16 июля состоялась в Хельсинки состоялась давно ожидаемая встреча лидеров США и России. Безусловно, эта встреча приковала внимание всего мирового сообщества, поскольку от состояния российско-американских отношений в значительной мере зависит баланс сил на мировой арене. Между США и Россией имеется немало серьезных противоречий, но в то же время имеется большое пространство для сотрудничества. Подведем предварительные итоги американо-российского саммита.
Сам факт проведения Саммита – уже большой успех
Следует признать, что российско-американские отношения сегодня находятся на нижайшем уровне за всю новейшую историю. Пока межгосударственные противоречия берут верх над общими интересами. Россия по-прежнему находится под прессом американских санкций. Под арестом остаётся ряд российских дипломатических объектов РФ в США. Неясна дальнейшая судьба Договора СНВ-III и Договора о РСМД. США и РФ не могут найти общий язык по ряду международных проблем (Крым, Донбасс, Сирия и др.). Стороны регулярно обмениваются острыми заявлениями, которые не приближают их к консенсусу. С этой точки зрения, сам факт проведения встречи Дональда Трампа и Владимира Путина в Хельсинки можно считать огромным успехом не только для Вашингтона и для Москвы, но и для всего остального мира. Это тем более важно, что в последние дни многие политические силы в США и других странах Запада заявляли о том, что проведение саммита Д.Трампа и В.Путина является «рискованным».
На наш взгляд, президент Д.Трамп поступил весьма ответственно, решившись на встречу с президентом В.Путиным ради нормализации двусторонних отношений и стабилизации международных отношений. Так, президент Д.Трамп справедливо отметил: «Диалог очень важен не только для США, но и для России, а также для всего мира. Разногласия между нашими странами известны. Но если мы хотим решить проблемы, стоящие перед нашим миром, то мы должны найти способ сотрудничества и найти точки соприкосновения». В свою очередь президент В.Путин заявил: «Всем очевидно, что двусторонние отношения переживают сложный период, однако эти трудности, сложившаяся напряженная атмосфера не имеют объективных причин. «Холодная война» давно закончилась, эпоха острого идеологического противостояния двух стран ушла далеко в прошлое, обстановка в мире кардинально изменилась. Сегодня и Россия, и США сталкиваются с совершенно иными вызовами: это и опасная разбалансировка механизмов международной безопасности, стабильности, региональные кризисы, расползание угроз терроризма и трансграничной преступности, криминалитета, нарастание проблем в мировой экономике, экологические и другие риски. Справиться со всем этим можно, только объединяя усилия. Надеюсь, что мы придём к пониманию этого и с американскими партнёрами». Кроме того, В.Путин предложил Д.Трампу подумать не только над практическими вопросами, но и над философией выстраивания двусторонних отношений на долгосрочную перспективу. По мнению В.Путина, к такому процессу полезно было бы привлечь опыт экспертов, хорошо знающих историю, нюансы российско-американского взаимодействия.
Проблема возможного вмешательства РФ в американские выборы
В ходе саммита Д.Трамп затронул тему т.н. российского вмешательства в избирательные процессы в Соединённых Штатах, в том числе упомянул о 12 сотрудниках ГРУ, якобы причастных к кибервмешательству в американские выборы. Д.Трамп не мог обойти этот вопрос, учитывая деятельность Комиссии во главе со спецпрокурором Робертом Мюллером, а также опасения ряда американских политиков относительно возможного вмешательства РФ в промежуточные выборы в Конгресс осенью этого года.
Сам Д.Трамп в ходе итоговой пресс-конференции отверг как факт сговора с Кремлём, так и влияние возможного российского вмешательства на итоги выборов 8 ноября 2016 года: «Вы знаете, наверное, что эта концепция фактически была выдвинута как причина, почему демократы проиграли. На самом деле они должны были выиграть, потому что коллегия выборщиков, конечно, больше преимущества даёт демократам, чем республиканцам, но [мы] выиграли в значительной мере – 306 против 232. И эта борьба была справедливая, мы хорошо с ней справились. …Просто хочу ещё раз повторить, я повторял это и раньше: не было сговора, я не знал Президента, и не с кем было заключать сговор. Сговора не было. Все эти 12 или 14 – это не имеет никакого отношения в выборам. Признали, что эти люди не связаны с избирательной кампанией, но читатель может поверить. Даже люди, которые причастны к этому, может быть, некоторые рассказали что‑то. В одном случае в ФБР сказали, что никто не лгал, лжи не было, хотя кто‑то сказал, что кто‑то там солгал. Но мы провели прекрасную избирательную кампанию».
