Eng | Pyc

 

   

Лаумулин М.Т. ЕАЭС как центральный элемент полномасштабной евразийской интеграции

Наше государство полным ходом осуществляет совместно с другими участниками ЕАЭС процесс евразийской интеграции. И сегодня особую важность приобретает обеспечение правовых основ и равных условий конкуренции субъектов торгово-экономического взаимодействия наших стран, а также антимонопольного регулирования.

 

Казахстан – локомотив евразийской интеграции

Сегодня мы достигли высокого уровня взаимодействия, когда речь уже идет не о теоретических и методологических основах проведения единой конкурентной политики и антимонопольного регулирования, а о реализации пакета конкретных международных обязательств в данном направлении.

В этой связи, уместно напомнить, что озвученная Президентом Республики Казахстан Н.А.Назарбаевым в 1994 г. в Москве в МГУ идея о Евразийском союзе многими политиками воспринималась неоднозначно, порой откровенно скептически, хотя и находила положительные отклики у простого населения. Сейчас же ни у кого не вызывает сомнения, что интеграции альтернативы нет, тем более, между нашими странами, имеющими общие глубокие исторические корни и тесные экономические связи, которые с запуском Евразийского экономического  союза будут только укрепляться.

Казахстан придерживается принципа многовекторности как во внешней политике, так и в сфере внешнеэкономических отношений.

Для Казахстана большое значение имеет сотрудничество как с Россией, так и с ЕС, КНР и другими партнерами. Для Астаны особенно чувствителен вопрос национального суверенитета. Казахстан на протяжении всего постсоветского периода последовательно реализует собственную программу социально-экономического развития, и внешнеэкономическое взаимодействие, равно как и свое участие в интеграционных проектах, рассматривает исключительно в соотношении с собственными национальными приоритетами и задачами.

Н.А.Назарбаев неоднократно подчеркивал, что о воссоздании СССР речи не идет. В то же время, обращалось внимание западных партнеров на необходимость изживания стереотипов холодной войны, которые мешают смотреть в будущее Несмотря на неприятие Западом в целом евразийской интеграции, большинство населения Казахстана, тем не менее, поддерживает интеграционное сотрудничество с Арменией, Беларусью, Кыргызстаном и Россией.

1 января 2018 г. вступил в силу новый Таможенный кодекс ЕАЭС. В Казахстане с участием представителей государственных органов и бизнес-сообщества была своевременно проведена необходимая разъяснительная и организационно-подготовительная работа. В частности, Казахстаном было направлено 552 поправки (38% всех поправок), из которых было принято 65% поправок. Новый Таможенный кодекс был синхронизирован с рядом законов Казахстана: внесены изменения в Налоговый, Экологический кодексы, Кодекс об административных правонарушениях и т.д.

Что характерно, интеграционные настроения в Казахстане поддерживают не только представители старших поколений, большая часть жизни которых прошла в СССР, но и молодежь. Результаты социологических исследований, проведенных Институтом Евразийской интеграции, свидетельствуют о поддержке внешнеполитических приоритетов страны (87%), и участия Казахстана в ЕАЭС (86%). В казахстанском обществе фиксируется высокий уровень поддержки участия страны в Евразийском интеграционном проекте. 86,4% опрошенного населения и 98% экспертов одобряют участие Казахстана в ЕАЭС. Этот уровень остается высоким на протяжении четырех последних лет, так замеры 2014 г. показывали уровень одобрения среди населения 84,8%.

Следует отметить, что отрасли промышленности Казахстана, ориентированные на внутренний рынок, менее привлекательны, чем отрасли-экспортеры, как с точки зрения конкурентоспособности (перспектив роста производства, осваивания новых рынков, наращивания конкурентных преимуществ), так и с точки зрения надежности кредитования (рентабельности производства). По итогам проведенного макроэкономического анализа развития основных отраслей экономики Казахстана в рамках ЕЭП и ЕАЭС также выявлено, что направленность экономики страны все еще является сырьевой. Результаты исследования показали, что в основном экспортоориентированными товарами казахстанского происхождения являются сырье и товары промежуточного потребления, тогда как готовые товары в Казахстане являются импортоориентированными.

