«Фабрики мысли» (Think Tanks) Республики Беларусь относятся к динамично развивающемуся сектору общественно-политической жизни и исследовательской деятельности республики. По юридическому статусу аналитические центры делятся на государственные и негосударственные (последние чаще позиционируют себя как независимые).
I. Государственные аналитические центры (АЦ)
В РБ сложилась разветвленная система бюджетных аналитических структур, деятельность которых направлена на разработку стратегии государственной политики в различных сферах. Её характерными чертами являются ведомственная раздробленность и профессиональная специализация. Все государственные АЦ можно разделить на три группы.
К первой группе относятся специализированные ведомственные НИИ в структуре Совета министров: Научно-исследовательский экономический институт Министерства экономики, Научно-исследовательский институт труда Министерства труда и социальной защиты РБ, Научно-исследовательский институт пожарной безопасности и проблем чрезвычайных ситуаций МЧС РБ (НИИ ПБ и ЧС МЧС РБ), а также Научно-исследовательский институт Вооруженных Сил РБ при Военной академии.
Многие из вышеназванных НИИ продолжили традиции советских учреждений, но расширили свои функции. Так, НИИ труда в настоящее время исследует проблемы народонаселения, трудовых ресурсов, рынка труда, занятости, миграции, семейной политики, демографии, социальной защиты и пр. НИИ ПБ и ЧС МЧС, выросший из Центра пожарной безопасности, разрабатывает проекты предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, изучает их социальные последствия.
Вторую группу АЦ составляют структуры академических и учебных заведений. Прежде всего, это институты социологии, экономики и философии Национальной академии наук (НАН) РБ. Они выступают в качестве головных организаций в реализации госпрограмм по разработке стратегии экономического, идеологического и социокультурного развития общества и государства, определяемых в Беларуси на 5 лет, проводят оперативные аналитические исследования состояния общества и экономики, выполняют договорные работы как от госорганов, так и частных структур. Иначе говоря, задачи НАН понимаются гораздо шире, чем проведение фундаментальных исследований. С целью оперативного информирования власти о результатах исследований в структуре НАН в 2002 г. был создан многофункциональный Центр системного анализа и стратегических исследований с относительно небольшим штатом (25 человек).
Как связующее звено между академическими институтами и властью Центр обеспечивает оперативной информацией Президиум НАН и государственные органы: Правительство и Администрацию Президента РБ.
К этой группе «фабрик мысли» следует отнести и аналитические структуры при Белорусском государственном университете (БГУ) – Центр социологических и политических исследований – ЦСПИ (создан в 1996 г.) и Центр международных исследований (2000 г.), которые работают по заказам министерств, ведомств, частных структур.
Третья группа АЦ – это учреждения, созданные в системе Администрации Президента (АП) для её непосредственного обеспечения. Так, Институт социально-политических исследований (ИСПИ), в 2006 г. преобразованный в Информационно-аналитический центр (ИАЦ), сосредоточил свою деятельность на трех направлениях: проведение оперативных социологических исследований, анализ внутриполитической ситуации в стране и мониторинг СМИ с целью выработки предложений по информационной политике.
В 2007 г. на базе Национального центра законопроектной деятельности при Президенте РБ (1997 г.) путем присоединения к нему Института государства и права НАН (1999 г.) был создан Национальный центр законодательства и правовых исследований РБ (НЦЗПИ). В итоге была сформирована единая система законопроектной деятельности. В ведение АП РБ в 2000 г. перешел также Государственный центр безопасности информации (ГЦБИ), существовавший ранее при Минобороны и Совете безопасности. В 2008 г. на базе ГЦБИ был создан Оперативно-аналитический центр (ОАЦ), который не только контролирует, но и анализирует использование гражданами Беларуси телефонной и интернет-связи, социальных сетей, информируя руководство о планах и настроениях населения и обеспечивая защиту информации.
Таким образом, под непосредственным контролем АП находятся анализ внутриполитической ситуации и разработка информационной и правовой политики, что свидетельствует об их особой роли в системе государственного управления Беларуси.
В структуре НАН нет отдельных специализированных политологических и правовых институтов. Оперативные социсследования для органов государственной власти проводят ИАЦ, Институт социологии НАН, ЦСПИ БГУ, некоторые региональные АЦ (МНИИСЭП, Могилевский институт социально-политических исследований – МИРСПИ). Значительная часть данных, получаемых, например, Институтом социологии НАН РБ, носит закрытый характер.
