Eng | Pyc

 

   

Кожирова С.Б. Место и роль Синьцзяна в проекте «Экономического пояса Шелкового пути» (ЭПШП)

За последние десятилетия Синьцзян-Уйгурский автономный район (СУАР) развивается стремительными темпами: здесь сформировалась комплексная индустриальная система, включающая металлургию, нефтепереработку, текстиль, машиностроение, электронику, уголь. По данным Госкомитета по делам развития и реформ, с конца 2012 г. 19 провинций и городов выделили в общей сложности более 13 млрд. юаней (около $1,91 млрд) на развития индустрии и создали более 500 тыс. рабочих мест в СУАР. Благодаря поддержке других регионов страны в последние годы в Синьцзян-Уйгурском автономном районе отмечался экономический рост, а инфраструктурные проекты сблизили его с остальной частью страны. Согласно официальным данным, в 2016 г. экономика СУАР выросла на 7,6%, что на 0,9% выше общенационального показателя, доходы на душу населения выросли на 8,9% до 18 тыс. 355 юаней, что также оказалось выше среднего уровня доходов по стране. К концу 2016 г. доля нищих в СУАР снизилась менее чем до 10%, говорится в Белой книге, опубликованной Пресс-канцелярией Госсовета КНР.
 

Развитие инфраструктуры

Быстрому развитию СУАР содействует модернизация инфраструктуры, в ходе которой повышенное внимание уделено борьбе с перепроизводством, углублению реформы  и поддержке инициативы «Пояс и путь». Согласно Докладу о работе правительства автономного района, СУАР планировало выделить в 2017 г. 1,5 трлн. юаней на развитие инфраструктуры, в частности 200 млрд. юаней – на строительство новых дорог, 34,7 млрд. юаней – на строительство железнодорожной сети, 14,4 млрд. юаней – на модернизацию аэропорта в Урумчи. В Белой книге также отмечается, что протяженность скоростных автодорог в СУАР достигла 4395 км, скоростных железнодорожных линий 717 км. Кроме того, в районе действуют 18 гражданских аэропортов. В 2017 г. в районе было зарегистрировано 2400 компаний, ВВП города достиг 5,12 трлн. юаней при росте на 278% по сравнению с предыдущим годом. В 2017 г. промышленные инвестиции в СУАР достигли 461 млрд. юаней, в частности инвестиции в производство составят 280 млрд. юаней, тем самым, увеличившись в годовом выражении на 51% [1].
 

Индустриализация СУАР

Программа развития производственного сектора СУАР до 2025 г. предусматривает создание промышленного узла, 6 районов и 8 центров ориентированных на производство и обработку сырьевой продукции. Основной целью выступает экспорт в западные страны и расширение присутствия на европейских рынках. По оценкам специалистов, на создание производственной инфраструктуры уйдет около 10 лет. На начальном этапе планируется создать производственную базу в рамках проекта «Один пояс один путь».

Исходя из наличия природных ресурсов и преимущества в географическом расположении, определено шесть индустриальных районов:

1.Урумчи-Чанцзи-Шихэцзы;
2.Куйтунь-Душаньцзы-Карамай;
3.Хами;
4.Корла;
5.Кашгар;
6.Или-Казахский АО.

 

Модернизация и инновации в СУАР.

Программа развития СУАР до 2025 г. включает создание разработок и исследований, а также создание практических образцов интеллектуальной продукции оборудования в таких областях как робототехника, электроэнергетика, строительная техника, сельскохозяйственное оборудование, оборудование новых источников энергии. К 2025 году планируется повсеместно внедрить разработки в производство, основать специальную производственную базу. Планируется создать восемь производственных кластеров с потенциальной прибылью в 100 млрд. юаней. Ожидается, что уровень производства к 2020 г. поднимется на 50%, а к 2025 г. на 60% по отношению к текущим показателям.

Развитие производства оборудования ориентировано на следующие отрасли, определенные как стратегические:

1.Передача и преобразование электроэнергии.

2.Нефтяная и нефтехимическая индустрия.

3.Сельское хозяйство.

4.Энергосбережение и защита окружающей среды.

5.Строительные машины для горной промышленности.

6.Производство в области легкой промышленности.

7.Текстильное производство.

8.Строительные материалы.

9.Электронно-вычислительная сфера.

10.Фармакология.

 

Сопряжение Плана развития СУАР и ЭПШП.

Китайский эксперт Цзя Юйчун поясняет, что проекты ЭПШП и план развития СУАР до 2025 г. являются взаимодополняемыми. Без реализации плана развития СУАР невозможно осуществить инициативу ЭПШП, так как регион не способен справиться с предполагаемыми задачами в виду слабого индустриального развития. Дополнительно это позволит сократить зависимость западных провинций Китая от восточных.

