В 2017 г. власти ИРА продолжили борьбу за контроль над территориями и обеспечение безопасности в условиях активизации движения «Талибан» и других террористических групп. Страна столкнулась с затяжным политическим кризисом и глубоко укоренившейся напряженностью в правительстве.
Борьба официального Кабула за контроль над территориями
Ситуация в сфере безопасности в ИРА остаётся неустойчивой, поскольку в 33 из 34 провинциях продолжаются ожесточенные столкновения между Афганской национальной армией (АНА) и негосударственными вооруженными формированиями. Правительственные силы несут значительные потери. По сравнению с 2015 г. инциденты, связанные с проблемами безопасности, возросли на 23% [1]. Согласно ежеквартальному докладу специального генерального инспектора по реконструкции Афганистана (SIGAR) с 1 января по 24 февраля 2017 г. погибло 807 правительственных военнослужащих и представителей органов безопасности [2].
В докладе SIGAR сообщается, что по состоянию на 20 февраля 2017 г. 59,7% территории страны (243 уездов из 407) находится под контролем или влиянием правительства Афганистана, что на 11% ниже по сравнению с тем же периодом 2016 г. Под контролем и влиянием повстанцев остаются 45 уездов (11,1%), к спорным территориям относятся 119 уездов (29,2%).
Из 32,6 млн. человек 65,6% (21,4 млн.) проживают в уездах, находящихся под контролем или влиянием правительственных сил, 25,2% (8,2 млн.) живут на спорных территориях, и 9,2% (3 млн.) находятся на территориях, контролируемыми повстанческими силами. Провинции Урузган (4 из 6 уездов) и Гильменд (9 из 14 уездов) определены как провинции с наибольшим присутствием повстанческих сил.
Власти ИРА заявляют, что сложно представить точные данные по контролю территории, так как до сих пор продолжается борьба с талибами и вооруженными группами [3].
26 марта 2017 г. группа «Талибан» на своем сайте «Голос Джихада» опубликовала отчет под названием «Процент территории страны под контролем моджахедов исламского эмирата». Всего в отчете указано 349 уездов из 407: статус 13 уездов не был предоставлен, 38 уездов не идентифицированы. Согласно отчету, «Талибан» полностью контролирует 34 уезда и сохраняет от 70% до 99% присутствия в таких южных провинциях, как Гильменд, Урузган, Нимроз, Газни, Забул и Кандагар.
В отчете обозначено 225 спорных уездов, в которых «Талибан» имеет от 1% до 99% присутствия. 89 уездов подконтрольны афганскому правительству, во многих из которых «Талибан» проводит партизанскую деятельность [4]. В провинции Кабул «Талибан» контролирует 40% территории уезда Суроби и 20% площади в 8 уездах.
Ситуация в сфере безопасности
В уездах Мир Бача Кот, Фарза, Калакан, Исталиф и Гулгара «Талибан» проводит партизанскую деятельность [5]. В конце мая т.г. «Талибан» взял на себя ответственность по захвату более 10 уездов в провинции Бадахшан [6]. В июне т.г. административный центр города Кундуз подвергся минометному обстрелу [7], была также атакована основная база в восточной провинции Пактия [8]. В ряде северных провинций (Фарьябе, Сари-Пуле, Самангане, Тахоре, Кундузе и Бадахшане) «Талибан» основали тренировочные центры [9].
25 мая 2017 г. группа по аналитической поддержке и наблюдению за санкциями ООН опубликовала доклад, в котором была предоставлена информация о состоянии террористических групп в Афганистане. В докладе содержатся данные о численности состава группы «Талибан», которая не уменьшилась по сравнению с 2016 г. и на данный момент насчитывает от 25 000 до 88 000 человек. Несмотря на разногласия в высшем звене руководства группы и на значительные потери в 2016 г., боевая мощь «Талибана» не ослабла и продолжает угрожать административным центрам северных и южных провинций [10]. Согласно докладу, группа продолжает хранить молчание и в настоящее время не проявляет готовности вступить в переговоры с правительством Афганистана.
С 1 декабря 2016 г. по 31 мая 2017 г. было совершено 8 крупных атак в (high-profile attack) Кабуле и 42 в других частях Афганистана. Среди них комплексная атака на правительственную военную базу в Мазари-Шариф (21 апреля 2017 г.) и взрыв возле посольства Германии в Кабуле (31 мая 2017 г.) [11].
Помимо движения «Талибан», в Афганистане присутствуют свыше 20 повстанческих и террористических сетей, что делает Афганистан территорией с самой высокой концентрацией экстремистских и террористических групп в мире [12]. «Талибан» активно сотрудничает со всеми иностранными террористическими организациями, действующими на территории Афганистана, такими как «Аль-Каида», «Аль-Каида» на Индийском субконтиненте (АКИС), «Сеть Хаккани», организация «Лашкар-и-Тайба», Исламское движение Узбекистана и другими организациями, за исключением ИГИЛ [13].
