Eng | Pyc

 

   

Тастенов А. Особенности государственной информационной политики Казахстана

Задачами государственной информационной политики выступают освещение и разъяснение государственных инициатив, обеспечение стабильности, а также пропагандистские задачи. От реализации информационной политики зависит результативность проводимых государственных программ и других инициатив, мир и согласие в обществе, имидж государственных органов в целом. При этом за эффективность информационной политики отвечает не только профильное министерство, но и каждый государственный орган.
 
Между тем, анализ проводимой информационной работы государства за последние годы выявил ряд некоторых проблем.
 
Основной проблемой выступает отсутствие современных и эффективных PR-подходов в освещении. Зачастую наблюдается недостаточная ориентация на целевые аудитории с использованием соответствующих для них каналов информации. Также не всегда учитываются особенности того или иного региона, например, популярные региональные СМИ. При этом в освещении государственных программ недостаточно акцентируется внимание на положительных сторонах нововведений, конкретных возможностях и эффектах от их внедрения для каждого жителя, города, области или страны в целом.
 
Большинство размещаемых материалов характеризуется «сухой» подачей информации. Презентации новых законов, законодательных актов, правил или программ содержат, как правило, множество юридических, политологических, экономических терминов, непонятных для обычных людей. Однако, данные материалы зачастую не сопровождаются разъяснением со стороны профессиональных специалистов, которые могли бы простым и понятным языком объяснить суть новых нововведений.
 
К примеру, в этом году внедрение земельной реформы сопровождалось недостаточным разъяснением, как со стороны государственных органов, так и со стороны экспертного сообщества. В результате это способствовало неправильному пониманию целей и задач земельной реформы в обществе и возникновению ряда стихийных несанкционированных митингов в регионах страны.
 
Обращает на себя внимание слабое использование социальных сетей пресс-службами государственных органов. Следует отметить, что за последнее время многие государственные органы создали официальные аккаунты в социальных сетях. Однако они недостаточно эффективно применяют их для продвижения своих инициатив. В большинстве случаев данные аккаунты ведутся нерегулярно, ограничиваясь «сухими» публикациями официальных пресс-релизов госоргана. При этом зачастую отсутствует постоянная «обратная связь» с населением, что в целом может негативно отражаться на имидже данного государственного органа.
 
Наряду с данными проблемами, продолжают доминировать в отечественном информационном поле зарубежные СМИ, особенно российские, тем самым, сохраняется уязвимость нашего медиа-пространства и информационной безопасности в целом.
 
Внешние информационные потоки в стране практически полностью обеспечиваются иностранными СМИ. Кабельные сети в РК транслируют в преобладающем большинстве иностранные телеканалы. В итоге узость подачи информации в отечественных СМИ обуславливает и узость внутреннего информационного рынка.
 
Также наблюдается неэффективное использование бюджетных средств, обусловленное невысоким качеством продукта, произведенного в рамках государственного информационного заказа. Это объясняется тем, что из-за демпинговой системы конкурс чаще всего выигрывают продакшн-студии, производящие низкопробный контент. Тем самым, выделяемые финансы, по сути, направлены не на качество продукции, а на количество.
 
Вместе с тем, в Казахстане в настоящий момент сохраняется недостаточно эффективная внешняя информационная контрпропаганда, отсутствуют действенные механизмы противодействия внешним игрокам. Также слабо проработана контрпропаганда в социальных сетях («Facebook», «Twitter», «YouTube», «Одноклассники», «ВКонтакте» и др.), которые могут быть использованы как каналы влияния как внешними, так и внутренними игроками.
 
Внутреннее информационное реагирование характеризуется недостаточным уровнем оперативности и качества предоставляемых официальных материалов со стороны государственных органов. Несвоевременное реагирование на резонансные события со стороны различных государственных органов стало уже предметом традиционной критики со стороны ряда СМИ. В частности, несмотря на информационное реагирование государственных органов на теракт в Алматы в июле этого года, публиковался ряд негативных материалов с критикой в адрес госорганов.
 
Для продвижения государственных заявлений недостаточно широко и повсеместно задействуется экспертное сообщество, аналитические, социологические структуры, а также лидеры общественного мнения и др.
 
В целом, слабо применяются профилактические информационные кампании на региональном и республиканском уровне, которые должны работать на предупреждение и предотвращение возникновения потенциально резонансных событий в обществе.
 
Тем самым, указанные проблемы препятствуют эффективной реализации государственной информационной политики и требуют принятия мер для их устранения.

Похожие статьи