Давно известно, что история носит циклический характер. При этом новые экономические, политические и военные реалии нередко принимаются за симптомы грядущего упадка.
Классический пример – блестящая работа немецкого философа О.Шпенглера «Закат Европы», в которой исследователь пришел к выводу о том, что первая мировая война и обозначившийся переход западного мира к цезаризму – это признак упадка и гибели Запада.
Кстати говоря, философы подмечают, что оригинальное название данной работы – «Der Untergang des Abendlandes» – было бы правильнее переводить как «Закат Запада» либо «Гибель Запада», тем более, что О.Шпенглер включал в категорию Запад не только Европу, но и США с Японией.
Подобные апокалиптические настроения характерны и для современного Запада. Сегодня не только журналисты, но и известные политики делают довольно пессимистичные прогнозы о судьбе Европы и Запада в целом.
Например, недавно председатель Европейского совета Дональд Туск признал, что руководители ЕС одержимы идеей «мгновенной и полной интеграции», в то время как многие европейцы оказались во власти евроскептицизма и даже европессимизма. Глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер также констатирует, что европейское сообщество переживает экзистенциальный кризис, обусловленный тем, что отдельные страны-члены ЕС делают упор на национальные интересы.
Тем же пессимистичным духом пропитана и редакционная статья «The New York Times» под названием «Утрата веры в ЕС» («A Loss of Faith in the E.U.»), в которой говорится, что «на фоне потока беженцев из Африки и с Ближнего Востока, постоянной безработицы и низких темпов экономического роста миллионы европейцев начинают думать, что Евросоюз их подвёл. В результате они всё чаще обращаются к популистским движениям и к политикам-националистам, которые обещают защитить их рабочие места, образ жизни и безопасность, закрыв национальные границы и отказавшись от панъевропейских проектов».
Своего пика подобные настроения достигли 30 сентября 2016 года, когда в «Sueddeutshe Zeitung» была опубликована статья экс-министра иностранных дел ФРГ Йошки Фишера «Запада, возможно, скоро уже не будет» («Den Westen» könnte es bald nicht mehr geben»). В своей статье Й.Фишер обосновывает ряд симптомов распада Запада.
Во-первых, по мнению Й.Фишера, это т.н. «брексит»: «Великобритания высказалась против Евросоюза и тем самым фактически против европейского мирового порядка, который основан на интеграции, сотрудничестве, на общем рынке и общем правовом пространстве в Европе, именно в тот исторический момент, когда этот мировой порядок находится как изнутри, так и снаружи под сильнейшим давлением». Без Великобритании, как традиционного гаранта европейского порядка, ЕС станет слабее, констатирует Й.Фишер.
Во-вторых, это возможная победа Дональда Трампа на президентских выборах в США (ноябрь 2016 г.). По мнению Й.Фишера, победа Д.Трампа будет означать возвращение США к неоизоляционистскому курсу, удар по трансатлантизму и ещё большее распространение антиамериканизма в Европе.
В-третьих, это возможное избрание Марин Ле Пен, которое будет означать отказ Франции (которая вместе с Германией образует несущий фундамент всей конструкции ЕС) от Европы и тем самым «конец ЕС и возврат национализма к власти в ЕС».
В-четвертых, это возможное объединение националистических и право-консервативных сил в Германии, которое означало бы конец боннской республики и предательство по отношению к наследию Конрада Аденауэра. Многое будет также зависеть от того, останется ли Ангела Меркель на посту федерального канцлера после 2017 года.
Как следует относиться к прогнозам политиков и экспертов относительно Евросоюза и Запада в целом?
Европа и Запад оказались перед лицом системного кризиса и, как это нередко бывало в мировой истории, страх перед возможным крахом берёт верх над рационализмом и рефлексией. Вместо энергичного поиска путей выхода из кризиса нагнетаются панические настроения, которые охватили не только политические элиты, но и население западных стран.
Европа и Запад в целом не хотят признаться сами себе в том, что сегодня они пожинают плоды своей непродуманной политики в отношении Афганистана, Ирака, Северной Африки и Ближнего Востока. Но, как гласит старинная поговорка, «кто сеет ветер, тот пожнёт бурю».
Рушатся не Европа и Запад (хотя и это не исключено в долгосрочной перспективе), рушится устоявшаяся система представлений американцев и европейцев о том, что есть Европа и что есть Запад. «Брексит», возможная победа Д.Трампа и Марин Ле Пен, а также возможный уход А.Меркель – не всемирная трагедия, а отражение тектонических сдвигов в умонастроениях рядовых американцев, британцев и европейцев.
Трансформация фундаментальных основ Запада неизбежна, но она не обязательно должна перерасти в некий Апокалипсис. Возникнет новый Запад и новая Европа, которые будут более адекватны геополитическим и геоэкономическим реалиям XXI века.
В этом новом мире будет меньше безопасности и благополучия и, напротив, больше рисков и угроз. В целом, наступает эпоха глубокого переосмысления исторического опыта западного мира, время расставания с иллюзиями, время расплаты за попытки опередить время.