Eng | Pyc

 

   

Кожирова С.Б. Китай как новый лидер глобализации: планы и реалии

Трансформация системы международных отношений меняет устоявшуюся архитектуру современного мира. Процесс глобализации вносит свои коррективы в многостороннюю форму взаимодействия государств на международной арене. Важную роль в этой трансформации играет Китай, выступающий за постепенный пересмотр существующей системы глобального управления.

 

Китайская концепция глобализма

«Выход Китая из тени» проявился в активной внешней политике и в формировании новых многосторонних институтов. Китай пытается поддержать модель экспортоориентированной экономики, предоставляет капитал развивающимся и наименее развитым странам, старается найти более эффективное применение накопленным официальным резервам, стремясь превратить их в реальные активы: сырье, заводы и инфраструктуру.

По мнению аналитиков, базовой идеологией Китая является неомеркантилизм, ориентированный на экономический интервенционизм, для которого характерны постановка долгосрочных целей, выделение секторов экономического роста и включение в мировую экономику на основе стратегии обеспечения положительного сальдо внешней торговли, позволяющего не только развивать производство и поддерживать занятость, но и аккумулировать финансовые ресурсы [1].

Выступая на Всемирном экономическом форуме в Давосе, Си Цзиньпин объявил о намерении взять под свою защиту принципы свободы торговли и глобализацию. Китайский лидер подчеркнул, что свобода глобальной торговли принесла миру процветание, а попытки ограничить её лишь замедлят рост глобальной экономики. По его мнению, такие мировые проблемы как войны и экономический кризис, связаны не столько с экономическим сближением стран, сколько с плохим политическим и экономическим управлением.

Вместе с тем, Си Цзиньпин отметил, что мировая экономика растет слишком медленно, в то время, как ландшафт систем поставок ресурсов и производства существенно изменился. А технологии вносят свои коррективы в экономическую и общественную жизнь во всем мире: «Мы должны разработать новую экономическую модель развития, основанную на технических инновациях. На саммите лидеры G20 достигли определенного понимания, что инновации и технологии должны стать новым двигателем экономики. Нам надо ослабить монетарное регулирование и открыть путь для капиталов, создать стимулы, чтобы технологии смогли обеспечить устойчивый экономический рост. Новая система экономического роста нам необходима, чтобы получить в полноте выгоду от новой технической революции» [2].

Си Цзиньпин также предложил внести определенные коррективы в процесс глобализации:

Во-первых, сделать связи между странами и их сотрудничество еще более тесными и глубокими. В международных финансовых кризисах виновата не глобализация, а неуемная жажда наживы ибо, «в торговых войнах не бывает победителей».

Во-вторых, установить определенное равенство всех стран в процессе глобализации. Все страны мира должны иметь одинаковую выгоду от глобализационных процессов. Международная система на основе правил должна быть сохранена. И все без исключений страны «должны соблюдать правила» [3].

События в Азии и в мире в целом показывают, что Китай наращивает усилия по внедрению в мировую экономику новых оснований и правил глобализации, стремясь стать лидером в этой области. Ключевым моментом данной стратегии является для Пекина интенсификация научно-технического сотрудничества и снятие барьеров при обмене техническими инновациями.

В марте 2017 года, на ежегодном заседании Боаоского азиатского форума была обнародована Декларация о содействии экономической глобализации, которая:

– призывает правительства стран мира и международные деловые круги поддерживать и продвигать открытость рынков, инклюзивный рост и экономическое сотрудничество с тем, чтобы обеспечить всеобщее процветание и устойчивый рост экономики [4];

– подчеркивает, что экономическая глобализация является неизбежным результатом научно-технического прогресса. Возникающие в связи с экономической глобализацией новые вопросы вытекают из того, что действующая система глобального управления не соответствует глубоким переменам, происходящим в устройстве мировой экономики. Принятие мер, направленных против глобализации, не поможет решить эти структурные противоречия, наоборот, они способны создать новые вызовы для роста мировой экономики. Мир должен активно адаптироваться к экономической глобализации и реформировать систему глобального управления;