Таким образом, благодаря ЕАЭС Казахстан сможет использовать свой транзитный потенциал при единых транспортных тарифах на едином таможенном пространстве. Именно развитая транспортная инфраструктура окажет позитивное влияние на расширение промышленного производства внутри страны, а значит на повышение материального благосостояния населения.

 

Важнейшие цели ЕАЭС в экономической сфере

Как известно, ЕАЭС создавался для укрепления экономик стран-участниц и сближения друг с другом, для модернизации и повышения конкурентоспособности стран на мировом рынке. Страны-участницы ЕАЭС берут на себя обязательства обеспечить свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, а также унифицировать регулирование в различных сферах экономики и осуществлять согласованную политику в ключевых отраслях экономики – энергетике, промышленности, сельском хозяйстве, транспорте.

ЕАЭС – организация региональной экономической интеграции, созданная в 2015 г. с целью выработать единую экономическую политику; обеспечить в рамках союза свободное движение рабочей силы, финансов, услуг, товаров. В настоящее время участниками ЕАЭС являются Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Россия.

ЕАЭС остается важным интеграционным проектом для участников объединения, как в экономическом, так и в политическом плане. Вместе с тем, высокие ожидания участников от евразийской интеграции пока не оправдываются. Среди главных проблем ЕАЭС отмечаются отсутствие институциональной дисциплины, а также зна­чительное количество изъятий и барьеров во взаимной торговле. К основным факторам риска евразийской интеграции относят неодинаковую готовность евразийских государств в силу различия в уровне экономического развития и экономической открытости.

Создание ЕАЭС стало возможным благодаря возросшей заинтересованности ряда стран постсоветского пространства в углублении сотрудничества на многосторонней основе, которому предшествовал ряд интеграционных проектов. При этом создание Таможенного союза (а ранее – ЕврАзС) и затем ЕАЭС сталкивалось с целым рядом проблем. К сожалению, старт ЕАЭС пришелся на сложный период мирового финансово-экономического кризиса, что не могло не сказаться на работе этого объединения. ЕАЭС сейчас находится только в начале своего пути. Это как в жизни человека, ведь родившись, ребенок не начинает сразу бегать, разговаривать. Он постепенно растет и учится, делает ошибки, оступается, развивается. Поэтому необходимо расти и развиваться.

Интеграция, на наш взгляд, является объективной необходимостью в условиях глобализации и нестабильной мировой экономики. Только вместе мы сможем эффективно противостоять глобальным экономическим проблемам. Необходимо решать все вопросы путем переговоров. Как ожидается, ЕАЭС наберет хорошие обороты после устранения взаимных изъятий и ограничений для свободного перемещения товаров и услуг, рабочей силы и капитала на общем рынке. И это является одной из важнейших задач ЕАЭС. Самое важное – есть политическая воля лидеров наших государств, определены векторы работы и сроки исполнения.

Страны ЕАЭС находятся на стыке рубежей Европы и Азии и обладают высоким транзитным потенциалом. Новый Шелковый путь призван стать одним из важных источников роста экономик наших стран в ближайшее время. Например, в Казахстане данная инициатива взаимно дополняет разработанные государственные программные документы. Правительствами Казахстана и КНР подписан План сотрудничества по сопряжению Новой экономической политики «Нұрлы жол» и строительства «Экономического пояса Шелкового пути», который предусматривает развитие международных транспортных коридоров и инфраструктуры для формирования базовой сети безопасных и высокоэффективных транспортных путей нового уровня.

В 2016 г. Казахстан принял председательство в ЕАЭС. В этой связи можно напомнить об Обращении Президента РК Н.А.Назарбаева от 10 февраля 2016 года к главам государств-членов ЕАЭС и предложении объявить 2016 год «Годом углубления экономических отношений Союза с третьими странами и ключевыми интеграционными объединениями». Также среди ключевых целей ЕАЭС Н.А.Назарбаев назвал широкое использование инструментов таможенно-тарифного и технического регулирования. Фактически, это была концепция нашего председательства в ЕАЭС.

Как известно, в настоящее время действует большое количество изъятий и ограничений между странами ЕАЭС, которые тормозят интеграцию. Важнейшее значение для полноценного развития ЕАЭС будет иметь формирование к 2025 г. общего рынка нефти и нефтепродуктов, который предусматривает неприменение во взаимной торговле экспортных таможенных пошлин и ограничений, а также предоставление равного (наряду с российскими участниками рынка) доступа к газотранспортной инфраструктуре России в том же 2025 году.