Наиболее развитой (по количеству АЦ и числу аналитических обзоров) сферой в Беларуси является экономика. Помимо структур НАН, действует Научно-исследовательский экономический институт Министерства экономики, который, в свою очередь, имеет региональные подразделения (Региональный центр по Гомельской области, Витебский центр региональных исследований и разработок, Гродненский центр социально- экономических исследований).
Аналитическое обеспечение внешней политики РБ концентрируется лишь на факультете международных отношений БГУ. В силу этого белорусское руководство поддерживает некоторые негосударственные центры внешнеполитической направленности.
Численность сотрудников государственных «фабрик мысли» в среднем 10-15 человек (МИРСПИ, МНИИСЭП, Центр социологических и политических исследований БГУ); до 300 человек (НИИ ПБ и ЧС МЧС). Чаще академические и отраслевые институты объединяют от 60 до 130 человек, в ИАЦ трудятся около 80 человек. Бюджетные структуры отличает от негосударственных АЦ и ориентация на сотрудничество с российскими организациями, а также изучение интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Можно предположить, что влияние государственных «фабрик мысли» на процесс принятия решений значительно выше, чем негосударственных центров.
II. Негосударственные аналитические центры
Благодаря активному пиару собственной деятельности в СМИ и информации из Интернета об этой части аналитического сообщества известно значительно больше, чем о бюджетных центрах. Однако определение точного количества негосударственных АЦ в РБ затруднено рядом факторов: их динамичным развитием; частым изменением статуса, названия; переносом места регистрации в другие страны с целью ухода от контроля со стороны белорусской власти; размытыми направлениями деятельности самих НПО.
Американские аналитики за 2014 г. указывают на наличие в Беларуси всего 12 аналитических центров. Возможно, ряд из них был отнесен по месту регистрации к литовским (19) или польским (41) АЦ.
По оценкам российских специалистов, в настоящее время в республике действуют порядка трех десятков негосударственных аналитических центров. Причем из 29 проанализированных, действующих в настоящее время негосударственных «фабрик мысли», 21 (или 72%) созданы в течение последнего десятилетия.
Немногим АЦ, образованным с помощью западных фондов («Евразия», Сороса и др.) и международных организаций в начале 1990-х гг., удалось сохраниться до настоящего времени. К таким «долгожителям» белорусских «фабрик мысли» принадлежат Просветительское общественное объединение Фонд им. Льва Сапеги, Независимый институт социально-экономических и политических исследований (НИСЭПИ), Лаборатория NOVAK, Национальный центр стратегических инициатив «Восток – Запад» (с 1998 г. – Аналитический центр «Стратегия»).
Если до конца 1990-х гг. шел рост числа аналитических центров, то в 2000-е годы они в основном закрывались. После 1999 г. условия деятельности НПО усложнились и многие негосударственные АЦ переместили свои офисы за границу. К их числу относятся: НИСЭПИ, Белорусский институт стратегических исследований (BISS), Институт политических исследований «Политическая сфера» (ИПИ), Институт развития социального рынка для Беларуси и Восточной Европы (IDSM BEE) в Вильнюсе, CASE-Belarus и Белорусская аналитическая мастерская в Польше, Центр Острогорского в Лондоне, Институт белорусской истории и культуры (ИБИК) в Риге.
В целом это не менее четверти всех негосударственных АЦ. Подобные организации, получив европейские гранты, на законных основаниях в качестве иностранных некоммерческих организаций (НКО) могут нанимать персонал в Беларуси, выплачивать гонорары и платить за аренду помещений, платить налоги, закупать оборудование, издавать книги и пр.
Практика регистрации белорусских НПО за рубежом поддерживается ЕС. В частности, Европейский парламент в своей резолюции от 20 января 2011 г. призвал Европейскую комиссию развивать механизм регистрации негосударственных организаций, которым отказано в регистрации в Беларуси по политическим причинам.
При этом Польша оказывает заметное методологическое влияние на белорусские исследования, чему способствует прочная традиция изучения Беларуси в Польше (ежегодно польский МИД тратит на белорусскую науку и культуру около $15 млн.). Здесь происходит активная инкорпорация белорусских экспертов в польское аналитическое сообщество. Литва специализируется в основном на организационных аспектах развития аналитического сообщества в Беларуси и распределении средств, которые поступают от ЕС и других западных доноров. Поддерживая белорусские НПО на своей территории, западные спонсоры тем не менее отчетливо осознают, что этот путь ведет к ослаблению работы внутри страны.