Позицию В.Путина по данному вопросу можно свести к шести тезисам.
Во-первых, В.Путин заявил: «Российское государство никогда не вмешивалось и не собирается вмешиваться в американские внутренние дела, в том числе выборные процессы».
Во-вторых, В.Путин подчеркнул: «Мы должны опираться не на сиюминутные политические интересы каких‑то внутренних политических сил в наших странах, а на факты. Назовите мне хотя бы один факт, который говорит о каком‑то сговоре в ходе предвыборной кампании в Соединённых Штатах. Это полный бред. Мы не были знакомы, Президент только что об этом сказал».
В-третьих, В.Путин пояснил: «То, что в российском обществе в ходе избирательной кампании в Соединённых Штатах сложилось определённое мнение в отношении кандидатов, это само собой разумеется. Что здесь необычного? Сегодняшний Президент Трамп в качестве кандидата говорил о необходимости восстановления российско-американских отношений. Естественно, в российском обществе возникла симпатия к этому кандидату, и разные люди по‑разному могли эту симпатию проявлять. Разве не естественно иметь симпатию к человеку, который хочет выстроить отношения с нашей страной? Это нормально.
В-четвертых, В.Путин заявил о готовности российской стороны рассмотреть возможные конкретные материалы в рамках рабочей группы по кибербезопасности, о создании которой он говорил с Д.Трампом ещё на встрече в Гамбурге.
В-пятых, В.Путин предложил решать подобные вопросы в судебном порядке, используя имеющиеся двусторонние американо-российские договоры. В частности он заявил: «Мы слышали обвинения в адрес фирмы «Конкорд». Насколько мне известно, эта фирма наняла американских адвокатов, и все обвинения в её адрес рассыпаются в американском суде. Вы посмотрите, что в американских судах происходит. Вот на что нужно опираться, а не на слухи. Это первое. Второе, что касается 12 сотрудников якобы наших спецслужб, я об этом ничего пока не знаю. Мне нужно ещё выяснить, о чём идёт речь. Президент тоже поставил этот вопрос передо мной. Что я могу сказать? Мы, в общем, обсуждали, но что мне приходит в голову и что я могу предложить? Существует, действует договор между Соединёнными Штатами Америки и Российской Федерацией 1999 года о взаимной помощи по уголовным делам. Этот договор работающий, кстати говоря, эффективно работающий. Мы по запросам иностранных государств до сотни, 150 уголовных дел возбуждаем в России. Несколько лет назад наш бывший министр атомной промышленности был выдан Соединёнными Штатами в Российскую Федерацию и осуждён российским судом. Это работающий договор. Этим договором предусмотрены определённые процедуры совместной работы».
По словам В.Путина, спецпрокурор Р.Мюллер может в рамках данного договора направить России официальный запрос с целью провести допросы тех людей, которых он считает виновными в совершении каких‑то правонарушений. Сотрудники российской прокуратуры и следственных органов эти допросы могут провести и направить соответствующие материалы в США. Более того, Россия может допустить официальных представителей США, в том числе представителей Комиссии Р.Мюллера, присутствовать на этих допросах. В то же время, В.Путин подчеркнул, что всё это возможно лишь на взаимной основе: «Мы будем ожидать от американской стороны, чтобы они допросили тех официальных лиц, в том числе представителей спецслужб Соединённых Штатов, которых мы подозреваем в совершении противоправных действий на территории Российской Федерации, в присутствии наших следователей».
Как отметил В.Путин, ссылаясь на российских следователей, «группа лиц, деловые партнёры господина Браудера незаконным образом заработали в России более полутора миллиардов долларов, не заплатили налоги ни в России, ни в Соединённых Штатах, но деньги эти в Соединённые Штаты перевели: 400 миллионов долларов направили на избирательную кампанию госпожи Клинтон. Это официальные данные, которые в их отчётах присутствуют. 400 миллионов направили. Но это их дело, возможно, они сделали это легально, но деньги получили нелегально. У нас есть основания полагать, что некоторые сотрудники спецслужб Соединённых Штатов сопровождали эти незаконные сделки».