«Сеть Хаккани» – одна из крупнейших террористических групп в Афганистане. Многие эксперты рассматривают «сеть Хаккани» наряду с движением «Талибан», поскольку обе группы разделяют общие цели в борьбе против правительства и коалиционных сил. К тому же лидер сети Хаккани – Сираджуддин Джаллалудин Хаккани – занимает влиятельную должность в руководстве «Талибана». Деятельность группы ограничивается традиционными уездами – провинциями Майдан Вардак, Логар, Пактия, Хост и Пактика [14].
В настоящее время существенно сократилось влияние «Аль-Каиды», её присутствие сосредоточено в основном на востоке и северо-востоке Афганистана. В южных провинциях сохранились элементы АКИС.
Численность афганского крыла «ИГИЛ (Вилаят Хорасан)» достигает 3500 человек [15]. Военное ведомство ИРА отмечает спад активности «ИГИЛ», а также сокращение численности боевиков до 500-700 человек в провинции Нангархар и потерю позиций в провинциях Фарах, Урузган, Гильменд, Нуристан и Забуль [16]. На данный момент активность «ИГИЛ» ограничивается 4 уездами на юге провинции Нангархар. Тем не менее, эксперты указывают на наличие спящих ячеек на территории страны. «ИГИЛ» проводит низкоуровневый рекрутинг, в том числе среди бывших афганских талибов и других боевиков, и ведёт пропаганду в разных афганских провинциях [17].
4 июля 2017 г. глава Минобороны ИРА заявил, что до конца апреля 2018 г. в Афганистане будет начат мирный процесс. Причиной тому послужат ослабшие силы вооруженной коалиции, которые будут вынуждены сесть за стол переговоров. По словам генерала Т.Ш.Бахрами, за последние 3 месяца АНА смогла противостоять вооруженным отрядам а также с успехом сорвала стратегические планы своих соперников [18].
Политическая ситуация в современном Афганистане
Теракты в Кабуле ослабили доверие общественности к способности афганского правительства обеспечить безопасность: афганцы требуют провести реформы в учреждениях безопасности, тщательного расследования терактов и отставки высокопоставленных чиновников, отвечающих за безопасность в стране.
Это дало повод оппозиционно настроенным политическим деятелям подвергнуть критике правительство, не сумевшее предотвратить крупные теракты. Лидер партии «Джамиат-и-Ислами» М.И.Хан потребовал отставки «некомпетентного и слабого» правительства и призвал провести досрочные выборы. Глава МИД ИРА С.Раббани призвал к отставке глав правоохранительных ведомств. В защиту правительства выступил глава партии «Хизб-и-Ислами» Г.Хекматияр, который после многолетней борьбы с правительством подключился к мирному процессу.
По мнению экспертов, Президент А.Гани возглавляет слабое и разделенное коалиционное правительство. Аналитики CrisisGroup отмечают напряженные отношения между А.Гани и А.Абдуллой, в значительной степени обусловленные смутно сформулированным соглашением по разделению власти и возрастающей внутренней фракционностью законодательных и оппозиционных групп. Фрагментация госаппарата подрывает политическую стабильность государства и негативно влияет на эффективность в решении национальных задач [19].
21 июня 2017 г. спецпредставитель Генерального секретаря ООН по Афганистану Тадамичи Ямамото выразил обеспокоенность политической ситуацией в ИРА и отметил, что политические фракции подрывают широкий политический консенсус, критикуя правительство и требуя новых реформ [20].
Ввиду объявления 7 июля 2018 г. датой проведения выборов в парламент и советы уездов, наблюдается активизация кооперативных действий оппозиционных политических партий. Так, лидеры трех партий «Джамиат-и-Ислами», «Хизб-и-Вахдат» и «Джунбиш-е-Милли» провели переговоры в Турции, в результате которых стороны договорились сформировать оппозиционный альянс под названием «Высший коалиционный совет по спасению Афганистана (ВКССА)».
Цель данного альянса – «предотвратить крах правительства, избежать хаоса и восстановить общественное доверие» [21]. Примечательно, что альянс представляют три основные политические партии этнических меньшинств, а лидеры партий сформировали оппозиционный альянс, будучи высокопоставленными чиновниками правительства. На данный момент, члены ВКССА приступили к разработке конституционной реформы в Афганистане.
