Eng | Pyc

 

   

Мухамеджанова Г.Р. Ирано-американские отношения на современном этапе: состояние и перспективы

Исламская Республика Иран (ИРИ) — ключевая геополитическая фигура на Ближнем Востоке, которая играет важную роль как в стабилизации мирного порядка, так и в военно-политическом урегулировании в регионе. Географическое расположение Ирана позволяет ему находиться в эпицентре пересекающихся геополитических целей и стратегических амбиций глобальных и региональных сил. Обстановку на Ближнем Востоке можно охарактеризовать как углубляющийся разрыв между шиитским Ираном и суннитским Персидским заливом, а отношения с Западом претерпевают персистентный многолетний антагонизм и противостояние.

Более 30 лет Иран не имеет дипломатических отношений с США. Антиамериканская и антиизраильская позиция прослеживается во внутренней и внешней политике Ирана, отражая консервативные убеждения правительства. Политическое давление, оказываемое на внутреннюю политику страны внешними игроками, наряду с многочисленными санкциями, неблагоприятно влияли на благосостояние страны. Но, вопреки ярлыку «ядерного государства-изгоя», Иран имеет весомый голос в глобальной и региональной политике, с которым США вынуждены считаться.

Оттепель в ирано-американских отношениях совпала с периодом ужесточения экономических санкций, вследствие которых в Иране произошли политические перемены. В частности, это привело к победе самого умеренного кандидата в президентских выборах, Хасана Рухани, приоритетом для которого являлась реинтеграция Ирана в международное сообщество [1]. Положительным моментом послужило стремление обоих государств к установлению двустороннего диалога и снижению напряженности на Ближнем Востоке. Заручившись поддержкой бессменного Верховного лидера Ирана аятолла Али Хаменеи, Х.Рухани пошел на компромисс в вопросе иранской ядерной программы взамен на снятие экономических и финансовых санкций. Однако перспективы развития отношений в связи с новой расстановкой сил в США остаются довольно непредсказуемыми и зависят как от внутриполитической обстановки, так и от намерений и интересов основных игроков в регионе.

 

Предыстория санкций

Санкции – одна из стратегий США, применяемая для ограничения мощи ИРИ в регионе. Их основной целью является заставить ИРИ отказаться от поддержки террористических групп и привести к смене режима. С 1979 г. США ввели различные санкции экономического и финансового характера, направленные на ключевые отрасли Ирана, а также санкции против оружия массового поражения, ракетных установок и обычного вооружения.

Первая категория санкций включает приказы президента США о запрете на покупку иранской нефти, запрет на предоставление доступа Ирану к финансовой системе США, санкционирование иранских банков и иностранных банков, осуществляющих операции с ними, санкции в поддержку демократических изменений и гражданского общества в Иране. Санкции военно-стратегического характера включают ряд санкций против правительств, осуществляющих продажу оружия Ирану, а также санкции в отношении зарубежных организаций, которые поставляют Ирану технологии массового уничтожения или вооружения современного типа в «дестабилизирующих количествах» [2].

Ядерный потенциал Ирана представлял угрозу для безопасности США и его ключевых союзников в Персидском заливе. Действующие санкции недостаточно сильно влияли на Иран, нарушающий баланс сил в регионе. Все это требовало конкретных мер.

Джордж Буш-младший проложил путь к наложению многосторонних санкций: 2006 году ядерное досье Ирана было передано в Совет Безопасности ООН (СБ ООН), и закреплено резолюцией о нераспространении ядерного оружия 1737 от 27 декабря 2007 года. После этого страны ЕС, США и ООН закрепили санкционный режим против Ирана.

В свою очередь, Тегеран заявлял, что его ядерная программа носит исключительно мирный характер. Введение санкций странами ЕС было воспринято как давление со стороны США и еврейского лобби, имеющегося в правительствах Германии, Франции и Великобритании [3]. Правительство Ирана негативно высказывалась о применении двойных стандартов в политике Запада, учитывая присутствие де-факто ядерного Израиля в регионе.

