В настоящее время российско-американские отношения находятся на самой низкой точке за весь период с 1991 года. По мнению экспертов, слишком жестко отстаивая свои национальные интересы, США и Россия зашли в стратегический тупик, что негативно влияет на общее состояние международных отношений. Чтобы выбраться из этого опасного тупика, чреватого масштабным военным конфликтом, понадобится не только политическая воля лидеров обеих держав, но и достаточно продолжительное время.
I. Различное видение будущего мирового порядка
Следует признать, что одной из важнейших причин сложившейся ситуации в американо-российских отношениях является различное видение формирующегося сегодня нового мирового порядка.
Несмотря на некоторое снижение доли Америки в глобальной экономике и ослабление их влияния на мировые геополитические процессы, США по-прежнему уверены в своем мировом лидерстве. Действительно, Соединенные Штаты остаются самой влиятельной мировой державой, ее экономика по-прежнему является крупнейшей в мире, а американская военная мощь, опирающаяся на сотни военных баз, по-прежнему проецируется на все страны и континенты мира. США искусно используют и т.н. «умную силу» (soft Power), а также необычайно притягательную силу своей массовой культуры, а также науки, образования и спорта. Все эти факторы создают реальную основу для культивирования Соединенными Штатами идеи собственной «исключительности». Америка считает, что она вправе сохранить свое лидерство в формирующемся мировом порядке XXI века (хотя и с опорой на союзников и партнеров), а также диктовать всем остальным государствам и организациям правила международной жизни, мировой торговли и политики.
В свою очередь Россия отстаивает идею многополярного мира, в котором США будут играть важную, но не исключительную и не решающую роль. По мнению Кремля, мировой порядок XXI века должен опираться на целый ряд влиятельных центров силы, которые будут взаимодействовать и конкурировать на равноправной основе.
Естественно, Россия позиционирует себя как один из подобных центров силы с собственной сферой влияния. Так, выступая 18 октября 2018 года на пленарной сессии Валдайского клуба, президент РФ В.Путин заявил: «Слава богу, эта ситуация однополярности, монополии, она уходит, практически уже ушла. Я считаю, что это очень опасно, в том числе и для монополистов, потому что они теряют ориентиры, возникает чувство вседозволенности, а это всегда очень опасно и ведет к тяжелым последствиям» [1].
Пытаясь реализовать собственное видение миропорядка XXI века, Россия проводит достаточно жесткую внешнюю политику, важными вехами которой стали война на Южном Кавказе, присоединение Крыма, а также участие российской армии в сирийском конфликте. Безусловно, эти шаги возрождающейся России не могли вызвать одобрения в Соединенных Штатах и на Западе в целом.
В результате, намерение России вернуть себе статус великой мировой державы и стать одним из центров формирующегося миропорядка натолкнулось на мощное сопротивление США, стремящихся загнать РФ в международную изоляцию.
II. Экономические санкции как способ «сдерживания» России
На протяжении последних лет США пытаются сдерживать растущую мощь России с помощью односторонних санкций, которые, по мнению некоторых политиков, являются скорее не санкциями, а «ограничениями» или «рестрикциями» [2]. Однако эффективность этих санкций или рестрикций невелика, и Россия продолжает курс на самоутверждение в быстро меняющемся мире.
Напомним в этой связи, что ещё 2 августа 2017 г. президент США Д.Трамп подписал Закон « О противодействии противникам Америки посредством санкций» (CAATSA), который закрепил ограничительные меры в отношении РФ, Ирана и КНДР, принятые предыдущими администрациями, а также ввел дополнительные меры. Например, в российской части этого документа к требованиям наказать РФ за действия в Крыму и Донбассе добавились обвинения в нарушениях прав человека «на оккупированной территории», в поставках оружия правительству Сирии, подрыве кибербезопасности США, вмешательстве в выборы 2016 года, в коррупции и т.д. Данный Закон предусматривает замораживание активов и усложнение процесса получения кредитов российскими предприятиями, а также распространяет действие санкций на физические и юридические лица третьих стран, сотрудничающие с компаниями из РФ или инвестирующие в проекты с российским участием более 33% (эти меры касаются проектов в любой стране мира, которые оформлены после 29 января 2018 г.). Кроме того, закон лишил президента США права смягчать и отменять санкции без одобрения Конгресса (ранее они вводились, корректировались и снимались указами президента) [3].