С 2010 г. обозначилась новая волна появления аналитических центров. В 2010 г. были созданы 3 АЦ, в 2011 г. – еще 3, а в 2012 г. – 6. В последующие годы темпы роста снизились до 1 нового центра в год. Таким образом, за последние пять лет в РБ появилось 15 новых «фабрик мысли», причем 10 из них зарегистрированы в Беларуси и 5 – за рубежом.
Следует отметить, что белорусская негосударственная аналитика развивается по пути узкой специализации. Так, BEROC, CASE-Belarus, Институт приватизации и менеджмента (ИПМ) занимаются экономической политикой. Причем IDSM сосредоточен на поиске путей, альтернативных либертарианским и левым идеям, которые продвигает научно-исследовательский Центр Мизеса. Центр стратегических и внешнеполитических исследований (ЦСВИ) и Belarus Security Blog (BSBlog), например, ориентированы на исследование внешней политики и безопасности, а BISS и ИПИ – политологии. Наибольшую динамику в негосударственной аналитике в последние годы в республике демонстрируют исследования политологии и международных отношений, с помощью которых эксперты стремятся вписать региональные события в мировой контекст. Серьезным катализатором развития аналитики в этом направлении стал украинский кризис.
В целом, в негосударственном секторе около двух третей АЦ ориентированы на западные ценности, либерально-рыночную модель хозяйства, а в качестве своих целей ставят европеизацию Беларуси. Многие тесно связаны со структурами ЕС. BSBlog, например, имеет лоббиста при руководящих органах ЕС. CASE-Belarus и исследовательский центр ИПМ являются частью сети CASE со штаб квартирой в Варшаве, которая имеет также структуры в Молдове, Грузии, России, Киргизии и на Украине. BEROC и ИПМ связаны со Стокгольмским институтом переходной экономики (SITE), BIPART – cо специализирующейся на институциональном строительстве стран с переходной экономикой шведской организацией SIPU International.
Следует отметить, что интерес к России аналитические центры проевропейской направленности проявляют в значительно меньшей степени и главным образом рассматривают ее как препятствие на пути Беларуси в Европу. В числе негосударственных центров есть и те, что выражают интересы действующей власти и поддерживаются ею. В частности, формулы, которые пропагандируют эксперты ЦСВИ для белорусской внешней политики, – это «интеграция интеграций» и «донор безопасности в регионе». Они критикуют внешнюю политику России и высоко оценивают белорусский нейтралитет как победу, которую надо закреплять.
Белорусоцентричным подходом отличается и философская концепция проекта «Цитадель», идеологи которого уверены в том, что Беларусь нужно использовать для того, чтобы найти равновесие в отношениях между РФ и Западом, ЕАЭС и ЕС.
Помимо центров со штатом профессионалов, в информационном пространстве Беларуси существуют т.н. «центры-миражи», деятельность которых сводится к презентации одного эксперта. К таким можно отнести информационно-просветительское учреждение «Актуальная концепция», директором которого объявляет себя А.Шпаковский, или Центр проблем европейской интеграции Ю.Шевцова и др. Тем не менее, эти специалисты широкого профиля претендуют на формулирование концептуальных подходов официального курса.
По последним подсчетам, наиболее продуктивным по числу аналитических работ оказался BISS, по организационному потенциалу – Исследовательский центр ИПМ, а по лучшей коммуникативной политике – Либеральный клуб. В пятерку лучших вошли информационно-аналитический портал «Наше мнение», BEROC и НИСЭПИ.
Сеть негосударственных аналитических центров РБ в количественном отношении в два раза шире, чем государственных, но по числу занятых сотрудников – по меньшей мере, в пять раз меньше. Негосударственные АЦ отличает в последнее время динамичное развитие. Но в силу особенностей нормативно-правовой системы РБ в отношении НПО и появления новой белорусской диаспоры не менее трети вновь созданных негосударственных центров зарегистрировались за рубежом. При наличии широкой сети АЦ проевропейской направленности в РБ фактически нет пророссийских аналитических объединений.
Западу удалось объединить «независимое» аналитическое сообщество, привлечь внимание к его публичной деятельности, побудить его к сотрудничеству с официальными властями. Тем не менее, по влиянию на процесс принятия решений негосударственные центры значительно отстают от бюджетных организаций.
В свою очередь, руководство страны пытается найти оптимальную организационную форму информационно-аналитического обеспечения своей деятельности, о чем свидетельствуют частые реорганизации государственных аналитических центров. При этом негосударственные «фабрики мысли» оперативно заполняют относительно свободные ниши государственной аналитики в сфере политологии и международных отношений.