В свою очередь член комитета по вопросам монетарной политики Центробанка КНР по совместительству директор института комплексных стратегических исследований Фань Ган отмечает, что в 2015 г. объем инвестиций Китая за рубеж впервые превысил объем иностранных инвестиций в КНР, что ознаменовало новую эпоху для экономики. В этой связи, инвестиции китайских предприятий должны быть направлены в страны Центральной Азии, как основной инструмент реализации инициативы ЭПШП.

Как заявил заместитель генерального секретаря ПСК СУАР Лю Илэй, в СУАР необходимо создать открытую экономическую систему, что позволит ей интегрироваться с международной экономической системой. Кроме того, необходимо организовать многоуровневое сотрудничество со странами ЦА [2].

 

Внешнеторговые связи СУАР.

В ходе строительства «Одного пояса, одного пути» СУАР непрерывно наращивает объёмы импортно-экспортных сделок с пятью странами Центральной Азии, Россией и Монголией. Благодаря этому приграничная торговля получила стремительное развитие.  Правительство автономного района придает большое значение развитию трансграничного электронного бизнеса. Согласно «Программе развития электронной коммерции Синьцзян-Уйгурского автономного района на 13-ю пятилетку», опубликованной Комитетом по экономике и информатизации Синьцзяна в декабре 2016 года, к 2020 году Синьцзян станет крупномасштабным региональным центром трансграничной электронной коммерции и электронной торговли специфическими товарами. Это принесет местным внешнеторговым предприятиям ещё больше возможностей для развития.

Кроме развития традиционной торговли, в последние годы Синьцзян непрерывно ускоряет шаги по экономическо-техническому сотрудничеству. Это делается, в первую очередь, путем поощрения «выхода» предприятий за границу, в особенности, в сопредельные страны для участия в инфраструктурном строительстве, освоении ресурсов и осуществлении подрядных работ. В сочетании с экспортным кредитом, внешней помощью и другими способами поддержки стимулируется экспорт сложного оборудования, технологий и услуг. Это становиться одной из основных специфик экспортной торговли Синьцзяна. В таких обстоятельствах появился целый ряд конкурентоспособных на международном рынке предприятий, в их числе и компания TBEA. Tebian Electric Apparatus Stock Co., Ltd специализируется на проектах в энергетике. Она известна строительством линий электропередачи. Китайская компания  работает в 70 странах. Количество ее сотрудников достигает 20 тысяч. В Казахстане, Таджикистане странах компания получила поддержку государства. Китайская компания ТВЕА реализует свои социальные проекты в Таджикистане. В числе таких проектов строительство автомобильных дорог, общеобразовательных школ. Эти объекты расположены в городах Душанбе и Вахдат, а также районах Рудаки и Дангара. Проект по строительству автомобильной дороги в Дангаринском районе, финансируемый китайской компанией ТВЕА, состоит из трех компонентов, которые включают в себя восстановление автомобильной дороги на различных участках Дангаринского района.

Первое место в СУАР среди внешнеторговых предприятий на протяжении последних трех лет занимает Синьцзянская торгово-промышленная корпорация «Сан Бао». В состав корпорации входят 10 предприятий, она успешно сотрудничает со многими странами мира, имеет представительства в РК, РФ, Таджикистане, Узбекистане, Афганистане. «Сан Бао» входит в 200 самых мощных внешнеторговых предприятий КНР. Она экспортировала в Казахстан более 2000 единиц различной спецтехники из КНР, наладила ее сервисное обслуживание, создала сервисные центры. В последние годы , корпорация достигла  передового мирового уровня и занимает 2/5 части доли внутреннего рынка сбыта КНР. В РФ и Казахстан экспортируются нефтяное оборудование. «Сан Бао» имеет лицензию, выданную торговым департаментом КНР на проведение инженерно-строительных работ за рубежом, ведет строительство 19 крупных производственных объектов. Объекты по производству полипропилена положили начало развитию новой отрасли в нефтехимической промышленности Казахстана. Строительство цементного завода производительностью 2 млн.тонн в год начатое в 2008 году, является одним из важных объектов в РК, с наибольшей производительностью и высоким технологическим уровнем [3].

