Летом 2017 года сразу две международные публикации привлекли с внимание и встревожили тех, кто имеет отношение к формированию бюджетов образования. 12 июля руководитель Директората по образованию и навыкам ОЭСР Андреас Шляйхер опубликовал отчет о финансировании школьного образования, согласно которому явная связь между расходами стран на образование и результатами их школьников отсутствует [1]. А 3 августа Департамент образования Великобритании привел результаты исследования эффективности финансирования школ, которые подтвердили данные PISA о том, что разница в результатах между странами объясняется факторами, не связанными с финансированием [2].
Результаты этих исследований выбивают почву из-под ног у тех, кто в искренней борьбе за бюджеты образования ссылается на средние по ОЭСР 5-6% от ВВП. Этот своеобразный шок, конечно же, послужит сильным катализатором повышения эффективности планируемых затрат в образовании. Но вопрос какие показатели, принципы и стандарты все-таки влияют на качество образования остается открытым.
Президент Казахстана Н.А.Назарбаев еще в 2014 г. поставил задачу внедрения в стране ряда принципов и стандартов ОЭСР.
Изучение принципов и стандартов ОЭСР в области образования привело нас к двум основным источникам, которые дают измеримые шкалы эффективности образовательной политики.
Первый – это ежегодный доклад об образовании «Education at a glance» («Взгляд на образование»), где приведены 130 показателей, характеризующих состояние систем образования стран ОЭСР и которые позволяют оценить образовательный потенциал стран с различных сторон.
Второй – международные сопоставительные исследования образовательных достижений, грамотности, различных компетенций учащихся и взрослых, которые проводит ОЭСР (PISA [4], PIAAC, TALIS). Их результаты позволяют странам оценить собственное место в мире и принять необходимые меры для развития того или иного направления в образовательной политике. В еще одном авторитетном исследовании TIMSS [5] Международной ассоциации оценки образовательных достижений (IEA) почти половина участников составляют страны ОЭСР.
Резонно возникают вопросы: что же повлияло на результаты стран в международных сопоставительных исследованиях учебных достижений детей и подростков, таких как TIMSS и PISA? Реально ли найти какие-либо факторы, влияющие на их результаты?
Чтобы попытаться ответить на эти вопросы, было проведено исследование, стержнем которого стало определение наличия корреляции между показателями в «Education at a glance» и результатами TIMSS и PISA (выборка около 50 стран).
Поиск зависимости результатов TIMSS и PISA от различных показателей в сфере образования, макроэкономических и социальных факторов, отраженных в докладе ОЭСР «Education at a glance» 2016 года выявил 15 зависимых и значимых факторов, которые повлияли на результаты образовательных достижений учеников.
1. Выявлена умеренная и сильная корреляция между долей взрослого населения (25-64 года) имеющих высшее образование и результатами TIMSS (таблица 1 – цифры выделены полужирным). Корреляция с результатами PISA также имеет место, но она не прошла проверку на значимость (обычные цифры). Ранее многие исследования уже показывали, что социальные условия, окружение в котором живет и обучается ребенок, имеют огромное значение для его образовательных успехов.
Корреляция с результатами PISA также имеет место, но она не прошла проверку на значимость (обычные цифры). Ранее многие исследования уже показывали, что социальные условия, окружение в котором живет и обучается ребенок, имеют огромное значение для его образовательных успехов.
Таблица 1
TIMSS | PISA | ||||||
Математика | Естествознание | ||||||
Класс | Класс | Математика | Чтение | Естествознание | |||
4 | 8 | 4 | 8 | ||||
Доля взрослых (25-64), имеющих высшее образование | Коэффициенты корреляции | ||||||
0,62 | 0,74 | 0,53 | 0,61 | 0,69 | 0,75 | 0,71 |
В данном же случае очевидно, что чем образованнее общество, окружающее ребенка, тем выше его учебные результаты. Высокообразованное общество само мотивирует ребенка к стремлению соответствовать уже достигнутому высокому уровню образования взрослого населения.
