Eng | Pyc

 

   

Муханов М.Н. О текущей экономической ситуации

Резкое изменение параметров мировой экономики и внешнеэкономической конъюнктуры в 2015-2016 годах серьезно актуализировало необходимость выработки адекватного ответа и выработки практических шагов по нейтрализации негативных сценариев для развивающихся стран, особенно богатых природными ресурсами.

Так, Саудовская Аравия объявила амбициозный план экономических реформ «Saudi Arabia’s Vision 2030», согласно которому страна диверсифицирует экономику к 2030 г. Среди ключевых мер – быстрое развитие частного сектора, улучшение деловой среды и государственного аппарата, поддержка ненефтяного экспорта и развитие Национального инвестиционного фонда до порядка 1,9 трлн.долларов США.

При этом мировая практика свидетельствует об отсутствии примера глубоких экономических и структурных преобразований за относительно непродолжительный период.

Например, такие развитые ресурсные страны, как Норвегия, Канада,  Австралия постепенно наращивали экономический потенциал и улучшали свою конкурентоспособность, расширяя номенклатуру и географию экспорта.

Даже в успешных государствах Юго-Восточной Азии, показавших «экономическое чудо» в последние полвека на основе модели догоняющего развития, период экономических трансформаций занял от 4 до 5 десятилетий. Во многом это было связано с необходимостью формирования качественных институциональных систем, рыночной модели экономики, создающих устойчивую основу для долгосрочного развития любой страны.

Учитывая международную практику, Казахстан изначально сделал упор на использование своих конкурентных преимуществ в виде природных ресурсов и географического расположения, при параллельном формировании рыночно ориентированной модели развития.

В последнее десятилетие бурный экономический рост Казахстана в значительной степени поддерживался богатыми природными ресурсами, в особенности, запасами углеводородного сырья. Часть доходов от добывающего сектора направлялась на развитие отечественной экономики, человеческое развитие, диверсификацию и развитие инноваций.

Однако, развитие обрабатывающей промышленности и АПК сдерживалось, в первую очередь, из-за ограниченности притока ПИИ в несырьевые сектора экономики, эффективностью экономических стимулов,  отсутствием технологического трансферта, дефицита компетенций и профессиональных кадров.

Слишком быстрый  рост  государственных  доходов и расходов в условиях высоких цен на нефть,  в том числе за счет нарастающего трансферта из Национального фонда, создал  риски  макроэкономической стабильности, увеличив участие государства в экономике. При этом рост расходов недостаточно коррелировался с темпами экономического роста.

К середине 2000-х годов Казахстан по праву был признан лидером по реформам и примером для развития отдельных секторов экономики, особенно банковского сектора, энергетики, ГМК.  В последующем, реформы в отраслях экономики были замещены в значительной степени бюджетным стимулированием и государственными инициативами. При этом прямую или косвенную «подпитку» получали многие отрасли экономики, что размывало фокусировку государственной политики, поддержку в некоторых случаях получали либо устаревающие, либо преждевременные производства.

Резкий спад мировых цен и спроса на нефть и металлы в последние годы негативно повлиял на доходы страны и населения, рынок труда,  макроэкономические и финансовые параметры, а также на ряд других смежных и обслуживающих секторов, включая сектор услуг, транспорт и торговлю.

Сегодня перед Казахстаном стоит сложная задача стабилизации ситуации и модернизации экономической системы путем укрепления конкурентоспособности в непростой период в мировой экономике. Сказываются также еще последствия негативного влияния мирового финансового кризиса 2008-2009 годов, который больше всего ударил по отечественному банковскому сектору и рынку недвижимости.

В этой связи обеспечение динамичного роста потребует определенного времени, серьезной восстановительной работы и комплексного реформирования экономических условий.

Как показывает международный опыт за одно десятилетие, да и за два, кардинально изменить структуру экономики и сформировать качественную институциональную среду, характерную развитым странам, практически невозможно. Для этого необходимы долгосрочные системные экономические реформы, значительный приток инвестиций и новых технологий, а также опережающее развитие инфраструктуры и кадровой поддержки. Еще большего времени требует изменение культурно-ментального поведения и модернизация традиционных ценностей общества.

Как известно, универсальной формулы успешного развития в мире не существует. Вместе с тем, международный опыт позволяет вывить ключевые принципы и подходы, которые могут оказать положительное влияние на экономические перспективы, использовать лучшие практические наработки и инструменты.

В рамках данного материала изложена общая логика шагов и первоочередные направления деятельности для восстановления макроэкономического равновесия и создания условий для последующего роста.

