Eng | Pyc

 

   

Шайхутдинов М.Е. Есть ли будущее у Трансатлантического и Транстихоокеанского партнерств?

Избрание Д.Трампа 45-м Президентом США актуализировало вопрос о дальнейшей судьбе Трансатлантического торгово-инвестиционного партнерства (ТТИП) и Транстихоокеанского партнерства (ТТП), которые, в случае их реализации, могли бы оказать серьезное влияние на всю мировую торговлю, поскольку затрагивают интересы всех международных акторов. Совершим небольшой экскурс в историю вопроса.

 

I.Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство (ТТИП)

Как отмечает Б.Зарицкий, в последние годы набирает силу тенденция к росту числа региональных и трансконтинентальных соглашений об экономическом сотрудничестве, зачастую выходящих за рамки ВТО. Число официально заявленных в секретариат ГАТТ/ВТО соглашений такого типа выросло с 20 в 1990г. до 398 РТС в 2015 г. Многие эксперты усматривают в РТС угрозу многосторонней торговой системе, поскольку главный принцип ВТО – режим наибольшего благоприятствования – всё больше теряет свое значение как средство обеспечения недискриминации и оборачивается противоположностью для стран, не являющихся участниками РТС[1].

К числу подобных соглашений относится проект Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства – ТТИП (Transatlantic Trade and Investment Partnership), переговоры по которому между США и ЕС начались еще в 2013 г.

С одной стороны, предполагалось, что снижение барьеров для взаимодействия между партнерами, у которых объем взаимной торговли товарами и услугами превышает $1 трлн., а накопленный объем взаимных прямых инвестиций близок к $4 трлн., скажется на интересах многих экономических субъектов по всему миру. Для одних откроются новые возможности доступа к рынкам, другие столкнутся с ослаблением своих конкурентных позиций. ТТП позволило бы снизить тарифы, устранить регулирующие барьеры в бизнесе между Америкой и Европой и сделать требования к компаниям относительно универсальными[2].

С другой стороны, практическая реализация ТТИП привела бы к изменению всей архитектуры управления глобальными экономическими процессами в ситуации, когда Дохийский раунд переговоров в рамках ВТО зашёл в тупик[3]. Многие эксперты отмечали, что реализация ТТИП усилила бы глобальные экономические дисбалансы в ущерб большинству стран, оставленных за бортом соглашения[4].

США и ЕС рассчитывали подписать ТТИП до конца президентства Б.Обамы, но с самого начала переговоров проект вызывал сильное недовольство в Европе из-за секретности переговоров, к которым со стороны ЕС были допущены преимущественно чиновники национальных правительств, евробюрократы и представители крупнейших корпораций.

После того как 2 мая 2016 г. нидерландское отделение Greenpeace опубликовало 14 из 30 глав предварительной версии соглашения, число выступлений против ТТП резко увеличилось.

Общественная кампания «Stop TTIP» заявила, что в случае заключения соглашения в ЕС снизятся стандарты в области продовольственной безопасности и защиты окружающей среды, вырастет безработица, снизятся зарплаты, а сфера социальных услуг будет приватизирована крупным бизнесом. Активистов возмутили также планы облегчить американским компаниям доступ к госзакупкам в ЕС. По мнению экспертов, новый Трансатлантический альянс несет угрозы как социальному укладу и образу жизни населения европейских государств, так и торгово-экономическим интересам стран, остающихся за рамками данного объединения[5].

В июле 2016 г. в ходе 14-го раунда переговоров по ТТИП между США и ЕС возникли серьезные разногласия по поводу доступа на рынок в сфере услуг, госзакупок в США и защиты прав инвесторов. Пункт о правах инвесторов, на котором настаивал Евросоюз, предусматривал замену коммерческих арбитражных судов при рассмотрении споров обычными национальными. США выступили против европейских поправок и не проявили готовности к компромиссу[6].

Наиболее жесткую позицию на переговорах по ТТИП заняла Франция. Так, 30 августа 2016 г. министр торговли Франции Маттиас Фекль заявил, что текущий раунд переговоров о создании ТТИП должен быть приостановлен: «Политической поддержки этим переговорам во Франции больше нет. США дают нам ничего или крохи. Союзники не должны вести переговоры таким образом»[7].

