа. Работа данной группы началась уже в августе 2018 года. Рабочая группа должна определить краткосрочные меры для содействия торговле и оценит существующие тарифы между Европейским союзом и США [15].

Вместе с тем, Брюссель пока довольно скептично относится к вопросу о возможном подписании всеобъемлющего торгово-инвестиционного соглашения между ЕС и США. В частности, 27 ноября 2018 года еврокомиссар по торговле Сесилия Мальмстрем заявила: «Большое торговое соглашение между Евросоюзом и США все ещё является хорошей идеей, однако в настоящее время его заключение невозможно. Мы попытались найти общую платформу и работать на ней, чтобы посмотреть, как мы можем содействовать торговле между нами. Эта та платформа, которую мы имеем на данный момент» [16].

Следует признать, что торгово-экономические отношения между США и Евросоюзом осложняются рядом проблем.

Во-первых, недавно Посол США при ЕС Гордон Сондланд назвал ЕС «архаичной и обструкционистской европейской надстройкой». По его словам, Еврокомиссия «оторвана от реальности» и занимается регулированием того, что в этом не нуждается и даже еще не произошло, удушая при этом экономический рост и инновации [17].

Во-вторых, администрация Д.Трампа отменила решение Барака Обамы о повышении статуса представительства ЕС в США до уровня посольства суверенного государства. Теперь представительство ЕС понижено до уровня обычной международной организации. Этот шаг администрации Д.Трампа вызвал негативную реакцию со стороны ЕС [18].

В-третьих, ЕС с тревогой воспринял информацию о том, что Министерство юстиции США начало расследование в отношении европейского авиапроизводителя «Airbus» – главного конкурента американской корпорации «Boeing» [19].

В-четвертых, США усилили нажим на европейские компании, участвующие в проекте «Северный поток-2».

В-пятых, стремясь избежать негативных последствий экономической политики США, Еврокомиссия разработала «дорожную карту» по расширению международной роли евро в торговле и финансовых потоках [20].

В частности, ЕК рекомендует странам ЕС включать в свои межправительственные соглашения с третьими странами о поставках энергоносителей типовое положение об использовании евро как валюты по умолчанию. Брюссель хочет, чтобы участники европейских энергетических рынков больше использовали евро, а биржевые операторы должны развивать номинированные в евро фьючерсы и опционы на нефть и нефтепродукты [21]. На финансовом рынке рекомендуется расширить пул евроактивов, доступных для международных инвесторов, в том числе за счет облигаций частного сектора, обеспеченных государственными бумагами стран еврозоны. Кроме того, Брюссель поддерживает создание собственной европейской системы мгновенных платежей, которая не будет зависеть от операторов за пределами ЕС. Рекомендации ЕК по укреплению роли евро в финансовом секторе приведены в отдельном документе [22].
 

4. Саммит G20 и его важнейшие итоги

30 ноября – 1 декабря 2018 г. на фоне усиливающегося протекционизма, регионализации глобальной экономики и всеобщей стратегической неопределенности в Буэнос-Айресе (Аргентина) состоялся очередной саммит G20. Несмотря на достаточно серьезные и принципиальные разногласия, участникам форума удалось подписать Декларацию лидеров «Группы двадцати». Остановимся лишь на самых важных, ключевых положениях данного документа.

Во-первых, все участники саммита признали тот факт, что система международной торговли и Всемирная торговая организация (ВТО) нуждаются в дальнейшем совершенствовании и неотложных реформах [23].

Во-вторых, лидеры G20 договорились укреплять меры доверия и работать над интенсификацией экономического роста, чтобы преодолеть сохраняющиеся проблемы: «Мы вновь подтверждаем нашу готовность использовать все инструменты для достижения сильного, устойчивого, сбалансированного и инклюзивного роста и для снижения сопутствующих рисков, наращивая диалог и меры по укреплению доверия» [24].

В-третьих, лидеры G20 отметили важность совместных действий для устранения причин, вынуждающих людей бежать из своих стран: «Массовые передвижения беженцев являются предметом мировой обеспокоенности и имеют гуманитарные, политические, социальные и экономические последствия. Мы подчеркиваем важность совместных действий для устранения основных причин перемещения и для ответа на гуманитарные нужды» [25].

В-четвертых, лидеры G20 призвали к противодействию использованию интернета в террористических целях: «Мы подтверждаем наше решительное осуждение терроризма во всех его формах и проявлениях. Мы намерены активизировать наши усилия по борьбе с финансированием терроризма и отмыванием денег. Мы призываем цифровую индустрию работать сообща для противодействия использованию интернета и социальных сетей в террористических целях» [26].

В-пятых, участники саммита одобрили план действий по борьбе с коррупцией на предстоящие три года и взяла на себя обязательство вести практическое сотрудничество в этой сфере, в том числе в целях экстрадиции взяточников и возвращения украденных активов [27].