Во-первых, очевидно, для обеспечения роста экономики, в первую очередь необходимо стабилизировать макроэкономический блок страны путем оздоровления бюджетной системы, сбалансированности монетарной и фискальной политики, совершенствования инструментов экономической политики.

На сегодня одним из сдерживающих факторов для роста инвестиционной активности остается валютная неустойчивость и недостаточное доверие к финансовой системе, вызывающие риски для бизнеса, внешнюю долговую нагрузку  и уязвимость к колебаниям обменного курса.

Поэтому наряду со снижением инфляции необходимы меры по валютной устойчивости и долгосрочной стабильности обменного курса, расширению тенговой ликвидности и рыночному снижению процентной ставки.

Переход на рыночное ценообразование обменного курса в 2016 году способствовало улучшению платежного баланса и относительному повышению конкурентоспособности отечественных товаров и услуг, снижению стоимости рабочей силы и соответственно отечественных товаров и услуг. Тем самым появились определенные стимулы для развития производственных отраслей, сельского хозяйства и развития перерабатывающих производств.

Представляется актуальным направление дополнительных ресурсов на стимулирование экономики имер по повышению бюджетной эффективности и финансовой дисциплины. Повышение бюджетной эффективности само по себе имеет определенный потенциал для стимулирования экономической активности за счет перераспределения существующих ресурсов с менее эффективных на более эффективные направления.

Росту бюджетной эффективности способствовала бы также профессиональная экономическая экспертиза социально-экономического эффекта от вложений в различные отрасли и сферы экономики. Такие  расчеты по каждой цепочке добавленной стоимости или каждому направлению бюджетной политики позволят выстроить четкие приоритеты с учетом получаемого прямого или мультипликативного эффекта. Такой подход позволит усилить инвестиционную направленность и социально-экономический эффект в целом государственного бюджета и государственных институтов развития.

Сбалансированность бюджета исключительно за счет резкого снижения бюджета развития, сокращения потребления, экономии может негативно сказаться на перспективах экономического роста. Учитывая потребности в развитии, наряду с массированным привлечением частных инвестиций, в ближайшее время предстоит найти источники роста, возможно временные, чтобы придать первоначальный импульс, которые в последующем использовать нецелесообразно.

Несомненно, росту доходной части будет способствовать постепенное снижение теневой экономики за счет проведения последовательных реформ и перехода к современным форматам фискальной, платежной и торговой систем.

В целом же ключевой задачей в этом блоке должно стать более эффективное, более эффективное распределение ресурсов и капитала, создание макроэкономических условий для перетока деловой активности в сектора с высокой долей добавленной стоимости.

Важным результатом оздоровления макроэкономического блока должно стать восстановление инвестиционного и кредитного рейтинга страны, доверия со стороны отечественных и зарубежных инвесторов к экономике страны. Это свидетельствовало бы о здоровом характере экономики, не требующем дополнительных искусственных стимулов.

Во-вторых, повышение деловой и экономической активности, развитие малого и среднего бизнеса в стране будет осложнена без восстановления и укрепления финансовой системы страны.

Большая часть кредитного портфеля банков — это краткосрочные потребительские кредиты, кредиты тороговле и недвижимости. Остальные сектора фактически занимаются перераспределением этой ренты. При этом обрабатывающий сектор и сельское хозяйство страдают от инвестиционного дефицита.

Новые технологии (блокчейн) и новые форматы функционирования ставят серьезные вызовы перед банковским сектором. В этой связи стоит задача восстановления финансового сектора, которые были характерны в середине 2000-х годов в виде развитого банковского сектора, на новых современных принципах деятельности, серьезного улучшения качества сервиса, новых финансовых инструментов и корпоративного управления.

Возможно, имеет переосмыслить регулирование и поддержку финансового сектора с целью создания стимулов для финансирования реального производственного несырьевого сектора с четкой привязкой к экспорту на основе развития инвестиционного банкинга, новых финансовых инструментов и возможно финансовых институтов, как например, инструменты исламского банкинга, финансового инжиниринга и др.

Целесообразно изучить вопрос о снижении требований к эмитентам. Так как на биржевой площадке в основном присутствуют квалифицированные (профессиональные) инвесторы, то имеет смысл перебалансировать разделение рисков между биржей и инвесторами. Инвестор должен сам отвечать за принятые инвестиционные решения, а эмитенты проводить более качественную и агрессивную предпродажную подготовку.