Недовольство будущим Соглашением по ТТИП зрело и в Германии. В частности, 5 ноября 2016 г., выступая на Азиатско-Тихоокеанской конференции немецкой экономики в Гонконге, министр экономики и энергетики ФРГ Зигмар Габриэль предложил подготовить и подписать глобальный договор о свободной торговле под эгидой ВТО. По его мнению, распространение двусторонних торговых соглашений может привести к расхождениям в стандартах и правилах. Чтобы не допустить этого, необходимо заново начать дискуссии в ВТО, даже если мы находимся в процессе обсуждения комплексных билатеральных договоров. Пока глобального договора нет, важно, чтобы двусторонние соглашения учитывали социальные, климатические и потребительские стандарты, а не концентрировались исключительно на снижении тарифов[8].

Руководство Австрии также скептически оценило перспективы соглашения ТТИП. 10 сентября 2016 г. канцлер Кристиан Керн прямо заявил, что подписание этого соглашения «чрезвычайно маловероятно». По его словам, «под видом свободной торговли власть передается крупным концернам, что идет вразрез с принципами демократии». Вице-канцлер Австрии Райнхольд Миттерленер призвал возобновить переговоры с чистого листа[9].

Проект ТТИП встретил мощное противодействие и в самих США. Так, еще 29 июня 2016 г. кандидат в президенты США от Республиканской партии Дональд Трамп заявил, что Соглашение о ТТИП с Евросоюзом – самая большая опасность для США, стране нужно вернуть «экономическую независимость», последовав примеру Великобритании.

По словам Д.Трампа, для США договор о ТТИП означает многомиллионные потери, которыми «с черного хода воспользуется Китай»: «Нам нужны двухсторонние сделки, а не TTIP, которое нельзя принимать ни в коем случае, поскольку оно приведет к краху». Д.Трамп подчеркнул: «Фабрики продолжают закрываться, границы продолжают быть открыты. За границу утекают миллиарды долларов и миллионы рабочих мест. Эта администрация ведет нас от одной экономической катастрофы к другой». По его словам, «глупо освобождать от налогов продукты других стран, в итоге мы стали зависимы от других стран, как никогда раньше»[10].

Позиция Д.Трампа была резко раскритикована представителями администрации Б.Обамы. 22 сентября 2016 г. торговый представитель США в ранге министра Майкл Фроман, отвечавший за переговоры по ТТИП, заявил, что взгляды Д.Трампа на торговые соглашения приведут к застою в Республиканской партии в ближайшие годы: «Где будут Республиканская и Демократическая партия в 2017, 2018 годах? Любой взгляд Трампа на торговые соглашения может стать проблемной ересью или привести к застою Республиканской партии»[11].

Однако в тот момент никто не мог предполагать, что на президентских выборах в США 8 ноября т.г. победу одержит Д.Трамп, который вновь подтвердил свое неприятие трансконтинентальных соглашений. Как итог, 12 ноября 2016 г. «Немецкая волна» с некоторой грустью констатировала: «Теперь, через несколько дней после избрания Д.Трампа президентом США, это соглашение, похоже, умирает быстрой и непримечательной смертью. После четырнадцати раундов переговоров, прошедших за последние два года, их больше не будет»[12].

 

II.Транстихоокеанское партнерство (ТТП)

Ядром данного проекта стало действующее с 2006 г. Соглашение о ЗСТ между Брунеем, Новой Зеландией, Сингапуром и Чили. Вскоре в переговоры по присоединению к данной ЗСТ (и переработке соответствующего Соглашения) вступили Австралия, Вьетнам, Канада, Малайзия, Мексика, Перу, США и Япония. Что особенно важно, к переговорному процессу не были допущены Россия и Китай.

5 октября 2015 г. США и 11 государств АТР предварительно договорились о создании Транстихоокеанского партнерства – ТТП (TransPacific Partnership – TPP), а в феврале 2016 г. в Окленде (Новая Зеландия) было подписано соответствующее Соглашение, участниками которого стали Австралия, Бруней, Вьетнам, Канада, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Перу, Сингапур, США, Чили и Япония. На данные государства сегодня приходится 40% мировой торговли, 27,5% мирового ВВП, 23,9% мирового экспорта, 26,7% мирового импорта и 810-миллионное население[13]. Предполагалось, что Соглашение о ТТП должно быть ратифицировано до февраля 2018 г.[14]

Как отмечают эксперты, ТТП позиционируется как «преференциальное торговое соглашение, охватывающее максимально широкий круг вопросов, включая тарифы в торговле товарами и услугами, инвестиции, защиту интеллектуальной собственности, разрешение споров, охрану окружающей среды, трудовые отношения, электронную торговлю, вопросы конкуренции и деятельности государственных предприятий.

В отличие от многих аналогичных соглашений, ТТП не предполагает введения единых тарифов в торговле товарами между участниками, а для каждой категории товаров всех стран-участниц были предусмотрены отдельные тарифные ставки»[15].