В январе 2018 г., в дополнение к данному Закону, который вступил в силу 29 января, был опубликован т.н. «кремлевский» список. В него были внесены члены российского правительства, в том числе премьер-министр Д.А.Медведев, руководство президентской администрации, руководители ряда госкорпораций и госбанков, а также бизнесмены, состояние которых, по данным американских источников, составляет $1 млрд и более – всего 210 человек. На них не распространяются какие-либо ограничения или запреты, но попадание в этот список может стать в будущем основанием для возможного введения санкций [4].
13 сентября 2018 г. президент США Д.Трамп подписал указ об автоматическом введении санкций против иностранных физических лиц и компаний, уличенных в попытках вмешательства в промежуточные выборы в Конгресс в 2018 году, а 20 сентября — указ об ужесточении соблюдения режима американских санкций в отношении России в связи с «агрессией на Украине» [5].
Кроме того, 20 сентября 2018 г. Госдепартамент США внес в санкционный список еще 27 российских должностных лиц и 6 структур, которые «действуют в интересах оборонных и разведывательных секторов России». Среди них – «ЧВК Вагнера», OOO «Оборонлогистика», Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю.А.Гагарина, бизнесмен Е.Пригожин, ряд сотрудников ГРУ и начальник этой структуры И.Коробов [6].
Далее, 20 ноября 2018 г. администрация Д.Трампа ввела санкции против одной иранской и трех российских компаний, включая дочернее предприятие российского Министерства энергетики. По мнению США, эти компании помогали незаконно перевозить на морских судах иранскую нефть, предназначенную для правительства Б.Асада. Кроме того, США ввели санкции против одного гражданина России и одного гражданина Сирии, связанных с двумя российскими компаниями: с «Промсырьеимпортом», дочерним предприятием Министерства энергетики России, и с компанией «Global Vision Group». Введенные санкции распространяются также на двух сотрудников Центрального банка Ирана, которые, по данным Министерства финансов США, были вовлечены в эти схемы [7].
Наконец, 19 декабря США ввели новые санкции в отношении России, в том числе в отношении нескольких сотрудников спецслужб, предположительно, вмешивающихся в выборы в США 2016 года [8].
Важно отметить, что введение Соединенными Штатами все новых и новых санкций против России – весьма непростой процесс. Свою роль играют межпартийные противоречия и расклад сил в Конгрессе США. Так, например, 14 января 2019 г. демократы-сенаторы в третий раз заблокировали рассмотрение законопроекта «Укрепление безопасности Америки на Ближнем Востоке» о санкциях против Сирии, РФ и Ирана. В процедурном голосовании 50 сенаторов-республиканцев высказались за законопроект при необходимых 60 голосах, 43 законодателя (в большинстве своем демократы, а также присоединившиеся к ним независимые) проголосовали против. Аналогичным образом Демократическая партия смогла заблокировать инициативу также 10 января (53-43) и 8 января (56-46) [9].
Отметим также, что администрация Д.Трампа намерена вывести из-под санкций компании «Русал», «En+» и «Евросибэнерго», поскольку они выполнили требования Министерства финансов США и теперь не находятся под контролем О.Дерипаски. Соответствующее заявление распространил в четверг министр финансов США Стивен Мнучин по итогам встречи с членами Палаты представителей Конгресса, ранее призывавшими пересмотреть решение о снятии санкций [10].
