4 апреля 2018 г. в Турции состоялся трехсторонний саммит глав государств России, Ирана и Турции. Это уже вторая по счету встреча стран-гарантов Астанинского процесса (первая прошла в Сочи в 22 ноября 2017 г., а следующая пройдет в Тегеране). Трехстороннему саммиту предшествовали двусторонние встречи президента РФ В.Путина с президентом Турции Р.Эрдоганом и президентом Исламской Республики Иран (ИРИ) Х.Рухани.
Двусторонние встречи В.Путина с Р.Эрдоганом и Х.Рухани
В.Путин и Р.Эрдоган обсудили важнейшие аспекты двусторонних отношений, в том числе – реализацию инвестиционных проектов, развитие торгово-экономических отношений (динамичный рост товарооборота на 40,5% за 2017 г.), сотрудничество в сфере атомной энергетики (начало строительства АЭС «Аккую») и военно-технического сотрудничества (поставки в Турцию зенитно-ракетных комплексов С-400) [1].
В ходе беседы с иранским лидером Х.Рухани были обозначены три важные задачи саммита «безопасность и стабильность, возвращение беженцев и определение судьбы Сирийской Арабской Республики руками сирийцев» [2]. В контексте переговоров были обсуждены региональные вопросы, в том числе был проведен конструктивный диалог касательно ситуации в Сирии.
Трехсторонний саммит лидеров РФ, Турции и ИРИ
Главной темой саммита стало укрепление национального единства, независимости, суверенитета и территориальной целостности Сирии. Страны-гаранты подчеркнули важность политического урегулирования сирийского вопроса, и договорились продолжать сотрудничество для установления мира, стабильности и безопасности в регионе.
Главы государств обсудили дальнейшие шаги по реализации планов «нового» будущего Сирии, в котором Конституционный Комитет, сформированный под эгидой ООН, будет решать судьбу Сирии.
Лидеры РФ, Турции и ИРИ отметили кризисную гуманитарную ситуацию в САР. В частности, В.Путин заявил о недопустимости политизации этой темы и напомнил мировому сообществу о необходимости четкого выполнения резолюции 2401 СБ ООН, которая направлена на облегчение страданий мирного населения на всей территории Сирии [3].
Стороны согласились проводить совместную работу по обеспечению гуманитарной и медицинской помощи сирийскому народу, сооружению социальных и инфраструктурных объектов и договорились консолидировать свои усилия в помощи строительства будущего Сирии.
По итогам трехстороннего саммита было принято Совместное заявление, в котором было отмечено, что Астанинский процесс – это единственная эффективная международная инициатива, которая помогла уменьшить насилие в Сирии и способствовала миру и стабильности в Сирии [4].
Стороны подтвердили свою решимость продолжать активное сотрудничество по Сирии в целях обеспечения долгосрочного прекращения огня между конфликтующими сторонами и продвижения политического процесса, предусмотренного в резолюции Совета Безопасности ООН 2254.
Стороны подчеркнули важность отделения террористических групп, таких как ИГИЛ, фронт ан-Нусра, и всех других лиц, групп, предприятий и организаций, связанных с Аль-Каидой или ИГИЛ, от вооруженной оппозиции в целях предотвращения жертв среди гражданского населения.
Трехсторонний Саммит в Анкаре не только стал площадкой для проведения консультаций и обмена опытом, но и укрепил связи между участниками встречи, усиливая их позиции как в Сирии, так и в целом в регионе.
Вместе с тем, для каждой из сторон участие в процессе урегулирования кризиса в САР носит стратегический характер, направленный, в первую очередь, на защиту собственных национальных интересов.
Для Турции урегулирование конфликта в Сирии напрямую касается её сферы безопасности, территориальной целостности государства и остро стоящего курдского вопроса. Согласно официальным заявлениям Анкары, военные операции на севере Сирии нацелены на борьбу с курдскими боевиками и продолжатся до полного очищения северной Сирии от курдских боевиков. На данный момент операция «Оливковая ветвь» нейтрализовала 4 000 террористов в Африне [5]. Следующая цель Турции – Манбидж. Немаловажным аспектом также является судьба сирийских беженцев, свыше 3,5 млн которых находятся на территории Турции.
В свою очередь для России участие в разрешении сирийского конфликта – это один из способов легитимации своего возвращения на Ближний Восток в качестве возрождающейся мировой державы, имеющий в регионе свои особые экономические, геополитические и военные интересы.
Что касается Ирана, то он крайне заинтересован закрепить своё военное присутствие в Сирии, чтобы усилить свои позиции в регионе перед лицом США и Израиля. Следует отметить, что российско-иранская военная кооперация достигла значительных успехов в ликвидации боевиков в центре Сирии, где РФ и ИРИ очистили от боевиков пригород Дамаска – Восточную Гуту. При этом на пресс-конференции по итогам трехстороннего саммита в Анкаре президент ИРИ Х.Рухани открыто обвинил США в использовании террористических группировок ИГИЛ и «Фронт ан-Нусра» в качестве инструмента в деле управления регионом [6].
В целом, тройственный альянс выглядит достаточно убедительно и внушительно, несмотря на разногласия по поводу будущего Сирии и судьбы Б.Асада, а также по ряду других региональных и международных вопросов. Как показал саммит, эти противоречия имеют второстепенный характер, когда страны объединяются ради общих геополитических интересов.
* * *
В целом, можно констатировать, что Россия-Иран-Турция выступают за мирное решение сирийского кризиса и принимают активное участие в борьбе с террористическими элементами на территории Сирии. В ходе трехстороннего саммита в Анкаре лидеры РФ, Турции и Ирана сделали важный шаг в сфере укрепления мира и безопасности в регионе. Решение сирийского конфликта требует максимальной координации и тесного взаимодействия всех заинтересованных сторон. При этом важную роль в постепенном сближении позиций всех участников сирийского конфликта играет Астанинский процесс, который функционирует в тесной связке с мирными переговорами в Женеве под эгидой ООН.
____________________________________
[1] Совместная пресс-конференция Владимира Путина и Реджепа Тайипа Эрдогана //http://kremlin.ru/events/president/news/57192.
[2] Беседа с Президентом Ирана Хасаном Рухани // http://kremlin.ru/events/president/news/57197
[3] Пресс-конференция по итогам встречи президентов России, Турции и Ирана //http://kremlin.ru/events/president/news/57201.
[4] Iran, Russia, Turkey Presidents’ joint statement //http://www.president.ir/en/103754.
[5] 4,000 terrorists neutralized in Afrin: Erdogan //https://aa.com.tr/en/politics/4-000-terrorists-neutralized-in-afrin-erdogan/1111464.
[6] Пресс-конференция по итогам встречи президентов России, Турции и Ирана //http://kremlin.ru/events/president/news/57201