Для  ускорения  интеграции  страны-участницы          ЕАЭС должны усилить производственную кооперацию, которая будет стимулировать как развитие экономики, так и рост объемов торгового обмена. Нужно добиваться снижения барьеров торгового администрирования, особенно в области технического регулирования, а также ускоренной выработки согласованной торговой, промышленной и финансовой политики.

Уже определены первоочередные направления в этой области. Создание единого рынка медицинских препаратов, который должен заработать до конца 2016 г. К 2019 году будет создан единый рынок электроэнергии, и не позднее 2025 года – единые рынки нефти и нефтепродуктов. После этого практика изъятий и ограничений будет восприниматься как анахронизм.

Другим важным направлением в становлении ЕАЭС является расширение – первоначально на базе Таможенного союза. В прошлом году был подписан договор между ЕАЭС и СРВ о присоединении Вьетнама к Зоне свободной торговле (ЗСТ). В настоящее время лидерами ЕАЭС принято решение о начале переговоров с аналогичной целью с Сербией. Кроме того, рассматриваются вопросы сотрудничества ЕАЭС с Китаем, Индией, Египтом, Ираном, Камбоджей, а также с такими интеграционными объединениями как Европейский союз, ШОС, АСЕАН и другими.

В этой связи следует упомянуть еще одну инициативу Казахстана: в ходе своего визита в Брюссель наш лидер предложил провести совместный форум ЕАЭС – ЕС. В ходе визитов Президента Н.Назарбаева в Польшу и Сербию с казахстанской стороны вновь прозвучала идея о налаживании сотрудничества между ЕАЭС и ЕС.

Наше предложение вполне коррелировалось с концепцией Беларуси «интеграция интеграций». Предложения Казахстана и Беларуси по развитию более тесных интеграционных связей между этими двумя союзами будет иметь самые позитивные последствия для всего континента. для ускорения интеграции наших стран необходимо усиливать производственную кооперацию, которая будет стимулировать развитие экономик, ускорять реализацию совместных инфраструктурных проектов для транспортировки сырья и транзита продукции, добиваться снижения барьеров торгового администрирования, а также ускоренной выработки согласованной торговой, промышленной и финансовой политики.

Введенная Евразийской экономической комиссией практика проведения подобных мероприятий за пределами столиц – в регионах,  является полностью оправданной и эффективной, так как это способствует повышению информированности у бизнесменов и широкой общественности о выгодах и преимуществах участия наших стран в интеграционных проектах на постсоветском пространстве. Кроме этого, представители региональных бизнес-структур получают возможность в режиме «живого диалога» обсудить с членами Евразийской экономической комиссии и официальными лицами пяти стран – Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и России, интересующие их вопросы.

 

Интересы Казахстана в ЕАЭС

Для Казахстана восприятие евразийской интеграции и оценка ее развития в настоящее время и в среднесрочной перспективе будет определяться следующими факторами:

  1. Расширением возможностей для экспорта казахстанской продукции;
  2. Содействием ЕАЭС реализации внешнеторгового потенциала Казахстана в торговле с государствами – не членами ЕАЭС;
  3. Способностью ЕАЭС содействовать реализации транзитного потенциала Казахстана;
  4. Развитием макроэкономического регулирования в ЕАЭС;
  5. Созданием в ЕАЭС условий для роста деловой активности и повышения инвестиционной привлекательности;
  6. Формированием единого финансового рынка ЕАЭС и формированием в Казахстане финансового центра ЕАЭС.

Таким образом, для Казахстана приоритетными направлениями сотрудничества со странами-участницами ЕАЭС являются:

  • увеличение объемов взаимной торговли;
  • создание совместных производств;
  • развитие инновационного кластера;
  • экономическая кооперация;
  • улучшение инвестиционного климата;
  • реализация совместных инфраструктурных проектов.

ЕАЭС создается именно для модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности экономик наших стран на мировом рынке. Уверен, что реализация озвученных направлений торгово-экономического сотрудничества, наряду с другими направлениями, будет способствовать, прежде всего, долгосрочному успеху нашей интеграции.