Безусловно, экономические санкции США (как персональные, так и секторальные) в известной мере вредят российской экономике, которая страдает от недостатка прямых иностранных инвестиций (ПИИ), оттока капитала, отсутствия доступа к дешевым западным кредитам и т.д. Снижается уровень реальных доходов россиян, ухудшаются демографические показатели. В то же время, Россия не только выдержала экономические санкции США, но и сумела использовать их для собственной выгоды.
Во-первых, Россия пытается нивелировать эффект американских санкций путем налаживания отношений с Китаем, Турцией, Ираном, Сирией, Саудовской Аравией, Индией и другими государствами. Тем самым Москва стремится в очередной раз доказать Вашингтону, что у нее по-прежнему есть друзья и союзники [11].
Во-вторых, за последние четыре года Россия сумела резко усилить свои позиции на мировом продовольственном рынке, серьезно потеснив своих конкурентов в лице США и Канады. Например, по данным западных трейдеров, российский зерновой экспорт вырос на 47% до 52 млн тонн в сезоне 2017/18 гг., а к 2022 году РФ намерена увеличить экспорт на 25 млн тонн до 77,7 млн тонн. При этом выход на рынок Ирака или Нигерии будет особенно ощутим для США, а экспансия в Алжир и Саудовскую Аравию – для ЕС [12].
В-третьих, РФ сохранила позиции на мировом рынке вооружений. Несмотря на санкции США, по итогам 2018 года объём продаж оружия из РФ составит $16 млрд., портфель заказов на российскую военную технику вырос с $45 млрд в 2017 г. до $55 млрд в 2018 году [13]. При этом американские военные эксперты считают, что Россия (как и Китай) достигла «четвертого измерения» в оборонной сфере, в том числе за счет разработки гиперзвукового оружия [14].
В-четвертых, даже на фоне американских и европейских санкций России удается улучшать свои позиции в мировых экономических рейтингах. Так, в ноябре 2018 г. агентство «Bloomberg» подняло Россию с 7-го на 2-е место в рейтинге развивающихся рынков, причем РФ опередила Китай, Турцию, Индонезию, Филиппины и Польшу и вплотную приблизилась к лидеру рейтинга – Малайзии [15].
В-пятых, пытаясь застраховать себя от негативных последствий все новых и новых американских санкций, Россия форсирует курс на дедолларизацию своей экономики и наращивание внешней торговли в национальных валютах. При этом, по данным агентства «Bloomberg» (США), «Россия устроила распродажу гособлигаций США, сократив долю американской валюты в своих огромных резервах на 101 миллиард долларов, переведя эти средства в евро и юань» [16].
В то же время, выступая 28 ноября 2018 г. на форуме «Россия зовет!», В.Путин заявил: «У нас нет цели уходить от доллара, доллар уходит от нас. И те, кто принимает соответствующие решения, они стреляют себе уже не в ногу, а чуть выше, потому что такая нестабильность в расчетах в долларах вызывает желание очень многих экономик мира найти альтернативные резервные валюты и создать независимые от доллара системы расчетов» [17].
В этой связи американские аналитики все чаще высказываются за отказ США от санкций как главного и, по сути, единственного инструмента воздействия на возрождающуюся Россию. Например, эксперты издания «National Interest» констатируют: «США и Россия вступили в ожесточенную геополитическую конфронтацию, которая угрожает перерасти в непосредственный военный конфликт несмотря на то, что ни та, ни другая страна этого не хочет. Нынешняя стратегия Америки в отношении России попросту не работает. Вместо этого она связывает нам руки. Она делает Россию более агрессивной во внешней политике и менее демократичной во внутренней. Опасность нарастает. Дипломатические инструменты, которые препятствовали вооруженному конфликту в период холодной войны, атрофировались. Режимы контроля над вооружениями, которые помогали обеспечивать стратегическую стабильность и препятствовали дорогостоящей гонке вооружений, теперь оказались на грани краха. США ввели против России десятки санкций, которые, очевидно, не оказали никакого влияния на ее внешнюю политику. Число официальных встреч и форумов для обсуждения проблем близится к нулю, а контакты между гражданами США и России настолько слабы, что жители этих двух стран попросту перестали понимать друг друга» [18].
