В период снижения и последующей стабилизации на низких уровнях цен на нефть экономики стран Аравийского полуострова испытывают серьезные проблемы. Прежде всего это относится к ситуации в Саудовской Аравии – ведущей нефтедобывающей стране мира и ОИС, а также одной из крупнейших экономик ОИС наряду с Турцией и Индонезией. Усугубляющиеся проблемы в экономике Саудовской Аравии могут привести к ряду серьезных последствий как экономического, так и политического плана вплоть до возникновения масштабных военных конфликтов в регионе, в связи с чем целесообразно более детально проанализировать экономическую ситуацию в ключевом государстве ОИС и всего ближневосточного региона.
Зависимость экономики КСА от нефтедобывающего сектора
Экономика Саудовской Аравии очень сильно зависит от нефтедобывающего сектора. Добыча сырой нефти формирует 25% ВВП страны только напрямую, без учета опосредованного влияния на смежные секторы. Нефтяные доходы формируют около двух третей доходов государственного бюджета, причем на фоне активно реализуемой в последние годы программы развития не нефтяного сектора, всего несколько лет назад нефтяные доходы обеспечивали почти 90 % бюджетных доходов. Высокая зависимость саудовской экономики от нефтяной отрасли и от цен на нефть обусловили сильный шок от резкого падения цен в 2014-2015 гг. С 2013 г. произошло сильное замедление темпов роста ВВП, которые в 2016 г. упали до 1,4%.
При этом существуют сомнения в адекватности соответствующей статистики, поскольку при демонстрируемом росте ВВП его абсолютный размер в 2015-2016 гг. заметно снижался, а общее сокращение в долларовом выражении составило относительно уровня 2014 года более 15% (по данным МВФ). Это статистическое расхождение нельзя объяснить, как у других стран, переоценкой национальных валют, поскольку в КСА не было девальвации, и в саудовских риалах размер ВВП снижался такими же темпами, как и в долларах США. Падение номинального размера ВВП в 2015 г. стало первым с 2009 года, а падение в течение двух лет подряд – первым за 30-летний период – до этого аналогичные проблемы саудовская экономика испытывала только в 1980-х гг.
Самый сильный удар экономика Саудовской Аравии получила по линии сокращения объемов экспортных поставок из-за падения нефтяных цен. С 2012 по 2016 годы объем экспорта сократился более чем в 2 раза – с $388 млрд. до $182 млрд. В результате КСА переместилась с 16 места в списке крупнейших мировых экспортеров на 22 место. Также снижается роль КСА и в других мировых рэнкингах, в том числе нарастает разрыв экономического потенциала с крупнейшими странами ОИС – Индонезией и Турцией.
Ухудшение макроэкономических показателей КСА
Столь сильное падение экспорта привело к резкому ухудшению платежного баланса. Ключевой компонент платежного баланса, который является индикатором состояния внешнеэкономических связей страны и устойчивости ее экономики в целом – сальдо текущего счета – стал отрицательным в 2015 г. и продолжал оставаться отрицательным в 2016 г. Это произошло впервые в XXI веке, а относительный размер отрицательного сальдо текущего счета (более 8% ВВП) не был так велик с начала 1990-х гг. При этом обрушение этого показателя стало очень быстрым и сильным – на $220 млрд. за три года с 2012 по 2015 гг.
Серьезно ухудшились и все другие макроэкономические показатели – валовые сбережения, инвестиции и т.д. Однако наиболее критическим ухудшение ситуации является в двух сферах – бюджетной и валютной.
Состояние государственного бюджета КСА в последние годы ухудшилось очень существенно. В течение 2014-2016 гг. бюджет сводился с дефицитом, что не характерно для бюджетного процесса королевства в XXI веке. Но если еще в 2014 г. размер этого дефицита был приемлем, составляя 3,4% ВВП, то в 2015 и 2016 гг. он резко вырос до угрожающих величин в 16 и 12% ВВП. В 2016 г. дефицит бюджета измерялся почти 300 млрд. риалов при том, что доходы составили всего 528 млрд. риалов.
Из-за возрастающего дефицита бюджета королевство было вынуждено сокращать расходы, впервые с 2002 года. Сначала это сокращение произошло в 2015 году, в 2016 году оно продолжилось. На 2017 год расходы бюджета были увеличены – они запланированы в размере 890 млрд. риалов при доходах в 692 млрд., что предполагает дефицит в 198 млрд. риалов или 7,7% ВВП, то есть, существенно ниже, чем в 2016 году, но размер дефицита все равно чрезвычайно велик, и это происходит третий год подряд. Сокращение дефицита и рост доходов предполагается на основе роста не нефтяных поступлений, которые постепенно растут в последние годы. В настоящее время они составляют 22 % доходов бюджета.