– правительствам стран мира следует рассматривать экономическую глобализацию как позитивную силу, на основе принципа равенства экономического суверенитета, прав и обязанностей, путем усиления диалога и преобразования сотрудничества усовершенствовать международный экономический порядок и систему глобального управления;

– совместно принимать соответствующие меры, чтобы гарантировать еще более широкий охват процессом экономической глобализации. Либерализация трансграничной торговли и инвестиций является двигателем глобального устойчивого развития;

– вместе противостоять протекционизму, поддерживать и продвигать процесс либерализации и упрощения торговли и инвестиций, а также постоянно улучшать механизмы и управление многосторонними торговлей и инвестициями, чтобы гарантировать всеобщее процветание [5].

В своем выступлении Си Цзиньпин сформулировал концепцию «трех необходимостей», которые позволят сделать процесс экономической глобализации более динамичным, инклюзивным и устойчивым. Концепция включает в себя необходимость действовать инициативно и управлять умеренно, что позволит добиться максимального количества положительных эффектов, перебалансировать сам процесс глобализации [6].

Китай предпринимает практические шаги по поддержке глобализации. В частности, в марте 2017 г. Госсовет КНР объявил о смягчении условий доступа для иностранных инвесторов в ключевые отрасли страны:

– частично снят ограничения для доступа иностранных инвесторов в банковскую сферу, сферу страхования, ценных бумаг, инвестиционного менеджмента, осуществления фьючерсных сделок;

– отменены ограничения для иностранных инвестиций в сферу железнодорожного оборудования, производства мототехники, производства жиров и масел, топливного этанола. При этом инвесторам, которые собираются вкладывать средства в проекты в нефтегазовой отрасли, больше не нужно утверждение их проектов центральными властями и др. [7]

 

Глобализация и научно-технический прогресс

Форум в Боао показал, что экономическая глобализация рассматривается в Пекине как неизбежный результат научно-технического прогресса и одновременно как условие дальнейшего научно-технического, а следовательно, и экономического развития. Выступая на форуме с основным докладом, вице-премьер Госсовета КНР Чжан Гаоли призвал азиатские страны «содействовать сбалансированному развитию и реформированию системы глобального экономического управления» [8].

В целом стимулирование экономической глобализации, но с учётом улучшения управления этим процессом, в том числе по линии обмена достижениями научно-технического прогресса и технологиями, остаётся внешнеполитической стратегией КНР. Эта стратегия прямо связана с задачей перевода самой китайской экономики на путь инновационного развития и увеличения в совокупном ВВП доли продукции высокотехнологичных отраслей и инновационных производств.

Данный сегмент экономики растёт в Китае непрерывно и опережающими по сравнению с иными отраслями темпами. По данным Национального бюро статистики КНР, объём промышленного производства за первые два месяца 2017 г. в высокотехнологичных отраслях промышленности вырос на 12,6 %, что существенно выше, чем общий рост общего промышленного производства (на 6,3% в годовом исчислении). Инвестиции в основной капитал в высокотехнологичных отраслях выросли на 18,4%.

Китай обеспечивает рост производства в наукоёмкой сфере как за счёт использования зарубежных инвестиций, так и за счёт наращивания собственного инновационного потенциала. При этом Китай проявляет огромный интерес к зарубежным инвестициям в сфере технологий.

Этот интерес распространяется на следующие области:

1) сотрудничество в сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР),

2) привлечение в Китай передовых технологий,

3) привлечение высококвалифицированных специалистов,

4) усвоение управленческого опыта.

Реализуя собственную инновационную стратегию, Китай создает совместные предприятия с зарубежными партнёрами в сфере НИОКР. Крупные китайские компании, овладевая всей инновационной цепочкой, ставят разработку новых технологий на поток, а это и есть главное условие технологического, а в перспективе – и экономического лидерства Китая в планетарном масштабе.