Тем не менее, многие западные эксперты считают, что в 2019 г. США введут новые санкции против России – например, 8 из 9 опрошенных Би-Би-Си экономистов упомянули этот фактор риска для российской экономики. По их мнению, если США ужесточат свои санкции, то рост ВВП РФ в 2019 году составит лишь 0,5%, а в обменных пунктах можно будет увидеть доллар за 77 рублей [19].
III. Судьба Договора о РСМД и Договора СНВ-III
В настоящее время рушится система контроля за ядерными вооружениями. США считают, что РФ нарушает Договор о ракетах средней и меньшей дальности (ДРСМД), разрабатывая крылатую ракету «9М729». В итоге, скорее всего, в 2019 году мир станет свидетелем распада ДРСМД, который пока является одной из опор глобальной безопасности.
Тем не менее, Кремль по-прежнему предпринимает попытки спасти ДРСМД. Так, 15 января 2019 г. в интервью сербским изданиям – «Политика» и «Вечерние новости» президент РФ В.Путин заявил: «Несмотря на объявленное США намерение выйти из Договора, мы открыты для продолжения диалога по поиску путей его сохранения. В декабре направили американцам ряд конкретных предложений на этот счёт. Готовы к серьёзному разговору и по всей стратегической повестке между нашими странами» [20]. Российский лидер подчеркнул: «США фактически ведут линию на демонтаж системы международных соглашений в сфере контроля над вооружениями, которые связывают им руки в наращивании военного потенциала. Или пытаются выполнять их выборочно, то есть только в той части, которая отвечает их интересам. Заявление о намерении выйти из ДРСМД стало ещё одним звеном в длинной цепочке подобных действий. Очевидно, что последствия такой политики будут самыми негативными» [21].
Напомним также, что 15 января 2019 года РФ и США обсудили на консультациях в Женеве перспективу ДРСМД. Как заявил замглавы МИД РФ С.Рябков, в переговорах «принимали участие представители практически всех ведомств и структур с обеих сторон, которые занимаются темой ДРСМД. Кроме ДРСМД вопросов в повестке дня не было. Мы провели обзор ситуации, рассмотрели конкретные аспекты, вызывающие озабоченность с той и с другой стороны, обсудили ближайшую перспективу того, что может происходить с договором и вокруг него. В целом, вынуждены констатировать, что продвижения вперед нет» [22].
По мнению экспертов «Stratfor», решение США выйти из «приведет к дальнейшему наращиванию военной мощи в США и России, и особенно на окраинах Европы. Польша, Румыния и прибалтийские государства будут проявлять наибольшее желание разместить у себя дополнительные американские силы и средства. Но пройдет не менее года, прежде чем Соединенные Штаты развернут в этом регионе ракеты средней дальности. Россия, со своей стороны, будет наращивать свое военное присутствие и силы в Калининградской области, на западе страны, в Крыму и на Черном море. Переговоры между Вашингтоном и польским правительством о создании постоянной американской военной базы в стране продолжатся, но строительство в 2019 году вряд ли начнется» [23].
Следует также отметить, что под вопросом остается и пролонгация Договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3). Так, 30 ноября т.г. в Конгресс США был внесен «Законопроект о прекращении российской ядерной агрессии», призванный заблокировать продление Договора СНВ-III. В связи с этим глава МИД РФ С.Лавров на большой пресс-конференции по итогам 2018 года заявил: «Что касается СНВ, то у многих стран есть опасения, что и его свертывание входит в планы США. Мы надеемся, что это не так» [24].