Основными статьями расходов бюджета в текущем году являются образование (200 млрд. риалов), военный сектор (191 млрд.), здравоохранение и социальное развитие (120 риалов) и безопасность и региональное управление (97 млрд.).
Королевство реализует Национальную программу трансформации как часть стратегической программы развитие «Видение -2030» (Vision 2030), направленную на развитие несырьевых секторов экономики, повышение эффективности, приватизацию, развитие инфраструктуры и т.п. Во многом эта программа стала вынужденной (и запоздалой) реакцией на ухудшение ситуации из-за падения нефтяных цен. В то же время, это далеко не первая попытка Саудовской Аравии модернизировать свою экономику, но прежние усилия на этом направлении не дали значимых результатов.
Из-за обострившихся бюджетных проблем Саудовская Аравия была вынуждена резко наращивать государственный долг. Еще в 2014 г. объем госдолга составлял 44,3 млрд. риалов, что соответствовало 1,6% ВВП. Но в 2015 г. КСА заняло 98 млрд. риалов, а в 2016 г. – более 200 млрд., и этот процесс продолжился в 2017 г. В результате, по итогам второго квартала 2017 г. госдолг вырос до 341 млрд. риалов, или примерно 14% ВВП. То есть, всего за 2,5 года саудовский госдолг увеличился в 8 раз, что наглядно иллюстрирует масштаб проблем в сфере государственных финансов.
Что же касается валютной сферы, то КСА традиционно имеет жесткую привязку национальной валюты к доллару США и эта особенность в условиях резкого падения экспортной выручки обусловила сильнейшее давление на резервы страны. С 4 квартала 2014 г. (то есть, с того же квартала, в котором произошло падение цен на нефть) они начали быстро сокращаться и к июню текущего года уменьшились почти на 1 трлн. риалов, или примерно на $260 млрд. – с 2,8 до 1,87 трлн., то есть, на треть.
Характерно, что после стабилизации нефтяных цен и их роста с начала 2016 г. сокращение валютных резервов КСА не прекратилось. Уже полтора года в условиях стабильных и даже растущих нефтяных цен продолжается дальнейшее сокращение резервов, а значит – давление на саудовскую валюту, хотя темпы сокращения резервов несколько замедлились. Во многом это объясняется тем, что расходы государства несоразмерно велики и не соответствуют текущим экономическим условиям – они сократились значительно меньше, чем доходы и другие макроэкономические показатели, в частности, экспорт. Такая ситуация будет и в дальнейшем оказывать давление на саудовскую валюту и резервы королевства, которые продолжат сокращение.
Перспективы экономики КСА: прогнозы и оценки
В целом, ситуация в экономике Саудовской Аравии в настоящее время крайне тяжела. Показатели сокращения номинального ВВП, резервов, огромный бюджетной дефицит, стремительный рост государственного долга не имеют аналогов в истории последнего 30-летия. Существует реальная угроза скатывания в сильнейший экономический кризис, отправной точкой которого станет девальвация.
В сложившихся условиях у государства немного возможностей и все они имеют негативные последствия. Требуется либо значительное сокращение государственных расходов, либо резкий рост доходов посредством приватизации ключевых активов (в первую очередь, нефтяной компании Saudi Aramco), либо столь же резкий рост государственного долга.
Все эти варианты будут восприняты не очень положительно внутри страны. Сокращение расходов будет уже не первым. В 2016 г. Саудовская Аравия уже проводила сокращение расходов, в том числе сокращение зарплат и выплат госслужащим, включая министров и депутатов Консультативного совета (Меджлис аш-Шура) – на 15-20%. Также сокращению подверглись расходы по другим статьям – предоставляемым чиновникам средствам на оплату жилья и содержание автомобилей. Новые сокращения будут вызывать все большее недовольство населения, привыкшего к высоким стандартам оплаты труда.
Приватизация ключевого актива страны – Saudi Aramco – также может быть негативно воспринята местными элитами и населением. Что же касается роста государственного долга, то в данном случае у КСА есть значительный резерв его повышения, так как текущее соотношение долга и ВВП очень невелико по современным меркам. Но резкое наращивание долга означает столь же резкий рост расходов бюджета на его обслуживание, что в условиях гигантского бюджетного дефицита также станет крайне негативным фактором и повлечет дальнейшее разбалансирование системы государственных финансов.
Если не идти на эти меры, весьма вероятным сценарием становится девальвация риала, которой страна не знала с 80-х годов. В первой половине 1980-х гг. произошло сильное по меркам этой валюты падение ее курса – с 3,3 до 3,9 риалов за доллар, после чего курс стабилизировался на уровне 3,75, на котором находится до настоящего времени. Именно в те годы Саудовская Аравия переживала сокращение номинального ВВП в таких же масштабах, как сейчас – оно также длилось в течение нескольких лет подряд на фоне резкого падения цен на нефть с $35 до $10.