В-шестых, В.Путин предложил различать вмешательство конкретных лиц и государственное вмешательство в избирательные процессы на территории другого государства: «Компания, которую я упоминал, «Конкорд» и одного из наших рестораторов, он ресторанным бизнесом занимается, обвиняют во вмешательстве. Но они не представляют Российское государство. Даже если так, могу себе представить. Ну и что? Я уже приводил примеры. У вас есть много людей, в том числе с большим, миллиардным состоянием – господин Сорос, например, тот везде вмешивается, но это что? Это разве позиция американского государства? Нет. Это позиция частного лица. Так и здесь. Есть разбирательство в американском суде, конечная инстанция всегда – только суд. Пусть разбираются, посмотрим».
Вопросы глобальной ядерной безопасности
Ситуация в сфере контроля за ядерными вооружениями сегодня далека от идиллии. Фактически в мире возобновилась гонка ядерных вооружений. В этом контексте крайне важно, что Д.Трамп и В.Путин сделали ряд обнадеживающих заявлений, касающихся ядерного оружия и укрепления режима ядерного нераспространения.
Во-первых, стороны признали необходимость диалога по ядерной проблеме. Так, президент Д.Трамп заявил: «Мы две страны, которые содержат более 90% всех ядерных потенциалов, и это не является чем-то хорошим. Это не очень хорошая вещь, поэтому нам надо делать всё для того, чтобы улучшить наше положение по этому вопросу. Думаю, мы будем говорить непосредственно по вопросу, связанному с ядерной политикой». Д.Трамп особо подчеркнул: «У нас есть шанс сотрудничества, это остановка распространения ядерного оружия – это в конечном итоге самый важный вопрос, над которым мы сможем работать».
Во-вторых, В.Путин заверил Д.Трампа в том, что РФ готова к пролонгации Договора СНВ-III, хотя, по мнению Кремля, США не полностью выполняет данный Договор.
В-третьих, Д.Трамп и П.Путин в очередной раз обозначили свои позиции по иранской ядерной программе. В частности, В.Путин заявил: «В ходе переговоров прямо говорили о нашей обеспокоенности выходом Соединённых Штатов из всеобъемлющего плана действий по урегулированию иранской ядерной проблемы. Американская сторона знает нашу позицию, она остается неизменной. Подчеркну, что благодаря ядерной сделке Иран стал самой проверяемой страной в мире под контролем МАГАТЭ. Это эффективно обеспечивает исключительно мирный характер иранской ядерной программы, способствует укреплению режима нераспространения».
В-четвертых, Д.Трамп поднял проблему денуклеаризации КНДР и в этой связи заявил: «В прошлом месяце с Ким Чен Ыном я обсудил вопрос денуклеаризации Северной Кореи. И сегодня я уверен, что Президент Путин и Россия хотят также закончить эту проблему и готовы работать с нами над этим вопросом. Я благодарю их за это». В свою очередь, президент В.Путин отметил: «Хорошо, что начала постепенно разрешаться проблема Корейского полуострова. Во многом это стало возможным благодаря тому, что к урегулированию лично подключился Президент Трамп, выстраивая диалог в духе сотрудничества, а не конфронтации». Вместе с тем, важно отметить важную деталь: президент Д.Трамп говорил о денуклеаризации Северной Кореи, а президент В.Путин – о денуклеаризации Корейского полуострова, что далеко не одно и то же.
В-пятых, что особенно важно, В.Путин передал Д.Трампу записку с российскими предложениями по нераспространению ядерного оружия. Детали данной записки пока неизвестны.
Ситуация вокруг Сирии
США и РФ осознают необходимость адекватного решения сирийского кризиса, который чуть не поставил мир на грань глобального конфликта. При этом налицо постепенное сближение позиций США и РФ.
Позицию Д.Трампа по Сирии можно свести к четырем тезисам.
Во-первых, Д.Трамп отметил прогресс в борьбе с ИГИЛ, а также важную роль РФ в этом вопросе: «когда Вы посмотрите на весь прогресс, который сделан в некоторых направлениях, в частности, искоренение ИГИЛ, 98-99% территорий фактически освобождено, фактически Россия нам помогла в некоторой степени». При этом Д.Трамп особо подчеркнул: «Наши вооружённые силы хорошо сотрудничают. Более того, они ладят хорошо, лучше, чем наши политические лидеры, уже много лет, они хорошо справляются, они хорошо координируют действия в Сирии и в других местах».