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ:
Институт философии НАН РБ
Директор: Лазаревич Анатолий Аркадьевич
Реквизиты: Минск. Ул. Сурганова1, корп. 1.
Тел.: 375-17/ 284 18 63
institute@philosophy.by
a.a.lazarevich@gmail.com
Институт социологии НАН Беларуси
Директор: Котляров Игорь Васильевич, доктор социологических наук, профессор. Реквизиты: kotlarov@socio.bas-net.by
Факультет международных отношений БГУ
Декан: Шадурский Виктор Геннадьевич, декан ФМО БГУ.
Ул. Ленинградская 20, каб. 504.
Реквизиты: Тел.: 375-17/ 209 59 77; сот.: 8-029/ 656-69-15
shadursky@bsu.by
shadursky@tut.by
Заведующий кафедрой международных отношений ФМО БГУ:
Шарапов Александр Викторович, д.и.н., проф.
Реквизиты: Ул. Ленинградская 20, каб. 302. kir@bsu.by
Байчоров Александр Мухтарович, проф., Чрезвычайный и Полномочный Посланник. Ф-т международных отношений БГУ.
albaichorov@mail.ru
тел.: 209- 57 37; сот.: 0296-473536
Центр международных исследований ФМО БГУ
Директор: Достанко Елена Анатольевна
Реквизиты: dostanko@bsu.by
тел.: 375-17/ 209 57 73; сот.: 029/ 651 32 80
http://forsecurity.org
Ведущий специалист: Турарбекова Роза Маратовна, доцент ФМО БГУ
Реквизиты: turarbekova@tut.by
Тел.: 375-17/ 203 40 55 (дом.); сот.: 029/ 769 41 88
Центр изучения внешней политики и безопасности
В 2008 году ведущими белорусскими учеными, экспертами в области истории, права, дипломатии создана неправительственная организация — общественное объединение Центр изучения внешней политики и безопасности. Центр выступает в качестве собрания экспертов в оценке текущих событий, происходящих в Республике Беларусь. Центр располагает возможностями для реализации научных программ, организации и проведения социсследований, научных семинаров, конференций, лекций, иных мероприятий информационного и научно-практического характера.
Директор: Палагин Сергей, Центр внешней политики и безопасности.
Ф-т международных отношений БГУ.
Реквизиты: Ул. Ленинградская 20. офис 1112, 1206.
sivan7750@gmail.com
тел.: 209 57 71; сот.: 029/ 676 25 71
Председатель правления общественного объединения «Центр изучения внешней политики и безопасности»: А.В.Русакович, к.и.н., доцент
Реквизиты: 220030, Беларусь, Минск, ул. Ленинградская, 20-1120
Tel. + 375 17-209 57 67; Fax. + 375 17-209 57 42
Mob. + 375 29 683 84 13
e-mail: RussAV@bsu.by; avrussak@mail.ru
Белорусский Государственный экономический университет
Институт социально-гуманитарного образования
Директор: Яскевич Я.С.
Реквизиты: Пр.Партизанский 22а.
Tel. + 375 17-209 78 47
e-mail: yaskevich@bseu.by
www. bseu.by
Белорусский Национальный технический университет
Факультет технологий управления и гуманитаризации
Директор: Бровка Геннадий Михайлович
Реквизиты: Пр. Независимости 65.
Tel. + 375 17-296 66 90
e-mail: gbrovka@bntu.by
www. bntu.by
Научно-исследовательский институт Вооруженных сил РБ
Начальник: пол. Бузин Николай Евгеньевич, д.в.н.
Реквизиты: ул. Калиновского 4. Tel. + 375-17/-237 06 91, 237-18-55
e-mail: niivs@it.org.by
НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ:
Белорусская группа развития
Руководитель: Царик Ю.Ю. руководитель экспертно-аналитического сообщества «Белорусская группа развития», политический обозреватель газеты «Звезда». +375-29 / 616 65 30.
tsarik.inform@gmail.com
Центр стратегических и внешнеполитических исследований (ЦСВИ)
ЦСВИ – неправительственная некоммерческая независимая исследовательская организация («фабрика мысли»), целью которой является содействие расширению возможностей Республики Беларусь на международной арене путем анализа международных процессов, разработки программ и проектов. ЦСВИ тесно аффилирован с Министерством информации РБ и выполняет функцию неофициального инструмента властей. Разработки центра легли в основу дальнейших исследований, связанных с анализом развития международной ситуации в Центральной и Восточной Европе, Центральной Азии, Восточной и Юго-Восточной Азии.
Директор: Сивицкий А.В.