ЕАЭС предоставляет дополнительные возможности в части снижения транзакционных издержек, временных издержек на границе и освобождения значительных оборотных средств, которые теперь могут быть направлены на развитие бизнеса. Все это должно стать мощным стимулом для развития новых производств, кооперации взаимодополняющих предприятий и создания вертикально-интегрированных корпораций.

В настоящее время, с учетом особенностей национальных систем пенсионного обеспечения, уполномоченные государственные органы государств-членов ЕАЭС ведут работу по подготовке Договора между государствами-членами ЕАЭС о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения, направленного на реализацию  пенсионных и социальных прав трудящихся мигрантов государств-членов ЕАЭС. Другим важным событием для граждан наших стран будет принятие решения по снижению тарифов роуминга мобильных телефонов в рамках ЕАЭС.

По мере углубления ЕАЭС, хозяйственные субъекты всех пяти стран должны будут жить в условиях конкуренции, а правительства и соответствующие ведомства стран-участниц должны создавать наилучшие условия для применения капиталов в этих странах.

 

Три сценария развития интеграционных процессов в ЕАЭС

Перспективы развития ЕАЭС будут определяться уровнем развития торгово-экономических отношений между его участниками, а также динамикой отношений с основными внешнеэкономическими и внешнеполитическими партнерами. В этом контексте можно выделить три сценария дальнейшего развития интеграционных процессов в рамках ЕАЭС.

Первый сценарий предполагает успешное развитие интеграции в рамках ЕАЭС. Для этого страны-участники должны преодолеть внутренние разногласия, усилить координацию внешнеэкономической деятельности и перейти к реализации совместных шагов во внешней политике. Сценарий исходит из того, что страны, входящие в ЕАЭС, смогут противостоять давлению со стороны США, ЕС и Китая. В тоже время, развитие ситуации в соответствии с данным сценарием приведет к резкому усилению внешнеполитических позиций России.

В рамках ЕАЭС Казахстан и Кыргызстан получают возможность для интенсификации взаимных отношений и разрешения существующих противоречий. В первую очередь, это касается проблем, связанных с использованием водно-энергетических ресурсов трансграничных рек, а также реализации региональных транспортных проектов.

Второй сценарий можно определить, как умеренно оптимистичный. Нынешнее развитие ЕАЭС происходит в условиях санкций, введенных в отношении России, падения цен на нефть, что сказывается на наполнении бюджетов России и Казахстана, а также резкой активизации Китая в странах Центральной Азии. Сохранение данных тенденций позволяет ожидать отсутствия качественного улучшения отношений между странами — членами ЕАЭС и, соответственно, евразийская интеграция рискует превратиться в вялотекущий процесс.

Третий, негативный сценарий исходит из того, что страны – участники ЕАЭС не сумеют справиться с имеющимися между ними противоречиями и найти эффективные механизмы противодействия внешнему давлению. В этих условиях ЕАЭС может постичь судьба других интеграционных проектов, которые страны постсоветского пространства пытались реализовать на протяжении 25 лет.

ЕАЭС находится в начале своего становления, что неизбежно порождает конфликты между его участниками из-за столкновения интересов отдельных стран. Ведь изначально объединительные проекты задумывались как политические или геополитические, а экономические последствия не до конца просчитывались. Торговля  государств-членов ЕАЭС с третьими странами стабильно растет, однако внутренняя – с  партнерами по объединению – в физическом выражении сокращается. Эти проблемы касаются таких областей как реальная интеграция, производственная кооперация и взаимные инвестиции.

Переход к координации элементов монетарной политики в странах ЕАЭС на данном этапе их развития невозможен в силу существенного различия в уровне инфляции, коэффициента монетизации и других финансово-экономических параметров. Для перехода к координации элементов денежно-кредитной политики странам ЕАЭС необходимо внести поправки в банковское законодательство в части выделения приоритетной цели денежно-кредитного регулирования; повышения независимости регулятора за счет закрепления за ним единоличных полномочий по разработке и реализации монетарной политики; выстраивания взаимоотношений с правительством по вопросам назначения/отставки руководства центрального банка, утверждения отчетности и др.