Либерализация и дерегулирование секторов и переход к саморегулированию может поднять серьезный вопрос о финансовой и имущественной отвественности в случае причинения вреда. Страховой рынок может и должен предложить финансовые инструменты, позволяющие гарантировать возникающие риски  нанесения ущерба.

В-третьих, важно сконцентрироваться на четких экономических приоритетах, предусматривающих поэтапное усложнение экономической деятельности. Опыт таких стран как Канада, Австралия, Южная Корея, Китай, показывает необходимость последовательного развития экономической сложности добавленной стоимости. Они  постепенно наращивали степень технологической сложности своей продукции, укрепляя экономическую специализацию на мировых рынках и диверсифицируя структуру экономики. Китай, а ранее — Южная Корея, после 20-30 летнего опыта производства ТНП, оборудования и машин,  электронной техники, накопления критической массы экономического, научно-технического и делового потенциала в целом, приступили к приоритетному созданию основ для производства инновационных продуктов и высокотехнологичных секторов, формированию более наукоемких производств.

Поэтому экономический рост может быть достигнут на первых порах в основном за счет развития относительно несложных, но качественных  видов национального производства, прежде всего, товаров народного потребления, пищевых продуктов, текстильных изделий, строительных материалов и строительного оборудования, химии, предметов электроники или несложного промышленного оборудования. При этом экспортная направленность таких производств должна иметь первостепенное значение.

Обрабатывающий сектор по прежнему важнейшая часть экономики любого государства. Именно обрабатывающий сектор является ключевым потребителем и формирователем спроса на инновации и технологии. Поэтому развитые страны встали на путь реиндустриализации и деоффшоризации с развитием современных промышленных производств на основе третьей и четвертой индустриальной революции.

Маркетингоориентированная государственная поддержка и экспортная дисциплина — основа построения сильного обрабатывающего сектора, связанных с ним торгуемых секторов услуг и последующего перехода к «экономике знаний», движимой инновациями. Это подтверждают, как успешные примеры Японии, Южной Кореи, Тайваня и Сингапура, менее успешный пример Малайзии, Индонезии.

Алгоритм движения может лежать через последовательный переход от ресурсо- и энергозатратных производств (нефтедобыча и переработка, металлургия, минеральное сырье и продукты первичной переработки и т.д.), к региональному процессингу (нефтехимия, металлопрокат, пищевая промышленность, производство напитков, удобрения и химические продукты) и потом через производство инновационных продуктов для региональных рынков (тонкая и специальная химия, транспортное машиностроение, электротехническое машиностроение, производство оборудования и бытовой техники и т.д.) к производству глобальных инновационных продуктов для мировых рынков.

В настоящий момент большая часть отечественной промышленности относится к первому типу производств с небольшим количеством конкурентных предприятий в региональном процессинге. В среднесрочной перспективе целесообразно акцентированное развитие регионального процессинга.

Несмотря на всю привлекательность лозунгов о переходе к экономике знаний и инновационному развитию, этот переход не возможен без предварительного накопления и абсорбации знаний, профессиональных навыков  и компетенций. То же производство новых материалов невозможно без компетенций в производстве металлов, полимеров и пластиков, базовых химических продуктов.

Развивать роботехнику и гибкие производственные системы невозможно без компетенций в сборочных производствах и машиностроении. Цифровизация производств это инструмент, помогающий повысить эффективность многих процессов, в том числе через изменение технологий производства и бизнес моделей, но для его развития необходимо обладать навыками производства продукта в текущих технологиях. И так далее. Иначе это может привести к развитию преждевременных производств и нерациональному использованию ресурсов.

Широкомасштабное заимствование технологий требует тщательной координации усилий различных экономических агентов, высокоразвитой науки и специальных институтов заимствования и трансферта. С этой точки зрения возможно направить внимание на приобретение лицензий и ноу хау, перспективных инженерных решений. Как это делала Южная Корея. Либо на приобретение компетенций, как это было в Сингапуре.

Возможным решением было бы вхождение в такие цепочки стоимостей, нежели привлечение и аутоферство уже готовых производств, где повышение казахстанского содержания может стать проблематичным по объективным условиям.

Более капиталоемкие производства (металлургия, нефтехимия, машиностроение) сложно создать без значительной государственной поддержки. Для их развития потребуется проведение серьезной технико-технологической и маркетингово-экономической экспертизы, либо привлечение ТНК со своими рынками сбыта и технологиями.

В-четвертых,  устойчивому росту будет способствовать переход на инвестиционную модель роста.