IV. Вопросы глобальной энергетической безопасности
США серьезно обеспокоены усилением позиций России на мировом энергетическом рынке. Министр энергетики США Рик Перри считает, что «Россия исторически использовала энергоресурсы как оружие и продолжает это делать по сей день». В ходе турне по странам Восточной Европы он особо подчеркнул: «Нельзя и дальше позволять Кремлю использовать энергию в качестве оружия» [25].
По мнению многих американских политиков, Россия при помощи «Северного потока-2» ставит под вопрос энергетическую безопасность Евросоюза и суверенитет стран Центральной и Восточной Европы. В частности, заместитель помощника госсекретаря США Сандра Оудкирк заявила 6 декабря 2018 года, что США считают «Северный поток-2» и «Турецкий поток-2» «угрозами для безопасности Украины и всей Европы» [26].
11 декабря 2018 года в Госдепартаменте США состоялся брифинг, посвященный вопросам энергетической безопасности. В ходе выступления представитель Госдепа Фрэнсис Феннон отметил, что «Северный поток-2» и «Турецкий поток-2» нацелены на усиление энергозависимости, а не укрепление безопасности. По его словам, эти два проекта не являются коммерческими, более того, они являются политическими инструментами: «Посредством «Северного потока-2» Россия стремится увеличить свои рычаги влияния на Запад, отделяя Украину от Европы» [27].
В этой связи США усилили давление не только на саму Россию, но и на ее европейских партнеров по «Северному потоку-2». В частности, Посол США в ФРГ Ричард Гренелл направил ряду немецких компаний письма, в которых пригрозил им возможными санкциями в случае их поддержки «Северного потока-2». Посол считает, что этот проект «несет серьезные геополитические последствия» для Европы [28].
МИД Германии, а также ряд немецких политиков подвергли заявления Посла США резкой критике. МИД ФРГ назвал письма Р.Гренелла «очередной провокацией» и посоветовал немецким компаниям оставить письма американского дипломата без ответа [29]. Заместитель главы фракции партии «Левые» в Бундестаге Фабио Де Мази напомнил, что возможные санкции будут противоречить международному праву. По его мнению, «у Посла США сложилось впечатление, что он является наместником императора из Вашингтона в Германии». Кроме того, недовольство высказал и замглавы СДПГ Ральф Штегнер, который заявил, что «времена верховных комиссаров в Германии уже прошли» [30].
В свою очередь президент РФ В.Путин неоднократно заявлял, что США занимаются «недобросовестной конкуренцией» и пытаются выдавить РФ с энергорынка Европейского союза. Учитывая данное обстоятельство, 29 ноября 2018 года В.Путин одобрил обновленную доктрину энергетической безопасности РФ, которая предусматривает усиление государственной поддержки российских энергетических компаний, работающих за рубежом, а также импортозамещение технологий ТЭК. По данным секретаря Совбеза РФ Н.Патрушева, над доктриной работало Министерство энергетики и другие ведомства.
В целом, трудно ожидать, что в 2019 году противоречия между Вашингтоном и Москвой в энергетической сфере будут преодолены. Напротив, разногласия между США и РФ будут усиливаться, учитывая интерес американских производителей СПГ к рынку ЕС.
V. Первые проблемы в сфере космического сотрудничества
До недавнего времени сотрудничество в сфере космоса было одним из наиболее успешных направлений взаимодействия США и России на международной арене. Например, несмотря на «войну санкций», США продолжали закупать у РФ ракетные двигатели РД-180. 1 августа 2018 года российское НПО «Энергомаш» и американская компания «United Launch Alliance» (ULA) подписали новый контракт на поставку двигателей РД-180 сроком до 2020 года. По мнению экспертов, договор с российской стороной будет продлён и после 2020 года [31].
