Современный мир переживает сложный и противоречивый период трансформации. На наших глазах переформатируются целые регионы и континенты, вносятся существенные коррективы в глобальную финансовую архитектуру, меняется баланс сил на международной арене, постепенно формируется многополярный мир, одной из важнейших опор которого является БРИКС.
Современный БРИКС – это уже не просто аббревиатура, изобретенная британским экономистом Джимом О’Нилом, это достаточно влиятельное неформальное межгосударственное объединение, на пространстве которого проживают более 2,83 млрд. человек.
Несмотря на некоторое снижение темпов экономического роста, роль БРИКС в мировой экономике и политике трудно переоценить. Свидетельство тому – VIII саммит БРИКС, который прошёл под девизом «Формирование востребованных, инклюзивных и коллективных решений» (в определенной мере этот девиз перекликается с девизом недавнего саммита G20).
В рамках саммита состоялся ряд многосторонних и двусторонних мероприятий с участием лидеров БРИКС, в том числе – встреча Рабочей группы БРИКС по вопросам окружающей среды, встреча министров окружающей среды, Академический форум БРИКС, встреча министров финансов и глав центральных банков, рабочей группы БРИКС по вопросам развития, семинар по вопросам кредитования экспорта, встречи Делового совета БРИКС, Механизма межбанковского сотрудничества БРИКС и Финансового форума.
По итогам VIII саммита БРИКС лидеры Бразилии, России, Китая, Индии и ЮАР подписали ряд важных документов, среди которых:
- Декларация Гоа;
- План действий по реализации Декларации Гоа;
- Меморандум о взаимопонимании по созданию платформы сельскохозяйственных исследований БРИКС;
- Положение о Комитете по таможенному сотрудничеству стран БРИКС;
- Меморандум о взаимопонимании между дипломатическими академиями стран БРИКС.
Саммит БРИКС наглядно продемонстрировал рост его внутреннего единства, хотя двусторонние связи между государствами-членами данного объединения пока превалируют над многосторонними (и это вполне естественно, учитывая, что БРИКС – довольно молодой формат, возникший всего лишь в 2006 году). Вместе с тем, важен сам факт динамичного сближения ключевых развивающихся держав как в сфере экономики, так и в сфере международной политики.
Лидеры БРИКС поддержали принятый в ходе саммита G20 в Ханчжоу Плана действий «Группы двадцати» по реализации Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 г. и высказались за построение открытой мировой экономики и против любых форм протекционизма. При этом страны-участницы БРИКС взяли курс на увеличение взаимной торговли. Пока торговый оборот между государствами-членами БРИКС составляет лишь 5% мирового, но в обозримой перспективе ситуация может измениться в лучшую сторону.
Государства-члены БРИКС подтвердили свою приверженность «сильному, основанному на квотном капитале, адекватно обеспеченному финансовыми ресурсами МВФ» и приветствовали включение юаня в корзину валют специальных прав заимствования с 1 октября 2016 года.
Участники саммита позитивно оценили первые шаги Нового банка развития БРИКС (НБР) и Пула условных валютных резервов, которые вносят большой вклад в укрепление глобальной финансовой архитектуры.
В 2016 г. НБР одобрил первые 5 кредитов на общую сумму $1 млрд., а в 2017 г. выдаст кредиты в размере $2-2,5 млрд. В июле 2016 г. НБР успешно дебютировал на рынке заимствований, разместив на китайском межбанковском рынке 5-летний выпуск «зеленых облигаций» объемом 3 млрд. юаней. Возможно, уже в I квартале 2017 г. НБР выпустит облигации в российских рублях.
Как мы видим, суммы кредитов и заимствований пока не слишком велики, но динамика позитивная. Одновременно налаживается тесный диалог между НБР и Азиатским банком инфраструктурных инвестиций (АБИИ).