После передачи иранского ядерного досье в СБ ООН в 2006 г. последовала череда новых санкций со стороны стран Европейского Союза (ЕС), направленных на основные экономические отрасли республики. Лидирующие финансовые организации и фонды, в том числе компании, занимающиеся нефтехимическим производством, Центральный банк Ирана, а также многие банки второго уровня попали под санкционный режим.

Новая волна санкций 2011-2012 гг. имела многосторонний характер и отражала растущее политическое давление на Иран в связи с его активным военным присутствием в Сирии. Непреклонность правительства Ирана лишь усугубляло положение, укрепляя сомнения великих держав и сверхдержав касательно мирных мотивов развития ядерной программы.

1 июля 2012 г. ЕС ввёл нефтяное эмбарго, из-за которого объем экспорта нефти Ирана в ЕС снизился на 30% [4]. До введения санкций около 600 тыс. баррелей сырой нефти экспортировалось в ЕС. Эти санкции коснулись не только Ирана, но и основных импортеров иранской сырой нефти: Италии, Испании и Греции [5]. Квота ОПЕК Ирана на поставку нефти перешла к Саудовской Аравии, которая охотно взялась за возмещение недостающего объема иранской нефти для удовлетворения потребностей европейских импортеров.

Иран отважился на перестановку приоритетов и пошла на стратегический шаг в изменении направления экспортируемого сырья. Альтернативой послужили страны АТР – Китай, Индия, Южная Корея и Япония. После введения санкций, Иран перенаправил все поставки нефти из ЕС в АТР.

В целом, добыча нефти сократилась на 50% и остановилась на отметке в 1.3 млн. баррелей в день (б/д). В предсанкционный период производство нефти достигало до 4.2 млн. б/д, 2.6 млн. б/д из которых направлялись на зарубежный рынок [6]. Экономика страны не была готова к новому масштабному натиску нововведенных санкций. Ограниченный доступ к финансовым активам от продажи нефти отразился на главных макроэкономических показателях страны.

Внутриэкономическое положение страны усугубляли неэффективные и ненадлежащие механизмы правления. Экономический спад был прямым результатом неосторожной политики денежно-кредитной и  бюджетной экспансии предыдущего правительства, последствием чего являлись высокий уровень инфляции и безработицы в стране, а также двухлетний негативный рост ВВП. Инфляция возросла на 40%, а национальная валюта девальвировала на 60% [7]. Индекс потребительских цен возрос на 45.1% в 2012 году [8]. Уровень безработицы достиг 11.7% [9], в частности, безработица среди молодежи значительно возросла до 27% [10].

Существенно сократились доходы от экспорта нефти. За 2012-2013 фискальный год [11] энергетический сектор смог привнести в бюджет страны только лишь $63 млрд., что является на 47% ниже показателей за 2011/2012 фискальный год [12].

США и страны ЕС тоже пострадали от своих же санкций. По данным Национального Иранско-Американского Совета экономические и коммерческие потери США с 1995 по 2012 гг. составили $134,7-175,3 млрд. Страны ЕС потеряли в 2 раза больше, недополучая возможную прибыль от торговли с Ираном. Экономические потери в Европе варьировались от $23,1-73 млрд. в Германии до $145-458 млн. в Греции [13].

 

Администрация Дональда Трампа и будущее СВПД

Победа Д.Трампа поставила под сомнение существование ключевого международного договора, достигнутого путем длительных переговоров при администрации Б.Обамы. Этот ключевой документ, именуемый как Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД) был подписан 14 июля 2015 г. странами 5+1 (Великобританией, Китаем, Францией, США, Россией и Германией) и был подкреплен резолюцией СБ ООН.

СВПД послужил исторической разрядкой в отношениях между Ираном и США, так как он позволил частично снять экономические и финансовые санкции с Ирана, наложенные США и Евросоюзом. По данному договору, Иран был вынужден сократить запасы урана на 98% и отказаться от его обогащения выше 3,67% в течение последующих 15 лет [14]. Кроме того, было достигнуто соглашение, что МАГАТЭ будет иметь постоянный доступ к ядерным объектам в Иране, что позволит проводить надлежащий мониторинг и контроль по выполнению обязательств в рамках соглашения.