Предполагается, что экономические выгоды из ТТП извлекут все страны-участницы Соглашения (оно нивелирует около 18 тысяч тарифов), но в то же время ясно, что ТТП стало частью т.н. «тихоокеанского разворота» Америки, провозглашенного 10 ноября 2011 г. тогдашним госсекретарем США Х.Клинтон в преддверии саммита АТЭС в Гонолулу. В частности, Х.Клинтон заявила: «Америке предстоит закрепить свои позиции – дипломатические, экономические, стратегические и другие – в этом регионе; в этом состоит одна из главных задач государственного управления США на ближайшие десятилетия»[16].

2 мая 2016 г. Президент США Б.Обама недвусмысленно заявил, что Соглашение по ТТП заставит все страны соблюдать установленные США правила торговли: «Строительство стен для самоизоляции от глобальной экономики лишь изолирует нас от невероятных возможностей, которые она дает. Напротив, Америка должна писать правила (мировой экономики). Америка должна решать. Другие страны должны играть по правилам, которые устанавливает Америка и ее партнеры, и никак иначе. ТТП – как раз то, что позволит нам это сделать. Мир меняется, и правила вместе с ним. США, а не страны вроде Китая, должны писать их»[17].

Одновременно Б.Обама подверг критике проект Регионального всестороннего экономического партнерства – РВЭП (Regional Comprehensive Economic Partnership – RCEP) под эгидой Китая, заявив, что оно не предотвратит недобросовестной конкуренции со стороны госкомпаний и компаний, субсидируемых государством. По мнению Б.Обамы, РВЭП не защитит свободу интернета и интеллектуальную собственность американских производителей[18].

Отметим в этой связи, что РВЭП – это проект, переговоры по созданию которого ведут страны АСЕАН, Австралия, Китай, Индия, Новая Зеландия, Республика Корея и Япония. Это классическое соглашение о ЗСТ, призванное регулировать такие вопросы, как торговля товарами и услугами, конкуренция, защита интеллектуальной собственности, разрешение споров, экономическое и техническое сотрудничество. Сфера регулирования РВЭП, по сравнению с ТТП, более ограниченная, а переговоры предусматривают более гибкий подход при определении мер по либерализации  торговли в зависимости от уровня экономического развития участников. При этом менее развитым государствам АСЕАН предоставляется льготный режим для экспорта товаров[19].

3 мая 2016 г. официальный представитель МИД КНР Хун Лэй, комментируя высказывания Б.Обамы о ТТП и РВЭП, заявил: «США очень амбициозны, делая такие заявления, но, я боюсь, они не учитывают долгосрочные перспективы». Хун Лэй добавил, что Китай открыт к ТТП и исходит из того, что ТТП и Региональное всестороннее экономическое партнерство (РВЭП) могут взаимодополнять друг друга в процессе создания зоны свободной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе[20].

Следует отметить, что Соглашение о ТТП оказалось в центре внимания участников президентской избирательной кампании в США. 8 августа 2016 г. кандидат в президенты США от Республиканской партии Д.Трамп заявил, что в случае его победы США покинут Соглашение по ТТП.

По мнению Д.Трампа и его сторонников, действие ТТП увеличит безработицу и будет способствовать снижению зарплат внутри США, даст несправедливые преимущества внешнеторговым партнерам, а также увеличит дефицит внешнеторгового баланса США. В целом, по словам Д.Трампа, ТТП невыгодно для ряда отраслей американской экономики: «Просто представьте, сколько рабочих мест в автомобильной промышленности США будет потеряно, если ТТП будет принято. Это будет катастрофа. Вот почему я сообщил, что мы выйдем из соглашения до того, как оно будет принято»[21]. Отметим также, что против ратификации ТТП выступает республиканское большинство в Конгрессе США[22].

27 октября 2016 г. госсекретарь США Джон Керри заявил, что обновленный Конгресс должен ратифицировать Соглашение о ТТП и подчеркнул, что отказ от ТТП станет «настоящей трагедией для американской экономики». По его словам, нельзя отвергать ТТП, так как именно оно позволит США расти, поскольку в странах, присоединившихся к ТТП, проживает львиная доля потенциальных потребителей американской продукции[23].