Китайское руководство осознаёт важную роль науки и образования в эпоху глобализации. Расходы на НИОКР в КНР ежегодно растут на 15-20%, приближаясь к 2% ВВП. Важную роль играют Академия наук КНР, Академия общественных наук и Академия инженерных наук. Каждая из них разрабатывает свои проекты, но все крупные экономические проекты проходят экспертизу во всех трех академиях.

 

Механизмы многостороннего экономического сотрудничества

Открытие Азиатского инвестиционного банка (АИБ) как потенциального конкурента Всемирного банка, а также создание «Пояса и Пути» свидетельствует о том, что Китай взял курс на глобальную экономическую экспансию. Новые институты развития и сотрудничества, продвигаемые КНР, могут служить целям трансформации международных отношений.

Доказательством тому – обширный китайский портфель кредитной дипломатии. Уже сегодня Банк развития Китая (China Development Bank) имеет намного больше зарубежных активов, чем Всемирный банк. Активен и «Экспортно-импортный банк Китая» (Export-Import Bank of China). К тому же Центральный банк КНР имеет расширенные линии валютных свопов с 30 странами.

Значительная часть экономической дипломатии Китая до настоящего времени строилась на двусторонних отношениях, что позволяло получать лояльность, награждать друзей и гарантировать контракты для своих компаний. Так, например, более 60 стран выиграют от предложения Си Цзиньпина восстановить «Великий Шелковый путь».

Что касается многосторонних усилий, то большинство грандиозных проектов Китая воплощаются за пределами существующей системы. Пекин создал две многосторонние кредитные организации: базирующийся в Шанхае «Новый банк развития» (New Development Bank), более известный как Банк БРИКС, соучредителями которого, наряду с Китаем, являются РФ, Индия, Бразилия и ЮАР, и базирующийся в Пекине «Азиатский банк инфраструктурных инвестиций» (АБИИ), членами которого являются 70 стран, включая страны G7 (за исключением Японии и США) [9]. Инвестиции банка будут направлены на реализацию инфраструктурных проектов в Азии. По долям капитала крупнейшими владельцами голосов в АБИИ стали КНР, Индия и РФ.

Действия Китая придают новый импульс глобальной концепции управления на основе «Совместных консультаций, совместного строительства и совместного использования результатов». Выдвинутая в 2013 г. инициатива «Один пояс – один путь» уже включает более 100 стран и международных организаций, более 30 стран подписали соглашения с Китаем о сотрудничестве по совместному строительству, более 20 стран развертывают с Китаем национальное промышленное сотрудничество.

Организация АТЭС провела в Пекине заседание о продвижении зоны свободной торговли АТР, переговоры по соглашению о всестороннем региональном экономическом партнерстве, приложении больших усилий по процветанию и открытости региональной экономики. Пекин взял курс на активное продвижение принятой на саммите в Ханчжоу «Стратегии глобального роста торговли G20», снижение себестоимости торговли, укрепление координации торговой и инвестиционной политики. Тем самым, Китай постепенно берёт на себя всё большую ответственность в сфере глобального управления.

14-15 мая т.г. в Пекине успешно прошёл Форум высокого уровня по международному сотрудничеству в рамках «Пояса и пути» («Экономический пояс Шелкового пути» и «Морской Шелковый путь XXI века»). Цель данной инициативы – дать ответ на вызовы мирового развития посредством укрепления международного сотрудничества, интегрирования ресурсов, а также оказания помощи другим странам в решении ряда проблем, связанных с развитием.

В преддверии Форума высокого уровня Генеральный секретарь ООН Антониу Гуттериш заявил, что в момент, когда многие сомневаются в пользе глобализации и свободной торговли, инициатива «Пояс и Путь» даёт международному сообществу новый шанс на преодоление таких глобальных вызовов, как климатические изменения, продовольственная безопасность, нехватка воды и других [10].

