Eng | Pyc

 

   

«ASTANA EXPERT ISCA». Выпуск №2. Выход США из Договора РМСД. Единая армия ЕС. Украина.

Это вторая передача из цикла интернет-передач «Эксперт-Астана». С вами ведет диалог Мурат Лаумулин, руководитель Центра европейских и трансатлантических исследований Международного научного комплекса «Астана» и Международного университета «Астана».

В последнее время многие политические комментаторы и наблюдатели все чаще говорят о надвигающемся крупном стратегическом (или военно-политическом) конфликте.

Сравнения делаются, как правило, с событиями уже более чем столетней давности, а именно – с 1914 годом. Назревает вопрос: насколько верны данные предположения?

Попробуем с фактами в руках разобраться и ответить на весь этот сложный комплекс проблем. Он включает в себя такие события как война в Сирии, ситуация на Украине (а теперь – в Черноморско-азовском регионе), разрушение прежней структуры стратегической безопасности.

 

Соединенные Штаты заявили о намерении выйти из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД), который был подписан 31 год назад.

Данное решение президент США Дональд Трамп аргументировал тем, что, как уверен Вашингтон, Москва не выполняет большую часть сформулированных в документе условий.

США хотят, чтобы в случае перезаключения Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД) Россия учитывала их антикитайскую позицию.

Американское руководство пока не передавало официального уведомления российским властям по поводу одностороннего выхода из соглашения, однако неоднократно указывало на свое намерение расторгнуть договоренности.

Среди причин для выхода из соглашения – увеличение китайских арсеналов. Они, как кажется, беспокоят США куда больше, чем предполагаемые нарушения со стороны РФ.

Однако традиционный способ перезаключения сделок путем обвинения контрпартнера либо в несоблюдении их прежних условий, либо в невыгодности этих условий для американской стороны с Москвой не сработал: В.Путин еще год назад говорил, что в случае выхода из ДРСМД Россия не заставит ждать с ответом, а договор нарушает не Россия, а США.

Важно подчеркнуть, что для испытания систем противоракетной обороны Пентагон применяет ракеты-мишени, характеристики которых идентичны баллистическим ракетам средней и меньшей дальности, а во-вторых, в Европе строятся военные объекты (системы ПРО), которые могут быть использованы в нарушение положений ДРСМД.

Следует особо отметить, что, по заявлению Москвы, если Вашингтон продолжит выходить из международных соглашений, то в ответ будут приниматься самые решительные меры. По мнению экспертов, Россия способна в сжатые сроки наладить выпуск ракет средней дальности, в частности, на основе первых двух ступеней трехступенчатого «Ярса», однако наиболее подходящим ответом на действия США могло бы стать наращивание гиперзвуковых вооружений.

Как утверждает действительный член РАН Алексей Арбатов, в случае выхода США из ДРСМД Россия окажется в плачевном состоянии, поскольку не сможет отразить ядерный удар США. По его словам, крылатые ракеты, в том числе оснащаемые ядерными боеголовками, могут появиться на территории Европы, и в этом случае Россия вряд ли сможет отразить удар США и НАТО.

По мнению Алексея Арбатова, России следует уделять большее внимание развитию систем противоракетной обороны, так как на сегодняшний день справиться с ракетами, которые могут быть размещены в Европе, могут лишь комплексы С-400 «Триумф» и С-500 «Прометей».

Однако сегодня этих систем совершенно недостаточно. Следовательно, придется выделить огромные ресурсы на то, чтобы создать совершенно новые командные пункты, новую неуязвимую систему управления, систему связи и раннего предупреждения, сделать так, чтобы все ракетные системы РФ были в мобильно-грунтовом варианте и чтобы они были надежно защищены средствами воздушно-космической обороны.

Москва уже предупредила Вашингтон, что если тот продолжит выходить из международных соглашений, то в ответ будут приниматься самые решительные меры. Система «Периметр», известная на Западе как «Мертвая рука», представляет собой комплекс автоматического управления массированным ответным ядерным ударом. Она была создана в самый разгар холодной войны, ее основное предназначение – гарантированное нанесение ответного ядерного удара даже в том случае, если командные пункты и линии связи РВСН полностью уничтожены или блокируются противником.

Итак, какие нарушения ДРСМД США и Россия ставят друг другу в вину?

Москва инкриминирует Вашингтону использование для испытаний системы ПРО в качестве мишеней баллистических ракет типа «Гера», которые являются аналогом баллистических ракет средней дальности.

Также Россия считает нарушением Договора американские ударные беспилотные летательные аппараты (БПЛ) типа Predator и Reaper с дальностью свыше 500 км.