Перспективы евразийской интеграции связаны с внутриполитическим развитием стран – участников Евразийского экономического союза, а также с их способностью согласовать национальные интересы. Создание ЕАЭС открывает возможности для стабилизации экономической ситуации в странах, участвующих в евразийской интеграции, а в перспективе — для проведения модернизации и реиндустриализации. Хотя очевидно, что преимущества от интеграционных процессов не могут быть получены мгновенно.

Помимо прочего, ЕАЭС может стать и инструментом разрешения противоречий, накопившихся между постсоветскими государствами, в частности странами Центральной Азии. Дальнейшее расширение ЕАЭС в краткосрочной перспективе маловероятно. Но в средне- и долгосрочной перспективе нельзя исключать, что у ЕАЭС найдутся точки соприкосновения с такими государствами как Таджикистан, Узбекистан и Турция.

Использование национальных валют ЕАЭС вместо резервных во взаимных сделках устраняет для многих предпринимателей нежелательные валютные риски, сокращает экономические и регуляторные барьеры для участия во внешнеэкономических операциях, содействует укреплению макроэкономической стабильности, а также развитию национальных финансовых рынков и посредников. В последние годы отмечается увеличение доли национальных валют, среди которых преобладает российский рубль, в обороте между участниками ЕАЭС. Тем не менее, на резервные валюты (доллар и евро) по-прежнему приходится около четверти внешнеторгового оборота. целом препятствия для усиления роли национальных валют ЕАЭС можно разделить на экономические, политические и юридические.

 

Важнейшие направления развития ЕАЭС

Высшим Евразийским экономическим советом (ЕЭК) были определены основные направления развития ЕАЭС до 2030 г., среди которых следующие:

  1. Обеспечение макроэкономической устойчивости. Речь идет о достижении стабильности макроэкономических показателей, предсказуемости проводимой экономической политики, повышении технологического уровня и диверсификации производства и экспорта, поддержании устойчивого состояния платежных балансов и снижении внешней задолженности государств Союза.
  2. Создание условий для роста деловой активности и инвестиционной привлекательности, что необходимо в связи с дальнейшим усилением международной конкуренции и ограничением доступа на рынки.
  3. Инновационное развитие и модернизация экономики должны достигаться повышением уровня научно-технического потенциала и развитием наукоемких отраслей, увеличением доли высокотехнологичного экспорта.
  4. Обеспечение доступности финансовых ресурсов и формирование эффективного финансового рынка Союза. Среди значимых проблем, которые планируется решить на данном направлении: гармонизация национального законодательства и практики его применения; совершенствование регулирования рынка ценных бумаг; интеграция биржевого пространства; решение проблемы кредитования предприятий реального сектора экономики; снижение уровня государственного участия. К 2025 г. предстоит завершить процессы гармонизации и создать наднациональный регулирующий орган на финансовых рынках. В целом, как ожидается, финансовая интеграция будет способствовать большей устойчивости рынков к проявлениям кризисных явлений.
  5. Инфраструктурное развитие и реализация транзитного потенциала критичны для успешного функционирования единого рынка и обеспечения четырех свобод. Здесь подчеркивается необходимость гармонизации законодательства в сфере транспорта, интеграции в мировую транспортную систему и расширения участия в крупных международных транспортных проектах, создания общего рынка транспортных услуг.
  6. Развитие кадрового потенциала вызвано необходимостью перехода к инновационной экономике, развитию высокотехнологичных секторов в условиях дефицита высококвалифицированных трудовых ресурсов. Планируется создание системы мониторинга движения рабочей силы и развития сотрудничества по вопросам обеспечения эффективного функционирования рынка труда.
  7. Сотрудничество в целях ресурсосбережения и повышения энергоэффективности связано с повышением требований к качеству выпускаемой продукции и необходимостью конкурентного доступа на внутренний рынок и рынки третьих стран, а также задачей снижения нагрузки на окружающую среду.
  8. Региональное развитие (межрегиональное и приграничное сотрудничество). От регионального сотрудничества приграничных территорий на двусторонней основе предлагается перейти к региональному сотрудничеству на многосторонней основе, что будет способствовать обмену опытом, росту взаимной значимости рынков государств–членов, налаживанию производственных связей и созданию новых рабочих мест в малом и среднем бизнесе.
  9. Реализация внешнеторгового потенциала диктуется необходимостью диверсификации торговых потоков в условиях нарастающей конкуренции, необходимости сокращения транзакционных издержек и минимизации влияния внешнеполитической конъюнктуры на экономическое развитие стран. Данное направление сотрудничества предлагается расширять посредством заключения непреференциальных и преференциальных торговых соглашений, а также в форме диалогового взаимодействия.