С победой Д.Трампа, не раз открыто обещавшего отменить действующую ядерную сделку, Верховный лидер Ирана подверг критике возможное возобновление санкций. Приоритетом для ИРИ является сохранение международных соглашений по ядерной программе, существование которых встало под вопрос. Иран убеждён, что США не смогут отменить ядерное соглашение в одностороннем порядке. Более того, Иран не намерен в будущем вести политические переговоры по пересмотру ядерного соглашения. Любая попытка со стороны США отменить ядерную сделку подорвет доверие мирового сообщества к американскому правительству и заставит Иран прибегнуть к «политике абсолютной нетерпимости» [15]. В случае расторжения СВПД Иран сможет не только возобновить свою ядерную программу, но и превзойти прежний уровень.

Главные назначения президента Д.Трампа усиливают сомнения по поводу «мягкой» политики в отношении Ирана. Так, министр обороны Джеймс Мэттис считает Иран главной угрозой, которая может пошатнуть стабильность на Ближнем Востоке. Он называет СВПД «плохим соглашением», которое не подразумевает прекращение ядерной программы, а лишь дает отсрочку Ирану [16]. Госсекретарь Рекс Тиллерсон настаивает на проведении полного обзора ядерного соглашения [17]. Майкл Флинн видит в политическом исламе экзистенциальную угрозу и делает акцент на смену режима в Тегеране [18]. Директор ЦРУ Майк Помпео также является яростным критиком ядерной сделки «с режимом, который намерен уничтожить Америку» [19]. Очевидно, что соглашение в нынешнем состоянии не приемлемо ни для Д.Трампа, ни для его администрации, но полная его отмена в одностороннем порядке не является удобоисполнимой и может сыграть в пользу Ирана.

Во-первых, отменить соглашение можно лишь в том случае, если США сможет доказать нарушение обязательств по СВПД со стороны Ирана. Согласно пунктам 36 и 37 СВПД, США, как государство имеющее право на вето в СБ ООН, имеет право блокировать резолюцию 2231. В этом случае, «… положения старых резолюций Совета Безопасности ООН будут вновь введены, если Совет Безопасности ООН не примет иного решения» [20]. Таким образом, санкции будут продлены на последующие 10 лет [21], с возможностью продления на 5 лет.

Во-вторых, новые условия, выдвинутые Д.Трампом, вовлекут США и страны-партнеры в длительный процесс новых переговоров. Такой маневр может подорвать доверие союзников-партнеров по ядерному соглашению и неблагоприятно сказаться на намерении Д.Трампа сыграть на снижении напряженности с Россией. Безосновательные провокации в адрес Ирана могут обеспечить эту страну поддержкой со стороны стран, которые хотели бы сохранить ядерное соглашение в противовес США.

Отношения США и Ирана может усугубить основной нормативно-правовой акт по санкциям «Закон о санкциях против Ирана». Закон вступил в силу в 1996 г. [22] и ограничивал инвестиционные потоки в нефтяной сектор Ирана, срок которого подходил к концу 31 декабря 2016 г. В декабре 2016 г. Сенат единогласно принял законопроект о продлении данных санкций, что и вызвало полемику среди государственной элиты США [23]. Однако для реализации требовалась подпись Президента. По оценкам Белого дома, возобновление санкций может нарушить условия ядерного соглашения и вызовет незамедлительную ответную реакцию Тегерана.

В ответ на санкции Иран объявил о производстве атомных морских судов и ядерного топлива для морских судов [24]. Развитие атомного судоходства будет идти наряду с программой разработки баллистических ракет средней дальности. И это далеко не весь арсенал стратегических козырных карт, к которым ИРИ может прибегнуть в случае возрастания антииранских акций. Вопрос лишь в том, насколько действенными они окажутся и будут ли достаточно убедительными.