2. Уровень занятости населения во всех дисциплинах показал умеренную, и, что очень важно, значимую корреляционную связь с результатами обоих исследований (таблица 2).
Таблица 2
TIMSS | PISA | ||||||
Математика | Естествознание | ||||||
Класс | Класс | Математика | Чтение | Естествознание | |||
4 | 8 | 4 | 8 | ||||
Коэффициенты корреляции | |||||||
Уровень занятости | 0,54 | 0,64 | 0,39 | 0,47 | 0,39 | 0,38 | 0,43 |
Уровень безработицы | -0,32 | -0,51 | 0,01 | 0,01 | -0,05 | -0,03 | -0,08 |
Это значит, что чем стабильней и сильней экономика страны, в которой существует высокий спрос на работников, тем лучше обучение детей. Как и другие социальные факторы, занятость влияет косвенно, но все же зависимость, однозначно, присутствует.
Показатели занятости и безработицы в какой-то мере обратные и взаимозависимые, но в итоге показали значительные расхождения в корреляции с результатами TIMSS и PISA. В безработице ситуация почти что обратная – корреляция либо отсутствует, либо умеренная, но значима только в сопоставлении с 8 классом TIMSS по математике. В данном случае корреляция отрицательна.
3. Среднемесячный заработок взрослого населения с высшим образованием умеренно и значимо коррелирует с результатами стран по всем дисциплинам исследования PISA (таблица 3). Т.е. уровень жизни образованного населения также служит косвенным фактором, влияющим на качество образования.
Таблица 3
TIMSS | PISA | ||||||
Математика | Естествознание | ||||||
Класс | Класс | Математика | Чтение | Естествознание | |||
4 | 8 | 4 | 8 | ||||
Коэффициенты корреляции | |||||||
Средний месячный заработок взрослого населения с высшим образованием | 0,26 | 0,34 | 0,13 | 0,31 | 0,43 | 0,53 | 0,51 |
4. Шесть финансовых показателей в разной степени коррелируют с результатами TIMSS и PISA (таблица 4). Например, увеличение доли централизованного финансирования коррелирует с ухудшением результатов TIMSS, что должно говорить о необходимости снижения доли централизованного финансирования в пользу регионального и локального для повышения эффективности затрат на образование. Установлена умеренная и значимая корреляция результатов TIMSS со средними затратами на 1 ученика, ожидаемыми затратами на ученика за весь период обучения в школе. Такая же корреляция имеется между зарплатой учителя в расчете на 1 ученика, затратами на дошкольное образование и результатами PISA.
Эти результаты дают более детализированное понимание того, что отдельные финансовые показатели все-таки влияют на результаты стран в международных сопоставительных исследований, а, следовательно, и на качество школьного образования.
Таким образом, для однозначных утверждений об отсутствии связи между финансовыми показателями и качеством систем образования, как минимум, нет полных оснований.
Таблица 4
TIMSS | PISA | ||||||
Математика | Естествознание | ||||||
Класс | Класс | Математика | Чтение | Естествознание | |||
4 | 8 | 4 | 8 | ||||
Коэффициенты корреляции | |||||||
Средние затраты на школы, в расчете на 1 ученика | 0,56 | 0,46 | 0,39 | 0,28 | 0,64 | 0,61 | 0,62 |
Ожидаемые затраты на ученика в течение всего периода обучения в школе | 0,43 | 0,22 | 0,4 | 0,21 | 0,63 | 0,6 | 0,61 |
Доля централизованного финансирования в бюджете школ | -0,42 | -0,50 | -0,52 | -0,31 | -0,11 | -0,11 | -0,14 |
Зарплата учителя в расчете на одного ученика, средние классы | 0,34 | 0,41 | 0,29 | 0,50 | 0,41 | 0,41 | 0,41 |
Затраты на дошкольное образование USD | 0,06 | -0,10 | 0,08 | -0,07 | 0,40 | 0,45 | 0,38 |
Показатель максимальных зарплат | 0,49 | 0,66 | 0,16 | 0,46 | 0,27 | 0,28 | 0,28 |
5. С увеличением у населения желания обучаться и посещать дополнительные занятия, растут результаты PISA (таблица 5).