Во-вторых, Д.Трамп дал понять, что решение сирийской проблемы тесно связано с вопросами обеспечения безопасности Израиля, причём в этих вопросах необходимо взаимодействие США, РФ и Израиля: «Мы работали с Израилем много лет, много декад, никто, ни одна страна не была ближе к ним, чем мы. Президент Путин также помогает Израилю, и мы оба говорили с Нетаньяху, они хотели бы сделать что‑то по поводу Сирии, в частности касательно безопасности в Израиле. В этом отношении нам хотелось бы сотрудничать, для того чтобы помочь Израилю. Израиль будет с нами работать, и мы будем совместно работать. Вы работаете с Израилем, и работа с Израилем – это хорошая вещь. Создание безопасности для Израиля – это то, что нам с Путиным хотелось бы увидеть.
В-третьих, Д.Трамп подчеркнул важность «оказания давления на Иран для того, чтобы они приостановили свою кампанию насилия и ядерное стремление в регионе, на Ближнем Востоке». Д.Трамп предупредил, также, что «США не позволят, чтобы Иран воспользовался нашей успешной кампанией против ИГИЛ».
В-четвертых, говоря о ситуации в Сирии, Д.Трамп сделал особый акцент на гуманитарных вопросах. В частности, Д.Трамп отметил, что сотрудничество между США и РФ в Сирии «может потенциально спасти сотни тысяч жизней». Д.Трамп пояснил: «Я видел отчёты, фотографии, практически всё видел, что там происходит. Если мы что‑то можем сделать, для того чтобы помочь народу Сирии, чтобы они вернулись в жилища или какую‑то гуманитарную помощь, то именно об этом мы говорили – о гуманитарной помощи. Мы оба будем заинтересованы в этом, и мы это будем делать».
Позицию В.Путина по Сирии можно свести к пяти тезисам.
Во-первых, В.Путин также уделил особое внимание гуманитарным аспектам сирийской проблемы. По мнению В.Путина, решение задачи установления мира и согласия в Сирии могло бы стать образцом успешной совместной работы: «Россия и США могут взять на себя лидерство в этом вопросе и организовать взаимодействие по преодолению гуманитарного кризиса, помочь возвращению беженцев к своим родным очагам». В.Путин отметил, что ведёт соответствующие переговоры с рядом европейских стран, в том числе с Францией. По словам В.Путина, Россия готова предоставить свои военно-транспортные самолёты для гуманитарных грузов.
Во-вторых, В.Путин заострил внимание на том, что в настоящее время огромное количество сирийских беженцев сконцентрировано в Турции, Ливане и Иордании, и подчеркнул: «Если мы окажем людям помощь для возвращения к родным очагам, то миграционное давление на страны Европейского союза, на другие страны многократно может уменьшиться. Считаю, это чрезвычайно важно со всех точек зрения: и с гуманитарной, и с точки зрения решения проблем по беженцам.
В-третьих, В.Путин подтвердил, что российские и американские военные успешно работают друг с другом, и выразил надежду на то, что «им удастся договариваться так, как это было до сих пор». По словам В.Путина, «российские и американские военные приобрели полезный опыт взаимодействия и координации, наладили оперативные каналы связи, что позволило не допустить опасных инцидентов и непредсказуемого столкновения на поле боя, в воздухе и на земле».
В-четвертых, В.Путин заявил, что Россия продолжит работу в Астанинском формате с Турцией и Ираном. В то же время, Россия «готова сопрягать эти усилия с усилиями так называемой малой группы государств, для того чтобы процесс приобрёл широкий характер и чтобы у нас были максимальные шансы на окончательный успех».