По данным российских экспертов, двигатели РД-180 используются для разгона первой ступени одноразовой двухступенчатой ракеты-носителя «Atlas V», с помощью которой на орбиту выводится аппаратура как гражданского, так и военного назначения. Ещё один двигатель – «РД-181» – поставляется для одноразовой ракеты-носителя «Antares», разработанной «Orbital Sciences Corporation» и предназначенной для запуска на орбиту грузов массой до 8 тонн (речь идёт о доставке грузов на МКС) [32]. Не случайно 23 декабря 2018 г. Гендиректор «Tesla» и «SpaceX» Илон Маск высоко оценил ракетный двигатель «РД-180»: «Стыдно, что Boeing и Lockheed вынуждены использовать российский двигатель на Atlas, однако конструкция двигателя великолепна» [33].
Вместе с тем, на пути американо-российского космического сотрудничества появились неожиданные препятствия – 5 января 2019 года пресс-секретарь NASA Меган Пауэрс сообщила о том, что запланированный на февраль 2019 г. визит главы «Роскосмоса» Д.Рогозина в США не состоится, а новая дата визита пока не определена [34]. В свою очередь 9 января 2018 г. Д.Рогозин сообщил, что перенос его поездки в США связан с противостоянием Д.Трампа и Конгресса. Несмотря на сложившуюся ситуацию, Д.Рогозин готов принять руководителя NASA Джима Брайденстайна в России [35].
VI. Вопросы соблюдения свободы вероисповедания
В декабре 2018 года госсекретарь США Майкл Помпео внес РФ в список «особого наблюдения», состоящий из стран, «осуществляющих серьезные нарушения свободы вероисповедания или не препятствующих им». Данный список составляется по рекомендациям USCIRF – Комиссии по международной религиозной свободе при Государственном департаменте – на основании одноименного акта (IRFA) [36]. В заявлении М.Помпео сказано: «По всему миру люди продолжают подвергаться преследованиям, арестам и даже смерти за то, что попросту живут своей жизнью в соответствии со своими убеждениями. Соединенные Штаты не будут оставаться безучастными зрителями этих гонений. Защита и содействие международной религиозной свободе являются приоритетом внешней политики администрации Трампа. Я признаю, что несколько указанных стран работают над формированием уважения к свободе вероисповедания, приветствую такие инициативы и с нетерпением ожидаю продолжения диалога. Соединенные Штаты по-прежнему открыты к сотрудничеству с правительствами, организациями гражданского общества и религиозными лидерами для продвижения религиозной свободы во всем мире» [37].
В этой связи официальный представитель МИД РФ М.Захарова заявила 13 декабря 2018 года: «Обратили внимание на недавние заявления госсекретаря США, господина Помпео о включении России в некий специальный список стран, которые, согласно американскому закону о международной религиозной свободе, цитирую: «ответственны за злостные нарушения свободы вероисповедания». Что у людей происходит в госдепартаменте, понять невозможно. Там вообще специалисты остались? Какой-то парад непрофессиональных заявлений, которые мы видим от американских дипломатов, причем я бы сказала, высшего звена» [38].
Можно предположить, что в 2019 году обмен резкими высказываниями между Вашингтоном и Москвой по религиозной и правозащитной тематике будет продолжен, поскольку администрация США делает особый упор на данных проблемах (и это касается не только России).
* * *
Выводы и обобщения
Первое. Анализ современного состояния американо-российских отношений позволяет утверждать, что завершившийся 2018 год стал временем упущенных возможностей для налаживания диалога между США и Россией. При этом разногласия между Вашингтоном и Москвой слишком глубоки, чтобы можно было надеяться на их быстрое разрешение в начавшемся 2019 году. США и России предстоит пройти долгий путь поиска взаимоприемлемых компромиссов. Однако проблема заключается в том, что диалог между лидерами двух стран сведен к минимуму, что затрудняет процесс достижения консенсуса.