Казахстан остается лидером по привлечению инвестиций в экономику в регионе, как по абсолютному значению, так и в расчете на душу населения. Однако, как выше отмечалось, экономический рост в стране был основан на использовании естественных факторов роста (природные ресурсы, рента, транзит) и преимущественной государственной поддержке.

Ключевой фактор ускоренного развития – высокий уровень сбережений и инвестиций — оставался на недостаточном уровне. Вместе с тем, в стратегии «Казахстан 2050: На пути к современному инклюзивному обществу», требуемый уровень капитальных вложений составляет порядка 30-35% от ВВП для использования «окна возможностей» на протяжении этого периода.

Это позволило бы Казахстану перейти от модели роста, движимой факторами (природные ресурсы, рента, посредничество) к модели, движимой инвестициями. В Казахстане уровень инвестиций выше 25% был в период с 2001 по 2009 годы. Однако направление инвестиций было в основном в добывающий сектор и недвижимость. При этом исторически доля государственных инвестиций за счет бюджетов всех уровней составляла 18-22% от общего размера инвестиций.

Казахстан показывал рекордные цифры по привлечению ПИИ, но их направление лишь подтверждает правило: ТНК идут и инвестируют туда, где есть избыток ресурсов, гарантированный сбыт или крупный конкурентный рынок. Для привлечения ТНК предстоит создавать для них лучшие условия по сравнению с другими странами. И только инвестиционным климатом, СЭЗ и прочим этого не добиться. Нужны будут целенаправленные усилия по завлечению ТНК через создание преференциальных режимов и возможно со-инвестирования. Лучший пример как Израиль привлекал и продолжает удерживать Intel с 1975 года. И как Intel пришел в Коста-Рику.

В целом кроме законодательства, инфраструктуры и льгот, большое значение, если не первостепенное, имеет наличие сильных и современных отечественных компаний, умеющих вести деятельность в новых условиях, практикующих современные бизнес решения и менеджмент, которые сами являются важным фактором привлечения инвестиций. Именно такие корпоративные лидеры становятся проводниками и реципиентами инвестиций и технологий, формируют запрос на индустриализацию и инновации, взаимодействуют с ТНК и представляют  экономический потенциал страны.

Важным в этом вопросе являются также инвестиционные приоритеты.

Первое и наверно принимаемое всеми экономистами направление — это создание общественных благ. Автомобильные и железные дороги, магистральные линии электропередач, ИКТ-инфраструктура, жилищная инфраструктура и водоканалы, иными словами инвестиции в инфраструктурный каркас страны.

Такие инвестиции помимо прямых вливаний денег в экономику дают также косвенный эффект через повышение экономической стоимости: удешевление перевозок, лучшая связь между регионами страны, повышение плодородия земель, повышение качества жизни и так далее. Они дают и мультипликативный эффект на развитие других отраслей: строительство, металлургия, энергетика, а также занятость.

Государственная программа «Нурлы Жол – путь в будущее» создает определенный инвестиционный поток для выхода на определенный уровень.  Данная программа могла бы быть расширена новыми инструментами жилищного развития, инфраструктурного блока, ИКТ-коммуникаций в рамках цифрового Казахстана.

Создание сильных отечественных частных инфраструктурных компаний, переход на принципы государственно-частного партнерства, внедрение международных стандартов и технологий развития инфраструктуры могли бы серьезно повысить качество и отдачу от инфраструктурных проектов

Важны также инвестиции в социальную инфраструктуру, как «твердую» в виде новых школ, больниц, университетов, но особенно в «мягкую» — создание качественного образовательного контента, систем предоставления образовательных и медицинских услуг международного уровня, накопление интеллектуального и научного капитала. То есть инвестиции в человеческий капитал, хотя эффект от них, как правило, достигается в более долгосрочной перспективе (как минимум 15-20 лет)

Третьим важным направлением, поддерживаемым обычно сегодня государствами, являются инвестиции в новые технологии и инновации. На сегодня частный сектор не активен в этом направлении, а спрос на новые технологии остается слабым в силу недостаточной развитости промышленности и реального сектора в целом. Поэтому на данном этапе представляется актуальным сделать сильный упор на трансферт технологий, ноу хау, лицензий и инженерных решений в существующие сектора экономики – сельское хозяйство, обрабатывающая промышленность, транспортный сектор и энергетика (альтернативная и возобновляемая).

В-пятых, стратегически важным направлением даже в сложные периоды остается создание основ экономики знаний.