В-пятых, В.Путин уделил особое внимание вопросам безопасности Сирии и Израиля, в том числе на Голанских высотах. В частности, В.Путин заявил: «Хотел бы также отметить, что после завершения окончательного разгрома террористов на юго-западе Сирии, в так называемой южной зоне, ситуация на Голанских высотах должна быть приведена в полное соответствие с соглашением 1974 года о разъединении израильских и сирийских войск. Это позволит вернуть спокойствие на Голаны, восстановить режим прекращения огня между Сирийской Арабской Республикой и Израилем, надежно обеспечить безопасность Государства Израиль. …Хочу подтвердить, что Россия заинтересована в таком развитии событий и будет придерживаться именно такой позиции. Таким образом, будет сделан шаг в направлении установления справедливого и прочного мира на основе резолюции № 338 Совета Безопасности Организации Объединённых Наций».
Крым и Донбасс
Содержание дискуссий между Д.Трампом и В.Путина в ходе встречи тет-а-тет неизвестно. В ходе итоговой пресс-конференции Д.Трамп не стал затрагивать данную проблематику, хотя накануне Саммита он не раз дал понять, что присоединение Крыма к РФ произошло при президенте Б.Обаме. В то же время В.Путин сделал ряд принципиально важных заявлений.
Во-первых, касаясь крымской проблемы, В.Путин заявил: «У Президента Трампа позиция по Крыму известная, и он её придерживается. Он говорит о незаконности присоединения Крыма к Российской Федерации. У нас другая точка зрения. Мы считаем, что провели референдум в строгом соответствии с международным правом, с уставом Организации Объединённых Наций. Для нас, для Российской Федерации, этот вопрос закрыт».
Во-вторых, говоря о ситуации на Донбассе, В.Путин подчеркнул: «При обсуждении внутриукраинского кризиса обратили внимание на важность добросовестной реализации минских договорённостей. Соединённые Штаты могли бы решительнее настаивать на этом и настраивать украинское руководство на эту работу».
В-третьих, В.Путин попытался снять озабоченность Д.Трампа о том, что реализация проекта «Северный поток – 2» приведет к исчезновению транзита природного газа через Украину: «Я заверил господина Президента в том, что Россия готова сохранить этот транзит. Более того, мы готовы продлить транзитный контракт, который истекает в следующем году, в случае урегулирования спора между хозяйствующими субъектами в Стокгольмском арбитражном суде».
Экономическое и энергетическое сотрудничество США и РФ
В ходе саммита лидеры США и РФ обсудили вопросы двустороннего торгово-экономического сотрудничества. В частности, президент В.Путин констатировал: «Интерес к сотрудничеству со стороны деловых кругов обеих стран, безусловно, есть. Американская бизнес-делегация была одной из самых крупных на майском Петербургском экономическом форуме. В нём приняло участие более 500 представителей деловых кругов Соединённых Штатов. Чтобы содействовать развитию взаимной торговли и инвестиций, мы с Президентом Трампом договорились о создании группы высокого уровня, которая объединила бы капитанов российского и американского бизнеса. Предприниматели лучше знают, как выстраивать взаимовыгодную кооперацию. Пусть подумают, что можно сделать, и сделают свои предложения на этот счёт».
Кроме того, лидеры США и РФ детально обсудили вопросы, касающиеся реализации проекта «Северный поток-2». При этом Д.Трамп не стал акцентировать внимание на вопросах энергетической безопасности Европы, а прямо указал на готовность США конкурировать с Россией за европейский газовый рынок: «Вы знаете, Соединённые Штаты сейчас или в ближайшее время будут, но уже сейчас являются самым крупным государством в мире нефти и газа. Мы продаём сжиженный газ, мы должны конкурировать с трубопроводом, и мы будем конкурировать успешно, хотя у них есть некоторое преимущество. Я обсудил этот вопрос с Ангелой Меркель в довольно-таки жёстких тонах. Но я также знаю, в чём суть дела. У них есть близкий источник, и мы об этом будем говорить. У нас есть много источников. США совершенно другая страна теперь по сравнению с тем, какой она была несколько лет тому назад. Мы сможем добывать то, что мы добываем. Считаю, что мы будем очень сильными конкурентами».
В свою очередь В.Путин обратил внимание на тот факт, что Россия и США могли бы вместе регулировать мировой энергетический рынок: «я считаю, мы как крупнейшая нефтегазовая держава, а Соединённые Штаты тоже являются такой страной, могли бы конструктивно работать по регулированию международных рынков, потому что мы не заинтересованы в чрезвычайном падении цен ниже низшего предела. От этого будут страдать наши производители, кстати говоря, в том числе и в Соединённых Штатах, имея в виду сланцевые нефть и газ. За определёнными рамками исчезает рентабельность производств. Не заинтересованы также мы и в чрезмерно высоких ценах, потому что это будет убивать переработку, машиностроение и прочие отрасли экономики. У нас здесь есть о чём поговорить, есть поле для сотрудничества».