В перспективе до 2025 г. в рамках ЕАЭС запланировано создание нескольких общих рынков и пространств:

  • Создание общих рынков энергоресурсов, в частности общего рынка газа, общего рынка нефти и нефтепродуктов, а также формирование общего электроэнергетического рынка Союза;
  • Единого транспортного пространства;
  • Скоординированной агропромышленной политики;
  • Устранение имеющихся преград в движении товаров и рабочей силы
  • Формирование единого финансового рынка ЕАЭС.

Транспортно-логистическое сотрудничество в ЕАЭС – важный фактор развития евразийской экономической интеграции. Реализация комплексной стратегии модернизации существующей транспортно-логистической инфраструктуры к 2025 г. способно обеспечить повышение связности интегрирующихся стран, запустить мультипликационный эффект для всех отраслей экономики Союза и создать условия для его встраивания в глобальные цепочки стоимости, функционирующие на торговых направлениях «Восток-Запад» и «Север-Юг».

Агропромышленный комплекс является одним из важнейших стратегических секторов экономик государств – членов Евразийского экономического союза. Несмотря на функционирование в условиях продолжающегося экономического кризиса и волатильности мировых сырьевых рынков, в аграрной сфере ЕАЭС к настоящему времени сложились положительные тенденции. Упрощение таможенного регулирования, соблюдение единых правил ветеринарного и фитосанитарного контроля, принятие технических регламентов позволяет сократить транзакционные и временные издержки, обеспечивая качество и сохранность произведенной в ЕАЭС агропродовольственной продукции для потребителей, способствуя импортозамещению.

Для решения существующих проблемных вопросов, препятствующих переходу на более глубокий уровень интеграции в АПК государств – членов ЕАЭС, необходимо форсировать процессы гармонизации и унификации правовых норм регулирования данной сферы, имея в виду единые требования в области страхования сельскохозяйственной продукции, кредитования и налогообложения отрасли, устранение существующих изъятий на рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

В дальнейшем целесообразно расширение полномочий Евразийской экономической комиссии для повышения уровня эффективности наднационального регулирования, в частности, в сфере АПК. Актуальными останутся также вопросы импортозамещения и реализации экспортного потенциала государств – членов ЕАЭС с уходом от их взаимной конкуренции на агропродовольственном рынке. Наряду с этим в ближайшем будущем перспективными направлениями сотрудничества государств – членов ЕАЭС в аграрной сфере могут стать развитие биотехнологий, органической продукции и продукции АПК с высокой добавленной стоимостью, а также совместные исследования в области адаптации к глобальным изменениям климата и использования генетически модифицированных организмов.

Договор о ЕАЭС и сопутствующие ему документы включают целый ряд положений, направленных на обеспечение свободы передвижения внутри государств – членов ЕАЭС при осуществлении гражданами данных стран трудовой деятельности на территории другого государства-члена, а также для членов их семей.

Формирование единого рынка товаров, услуг, рабочей силы и капитала является ключевым условием глубокой экономической интеграции стран в современном мире. В свою очередь, свобода движения и единый рынок товаров государств – членов объединения является базой для формирования единого рынка, а также повышения конкурентоспособности национальных экономик.

Регулирование миграционных процессов является одним из главных направлений государственной политики Казахстана с первых лет его независимости. Стратегия миграционной политики РК нацелена на совершенствование существующих и развитие качественно новых направлений управления миграционными процессами в Республике Казахстан, на проведение селективной (избирательной) политики в области привлечения иммигрантов с высоким образовательным, инновационным, финансовым, инвестиционным потенциалом. Центральное место в миграционной политике Республики Казахстан заняло регулирование этнической миграции.

В стране разработана программа занятости населения, куда включены вопросы обеспечения занятости оралманов, их профессиональное обучение и самозанятость в малом бизнесе. Казахстан также является потребителем рабочей силы из сопредельных стран. В плане дальнейшего совершенствования миграционного законодательства ЕАЭС предстоит еще немало работы. Например, планируется увеличить сроки нахождения без регистрации граждан на территориях государств–членов до 90 суток, разрабатывается договор об обязательной уплате пенсионных взносов и экспорте пенсий, дающих возможность не прерывать трудовой стаж.