В противовес ВККСА формируется широкая коалиция под названием «Национальное Взаимопонимание», которая будет включать представителей «правительства национального единства» (ПНЕ), а также такие партии как «Исламское общество Афганистана» (ИОА), «Вахдат», «Совет защиты и стабильности Афганистана», и «Новый национальный фронт Афганистана». В состав коалиции войдут и множество других общественных и политических сил, о которых будут объявлены в ближайшее время. Коалицию возглавляет Г.Хекматияр, и ожидается, что на начальном этапе проект получить поддержку президента А.Гани. Две коалиции будут основными конкурентами на парламентских выборах в 2018 г [22].
Выводы и обобщения
Во-первых, обстановка в области безопасности в Афганистане остаётся крайне нестабильной. Правительство ИРА продолжает терять влияние в подконтрольных ему округах, где наиболее активными становятся неправительственные силы.
Во-вторых, продолжается кризис в системе государственного управления, который вызван трениями между двумя половинами ПНЕ и многочисленными фракциями. Это обстоятельство затрудняет проведение реформ и эффективной политики в области безопасности.
В-третьих, в преддверии выборов в парламент ИРА политические партии формируют альянсы и используют несогласованность действий правительства как «окно возможностей». Ухудшение ситуации в сфере безопасности служит главным поводом для критики в адрес правительства и сомнений в легитимности ПНЕ.
_____________________________
[1] Humanitarian needs overview 2017 //http://reliefweb.int/sites/reliefweb.int/files/resources/afg_2017_hno_english.pdf
[2]Special Inspector General for Afghanistan Reconstruction //http://reliefweb.int/sites/reliefweb.int/files/resources/2017-04-30qr.pdf
[3] Afghanistan: Who controls what //http://www.aljazeera.com/indepth/interactive/2016/08/afghanistan-controls-160823083528213.html
[4] Afghan Taliban lists ‘Percent of Country under the control of Mujahideen’ //http://www.longwarjournal.org/archives/2017/03/afghan-taliban-lists-percent-of-country-under-the-control-of-mujahideen.php
[5] Percent of Country under the control of Mujahideen of Islamic Emirate //https://alemarah-english.com/?p=12443
[6] Боевики «Талибана» захватили более 10 посёлков в Бадахшане // http://afghanistan.ru/doc/110549.html
[7] Нападению боевиков «Талибана» подвергся один из уездов провинции Кундуз // http://afghanistan.ru/doc/110812.html
[8] Taliban attack major base in eastern Afghanistan //https://www.nytimes.com/2017/06/18/world/asia/afghanistan-taliban-attack-paktia-province.html
[9] Кабул теряет контроль над половиной страны //http://www.ng.ru/kartblansh/2017-05-15/3_6987_kartblansh.html
[10] Восьмой доклад Группы по аналитической поддержке и наблюдению за санкциями, представленный в соответствии с резолюцией 2255 (2015) по движению «Талибан» и связанным с ним лицам и организациям, представляющим угрозу миру, стабильности и безопасности в Афганистане. 25.05.2017
[11] Enhancing Security and Stability in Afghanistan //https://www.defense.gov/Portals/1/Documents/Enhancing-Security-and-Stability-in-Afghanistan-June-2017.pdf
[12] Enhancing Security and Stability in Afghanistan //https://www.defense.gov/Portals/1/Documents/Enhancing-Security-and-Stability-in-Afghanistan-June-2017.pdf
[13] Восьмой доклад Группы по аналитической поддержке и наблюдению за санкциями, представленный в соответствии с резолюцией 2255 (2015) по движению «Талибан» и связанным с ним лицам и организациям, представляющим угрозу миру, стабильности и безопасности в Афганистане. 25.05.2017
[14] Там же.
[15] http://afghanistan.ru/doc/110897.html
[16] Акценты недели: Политический процесс в Афганистане 22-28 мая 2017 года //http://afghanistan.ru/doc/110694.html
[17] Enhancing Security and Stability in Afghanistan //https://www.defense.gov/Portals/1/Documents/Enhancing-Security-and-Stability-in-Afghanistan-June-2017.pdf
[18] Акценты недели: политический процесс в Афганистане 1-9 июля 2017 года//http://afghanistan.ru/doc/112166.html
[19] Afghanistan: The Future of the National Unity Government//https://www.crisisgroup.org/asia/south-asia/afghanistan/285-afghanistan-future-national-unity-government
[20] ARG Accepts Need For Reforms On Back Of UNAMA Criticism //http://www.tolonews.com/afghanistan/arg-accepts-need-reforms-back-unama-criticism
[21]Afghanistan’s President under renewed pressure to enact reforms after ethnic leaders form new coalition //http://www.independent.co.uk/news/world/politics/afghanistan-president-ghani-pressure-political-reforms-a7819536.html
[22] Акценты недели: политический процесс в Афганистане 1-9 июля 2017 года//http://afghanistan.ru/doc/112166.html