Ключевая роль в этом процессе принадлежит системе образования и науки. Успехи таких стран, как  Южная Корея, Сингапур, Финляндия, а сегодня и Китая,  во многом связаны с успехами в развитии системы образования, особенное высшего. Университеты этих стран в большинстве перешли на британско-американскую модель развития, копируя их модель, открывая совместные университеты, стали визитной карточкой этих стран.

В целях интеграции в мировое научно-образовательное пространство они перешли на английский язык преподавания, обязательные стажировки в лучших вузах мира, публикации в мировых рейтинговых изданиях. Научно-технические площадки и лаборатории крупных компаний этих стран располагаются нередко на территории этих вузов.

В этой связи важно продолжить развитие университетов с целью вхождения их в мировые рейтинги. Реформа университетов на основе перехода их на международные практики функционирования, содержательное изменение структуры дисциплин и методов обучения, преподавательского состава, становится важнейшим элементом формирования наукоемкой экономики будущего. При этом важно теснее интегрировать существующие свободные экономические зоны, индустриальные зоны и технпарки с университетскими и научными центрами страны.

Лучшими примерами систем среднего образования являются системы Финляндии и Южной Кореи, создавших модели качественного образования для всех.

Резко возрастает роль талантли­вых людей, носителей знаний и идей. Талантливых людей притягивает среда, которая развивает их интеллект, повышает карьерный потенциал и дает хорошую компенсацию. Они расцветают в атмосфере здорового соперничества и постоянного совершенствования. Такую атмосферу актуально  создать.

В будущем конкуренция за таланты будет только усиливаться. Казахстану реально стать региональным центром для их привлечения. Мы уже являемся точкой притяжения для миграции из стран Центральной Азии, важно изменить качество мигрантов и расширить географию.

На сегодня значительная часть населения занята в слабопроизводительных секторах услуг и индивидуального предпринимательства. При этом еще заметная часть  МСБ осуществляет деятельность в неформальном секторе.

В среднесрочной перспективе рост производительности труда может быть обеспечен за счет перевода трудовых ресурсов из менее производительных в более производительные сектора экономики как внутри отраслей, так и в другие продуктивные отрасли и сферы, а также стимулирование перетока населения из сельской в городскую местность. Что сформирует более устойчивую и оптимальную базу среднего класса в стране. В этой связи необходимо повышение производительности в каждой отрасли, включая сектор услуг и торговлю.

В шестых, решающая роль в предстоящий период в изменении экономической ситуации и качественном проведении реформ будет лежать на государственном аппарате.

Большинство стран, достигших успеха и прорвавшихся в «первый» мир придерживались скорее девелопменталисткого подхода, базирующегося на немецкой экономической школе, признающеего возможность временного государственного протекционизма или вмешательства.

Успешные государства Юго-Восточной Азии на первоначальном этапе неразвитость рыночных институтов компенсировали государственной поддержкой. Однако, государство в этих странах стремилось нивелировать провалы рынка, но не замещать его. Основной упор они делали на частном секторе, корпоративных лидерах и привлечении инвестиций и новых технологий.

Институциональная среда этих стран постепенно формировалась  на основе импорта зарубежных практик, так и использования своих специфичных моделей поведения. При этом чем больше улучшалось качество институциональной среды, тем более практичными были методы влияния государства на экономические процессы, а следовательно эффективность экономической политики.

В этой связи важно продолжить модернизацию государственной службы на принципах меритократии и подотчетности с постепенным сокращением в долгосрочной перспективе участия государственного сектора до основных функций: национальная безопасность, оборона, общественный правопорядок, социальная защита уязвимых, защита конкуренции и равных прав.

В-седьмых, развитие бизнеса и частного сектора.

Развитие предпринимательства и частного сектора определено ключевым направлением развития экономики Казахстана.

Частный сектор и предпринимательство во многих странах рассматривается как  серьезный и мощный фактор роста экономики.

В этой связи в предстоящий период ключевой упор целесообразно сделать на кардинальном изменении подходов к развитию предпринимательства. Приоритетом должно стать  повышение его конкурентоспособности и бизнес компетенций. Компании нового времени предлагают не продукты, а решение и  ценности. Они должны понимать, что сегодня королем стал клиент, а не производитель, как было ранее.

Некоторые государства Юго-Восточной Азии использовали модель «кнута и пряника» в отношении бизнеса, где в качестве кнута была конкуренция и выход на международные рынки, стимулирование инноваций и лучшего корпоративного управления. В этой связи создание конкурентной среды, повышение их прозрачности, сокращение монополий и олигополий становится важным элементом и фактором оздоровления секторов экономики, улучшения деловой среды.