Лидером в Интернет-торговле региона является  международная группа «Ема» («Дикая лошадь»). Она занимается традиционной внешней торговлей на протяжении более чем 20 лет и ее годовой внешнеторговый оборот составляет примерно 800 млн. долл. США. Компания занимает ведущее место среди экспортно-ориентированных предприятий СУАР. Руководители «Ема»  приняли в 2015 году решение о создании подразделения трансграничной электронной торговли. Сотрудники группы самостоятельно разработали Интернет-магазин, ориентированный на русскоязычные страны. Сочетая традиционную внешнюю торговлю с Интернет-коммерцией, была сформирована модель бизнеса в формате «Интернет + внешняя торговля». Говоря о преимуществах компании, генеральный директор корпорации, г-н Чэнь Цян говорит: «Профессиональные команды по внешней торговле, — вот в чем состоит традиционное преимущество нашей компании. Компания Ема имеет филиалы в России, Казахстане, Кыргызстане и Узбекистане. Сочетая это преимущество с Интернет-торговлей, мне кажется, наша компания получила огромные возможности, чего с трудом могут добиться те, которые лишь начинают заниматься торговлей в этом районе. Впрочем, распространение трансграничного электронного бизнеса в русскоязычных странах относительно хуже, чем в Китае, это дало нам определенное время для развития деятельности» [4].

В отличие от «Ема», специализирующейся на Интернет-бизнесе, Синьцзянская акционерная компания Интернет-технологий Чжунсин Сылу прилагает усилия для создания платформы электронного бизнеса, предоставляющей комплексные услуги трансграничной торговли, такие как снабжение, маркетинг, оплата, логистика, складское дело, оформление процедур на таможне и т.д. Компания хочет добиться успеха в сфере электронного бизнеса на рынке пяти стран Центральной Азии. В плане расчётов  компания обладает заметным преимуществом благодаря самостоятельно разработанному средству оплаты «Чжунсин-фу». Крупным банкам пяти стран ЦА внесен денежный залог, в целях контролирования валютного курса определена специальная компания, осуществляющая конвертацию и выплаты в реальном времени. Оплаты производятся в национальных валютах, предприятие получает их в юанях [5].

 

Автомобилестроение.

В Синьцзяне формируется автомобилестроительная промышленность. В настоящее время ежегодный объем производства синьцзянского завода SAIC Volkswagen составляет 20 тыс. автомашин, часть из которых продается на местном рынке, а остальные авто поставляются в другие провинции Китая. Местное правительство предоставило льготную политику по налогообложению и приобретению земельных участков. Первая автомашина сошла со сборочной линии этого завода в 2013 году, когда Китай выдвинул инициативу строительства Экономического пояса Шелкового пути. В 2016 году другая компания по производству пассажирских транспортных средств GAC Motors также открыла завод в Урумчи и надеется занять свою нишу на  многообещающем рынке [6].

 

Текстильное производство.

«Пять стран в Центральной Азии обещают стать крупнейшим рынком текстильных изделий Синьцзяна», – считает зампредседателя Китайской торговой палаты по импорту и экспорту текстильных изделий Чжан Сиань. В 2017 г. экспорт одежды из Китая в страны ЦА достиг $7,2 млрд., в том числе 80% пришлось на Синьцзян. Среди всех стран и регионов ЭПШП и Морского Шелкового пути Восточная Европа стала вторым по величине рынком для легкой промышленности Синьцзяна. В период с 2014 года по июнь 2018 года число швейных предприятий в Синьцзяне увеличилось на 2200 и общее число занятых в данной отрасли работников достигло 540 тыс. человек. Многие текстильные предприятия экономически развитого востока Китая создают свои новые производственные базы в Синьцзяне. Этот регион считается одним из лидеров производства хлопка на северо-западе Китая. По итогам 2016 г., в текстильной отрасли региона трудоустроено 112 300 рабочих. Этот показатель превышает 50% от всех нанятых промышленных рабочих Синьцзяна за прошлый год. В 2016 г. инвестиции в текстильные проекты региона составили 65 млрд. юаней ($9,39 млрд.). Годовая мощность предприятий хлопкопрядения в Синьцзяне выросла на 150% по сравнению с уровнем 2015 г. по итогам января-октября 2016 г., в СУАР объем экспорта текстильной продукции и одежды достиг 43 млрд. юаней ($6,2 млрд.). Это на 49% больше, чем годом ранее. Основными рынками сбыта указанных товаров из Синьцзяна являются Казахстан и Киргизстан. На третьем месте находится Россия [7].
 

Рынок труда.

Реализация геополитического и геоэкономического проекта «Экономический пояс Нового шелкового пути» вызвала оживление на рынке труда в СУАР. Государственные и частные предприятия Синьцзяна расширяют свою международную деятельность. Мэн Фэнчао, президент компании по строительству железных дорог China Railway Construction Co, сообщил, что Синьцзян рассматривается в качестве одного из наиболее перспективных регионов Китая для развития железнодорожного сообщения. Также он отметил о том, что планируется  открытие железнодорожных рейсов из Урумчи в город Мерсин на юге Турции, который пройдет через территорию Казахстана, Туркмении и Ирана и будет установлено регулярное железнодорожное сообщение, которое свяжет Урумчи с Москвой. Намереваясь развивать свою исследовательскую и маркетинговую деятельность в регионе, компания China Railway Construction решила принять на работу более 600 человек из числа местных жителей, имеющих высшее образование.