Сегодняшний сценарий практически полностью повторяет события первой половины 1980-х гг. вплоть до масштабов падения нефтяных цен, а также масштабов влияния этого падения на параметры саудовской экономики. Соответственно, ожидания девальвации риала в настоящее время очень обоснованны.
В сложившейся ситуации, осложненной для страны большими военными расходами, очень трудно сократить бюджетные расходы, в которых все большую долю начинает занимать финансирование военного сектора и субсидии регионам. В период с 2010 по 2015 гг. именно эти две статьи бюджета росли быстрее всего, увеличившись в 2 и в 1,81 раза. Соответственно, другие статьи расходов отставали (например, расходы на инфраструктуру выросли только в 1,3 раза), а некоторые даже уменьшились (государственное управление).
Продолжение военных кампаний и некоторые факторы внутренней политики не позволяют сокращать расходы на соответствующие статьи. Это значит, что неизбежно сохранение бюджетного дефицита на высоком уровне, давление на курс риала и уменьшение валютных резервов.
Чем меньше будут становиться резервы, тем сильнее будет давление и на курс саудовской валюты, и на курс ценных бумаг – как долговых, так и акций (при том, что местный фондовый рынок уже обвалился вдвое, намного сильнее, чем в соседних арабских странах). Это будет означать возрастающие масштабы оттока капитала и новый виток давления на курс риала. При этом сценарии, наиболее вероятном в настоящее время, можно ожидать начала девальвации риала примерно через год-полтора.
Девальвация риала будет иметь крайне негативные последствия для экономики и населения, особенно, учитывая отсутствие опыта ведения бизнеса и домашнего хозяйства в таких условиях, которых страна не знала 30 лет. Основные последствия девальвации для КСА будут следующими:
– падение уровня жизни населения из-за сокращения покупательной способности;
– сокращение притока импорта и ухудшение ассортимента розничной торговли;
– сокращение инвестиционной активности бизнеса;
– снижение потребления и совокупного спроса, что вызовет падение секторов экономики, ориентированной на внутренний рынок;
– резкое осложнение ситуации в финансовом секторе;
– увеличение долгового бремени за счет роста объема долгов, деноминированных в иностранных валютах, и рост бюджетных расходов по обслуживанию государственного долга.
Эти проблемы в современных условиях способны вызвать социальный взрыв в стране, в которой имеет место конкуренция наследных принцев, борьба двух правящих кланов (Судейри и Шаммар), серьезные межрегиональные противоречия. Традиционной проблемой, подогреваемой противостоянием с Ираном, являются религиозные меньшинства – шииты и зейдиты, причем шииты, составляющие около 10% населения, проживают в нефтеносной Восточной провинции, а зейдиты – в пограничном с Йеменом регионе Асир, куда периодически перекидываются военные действия борьбы саудовской коалиции с хуситами.
Амбициозная внешняя политика КСА, предполагающая претензии на лидерство в регионе и в исламском мире в целом, конфронтация с Ираном, вылившаяся в военное противостояние в Сирии и Йемене, которое периодически перемещается на территорию королевства, разрушенное ситуацией с Катаром арабское единство – все эти факторы не позволяют проводить рациональную и экономную бюджетную политику, которая могла бы сгладить острые проблемы в финансовой сфере.
Напротив, реализация текущего внешнеполитического курса требует все больших расходов, которые вызывают рост бюджетного дефицита, государственного долга и сокращение резервов, приближая момент девальвации, за которой последует полномасштабный экономический кризис.
В том случае, если в КСА произойдет такой кризис (примерно через 1,5-2 года), указанные обстоятельства внешней и внутренней политики с высокой степенью вероятности могут привести к гражданским конфликтам в стране и, в конечном итоге, к полному хаосу не только в стране, но и на Аравийском полуострове в целом с перспективой охвата им всего Ближнего Востока.
Последствия такого сценария для мировой экономики и, в том числе, Казахстана, будут проявляться в многообразных формах, но главным образом – на рынке энергоносителей. Только на страны Аравийского полуострова приходится 26 % мировой добычи нефти и конфликт на этой территории, сопровождающийся перебоями в поставках, приведет к резкому взлету нефтяных цен, скорее всего – до новых исторических максимумов. Эти события могут полностью изменить текущие тенденции на мировых товарных рынках, которые в настоящее время предполагают стагнацию нефтяных цен на уровнях $40-50 в течение длительного времени. Соответственно, в случае реализации этого негативного для КСА и Ближнего Востока сценария, экономический рост в Казахстане может значительно ускориться.