Безусловно, если Москва и Вашингтон сумеют найти общий язык в сфере глобальной энергетики, это может иметь далеко идущие последствия, в том числе и для ОПЕК и входящих в неё государств. Однако пока перспективы тесного американо-российского энергетического взаимодействия остаются довольно туманными.
Китай как незримый участник Саммита в Хельсинки
Как известно, перед началом переговоров в Хельсинки Д.Трамп заявил, что намерен поговорить с В.Путиным «о нашем общем друге Си». Однако детали последующих дискуссий о Китае пока неизвестны. Тем не менее, некоторые американские аналитики поторопились заявить, что Д.Трамп прибыл в Хельсинки, чтобы заручиться поддержкой своего российского коллеги в сдерживании амбиций Поднебесной. Например, Гарри Казианис («The American Conservative») пишет: «Пока прогрессивные левые видят российских шпионов за каждым углом, существует довольно реальная вероятность того, что Вашингтон и Москва начнут сотрудничать друг с другом в силу чрезвычайно веской причины – и уже очень скоро. У этих двух стран есть причины опасаться грядущих перемен в международном порядке – перемен, которые отразятся как на России, так и на США. Как показывает история, набирающая мощь держава, стремящаяся изменить международную систему, может заставить даже заклятых врагов объединить силы –и довольно быстро. Речь идет о набирающем мощь и влияние Китае».
Другие эксперты, например, Д.Тренин (директор Московского Центра Карнеги) далеки от таких предположений. В частности, Д.Тренин заявил: «Думаю, Трамп давно для себя определил, что не только в торговой, но и в геополитической области главный вызов Соединенным Штатам бросает Китай. Если так смотреть на вещи, то Россия должна представляться в качестве важного потенциального партнера. Правда, я не думаю, что он далеко на этом уедет. Я не предполагаю и даже не могу помыслить, чтобы Россия вступила в какие-то договоренности или обсуждения с США по вопросу о том, как сдерживать или как управлять возвышением Китая». При этом Д.Тренин отметил, что аргументация Трампа могла быть примерно такой: «Подъем Китая оказывает огромное влияние на мировую ситуацию, и, может быть, в первую очередь на Россию. Нет ли здесь тем, которые мы могли бы обсудить для того, чтобы как-то действовать совместно и не допускать больших перекосов?».
* * *
Детальный анализ итогов американо-российского Саммита еще впереди. Однако уже сейчас можно сделать ряд важных выводов.
Во-первых, несмотря на различные препятствия, лидеры США и России сумели провести полноценную встречу и обсудить широкий спектр проблем, касающихся как двусторонних российско-американских отношений, так и ситуации в мире. Таким образом, Д.Трамп и В.Путин создали фундамент для возрождения двустороннего диалога и взаимодействия.
Во-вторых, в ходе Саммита в Хельсинки Д.Трамп и В.Путин жестко отстаивали национальные интересы своих стран, однако при этом сумели найти немало точек соприкосновения, что позволяет надеяться на более тесное сотрудничество США и России по вопросам глобальной и региональной безопасности.
В-третьих, несмотря на сохраняющиеся американские санкции против России, Д.Трамп и В.Путин создали предпосылки для постепенного возрождения и налаживания двустороннего торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества между США и Россией. Безусловно, усиление торгово-экономического взаимодействия между Вашингтоном и Москвой стало бы важным фактором укрепления международной стабильности.
В-четвертых, следует признать, что путь к нормализации американо-российских отношений не будет быстрым. Слишком много накопилось проблем, слишком много противников восстановления и укрепления американо-российских отношений (причем как внутри США, так и за их пределами). Тем не менее, можно констатировать, что лидеры двух стран сделали первый важный шаг в верном направлении.
В-пятых, Казахстан, как и многие другие государства, заинтересован в нормализации американо-российских отношений, в прекращении «войны санкций» между США и РФ, в налаживании тесного взаимодействия Вашингтона и Москвы по всему спектру международных проблем, в том числе по вопросам глобальной ядерной безопасности.