Необходимо также совершенствовать сотрудничество и повышать координацию деятельности ЕАЭС и ОДКБ по вопросам борьбы с экстремизмом и терроризмом, которые, к сожалению, являются сопутствующим элементом трудовой миграции.

Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2015 г. предусмотрены создание общих рынков товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение общей политики в различных отраслях экономики. Для подобного рода проектов глубокой экономической интеграции, каковым является Евразийский экономический союз (ЕАЭС), образование представляет собой сквозную сферу, охватывающую самые различные аспекты взаимодействия. В ряде случаев общие нормы и механизмы кооперации в сфере образования являются базовым условием, в других случаях – драйвером интеграции государств – членов объединения.

После завершения институционального оформления Евразийского экономического союза, достижения глубокого уровня интеграции между его государствами–членами перед ЕАЭС встал вопрос о встраивании в глобальную торговую систему. Она сейчас переживает значительные изменения, связанные прежде всего с тем, что отдельные страны и группы стран стремятся в отсутствие дальнейшей либерализации мировой торговли в рамках ВТО к достижению максимально комфортных для себя условий на внешних рынках, прежде всего за счет заключения разного рода соглашений, которые содействуют снятию тарифных и нетарифных барьеров для торговли товарами и услугами, развитию инвестиционного и научно-технологического сотрудничества, свободе передвижения рабочей силы.

ЕАЭС имеет три основных институциональных формата для выстраивания взаимоотношений с внешними партнерами:

  1. Соглашения о зоне свободной торговли.
  2. Непреференциальные торговые соглашения.
  3. Меморандумы о сотрудничестве с третьими странами и международными организациями.

Страны ЕАЭС по-разному подходят к тому, в каких форматах и с какой скоростью Союз должен выстраивать свои международные связи. Так, государства – члены ЕАЭС стараются сохранять контроль над такими сферами, как торговля услугами и инвестиции, что затрудняет переговоры о заключении прогрессивных соглашений о ЗСТ. Это порождает не только организационные трудности, но и разную степень готовности государств–членов принимать на себя согласованные обязательств по торговле услугами и инвестициям.

Перед ЕАЭС стоит серьезный вызов сформулировать подходы к выстраиванию отношений с двумя основными акторами в Большой Евразии – Китаем и Европейским союзом. Все государства — члены ЕАЭС в итоге сошлись на мнении, что в условиях крупного дефицита в торговом балансе с Китаем создание зоны свободной торговли между КНР и ЕАЭС представляло бы серьезный вызов для многих национальных отраслей промышленности и сельского хозяйства. Однако в плане сотрудничества в сфере инвестиций и транспортной инфраструктуры мнения разошлись. Тем не менее, на сегодняшний момент сформировался ряд предпосылок, который подталкивает страны ЕАЭС к поиску общего подхода к участию в инициативе «Экономического пояса Шелкового пути» (позднее – Один пояс, один путь).

Для ЕАЭС главная проблема – преодолеть доминирующую в настоящее время на постсоветском пространстве транзитно-торговую парадигму, которая к тому же активно продвигается США под видом идеи «открытой модели» интеграции в Центральной Азии.

Вторая проблема – стремление России форсировать процесс расширения ЕАЭС и увеличения в нем политической составляющей. Хотя открыто против этой политики никто из членов ЕАЭС не выступает, она негативно воспринимается не только общественным мнением, но и политическим истэблишментом государств Центральной Азии. Третья проблема – доминирование национального эгоизма. Партнеры по ЕАЭС, к сожалению, не считают необходимым и возможным учитывать проблемы и интересы друг друга.

В обозримой перспективе сотрудничество между экономическим поясом Шелкового пути и ЕАЭС будет происходить в основном на государственном (в энергетической, транс­портной, экономической, торговой, научно-технической, культурной, инфраструктурной и коммуникативной сферах) и региональном (в экономической, торговой, сельскохозяйствен­ной, научно-технической и гидроэнергетической сферах) уровнях. Кроме того, к сотрудниче­ству в рамках экономического пояса Шелкового пути будет привлечен и СУАР, который близок странам региона в этническом, культурном, религиозном отношении.