Во-первых, Иран пойдет на укрепление отношений с союзниками, в данном случае с Россией. Учитывая весомый иранский фактор в Сирии и победоносные военные действия российской, сирийской и иранской коалиции на северо-западе Сирии, можно рассчитывать на оживление российско-иранских переговоров. Доказательством тому является решение ИРИ пригласить военно-космические силы (ВКС) РФ для использования авиабазы в Хамадане. Если раньше присутствие внешних сил на территории страны вызывало беспокойство, то сейчас, ввиду неясности внешнеполитического курса США, а также наращивания иранского военного присутствия в Сирии, это считается крайне необходимым. Иран определил четкие цели для стабилизации обстановки в регионе в рамках военного сотрудничества с Россией и намерен руководствоваться ими в принятии дальнейших внешнеполитических решений.

Во-вторых, ИРИ полностью контролирует стратегический водный путь в Персидский залив – Ормузский пролив, через который ежедневно проходит около 40% мирового нефтяного экспорта. Особенность пролива заключается в том, что он является единственным морским путем, через который осуществляется экспорт нефти ОПЕК. Свыше 85% экспорта нефти идет на азиатские рынки, такие как Япония, Индия, Южная Корея и Китай [25]. Движение морских судов проходит через территориальные воды Ирана и, соответственно, ВМС Ирана принимают в нем непосредственное участие. ИРИ не раз выражали намерение перекрыть доступ и ограничить использование территориальных вод иностранными морскими судами [26]. Закрытие Ормузского пролива не будет представлять угрозу для международного судоходства в проливе, однако пересмотр политики использования иранских территориальных вод может напрямую коснуться США и их союзников.

 

Экономика после СВПД

Экономические показатели стран-экспортеров нефти, таких как Иран, в значительной степени зависят от ряда условий внутреннего характера, а также от ситуации на международном нефтяном рынке. Поэтому снятие санкций не произвело ожидаемого эффекта.

Во-первых, в среднесрочной перспективе существуют препятствия в виде технических ограничений в добыче нефти. Ирану необходимы дополнительные инвестиции для реанимации месторождений и модернизации инфраструктуры. Чтобы возобновить проекты и нарастить значительный объем экспорта нефти и газа, ИРИ потребуются западные технологии и специалисты. Согласно шестому 5-летнему плану развития на 2016-2020 гг., для расширения нефтяного сектора объем зарубежных инвестиций должен составить не менее $200 млрд., из которых $130 млрд. будут направлены на «апстрим» проекты [27].

Во-вторых, низкие мировые цены на нефть не привели к значительному приросту нефтяных доходов от экспорта. Несмотря на увеличение объема производства нефти и стремительное возмещение рыночной доли на позиции до нефтяного эмбарго ЕС, низкие цены оказывают большое давление на государственный бюджет и препятствуют полному восстановлению экономики. Если фискальный дефицит в 2015-2016 г. достиг 1,7% ВВП, то в 2016-2017 г. он составит 2,7% ВВП [28]. Для поддержания устойчивого бюджета, ИРИ потребуется повысить производительность нефтяной промышленности, что чревато еще большим обвалом цен на нефть.

На данный момент Иран делает акцент на скором восстановлении своей рыночной доли на международном рынке нефти и увеличении добычи нефти и экспорта до предсанкционных показателей. В течение 5 лет Иран планирует нарастить объем производства нефти до 4.8 млн. б/д до 2021 г. [29]. Для этого Иран активно ищет возможности для привлечения иностранных клиентов путем снижения цен на нефть и изменения условий договоров для инвесторов. В октябре 2016 г. добыча нефти в Иране достигла 3,72 млн. б/д., и экспортный потенциал возрос до 2,4 млн. б/д [30]. Эти показатели сопоставимы с предсанкционными данными о производстве и продаже нефти.

АТР остается традиционным рынком для экспорта иранской нефти. Китай, Индия, Япония и Южная Корея являются самыми перспективными крупными импортерами нефти ОПЕК. В связи со слабым спросом на иранскую нефть со стороны ЕС, азиатские страны активно пользуются своими тесными связями с Тегераном и наращивают покупки иранской нефти. В октябре четыре страны импортировали до 1,99 млн. б/д, что превышает показатели прошлого года на 147,9%. В октябре 2016 г. экспорт в Китай и в Японию значительно вырос, составляя, соответственно, 202 тыс. б/д и 773 860 б/д. Южная Корея увеличила импорт иранской нефти на 73,2%. В свою очередь Индия нарастила поставки нефти из Ирана до 789100 б/д, что в 4 раза выше показателей за 2015 г. [31].

