Eng | Pyc

 

   

Ирсалиев С.А., Искаков Б.Р. 15 факторов качества образования

Летом 2017 года сразу две международные публикации привлекли с внимание и встревожили тех, кто имеет отношение к формированию бюджетов образования. 12 июля руководитель Директората по образованию и навыкам ОЭСР Андреас Шляйхер опубликовал отчет о финансировании школьного образования, согласно которому явная связь между расходами стран на образование и результатами их школьников отсутствует [1]. А 3 августа Департамент образования Великобритании привел результаты исследования эффективности финансирования школ, которые подтвердили данные PISA о том, что разница в результатах между странами объясняется факторами, не связанными с финансированием [2].

Результаты этих исследований выбивают почву из-под ног у тех, кто в искренней борьбе за бюджеты образования ссылается на средние по ОЭСР 5-6% от ВВП. Этот своеобразный шок, конечно же, послужит сильным катализатором повышения эффективности планируемых затрат в образовании. Но вопрос какие показатели, принципы и стандарты все-таки влияют на качество образования остается открытым.

Президент Казахстана Н.А.Назарбаев еще в 2014 г. поставил задачу внедрения в стране ряда принципов и стандартов ОЭСР.

Изучение принципов и стандартов ОЭСР в области образования привело нас к двум основным источникам, которые дают измеримые шкалы эффективности образовательной политики.

Первый – это ежегодный доклад об образовании «Education at a glance» («Взгляд на образование»), где приведены 130 показателей, характеризующих состояние систем образования стран ОЭСР и которые позволяют оценить образовательный потенциал стран с различных сторон.

Второй – международные сопоставительные исследования образовательных достижений, грамотности, различных компетенций учащихся и взрослых, которые проводит ОЭСР (PISA [4], PIAAC, TALIS). Их результаты позволяют странам оценить собственное место в мире и принять необходимые меры для развития того или иного направления в образовательной политике. В еще одном авторитетном исследовании TIMSS [5] Международной ассоциации оценки образовательных достижений (IEA) почти половина участников составляют страны ОЭСР.

Резонно возникают вопросы: что же повлияло на результаты стран в международных сопоставительных исследованиях учебных достижений детей и подростков, таких как TIMSS и PISA? Реально ли найти какие-либо факторы, влияющие на их результаты?

Чтобы попытаться ответить на эти вопросы, было проведено исследование, стержнем которого стало определение наличия корреляции между показателями в «Education at a glance» и результатами TIMSS и PISA (выборка около 50 стран).

Поиск зависимости результатов TIMSS и PISA от различных показателей в сфере образования, макроэкономических и социальных факторов, отраженных в докладе ОЭСР «Education at a glance» 2016 года выявил 15 зависимых и значимых факторов, которые повлияли на результаты образовательных достижений учеников.

1. Выявлена умеренная и сильная корреляция между долей взрослого населения (25-64 года) имеющих высшее образование и результатами TIMSS (таблица 1 – цифры выделены полужирным). Корреляция с результатами PISA также имеет место, но она не прошла проверку на значимость (обычные цифры). Ранее многие исследования уже показывали, что социальные условия, окружение в котором живет и обучается ребенок, имеют огромное значение для его образовательных успехов.

Корреляция с результатами PISA также имеет место, но она не прошла проверку на значимость (обычные цифры). Ранее многие исследования уже показывали, что социальные условия, окружение в котором живет и обучается ребенок, имеют огромное значение для его образовательных успехов.

 

Таблица 1

TIMSS PISA
Математика Естествознание
Класс Класс Математика Чтение Естествознание
4 8 4 8
Доля взрослых (25-64), имеющих высшее образование Коэффициенты корреляции
0,62 0,74 0,53 0,61 0,69 0,75 0,71

 

В данном же случае очевидно, что чем образованнее общество, окружающее ребенка, тем выше его учебные результаты. Высокообразованное общество само мотивирует ребенка к стремлению соответствовать уже достигнутому высокому уровню образования взрослого населения.

2. Уровень занятости населения во всех дисциплинах показал умеренную, и, что очень важно, значимую корреляционную связь с результатами обоих исследований (таблица 2).

Таблица 2

TIMSS PISA
Математика Естествознание
Класс Класс Математика Чтение Естествознание
4 8 4 8
Коэффициенты корреляции
Уровень занятости 0,54 0,64 0,39 0,47 0,39 0,38 0,43
Уровень безработицы -0,32 -0,51 0,01 0,01 -0,05 -0,03 -0,08

 

Это значит, что чем стабильней и сильней экономика страны, в которой существует высокий спрос на работников, тем лучше обучение детей. Как и другие социальные факторы, занятость влияет косвенно, но все же зависимость, однозначно, присутствует.

Показатели занятости и безработицы в какой-то мере обратные и взаимозависимые, но в итоге показали значительные расхождения в корреляции с результатами TIMSS и PISA. В безработице ситуация почти что обратная – корреляция либо отсутствует, либо умеренная, но значима только в сопоставлении с 8 классом TIMSS по математике. В данном случае корреляция отрицательна.

3. Среднемесячный заработок взрослого населения с высшим образованием умеренно и значимо коррелирует с результатами стран по всем дисциплинам исследования PISA (таблица 3). Т.е. уровень жизни образованного населения также служит косвенным фактором, влияющим на качество образования.