 

*  *  *

Как свидетельствует анализ ситуации в глобальной торгово-экономической сфере, современный мир переживает один из самых сложных периодов своего развития. Глобализация вступила в эпоху системного кризиса. Налицо усиление протекционизма, «торговые войны» и активизация процессов регионализации мировой экономики. Вместе с тем, есть определенные основания для осторожного оптимизма, поскольку все участники международных отношений отчетливо осознают необходимость согласованных действий для предотвращения глобальной рецессии и вывода мировой экономики и торговли на новый уровень развития.

При этом ключевую, судьбоносную роль могут сыграть усилия США и Китая по преодолению имеющихся разногласий и заключению всеобъемлющего торгово-экономического и инвестиционного соглашения. Если американо-китайская сделка состоится, это станет мощным сигналом для всей глобальной экономики и торговли.

Безусловно, важное значение будут иметь и такие факторы, как российско-американские и российско-китайские отношения, состояние Евросоюза (особенно после возможного выхода Великобритании из ЕС), а также многочисленные региональные конфликты, о которых пойдет речь в следующих частях данной статьи.

 

__________________________

[1] Китай пошел на беспрецедентные уступки США //https://lenta.ru/news/2018/12/28/rice/.

[2] Китай впервые за 1,5 года одобрил импорт ГМ-культур из США //https://agronews.com/ru/ru/news/breaking-news/2019-01-09/import-gmkultur.

[3] Китай разрабатывает закон, запрещающий принудительную передачу технологий //https://www.vestifinance.ru/articles/112370.

[4] Китай сокращает барьеры доступа на рынок по всей стране //http://russian.news.cn/2018-12/25/c_137698219.htm.

[5] Китай продолжает расширять доступ иностранных инвесторов на рынок //http://russian.people.com.cn/n3/2018/1224/c31518-9531130.html.

[6] Комментарий: Телефонный разговор Си Цзиньпина и Д. Трампа знаменует благоприятный старт двусторонних отношений в новом году //http://russian.news.cn/2018-12/31/c_137710667.htm.

[7] Си Цзиньпин и Д. Трамп обменялись поздравлениями по случаю 40-летия установления дипотношений между КНР и США //http://russian.news.cn/2019-01/01/c_137711163.htm.

[8] Си Цзиньпин и Д. Трамп обменялись поздравлениями по случаю 40-летия установления дипотношений между КНР и США //http://russian.news.cn/2019-01/01/c_137711163.htm.

[9] Мнучин анонсировало продолжение торговых переговоров с Китаем на территории США //https://www.vedomosti.ru/economics/news/2019/01/11/791188-mnuchin-kitaem.

[10] Trade war ‘biggest’ risk for US, China in 2019: think tank //http://www.globaltimes.cn/content/1133602.shtml.

[11] Волнистая К. Новая NAFTA: зачем Трампу свой Евразийский союз? //http://eurasia.expert/novaya-nafta-zachem-trampu-svoy-evraziyskiy-soyuz/.

[12] Там же.

[13] Трамп назвал стремление Обамы к «экономическому НАТО» большой ошибкой //http://vz.ru/news/2016/6/29/818614.html.

[14] Юнкер: ЕС привержен июльским торговым договоренностям с США //https://www.vestifinance.ru/articles/111076.

[15] Там же.

[16] В ЕК назвали идею о большом торговом соглашении Евросоюза с США невозможной //https://ria.ru/20181127/1533621913.html.

[17] Шило А. Отношения между ЕС и США дошли до дипломатического скандала //https://ria.ru/20190108/1549111707.html.

[18] Там же.

[19] Airbus на честном слове: минюст США «хочет убить» конкурента «Боинга»? //http://ru.rfi.fr/frantsiya/20181222-airbus-letit-na-chestnom-slove-evropeiskaya-kompaniya-pod-pritselom-yustitsii-ssh.

[20] Дедолларизация по-европейски: как ЕС хочет уйти от гегемонии доллара //https://www.rbc.ru/economics/05/12/2018/5c07f6249a7947199114084f.

[21] Commission Recommendation  on the international role of  the euro in the field of energy. 5 December 2018 //https://ec.europa.eu/commission/sites/beta-political/files/recommendation_-_the_international_role_of_the_euro_in_the_field_of_energy.pdf.

[22] COMMUNICATION FROM THE COMMISSION TO THE EUROPEAN  PARLIAMENT, THE EUROPEAN COUNCIL (EURO SUMMIT), THE COUNCIL,  THE EUROPEAN CENTRAL BANK, THE EUROPEAN ECONOMIC AND SOCIAL  COMMITTEE AND THE COMMITTEE OF THE REGIONS //https://ec.europa.eu/info/sites/info/files/com-2018-796-communication_en.pdf.

[23] Декларация лидеров «Группы двадцати». 1 декабря 2018 г. //http://www.kremlin.ru/supplement/5373.

[24] Там же.

[25] Там же.

[26] Там же.

[27] Там же.

Похожие статьи