В ближайшей перспективе Иран будет продолжать наращивать добычу нефти для балансирования бюджета при низкой стоимости нефти. Полным ходом будут привлекаться инвесторы не только в нефтяную промышленность, но и в ненефтяные секторы экономики, которым будет уделяться особое внимание в связи с политикой диверсификации. Планам Ирана вернуться на предсанкционную долю рынка могут помешать нестабильные мировые цены на нефть, которые продолжат падение при несоблюдении странами ОПЕК соглашения по сокращению объемов добычи и поставки нефти. Более того, неопределенная судьба ядерного соглашения создает риски для иностранного бизнеса, желающего инвестировать в Иран. Устойчивое развитие экономики, в первую очередь, будет зависеть от эффективности структурных реформ, предпринятых государством для решения основных внутренних проблем. Это такие насущные проблемы, как систематическая коррупция и безработица среди молодежи и женской половины населения. Нерешённость этих вопросов является большим препятствием для развития экономики, так же, как и зависимость Ирана от внешних вызовов.

 

Ключевые региональные игроки: Израиль и Саудовская Аравия

В региональном масштабе могут возникнуть сложности внешнеполитического характера. Экономически стабильный Иран не входит в интересы Саудовской Аравии и Израиля. Вопреки идеологическим, политическим и культурным различиям, эти две страны объединяет враждебность к ИРИ. Они рассматривают Иран как угрозу их национальным интересам и безопасности. К тому же, геостратегические интересы этих двух стран США учитывают при разработке собственной политики на Ближнем Востоке.

В январе 2016 г., в ответ на казнь шиитского священнослужителя, последовала череда нападений на посольства Саудовской Аравии в Тегеране и консульства в Машхаде. После этого Саудовская Аравия и Бахрейн разорвали дипломатические отношения с ИРИ, а Кувейт, Катар и ОАЭ отозвали своих послов. С возрождением суннитско-шиитского раскола, страны Персидского залива вместе с Саудовской Аравией обеспокоены снятием санкций с Ирана и не верят в то, что Иран полностью приостановил свою ядерную программу. Они поддерживали санкционный режим, что обеспечивало баланс сил в регионе. С учетом текущих политических событий в Сирии, Ираке, Бахрейне и Йемене, враждебность между Саудовской Аравией и Ираном стала более интенсивной. Новое руководство Саудовской Аравии негативно воспринимает пассивность США в регионе, учитывая возросшее влияние ИРИ. Продолжительные прокси-войны и конфликт региональных интересов обязывают Эр-Рияд предпринять более агрессивный подход и жесткую политику по отношению к Тегерану.

Что же касается Израиля, то израильский фактор не был первостепенным и потерял позиции во время президентства Б.Обамы. Более того, Б.Обама усложнил курс Д.Трампа в отношении Израиля. Доказательством тому – резолюция ООН от 23 декабря 2016 г., которая требует от Израиля полного прекращения поселенческой деятельности на территории оккупированной Палестины. Если раньше подобные резолюции блокировались Вашингтоном, то в данном случае представитель США в СБ ООН воздержался от голосования. Этот шаг может и был стратегическим маневром Б.Обамы в противовес новоизбранному президенту, но он приоткрыл завесу о ранее неизвестных политических предпочтениях Д.Трампа. Сразу после инаугурации Д.Трампа 20 января 2017 г. Израиль получил карт-бланш в вопросе о новых построениях на территории Восточного Иерусалима. Израиль одобрил построение 566 новых поселений в Писгат Зеев, Рамат Шломо и Рамот. [32][33]. Д.Трамп будет оспаривать «сбалансированную» резолюцию от 23 декабря 2016 г. и подкрепит свои дружеские намерения переводом посольства США из Тель-Авива в Иерусалим [34]. Этот шаг приветствуется Израилем, но для международного сообщества это будет беспрецедентный шаг в истории. Он не только усугубит имеющийся конфликт между Израилем и Палестиной, но и воспрепятствует дальнейшему его разрешению с помощью двух стран.