После избрания Д.Трампа президентом США Белый дом признал, что не сможет добиться от Конгресса ратификации Соглашения о ТТП и решил приостановить дебаты с Конгрессом. В этой связи 11 ноября т.г. американское издание «Wall Street Journal» отметило: «Всеобъемлющее соглашение о ТТП, которое должно связать США и Азию, умерло в пятницу, поскольку лидеры республиканцев и демократов в конгрессе заявили Белому дому, что не смогут продвинуть его после выборов, и официальные лица в администрации Обамы признали, что нет никакого пути продвинуться по этому вопросу [24].

В результате некоторые страны начали пересматривать вопрос о своем участии в ТТП. Например, Президент Перу Педро Кучински заявил, что Соглашение о ТТП можно заменить договором стран АТР без США, но с участием России и Китая. Следом, 17 ноября т.г., Премьер-министр Вьетнама Нгуен Суан Фук заявил: «Соединенные Штаты объявили, что приостанавливают обсуждение ТТП в парламенте, а потому и для Вьетнама нет достаточных условий, чтобы подать в парламент предложение о ратификации соглашения»[25].

В связи с этим, 19 ноября 2016 г. Председатель КНР Цзиньпин на встрече с президентом России В.Путиным на полях саммита АТЭС в Лиме (Перу) заявил, что Китай и Россия должны содействовать процессу создания в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) зоны свободной торговли[26]. Ранее Си Цзиньпин выступил с критикой в адрес Транстихоокеанского партнерства (ТТП), куда не входит Китай, заявив, что «закрытые и инклюзивные соглашения – это неправильный выбор»[27].

Отметим также, что 4 сентября 2016 г., на неформальной встрече лидеров стран БРИКС на полях саммита G20, Президент РФ В.Путин заявил: «Большую обеспокоенность вызывает ситуация с ВТО, о которой здесь тоже упоминалось, которая из-за стагнации Дохийского раунда переговоров теряет авторитет, утрачивает статус единственной универсальной переговорной площадки по выработке правил мировой торговли. Как результат – набирают обороты процессы создания закрытых объединений, например Трансатлантическое и Транстихоокеанское партнёрства, которые не дополняют, а стремятся подменить собой ВТО. Но это не лучший способ решать проблемы. Лучший способ – это договариваться, найти способ выйти на компромисс»[28].

Таким образом, Соглашение о ТТП, на подготовку которого ушло немало лет и усилий 12 государств, и которое должно было стать одним из важнейших внешнеполитических достижений восьмилетнего президентства Барака Обамы, оказалось теперь под большим вопросом. При этом состоявшийся в Лиме (Перу) саммит АТЭС также показал несовпадение взглядов его участников относительно судьбы ТТП. Как следует из текста итоговой Декларации саммита АТЭС, страны региона всё больше склоняются к идее создания Зоны свободной торговли в АТР[29].

В целом, драматическая история Трансатлантического и Транстихоокеанского соглашений позволяет сделать несколько принципиально важных выводов.

Во-первых, переговоры по обоим соглашениям шли по сходной траектории и не отличались особой транспарентностью. В обоих случаях одна из великих держав пыталась добиться исключительного права диктовать свою волю в мировой торговле остальным её участникам. При этом главным проигравшим в обоих случаях мог оказаться Китай.

Во-вторых, оба Соглашения в случае их реализации принесли бы определенные выгоды их участникам (хотя и не в равной мере), но одновременно способствовали бы разрушению фундаментальных основ Всемирной Торговой Организации (ВТО).

В-третьих, история обоих соглашений свидетельствует о том, что успех подобных трансконтинентальных соглашений всё в большей степени зависит от наличия широкой поддержки со стороны населения и бизнес-сообщества, а не только от государственных институтов соответствующих государств.

 

Примечания:

[1] Зарицкий Б. Трансатлантическое партнерство: позиция Германии //http://www.mirec.ru/2015-04/Transatlantic-partnership-the-German-position.

[2] Germany’s economy minister: U.S.-EU free trade talks have failed //http://www.reuters.com/article/us-eu-usa-ttip-germany-idUSKCN1130FB.

[3] Афонцев С. Перспективы Трансатлантического торгово-инвестиционного партнёрства и интересы России //http://www.globalaffairs.ru/valday/Perspektivy-Transatlanticheskogo-torgovo-investitcionnogo-partnrstva-i-interesy-Rossii-18446.

[4] Соколянская А. Почему США и ЕС не могут договориться о Трансатлантическом партнерстве //http://carnegie.ru/publications/?fa=64348.

[5] Яковлев П.П. Трансатлантическое партнерство: контекст, значение, проблемные вопросы //http://www.perspektivy.info/oykumena/ekdom/transatlanticheskoje_partnerstvo_kontekst_znachenije_problemnyje_aspekty_2016-09-27.htm.