Второе. В наступившем 2019 году над Россией по-прежнему будет нависать «дамоклов меч» очередных американских санкций (ограничений, рестрикций и др.). В частности, эксперты называют два билля, которые могут быть утверждены, – это «Защита выборов от угроз путем обозначения красных линий» (DETER) и «Акт о защите американской безопасности от агрессии Кремля» (DASKAA). В итоговом виде пакет санкций будет представлять собой гибрид DETER и DASKAA, который согласуют комитет по иностранным делам сената и комитет по банковским делам [39]. Новые санкции заставят Москву принимать асимметричные контрмеры, поскольку она ни в коем случае не желает выглядеть проигравшей стороной.
Третье. На содержание и характер американо-российских отношений будут влиять не только упомянутые в данной статье проблемы, но и несовпадающие, а порой и противоположные подходы США и РФ в отношении актуальных международных проблем (Сирия, Афганистан, Иран и др.). Как отмечают эксперты «Stratfor», в 2019 году США сосредоточат свои усилия на граничащих с РФ регионах от Восточной Европы до Кавказа и до Центральной Азии. Особый упор будет сделан на развитии связей в сфере безопасности «через продажу оружия и проведение военных учений». Одновременно Вашингтон «будет предлагать экономические стимулы и гарантии безопасности странам, которые более прочно находятся на орбите Москвы, чтобы попытаться преодолеть их зависимость от России» [40]. Заметим в этой связи, что пока США и РФ будут воспринимать Евразию как пространство конфронтации и конкуренции, американо-российские отношения будут по-прежнему оставаться в стратегическом тупике.
Четвертое. На наш взгляд, лидерам США и России пора выйти из окопов новой «холодной войны», наладить полноценный политический диалог и всесторонне обсудить весь комплекс вопросов, препятствующих сотрудничеству двух держав. В этом контексте сохраняет актуальность предложение Президента РК Н.А.Назарбаева о проведении в Астане встречи лидеров США, России, Китая и ЕС для урегулирования имеющихся проблем и противоречий.
________________________
[1] Заседание дискуссионного клуба «Валдай» //http://kremlin.ru/events/president/news/58848.
[2] Кремль отказался считать меры Запада против России санкциями //https://www.rbc.ru/politics/14/11/2018/5bebd6439a7947c628908c31.
[3] История введения санкций США в отношении России //https://tass.ru/info/5605656.
[4] Там же.
[5] Там же.
[6] Там же.
[7] U.S. Sanctions Russian Companies to Choke Off Oil for Syria //https://www.bloomberg.com/news/articles/2018-11-20/u-s-sanctions-russian-and-iranian-companies-syrian-national.
[8] U.S. imposes fresh Russia sanctions for election meddling //https://www.reuters.com/article/us-usa-russia-sanctions-treasury/u-s-imposes-fresh-russia-related-sanctions-treasury-idUSKCN1OI27F.
[9] В США демократы вновь заблокировали принятие санкций против Сирии и ее союзников //https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/5998588.
[10] Глава минфина США подтвердил намерение снять санкции с «Русала», En+ и «Евросибэнерго» //https://tass.ru/ekonomika/5987375.
[11] How isolated is Russia? //http://www.arabnews.com/node/1423466.
[12] Расширение поставок российской пшеницы назвали угрозой для США и ЕС //https://vz.ru/news/2018/11/22/951880.html.
[13] Заквасин А. «Триумф» против санкций: каких показателей достиг экспорт российского оружия в 2018 году //https://russian.rt.com/russia/article/587215-eksport-oruzhiya-rossiya.
[14] США: Россия достигла «четвёртого измерения» в обороне //https://news.ru/oruzhie/dostizhenie-rf-chetvertogo-izmereniya-v-oborone-ozadachilo-ssha/.
[15] Malaysia Beats Emerging Market Peers as Asia Outshines //https://www.bloomberg.com/news/articles/2018-11-27/turkey-sinks-to-last-on-emerging-market-scorecard-malaysia-tops.
[16] Bloomberg (США): уходя от доллара, Россия купила четверть мировых резервов юаня //https://inosmi.ru/politic/20190111/244368245.html.