Кан Нин, заместитель управляющего Государственной почтовой службы China Post Group, заявил в интервью китайским СМИ, что Почта Китая заинтересована в развитии и улучшении почтового сообщения между Китаем, Россией и Казахстаном, установленного в 2016 году. В местных почтовых отделениях  принимают на работу новых сотрудников из числа жителей Синьцзяна, причем предпочтение отдается этническим русским и казахам. Развитие интернет-торговли также оказало влияние на оживление местного рынка труда. На конец июля 2017 года из Китая в Россию и Казахстан местной почтой было отправлено около 24,59 млн. посылок. Это объясняет крайнюю заинтересованность Почты Китая в увеличении числа сотрудников не столько просто из местных жителей, сколько из владеющих русским или казахским языками. Ожидается, что по мере развития проекта «Экономический пояс Нового Шелкового пути» потребность в такого рода персонале будет увеличиваться и на предприятиях других отраслей экономики [8].

 

«Три коридора», «три базы», «три центра».

Синьцзян становится центром выстраивания нового экономического пояса Шелкового пути, что создает большие возможности развития в таких направлениях: как в открытости внешнему миру, в углублении реформ, в оптимизации производственной структуры, в скоординированном развитии регионов, в повышении мягкой силы культуры и обеспечении социальной стабильности. В автономном районе планируется создать «три коридора» в сферах транспорта, энергетики и связи, «три базы», связанные с производством, переработкой и хранением нефти и газа, развитием угольной промышленности, развитием ветроэнергетики и солнечной энергетики. Регион также планирует создать «пять центров»: транспорта, торговли, культуры, финансов и здравоохранения.

*  *  *

Выводы и обобщения.

Во-первых, можно утверждать, что Синьцзян играет жизненно важную и стратегическую роль в экономической безопасности Китая, так как это регион, обеспечивающий страну природным газом, нефтью, углем.

Во-вторых, СУАР – это транзитный маршрут энергоносителей, импортируемых из-за рубежа, который будет играть все более важную роль в безопасности поставок Китая. Растет его стратегическое значение по отношению к внешней торговле Китая, Синьцзян становиться воротами Китая в Центральную Азию и за ее пределы. Регион — крупнейшим центр внешней торговли со сниженными логистическими издержками и единственный крупнейший поставщик сырья в быстро развивающуюся текстильную промышленность Китая.

В-третьих, хотя Синьцзян отстает от большей части остального Китая по своей доле от национального дохода, остальная часть Китая многим обязана своему экономическому росту Синьцзяну. По-видимому, экономическая структура Синьцзяна соответствует картине периферии, основной функцией которой является обеспечение ядра энергоресурсами и сырьем. Именно поэтому китайское правительство уделяет особое внимание экономическому развитию региона. Развитый и стабильный Синьцзян является одним из ключей обеспечения экономической безопасности Китая в долгосрочной перспективе. Пекин не может рисковать нестабильностью в регионе, производящем энергоносители и хлопок, являющемся крупным внешнеторговым узлом, где проходят важные транспортные пути, связывающие Китай с остальным миром [9].

В целом, «Пояс и путь», нацеленный на создание торговой и инфраструктурной сети, соединяющей Азию со странами Европы и Африки вдоль древних торговых маршрутов Шелкового пути, дает новый импульс развитию Синьцзян-Уйгурского автономного района.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 
  1. Экономическое обозрение: экономика Синьцзяна на пути быстрого развития. http://russian.cri.сn/
  2. Программа развития Китая. http://polit-asia.kz/ru/analytics/economy/1733
  3. Синьцзянская торгово-промышленная корпорация «Сан Бао». http://sanbaogroup.ru
  4. http://yema.uz/golovnoy-offis-knr
  5. СУАР становится коммерческо-логистическим центром в экономическом поясе Шелкового пути. http://ru.siluxgc.com/html/R1683/201711/3204
  6. https://dknews.kz/selkovyi — put/sinczan-stanovitsa-novym-promyslennym
  7. http://unionrc.ru/language/ru/синьцзян-расширяет-предприятия
  8. «Шелковый путь» вызвал оживление на рынке труда в Синьцзяне http://ru.gbtimes.com/novosti/shelkovyy-put-vyzval-ozhivlenie-na-rynke-truda-v-sinczyane
  9. Altay Atli. Role Of XinjiangUyghur Autonomous Region In Economic Security Of China – Analysis. www.eurasiareview.com

Похожие статьи