[6] Везель Б., Филатова И. Президентство Трампа поставит крест на TTIP? //http://www.dw.com/ru/%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE-%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BF%D0%B0-%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%82-%D0%BA%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82-%D0%BD%D0%B0-ttip/a-36370430.

[7] Франция требует приостановить переговоры о зоне свободной торговли с США //http://www.aif.ru/politics/world/franciya_trebuet_priostanovit_peregovory_o_zone_svobodnoy_torgovli_s_ssha.

[8] Коваль И. Министр экономики ФРГ выступает за глобальный договор о свободной торговле //http://www.dw.com/ru/%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82%D1%80-%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B8-%D1%84%D1%80%D0%B3-%D0%B2%D1%8B%D1%81%D1%82%D1%83%D0%BF%D0%B0%D0%B5%D1%82-%D0%B7%D0%B0-%D0%B3%D0%BB%D0%BE%D0%B1%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%B4%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80-%D0%BE-%D1%81%D0%B2%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D0%B5/a-36275639.

[9] Добров Д. Трансатлантический стопор: возможна ли торговая война между ЕС и США //https://ria.ru/analytics/20160909/1476518465.html.

[10] Трамп назвал стремление Обамы к «экономическому НАТО» большой ошибкой //http://vz.ru/news/2016/6/29/818614.html.

[11] Взгляды Трампа на торговые соглашения в США назвали «проблемной ересью» //http://www.vz.ru/news/2016/9/22/834179.html.

[12] Везель Б., Филатова И. Президентство Трампа поставит крест на TTIP? //http://www.dw.com/ru/%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE-%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BF%D0%B0-%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%82-%D0%BA%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82-%D0%BD%D0%B0-ttip/a-36370430.

[13] Транстихоокеанское партнерство: что это такое и кому оно выгодно //http://inosmi.ru/infographic/20161005/237973093.html.

[14] Шелест Д. Транстихоокеанское партнёрство как предостережение //https://regnum.ru/news/economy/2193301.html.

[15] Веремеев Н. Торгово-экономическая конкуренция на Тихом океане //http://intertrends.ru/system/Doc/ArticlePdf/1584/9jGCFnJhjZ.pdf.

[16] Клинтон: 21-й век будет для Америки «тихоокеанским столетием» //http://www.golos-ameriki.ru/a/apec-clinton-2011-11-11-133676138/248344.html.

[17] President Obama: The TPP would let America, not China, lead the way on global trade //https://www.washingtonpost.com/opinions/president-obama-the-tpp-would-let-america-not-china-lead-the-way-on-global-trade/2016/05/02/680540e4-0fd0-11e6-93ae-50921721165d_story.html?hpid=hp_no-name_opinion-card-c%3Ahomepage%2Fstory&utm_term=.c0c69876d7d2.

[18] Там же.

[19] Веремеев Н. Торгово-экономическая конкуренция на Тихом океане //http://intertrends.ru/system/Doc/ArticlePdf/1584/9jGCFnJhjZ.pdf.

[20] Китай ответил на слова Обамы о том, кто должен «писать правила торговли» //https://ria.ru/economy/20160503/1425412284.html.

[21] Трамп заявил, что не допустит участия США в Транстихоокеанском партнерстве //https://ria.ru/world/20160808/1473878766.html.

[22] Трамп анонсировал выход США из Транстихоокеанского партнерства после своей победы на выборах //http://www.rosbalt.ru/world/2016/08/09/1539186.html.

[23] Керри назвал возможный провал ТТП трагедией для американской экономики //http://www.vz.ru/news/2016/10/27/840405.html.

[24] Obama Administration Gives Up on Pacific Trade Deal Congressional GOP leaders indicated they wouldn’t consider Trans-Pacific Partnership in lame-duck session //http://www.wsj.com/articles/obama-administration-gives-up-on-pacific-trade-deal-1478895824.

[25] СМИ: Вьетнам отказался ратифицировать ТТП из-за изменений политики США //http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/3790808.

[26] Си Цзиньпин: РФ и КНР должны содействовать созданию зоны свободной торговли в АТР //http://tass.ru/ekonomika/3798355.

[27] Председатель КНР призвал к созданию зоны свободной торговли в АТР //http://tass.ru/ekonomika/3797898.

[28] Неформальная встреча лидеров стран БРИКС //http://kremlin.ru/events/president/transcripts/52819.

[29] 2016 Leaders’ Declaration Lima, Peru 20 Nov 2016 //http://www.apec.org/Meeting-Papers/Leaders-Declarations/2016/2016_aelm.aspx.