 

Таблица 3

TIMSS PISA
Математика Естествознание
Класс Класс Математика Чтение Естествознание
4 8 4 8
Коэффициенты корреляции
Средний месячный заработок взрослого населения с высшим образованием 0,26 0,34 0,13 0,31 0,43 0,53 0,51

 

4. Шесть финансовых показателей в разной степени коррелируют с результатами TIMSS и PISA (таблица 4). Например, увеличение доли централизованного финансирования коррелирует с ухудшением результатов TIMSS, что должно говорить о необходимости снижения доли централизованного финансирования в пользу регионального и локального для повышения эффективности затрат на образование. Установлена умеренная и значимая корреляция результатов TIMSS со средними затратами на 1 ученика, ожидаемыми затратами на ученика за весь период обучения в школе. Такая же корреляция имеется между зарплатой учителя в расчете на 1 ученика, затратами на дошкольное образование и результатами PISA.

Эти результаты дают более детализированное понимание того, что отдельные финансовые показатели все-таки влияют на результаты стран в международных сопоставительных исследований, а, следовательно, и на качество школьного образования.

Таким образом, для однозначных утверждений об отсутствии связи между финансовыми показателями и качеством систем образования, как минимум, нет полных оснований.

 

Таблица 4

TIMSS PISA
Математика Естествознание
Класс Класс Математика Чтение Естествознание
4 8 4 8
Коэффициенты корреляции
Средние затраты на школы, в расчете на 1 ученика 0,56 0,46 0,39 0,28 0,64 0,61 0,62
Ожидаемые затраты на ученика в течение всего периода обучения в школе 0,43 0,22 0,4 0,21 0,63 0,6 0,61
Доля централизованного финансирования в бюджете школ -0,42 -0,50 -0,52 -0,31 -0,11 -0,11 -0,14
Зарплата учителя в расчете на одного ученика, средние классы 0,34 0,41 0,29 0,50 0,41 0,41 0,41
Затраты на дошкольное образование USD 0,06 -0,10 0,08 -0,07 0,40 0,45 0,38
Показатель максимальных зарплат 0,49 0,66 0,16 0,46 0,27 0,28 0,28

 

5. С увеличением у населения желания обучаться и посещать дополнительные занятия, растут результаты PISA (таблица 5).

Это подтверждает растущую роль образования в течение всей жизни и дополнительного образования.

 

Таблица 5

TIMSS PISA
Математика Естествознание
Класс Класс Математика Чтение Естествознание
4 8 4 8
Коэффициенты корреляции
Готовность учиться, % 0,13 0,11 0,14 0,12 0,42 0,59 0,56
% участия населения в дополнительном образовании 0,18 0,19 0,20 0,17 0,48 0,62 0,61

 

6. Исследование показало отрицательную корреляцию между средним количеством часов обучения в год в школе и результатами сопоставительных исследований (таблица 6).

 

Таблица 6

TIMSS PISA
Математика Естествознание
Класс Класс Математика Чтение Естествознание
4 8 4 8
Коэффициенты корреляции
Среднее кол-во часов обучения в год -0,23 -0,28 -0,4 -0,48 -0,36 -0,27 -0,3
Средний размер класса -0,12 0,16 -0,28 -0,07 -0,4 -0,33 -0,35
Соотношение учеников к преподавательскому составу -0,54 -0,46 -0,51 -0,54 -0,68 -0,58 -0,6

 

Это может означать, что оптимального ограничения допустимых часов обучения вполне хватает учащимся для достижения необходимого результата, а превышение оптимального ограничения ведет не к улучшению, а к ухудшению результатов.

Условия обучения, такие как средний размер класса и сотношение учеников к преподавательскому составу ожидаемо дали отрицательную корреляцию, однако второй показатель дал больше значимых корреляционных связей.

Остальные 115 показателей из «Education at a glance» не дали какой-либо корреляции с результатами TIMSS и PISA.

Представленные результаты мы расцениваем как наш первый небольшой стартовый шаг для более детального глубокого изучения факторов влияющих на качество образования (в дополнение к тем исследованиям, которые проводят коллеги, анализируя результаты международных сопоставлений в области образования). Имеется возможность отслеживать степень влияния показателей в динамике лет, в разрезе стран и т.д.

________________________________________

1. http://www.bbc.com/news/business-40511185 (дата обращения: 28.11.17).
2. https://www.tes.com/news/school-news/breaking-news/extra-funding-schools-оn-ly-leads-modest -attainment-boost (дата обращения: 28.11.17)
3. Education at a Glance 2016. //https://yandex.kz/yandsearch?clid=2186621&text=Education%20at%20a%20Glance%202016&rdrnd=232760&lr=163&redircnt=1511772822.1. (дата обращения: 28.11.17).
4. Национальный отчет «Основные результаты международного исследования PISA-2015». http://iac.kz/ru/analytics/nacionalnyy-otchet-osnovnye-rezultaty-mezhdunarodnogo-issledovaniya-pisa-2015. (дата обращения: 28.11.17).
5. Национальный отчет «Результаты Казахстана в TIMSS-2015». http://iac.kz/ru/analytics/nacionalnyy-otchet-rezultaty-kazahstana-v-timss-2015. (дата обращения: 28.11.17).

Статья впервые была опубликована в журнале «Вестник Евразийского национального университета им. Л.Гумилева». Серия гуманитарных наук. – 2017. – №5 (120). – с.102-106.

Похожие статьи