Большую роль в мировой практике играет популяризация бизнеса и снижение информационной асимметрии. Это не совсем то, что сегодня предоставляют казахстанские госорганы, которые пропагандируют и информируют о мерах господдержки. В развитых странах популяризацией занимаются и сами бизнесмены, так как это расширяет базу поставщиков, позволяет выстраивать доверительные отношения, находить новых партнеров. Поэтому важное значение в мире придается таким системам как нетворкинг (сети), краудсорсинг (коллективный разум), Биг Дата (сбор информации о клиентах и их поведении) и др. В конечном итоге частный сектор формирует для себя новые рынки и новых потребителей. В Казахстане популяризацией бизнеса в основном занимаются местные и некоторые центральные госорганы, однако это больше проходит в стиле пропаганды и пиара своей работы. Что не всегда делает предпринимательство привлекательным видом занятия.

В некоторых странах, государство предоставляет МСБ бесплатную бухгалтерию. Это позволяет осуществлять финансовый контроль, повышает финансовую дисциплину, снижает издержки бизнеса на содержание, повышает занятость, делает бизнес более привлекательным, повышает собираемость налогов.

Развитию предпринимательства способствовало бы также активное привлечение его к разработке и реализации различных программ. Следует отметить, что Казахстан стал источником  заметного мультипликативного эффекта на региональное развитие. Так, ранее реализация программ жилищного строительства, а сегодня инфраструктурные программы сформировали спрос на трудовые ресурсы, строительные материалы, техническое оборудование и инженерные решения соседних стран, прежде всего, Центральной Азии, Китая, Турции и России.

Привлечение отечественных деловых кругов и предпринимателей к разработке отраслевых программ позволит создать спрос на отечественную продукцию и повысить долю казахстанского содержания при соблюдении высоких стандартов качества и лучшей корпоративной практики со стороны отечественного бизнеса.

Стимулированию становления современных компаний будет способствовать также различные инициативы по развитию Старт ап компаний. Их поддержка и развитие задача не только государства, но и частных компаний на основе принципов государственно-частного партнерства.

В-восьмых, будущими драйверами роста отечественной экономики  могут стать крупные города и мегаполисы.

Города стали главным местом и фактором роста современной экономики, создания сервисных секторов и экономики знаний. Переход от преобладающей промышленной специализации городов к сервисно-интеллектуальной становится серьезным вызовом для как для городских жителей, так и особенно сельских, которые имели в большей степени аграрные навыки и компетенции.

Следует признать, что в современных условиях невозможно создать высококачественные условия по доступу к общественным благам во всех населенных пунктах – городах и селах при наших расстояниях и концентрации населения. Это может стать достаточно дорогим и затратным мероприятием, которое будет требовать значительных затрат и в последующем на содержание. Одним из решений может быть более активное поощерение мобильности людей из сел в крупные города. Для этого необходимо опережающее развитие инфраструктуры городов, прежде всего жилищной и социальной, развитие обрабатывающей промышленности, связанных с ней секторов услуг и сервисных секторов для создания рабочих мест в агломерациях и мегаполисах.

Уровень жизни и доходов в городах в 2-3 раза выше чем в сельской местности, переход на качество городской жизни значительно изменит уровень жизни населения в целом. Поэтому важной задачей становится не просто стимулирование переезда населения из сел в города, а предоставление возможностей для сельских жителей приобретения профессиональных компетенций и уровня дохода, характерного городам. Таким задачам должна соответствовать Программа занятости 2020.

Концентрация населения позволит аккумулировать рынки и создавать новые сектора экономики, современный сервис. В связи с ограниченностью ресурсов и населения Казахстану желательно создать два – три мегаполиса, которые будут в состоянии конкурировать на региональном уровне с мегаполисами восточной части РФ (Сибиль и Урал), Запада Китая (СУАР), Центральной Азии и Кавказа (Ташкент, Баку).

Учитывая геоэкономическую специфику Казахстана, наличие крупных соседей, важно определиться с будущим расселением населения, предусмотрев механизмы развития приграничных территорий, не ограничивающих  естественный процесс урбанизации.

Кроме того, учитывая опыт таких стран, как Южная Корея, Китай, развитые страны, важно определиться с форматом развития и перспективами крупных сельских населенных пунктов, малых городов, имеющих потенциал долгосрочного роста.

 

Муханов М.Н.

Похожие статьи