Лидеры государств-членов БРИКС единодушно поддержали идею создания собственного кредитного рейтингового агентства. Как справедливо отмечают индийские эксперты, данная мера направлена не только на создание альтернативы традиционным Moody’s, S&P и Fitch, но и на поиск большего «соответствия» со стороны китайских компаний и фондов, поскольку Китай превратился в важный источник не только экспорта, но и прямых иностранных инвестиций и кредитов (располагая суммой в $700 млрд., китайский портфель финансирования вдвое превышает тот, что находится в распоряжении Всемирного банка).
Вопреки прогнозам ряда экспертов, VIII саммит БРИКС не обошел стороной острые проблемы международной политики. Напротив, лидеры стран БРИКС высказывались достаточно жестко и открыто, называя вещи своими именами.
Во-первых, в Декларации Гоа четко зафиксирована приверженность стран-участниц БРИКС принципу невмешательства государств во внутренние дела друг друга: «Мы подтверждаем свою убежденность в том, что для решения международных проблем требуются коллективные усилия, направленные на мирное урегулирование споров политическими и дипломатическими средствами. Мы осуждаем практику одностороннего военного вмешательства и односторонних экономических санкций в нарушение международного права и общепризнанных норм международных отношений. Ни одно государство не должно упрочивать свою безопасность за счет других».
Во-вторых, лидеры государств-членов БРИКС подчеркнули центральную роль ООН в современном мире: «Мы повторяем наше общее видение текущих глубоких изменений в мире, который переходит к более справедливому, демократическому и многополярному международному порядку на основе центральной роли ООН и уважения международного права. Мы вновь подтверждаем необходимость координации усилий для решения глобальных проблем и практического сотрудничества в духе солидарности, взаимопонимания и доверия».
В-третьих, лидеры БРИКС подтвердили необходимость всеобъемлющей реформы ООН, включая ее Совет Безопасности, в целях повышения его представительности, эффективности и действенности, а также более широкой представленности в нем развивающихся стран, чтобы он мог надлежащим образом реагировать на глобальные вызовы. Китай и Россия заявили о том, что они придают важное значение статусу и роли Бразилии, Индии и ЮАР в международных делах и поддерживают стремление этих государств играть более весомую роль в ООН».
В-четвертых, государства-члены БРИКС выразили свою обеспокоенность в связи с ситуацией на Ближнем Востоке и в Северной Африке: «Мы поддерживаем все усилия, направленные на поиск способов урегулирования кризисов в этой части мира с соблюдением норм международного права и в соответствии с принципами независимости, территориальной целостности и суверенитета стран региона».
При этом лидеры стран БРИКС призвали все заинтересованные стороны в Сирии работать ради всеобъемлющего мирного урегулирования конфликта, учитывая законные стремления народа Сирии, на основе национального диалога и ведущегося сирийцами политического процесса, базирующегося на Женевском коммюнике от 30 июня 2012 года и резолюциях 2254 и 2268 Совета Безопасности ООН.
В-пятых, государства-члены БРИКС поддержали усилия афганского правительства по достижению национального примирения, а также выразили мнение, что дееспособность и эффективность Афганских национальных сил безопасности должны быть ключевым фактором стабилизации Афганистана. Одновременно лидеры БРИКС отметили важность многостороннего взаимодействия стран региона по проблемам Афганистана, в первую очередь с участием организаций, в которые входят соседние с ним страны и других государств региона, таких как ШОС и ОДКБ, а также в рамках Стамбульского процесса «Сердце Азии».
В-шестых, в нынешней непростой международной обстановке особенно важен тот факт, что государства-члены БРИКС признали международный терроризм угрозой для глобальной экономики и призвали к борьбе с группировками, признанными ООН террористическими, такими как «Исламское государство» и «Джебхат ан-Нусра».
В целом, итоги VIII саммита БРИКС свидетельствуют о том, что это неформальное межгосударственное объединение имеет достаточно благоприятные перспективы. Усиливается понимание необходимости более тесного экономического и политического взаимодействия стран-участниц БРИКС на международной арене, растет их готовность к совместным согласованным действиям во всех стратегически важных сферах современных международных отношений.