В программной речи на открытии форума председатель КНР Си Цзиньпин назвал «дефицит» мира, развития и управления «устрашающим вызовом», стоящим перед современным миром. По его словам, глобальный рост нуждается в новых стимулах, развитие – в большей инклюзивности и сбалансированности, а разрыв между богатыми и бедными – в уменьшении.

Китай подписал соглашения о сотрудничестве с 40 странами и международными организациями, а также реализовал рамочные соглашения по производственным мощностям с 40 странами. Совокупный объем торговли Китая со странами вдоль «Пояса и Пути» в 2014-2016 гг. превысил $3 трлн., инвестиции Китая в эти страны составили более $ 50 млрд.

Кроме того, китайские предприятия основали 56 зон экономического сотрудничества в более 20 странах, содействовав увеличению налоговых поступлений на $1,1 млрд. и создав более 180 тыс. рабочих мест. АБИИ выделил $ 1,7 млрд. в виде кредитов на реализацию 9 проектов в странах, присоединившихся к инициативе. Объем инвестиций Фонда Шелкового пути составил $4 млрд [11].

 

Выводы и обобщения

Первое. Анализ последних мировых событий свидетельствует о глубокой трансформации всей мировой экономики. США постепенно отказываются от роли флагмана глобализации и всё больше скатываются к протекционизму, в то время как Китай проявляет всё большую готовность взять на себя нелегкое бремя лидера глобализационных процессов и главного защитника свободной торговли в современном мире.

Второе. Важно отметить, что свои растущие амбиции и претензии Китай подтверждает конкретными практическими шагами. Об этом свидетельствует и создание альтернативных МВФ и Всемирному банку финансовых институтов (АБИИ, Фонд Шелкового пути и др.), и успешное проведение Форума в Пекине (14-15 мая т.г.), в ходе которого были подписаны десятки новых контрактов и деловых соглашений между различными странами.

Третье. Принципиально важен тот факт, что Китай предлагает разработать новую экономическую модель глобального развития, основанную на технических инновациях. Это означает, что Китай быстро сокращает своё технологическое отставание от Запада и скоро будет готов на равных конкурировать с постиндустриальными странами в сфере науки, техники и инноваций.

___________________________________________

[1] Tsygankov A.P. A Strong State: Theory and Practice in the 21st Century //http://ru.scribd.com/doc/265177156.

[2] Си Цзиньпин предложил переформатировать глобализацию //http://zn.ua/WORLD/si-czinpin-predlozhil-pereformatirovat-globalizaciyu-236094_.html.

[3] Китай станет рулевым в глобализации //http://protivkart.org/main/9741-kitay-stanet-rulevym-v-globalizacii.html.

[4] Пироженко В. Глобализация по-китайски на службе национальной инновационной экономики //http://www.fondsk.ru/news/2017/04/01.

[5] На Боаоском азиатском форуме обнародована Декларация о содействии экономической глобализации http://russian.news.cn/2017-03/26/c_136159245.htm.

[6] Си Цзиньпин выдвинул новые концепции глобализации экономики. http://www.borodino-school.ru/16973-si-tszinpin-vyidvinul-novuyu-kontseptsiyu-globalizatsii-ekonomiki-.html.

[7] Си Цзиньпина признали «царем глобализации» //http://www.ng.ru/economics/2017-01-18/1_6905_china.html.

[8] Пироженко В. Глобализация по-китайски на службе национальной инновационной экономики //http://www.fondsk.ru/news/2017/04/01.

[9] Китай займет место США в МВФ и Всемирном банке? //http://www.vestifinance.ru/articles/83231http://www.vestifinance.ru/articles/83231

[10] Инициатива «Один пояс и один путь» предоставила новую идею для международного сотрудничества – Гуттериш  //http://russian.people.com.cn/n3/2017/0516/c31518-9216034.html.

[11] Создание открытого и обоюдно выигрышного нового мира //http://russian.people.com.cn/n3/2017/0116/c95181-9167272.html.

 

Похожие статьи