Реквизиты: www.csfps.by
csfps@csfps.by
e-mail: arsen.sivitski@gmail.com
Телефон: 375-17/ 395 14 00; мобильный: +375-29-6693159
Почтовый адрес: Республика Беларусь, 220082, г. Минск, ул. Д. Сердича, 10, а/я 137.
Белорусский институт стратегических исследований/ Belarusian Institute for Strategic Studies (BISS)
BISS является независимым аналитическим центром, предлагает стратегии развития Беларуси, основываясь на актуальных исследованиях, качественной экспертизе и поддерживая диалог между экспертными сообществами, гражданским обществом и политическими акторами. BISS продвигает идею обновления Беларуси и внедрения мировых практик в сферы государственного управления, экономического регулирования и развития социальных институтов. Институт поддерживает инициативы, способствующие модернизации политической, экономической и социальной сфер жизни Беларуси посредством проведения исследований, выработки рекомендаций и поддержки экспертного диалога, а также формулирует сценарии, направленные на повышение жизнеспособности независимой Беларуси.
Академический директор BISS: Алексей Пикулик, Доктор политических и социальных наук Института европейского университета (Флоренция), магистр социологии (Центрально-Европейский Университет, Будапешт).
Контакт: pikulik@belinstitute.eu
http://belinstitute.eu
Ведущий аналитик: Мельянцев Денис.
Tel. + 375-29/ 626 81 13
e-mail: dzianis@belinstitute.eu
Проект Belarus Security Blog возник в январе 2011 года как реакция на недостаток объективной информации в РБ (и под влиянием событий 2010 г.). Изначальная миссия проекта состояла и состоит в объективном анализе текущей ситуации в области национальной безопасности Беларуси и прогнозировании её развития. Проект включает в себя группу постоянных аналитиков, ассоциированных аналитиков, волонтеров проекта, а также представителя (лоббиста) Belarus Security Blog при органах Европейского союза. Общее руководство их деятельностью осуществляется руководителем.
Реквизиты: www.bsblog.info
Свободные новости (Газета и аналитический сайт)
Ведущий обозреватель: Карбалевич В.
Тел.: +375-29/ 620 53 78
e-mail: karbalevich@tut.by
Белапан (Белорусская информационная компания)
Директор аналитических проектов: Класковский Александр,
Реквизиты: ул. Академическая 17.
Tel. + 375-17/ 292 75 58
e-mail: klaskovski@belapan.com
http://www.belapan.com
http://www.naviny.by
Цитадель (аналитический проект)
Директор: Дзермант Алексей Валерьевич
Реквизиты: +375-29/ 165 89 34
e-mail: kryviec@persharuch.co
www.cytadel.org
Институт приватизации и менеджемента
Директор: Чубрык Александр
Реквизиты: Ул. Захарова 50Б.
Тел.: 210 01 05
chubrik@research.by
Либеральный клуб
ОО «Дискуссионно-аналитическое сообщество «Либеральный клуб» – это неполитическая некоммерческая организация, которая занимается реализацией исследовательских и образовательных проектов.«Либеральный клуб» возник в 2007 г. как неформальная дискуссионная площадка для молодых интеллектуалов. 7 декабря 2009 г. он был официально зарегистрирован в качестве общественного объединения. «Либеральный клуб» не выражает мнения и позиции государственных институтов, политических партий, общественных объединений или отдельных граждан.
Экспертная площадка «Минский диалог», которая действует в рамках ЛК, была создана в свое время для поддержания контактов между официальным Минском и западным стратегическим сообществом.
Административный директор: Никита Беляев
Тел. +375 29 6775514
Email: mikita.beliaev@gmail.com
Реквизиты: http://liberalclub.biz
Тел. +375-29/6775514, +375295168505;
E-mail: liberalclub2008@gmail.com
Facebook:http://www.facebook.com/pages/Ліберальны-клуб/285898845913?ref=ts
Twitter: http://twitter.com/liberalclub
«ЦЕНТРЫ—МИРАЖИ»:
Аналитический центр ЕсооМ
Руководитель: Мусиенко Сергей
ecooom@gmail.com
+375-29/ 7690718
Поздняк Вячеслав (специалист по ядерному нерапространению и проблемам безопаности)
paznyak@yahoo.com
Актуальная концепция
Директор: Шпаковский Александр Павлович
Реквизиты: ул.К.Цеткин, 7-1.
Тел. +375-29/651 36 45
e-mail: a.shpakouski@cytadel.org; www.cytadel.org; www.antimak.by