Это подтверждает растущую роль образования в течение всей жизни и дополнительного образования.
Таблица 5
TIMSS | PISA | ||||||
Математика | Естествознание | ||||||
Класс | Класс | Математика | Чтение | Естествознание | |||
4 | 8 | 4 | 8 | ||||
Коэффициенты корреляции | |||||||
Готовность учиться, % | 0,13 | 0,11 | 0,14 | 0,12 | 0,42 | 0,59 | 0,56 |
% участия населения в дополнительном образовании | 0,18 | 0,19 | 0,20 | 0,17 | 0,48 | 0,62 | 0,61 |
6. Исследование показало отрицательную корреляцию между средним количеством часов обучения в год в школе и результатами сопоставительных исследований (таблица 6).
Таблица 6
TIMSS | PISA | ||||||
Математика | Естествознание | ||||||
Класс | Класс | Математика | Чтение | Естествознание | |||
4 | 8 | 4 | 8 | ||||
Коэффициенты корреляции | |||||||
Среднее кол-во часов обучения в год | -0,23 | -0,28 | -0,4 | -0,48 | -0,36 | -0,27 | -0,3 |
Средний размер класса | -0,12 | 0,16 | -0,28 | -0,07 | -0,4 | -0,33 | -0,35 |
Соотношение учеников к преподавательскому составу | -0,54 | -0,46 | -0,51 | -0,54 | -0,68 | -0,58 | -0,6 |
Это может означать, что оптимального ограничения допустимых часов обучения вполне хватает учащимся для достижения необходимого результата, а превышение оптимального ограничения ведет не к улучшению, а к ухудшению результатов.
Условия обучения, такие как средний размер класса и сотношение учеников к преподавательскому составу ожидаемо дали отрицательную корреляцию, однако второй показатель дал больше значимых корреляционных связей.
Остальные 115 показателей из «Education at a glance» не дали какой-либо корреляции с результатами TIMSS и PISA.
Представленные результаты мы расцениваем как наш первый небольшой стартовый шаг для более детального глубокого изучения факторов влияющих на качество образования (в дополнение к тем исследованиям, которые проводят коллеги, анализируя результаты международных сопоставлений в области образования). Имеется возможность отслеживать степень влияния показателей в динамике лет, в разрезе стран и т.д.
________________________________________
1. http://www.bbc.com/news/business-40511185 (дата обращения: 28.11.17).
2. https://www.tes.com/news/school-news/breaking-news/extra-funding-schools-оn-ly-leads-modest -attainment-boost (дата обращения: 28.11.17)
3. Education at a Glance 2016. //https://yandex.kz/yandsearch?clid=2186621&text=Education%20at%20a%20Glance%202016&rdrnd=232760&lr=163&redircnt=1511772822.1. (дата обращения: 28.11.17).
4. Национальный отчет «Основные результаты международного исследования PISA-2015». http://iac.kz/ru/analytics/nacionalnyy-otchet-osnovnye-rezultaty-mezhdunarodnogo-issledovaniya-pisa-2015. (дата обращения: 28.11.17).
5. Национальный отчет «Результаты Казахстана в TIMSS-2015». http://iac.kz/ru/analytics/nacionalnyy-otchet-rezultaty-kazahstana-v-timss-2015. (дата обращения: 28.11.17).
Статья впервые была опубликована в журнале «Вестник Евразийского национального университета им. Л.Гумилева». Серия гуманитарных наук. – 2017. – №5 (120). – с.102-106.