[17] Инвестиционный форум «Россия зовёт!» //http://kremlin.ru/events/president/news/59216.
[18] Безопасность США и Россия: варианты и последствия (National Interest, США) //https://inosmi.ru/politic/20181209/244195192.html.
[19] Шамина О. Новый год, новые риски. Что грозит экономике России в 2019 году //https://www.bbc.com/russian/features-46512660.
[20] Интервью сербским изданиям «Политика» и «Вечерние новости» //http://kremlin.ru/events/president/news/59680.
[21] Там же.
[22] Рябков рассказал об итогах переговоров России и США по ДРСМД //https://ria.ru/20190115/1549399223.html.
[23] Stratfor (США): прогноз на 2019 год (5 часть) //https://inosmi.ru/politic/20181214/244231077.html.
[24] Лавров выразил надежду на отсутствие у США намерений выйти из договора об СНВ //https://iz.ru/834478/2019-01-16/lavrov-vyrazil-nadezhdu-na-otsutstvie-u-ssha-namerenii-vyiti-iz-dogovora-ob-snv.
[25] Перри: нельзя позволять России использовать энергоресурсы в качестве оружия //https://www.golos-ameriki.ru/a/reuters-russia-should-not-be-allowed/4656683.html.
[26] Антонов А. Госдеп назвал «Северный поток – 2» и «Турецкий поток – 2» угрозами //https://vz.ru/news/2018/12/6/954159.html.
[27] Госдеп назвал «Северный поток-2» и «Турецкий поток» политическими инструментами //https://www.kommersant.ru/doc/3826964.
[28] Северный поток-2 и угрозы США: Берлин возмущен давлением на немецкие фирмы – DW Новости (14.01.2019) // https://www.dw.com/ru/%D1%81%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%BF%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%BA-2-%D0%B8-%D1%83%D0%B3%D1%80%D0%BE%D0%B7%D1%8B-%D1%81%D1%88%D0%B0-%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%BB%D0%B8%D0%BD-%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%BC%D1%83%D1%89%D0%B5%D0%BD-%D0%B4%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%D0%BC-%D0%BD%D0%B0-%D0%BD%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D1%84%D0%B8%D1%80%D0%BC%D1%8B-dw-%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8-14012019/av-47079224.
[29] МИД Германии назвал посла США провокатором //https://news.ru/v-mire/mid-germanii-nazval-posla-ssha-provokatorom/.
[30] Берлин ответил на угрозы США о санкциях за «Северный поток — 2» //https://news.ru/den-gi/ugrozy-ssha-o-sankciyah-za-severnyj-potok-2-vozmutili-berlin/.
[31] Алексеева Н. «Веские причины»: почему США продолжат закупать российские ракетные двигатели //https://russian.rt.com/world/article/541372-raketa-dvigatel-import-rd-180.
[32] Там же.
[33] https://twitter.com/elonmusk/status/1076619460562247680.
[34] NASA проинформировало «Роскосмос» о переносе визита Рогозина в США //https://tvzvezda.ru/news/vstrane_i_mire/content/201901050057-t0nc.htm/
[35] Рогозин рассказал, с чем связана отмена его визита в США //https://tvzvezda.ru/news/vstrane_i_mire/content/201901091624-rr27.htm.
[36] Скрыльников П. Религии России попали под особое наблюдение Госдепа //http://www.ng.ru/facts/2018-12-18/12_456_gosdep.html.
[37] Там же.
[38] МИД: заявления США о нарушениях свободы религии в России непрофессиональны //https://ria.ru/20181213/1547913889.html.
[39] Пудовкин Е., Атасунцев А. Мюллер, санкции и евроскептики: какие вызовы ждут Россию в новом году //https://www.rbc.ru/politics/03/01/2019/5c234f1b9a794782db76be50.
[40] Stratfor (США): США сосредоточат усилия на граничащих с Россией районах //https://inosmi.ru/politic/20181119/244040802.html.