В целом же стоит отметить, что интеграционный оптимизм коррелирует в первую очередь с экономическим ростом. Только если в России и других странах ЕАЭС возобновится устойчивый экономический рост, интеграция с внешними партнерами будет происходить гораздо легче и динамичнее.

 

*  *  *

Таким образом, можно сформулировать следующие выводы:

  1. Ожидания государств – членов ЕАЭС относительно будущего Союза до 2025 г. формируются в тесной привязке к задачам внутреннего экономического развития и решению актуальных проблем, которые различаются от страны к стране. Этим обусловлено наличие различных приоритетов государств–членов в отношении интеграции. Иногда разница в приоритетах государств ЕАЭС активно эксплуатируется на уровне официального и экспертного дискурса: подчеркивается, что разные экономики стран ЕАЭС обусловливают несовпадение целей и задач государств–членов, что препятствует полноценной интеграции, тормозит ее темпы. Однако в целом есть понимание, что это неотъемлемый процесс любого интеграционного процесса, в котором по определению участвуют разные экономики, как это было, например, и в Европейском союзе.
  2. В качестве общих эффектов интеграции, ожидаемых во всех государствах–членах в среднесрочной перспективе, можно отметить повышение конкурентоспособности национального бизнеса и национальных товаров; повышение инвестиционной привлекательности; реализацию транзитного потенциала и развитие транспортно-логистической инфраструктуры; реиндустриализацию и развитие промышленной кооперации; ликвидацию остающихся барьеров и ограничений в торговле; формирование кадрового потенциала для единого рынка труда.
  3. В ряде государств–членов присутствует ожидание содействия ЕАЭС решению конкретных национальных задач и реализации конкретных проектов (например, строительство железной дороги, ГЭС, АЭС и др.). Таким образом, помимо ожидания долгосрочных выгод от интеграции действует эффект «сиюминутных выгод», которые должны были быть получены при вступлении в Союз и, если этого не происходит, наблюдается определенная степень разочарования в отношении эффектов евразийской экономической интеграции.
  4. На уровне общественного мнения и экспертных оценок практически во всех странах Союза наблюдается снижение ожиданий от евразийской экономической интеграции, что фиксируют и социологические опросы, и экспертные интервью. Во многом это связано с падением объемов внутренней и внешней торговли, кризисными явлениями в экономиках всех государств–членов (падение ВВП, девальвация национальных валют и др.). Отмечается повышение уязвимости национальных экономик в результате повышения их взаимосвязанности в рамках ЕАЭС, ощущение замедления темпов интеграции. Однако у ряда экспертов есть понимание, что данная негативная динамика связана, в основном, с влиянием внешних факторов. Что касается замедления темпов интеграции, то это обусловлено следующими причинами. Те барьеры, которые можно было снять довольно легко и которые сразу дали мощный эффект в передвижении товаров, были сняты на первом этапе интеграции. Далее предстоит кропотливая, более сложная, трудоемкая и затратная по времени работа по согласованию наиболее чувствительных аспектов интеграции. Снятие последующих барьеров, ликвидация изъятий, согласование политики в более чувствительных отраслях может вызывать конфликты среди экономических субъектов и руководства стран, а следовательно, и провоцировать серьезную критику в адрес Союза.
  1. Расширение возможностей для наращивания объемов внешней торговли с третьими странами и интеграционными объединениями является одним из устойчивых общих ожиданий для всех государств – членов ЕАЭС. Присутствует запрос на согласование внешнеполитических и внешнеэкономических решений в той части, где они затрагивают интересы партнеров по Союзу. Имеет место ожидание расширения списка стран и блоков, с которыми будут заключены преференциальные и непреференциальные соглашения по торговле; увеличения масштабов внешней торговли с ЕС и Китаем. Присутствует мнение, что в среднесрочной перспективе интеграционное объединение будет способно повысить привлекательность единого рынка для внешних партнеров и значимость Союза во внешнеполитической и внешнеэкономической сфере.

Касаясь более отдаленной перспективы развития ЕАЭС, можно утверждать, что Союз принесет значительные выгоды как для стран-участников и его граждан, так и в целом для экономического развития всего континента. Поэтапное его развитие создаст необходимую платформу для стабильности и привлекательности евразийского интеграционного процесса.