Для Ирана это означает, что Израиль и Саудовская Аравия заручатся американской поддержкой по сдерживанию иранских региональных амбиций в регионе, а также действий ливанской «Хезболлы», которая является самым значимым негосударственным союзником Ирана.

 

Выводы

Внутриполитическая ситуация в Иране напрямую зависит от позиции администрации Д.Трампа по отношению к Ирану и странам Персидского залива. В случае отмены ядерной программы и введения новых санкций Ирану будет что терять.

Это усугубит внутриполитическую обстановку в стране, разделенной на два лагеря: лагерь сторонников действующего президента Х.Рухани и лагерь приверженцев Верховного лидера Ирана аятоллы Али Хаменеи. Ратификация СВПД способствовала укреплению позиций Х.Рухани и помогла его сторонникам победить в парламентских выборах 26 февраля 2016 г. Однако победа Д.Трампа вновь оживила консерваторов, критика которых в адрес Х.Рухани может негативно отразиться на его шансах на переизбрание в июне 2017 г. Если власть перейдет в руки к консерваторам, иранская ядерная программа может быть возобновлена, а страна вернется к традиционному политическому курсу.

В настоящее время не ясно, какой внешнеполитический курс выберет Америка и что следует ожидать правительству ИРИ. Надеяться на сохранение прогресса в двустороннем диалоге, достигнутым Б.Обамой крайне сложно, но все же существует малая вероятность, что стратегия США на Ближнем Востоке будет пересмотрена. Либо Д.Трамп выведет отношения с Ираном на новый уровень, используя свой богатый опыт в крупном бизнесе, либо обречет США на очередную военную интервенцию на Ближнем Востоке.

Политика Ирана не будет упреждающей, Тегеран будет активно реагировать на действия администрации Д.Трампа. Иран будет уделять больше внимания тесному сотрудничеству с Россией и использовать доступные возможности наращивания военного присутствия в Сирии. Принимая во внимание устремления основных региональных игроков на Ближнем Востоке, перед правительством Ирана встанет непростая задача поддержания баланса сил в регионе с де-факто ядерным Израилем и с амбициями вооружения Саудовской Аравии. По всей вероятности, 2017 год привнесет множество непредвиденных изменений как в Персидском заливе, так и на мировой арене.

 

Примечания:

[1] Iran’s Foreign Policy: A Shifting Strategic Landscape. Mahmood Monshipouri, Manochehr Dorraj. 2013.

[2] Kenneth Katzman. Iran Sanctions. 2016 // https://fas.org/sgp/crs/mideast/RS20871.pdf

[3] Oliver Borszik. International sanctions against Iran and Tehran’s responses: political effects on the targeted regime. 2015

[4] Lifting Economic Sanctions on Iran Global Effects and Strategic Responses // http://documents.worldbank.org/curated/en/298681467999709496/pdf/WPS7549.pdf

[5] President Rouhani and the New Iranian Economy // http://www.strategic-culture.org/news/2016/07/16/president-rouhani-and-the-new-iranian-economy.html

[6] Under sanctions, Iran’s crude oil exports have nearly halved in three years // http://www.eia.gov/todayinenergy/detail.php?id=21792

[7] President Rouhani and the New Iranian Economy // http://www.strategic-culture.org/news/2016/07/16/president-rouhani-and-the-new-iranian-economy.html

[8] Iran’s Economic Outlook- Spring 2016 // http://www.worldbank.org/en/country/iran/publication/economic-outlook-spring-2016

[9] Там же.

[10] President Rouhani and the New Iranian Economy // http://www.strategic-culture.org/news/2016/07/16/president-rouhani-and-the-new-iranian-economy.html

[11] Фискальный год в Иране март 2011- март 2012

[12] Report on Iran // https://www.eia.gov/beta/international/analysis_includes/countries_long/Iran/iran.pdf

[13] The Iran Nuclear Deal: Winning a little, losing a lot. Adam Tarock. 2016

[14] Resolution 2231 (2015). United Nations Security Council // http://www.securitycouncilreport.org/atf/cf/%7B65BFCF9B-6D27-4E9C-8CD3-CF6E4FF96FF9%7D/s_res_2231.pdf

[15] Implementing the Iran Nuclear Deal: A Status Report. Jan 16, 2017 // https://www.crisisgroup.org/middle-east-north-africa/gulf-and-arabian-peninsula/iran/173-implementing-iran-nuclear-deal-status-report

[16] Donald Trump finds his swaggering Patton in ‘Mad Dog’ Mattis. 2016 // https://www.ft.com/content/d840adf6-b833-11e6-ba85-95d1533d9a62

[17] R.Shabad. Rex Tillerson confirmation hearing for secretary of state. Jan 11, 2017 blog // http://www.cbsnews.com/news/rex-tillerson-confirmation-hearing-for-secretary-of-state-live-blog/

[18] M. Rosenberg, M.Habermannov. Michael Flynn, Anti-Islamist Ex-General, Offered Security Post, Trump Aide Says Nov. 17, 2016 // https://www.nytimes.com/2016/11/18/us/politics/michael-flynn-national-security-adviser-donald-trump.html?_r=0

[19] Trump’s CIA pick Pompeo anticipates ‘rolling back’ the ‘disastrous’ Iran deal Nov.18, 2016 // http://www.timesofisrael.com/trumps-cia-pick-pompeo-anticipates-rolling-back-the-disastrous-iran-deal/

[20] Iran Sanctions. Congressional Research Service // https://fas.org/sgp/crs/mideast/RS20871.pdf

[21] Resolution 2231 (2015).United Nations Security Council // http://www.securitycouncilreport.org/atf/cf/%7B65BFCF9B-6D27-4E9C-8CD3-CF6E4FF96FF9%7D/s_res_2231.pdf

[22] Iran Sanctions. Congressional Research Service. // https://fas.org/sgp/crs/mideast/RS20871.pdf

[23] Senate votes to extend Iran sanctions authority // http://www.nytimes.com/2016/12/01/us/politics/iran-nuclear-sanctions-senate.html?_r=0

[24] H. Agerholm. Iran’s President Hassan Rouhani orders nuclear-fuelled warships as he accuses US of ‘violating’ deal

Dec 13, 2016 // http://www.independent.co.uk/news/world/middle-east/iran-nuclear-powered-war-ships-response-us-sanctions-a7471566.html

[25]Iran, Oil and the Strait of Hormuz // http://csis-prod.s3.amazonaws.com/s3fs-public/legacy_files/files/media/csis/pubs/070326_iranoil_hormuz.pdf

[26] Closing Time: Assessing the Iranian Threat to the Strait of Hormuz. // http://www.mitpressjournals.org/doi/pdf/10.1162/isec.2008.33.1.82

[27] Iran needs $200b to develop oil industry: Zanganeh // http://www.tehrantimes.com/news/252897/Iran-needs-200b-to-develop-oil-industry-Zanganeh

[28] Iran’s Economic Outlook- Spring 2016. // http://www.worldbank.org/en/country/iran/publication/economic-outlook-spring-2016

[29]Iran’s Oil Production Is Slowing Fast // http://oilprice.com/Energy/Energy-General/Irans-Oil-Production-Is-Slowing-Fast.html

[30] Oil market report. // https://www.iea.org/media/omrreports/RussianOMR.PDF

[31] Asia’s October Iranian oil imports more than double year-on-year // http://www.iran-daily.com/News/172963.html

[32] I.Fisher. Trump Presidency Is Already Altering Israeli-Palestinian Politics Jan 22, 2017 // https://www.nytimes.com/2017/01/22/world/middleeast/israel-benjamin-netanyahu-jerusalem-maale-adumim-donald-trump.html?_r=0

[33] Israel approves settlement homes following Trump inauguration Jan 22, 2017 // http://www.bbc.com/news/world-middle-east-38711701

[34] US ‘discussing’ moving Israel embassy to Jerusalem.  // http://www.aljazeera.com/news/2017/01/discussing-moving-israel-embassy-jerusalem-170122193105460.html

Похожие статьи