Самая главная претензия России – это развертывание в Румынии в 2016 году и планы размещения в Польше американских баз ПРО предположительно с пусковыми установками типа Мк-41, которые используются на кораблях США для запуска не только ракет-перехватчиков типа Standard-3, но и крылатых ракет Tomahawk с дальностью до 1800-2500 км.

США, со своей стороны, в настоящее время предъявляют России претензии по поводу испытаний и предполагаемого развертывания крылатой ракеты наземного базирования типа 9М729 на базе системы «Искандер-М» с дальностью, как утверждают в Вашингтоне, свыше 500 км, что запрещено Договором РСМД.

Советник президента США по национальной безопасности Джон Болтон в ходе своего последнего визита в Москву однозначно заявил: решение принято, Москве следует ждать официального уведомления и через полгода после него стороны будут свободны от обязательств по ДРСМД.

Специалисты обращают внимание на тот факт, что Пентагон меняет свои приоритеты сразу на нескольких фронтах. Как рекомендовал председатель Объединенного комитета начальников штабов США генерал Джозеф Данфорд, следует перебросить солдат и военную технику за рубежом так, чтобы гораздо больший упор был сделан на противодействии России и Китаю. Раньше стратегия почти полностью была сфокусирована на борьбе с терроризмом на Ближнем и Среднем Востоке. Это может означать, что нельзя исключать бои с применением бронетанковых сил, а не к контртеррористическим операциям, где задействованы небольшие подразделения. В США рассматривается также секретное предложение о крупных демонстрациях силы на море и в воздухе в мире против Китая и, возможно, России.

 

Ситуация усугубляется тем, что в середине ноября вице-президент США Майкл Пенс потребовал, чтобы КНР изменила свое поведение. Она должна отказаться от кражи интеллектуальной собственности, перестать принуждать американские компании передавать технологии, соблюдать свободу навигации на морях. Только на этих условиях Китай сможет избежать холодной войны. В кампанию давления на Пекин включился и помощник главы Белого дома Джон Болтон.

В преддверии саммита в Буэнос-Айресе Вашингтон выдвинул неукоснительные требования к Пекину. В то же время Трамп оставляет дверь открытой для сделки. Но она возможна только в том случае, если Пекин готов провести массированные перемены в своей экономической, военной стратегии и политической сфере, на которых настаивают США.

Разногласия между США и Китаем очень глубоки – это не просто очередная торговая война. Нынешняя торговая война между Штатами и КНР – только часть общей картины. Экономическое противостояние дополняется политическим и, возможно, даже военным. Экономики США и Китая — крупнейшие в мире (если не считать за единое целое страны еврозоны). Каждый год, практически с начала нового тысячелетия, они были ответственны более чем за половину всего мирового роста ВВП. Их взаимозависимость резко выросла в последние 20 лет.

Америка открывала свой огромный и богатый потребительский рынок для Китая и давала ему шанс для роста, точно так же, как ранее она открыла рынок для японских, южнокорейских и тайваньских – поначалу дешевых – товаров. США рассчитывали, что останутся гегемоном в этой паре и что в КНР постепенно произойдут политические изменения, как ранее в Южной Корее и на Тайване.

Поначалу казалось, что этот сценарий реализуется. С конца ХХ века Соединенные Штаты последовательно интегрировали Китай в свои цепочки производства и добавленной стоимости, рассчитывая, что доминирование Коммунистической партии КНР будет размыто после формирования среднего класса в стране, что якобы было непременным условием демократизации. В любом случае США явно рассчитывали на экономическую, а главное, на политическую управляемость младшего партнера.

Но сейчас понятно, что младший партнер таковым оставаться не хочет. Цели глобального доминирования очевидны – Китай открыто заявляет, что в относительно близком будущем хочет стать первой экономической и политической державой мира.

Рост комплексной государственной мощи КНР сопровождается все более активной внешней экспансией. Особое внимание Пекин уделяет Африке, располагающей огромным количеством столь необходимых ему природных ресурсов. Кроме того, сейчас Африка активно вовлекается Пекином в его главный внешнеполитический и внешнеэкономический проект «Один пояс – один путь» и в сопровождающий его проект строительства военных баз за рубежом – «Нить жемчуга». А этот проект уже напрямую касается Центральной Азии и нас в Казахстане.

 

В Германии разгораются дискуссии о последствиях решения канцлера Ангелы Меркель окончательно уйти из политической жизни Германии после 2021 года.

Обсуждение идет по нескольким направлениям. С одной стороны, анализируются последствия ухода Меркель для политической жизни Европы. С другой – высказывается мнение, что Меркель придется покинуть кресло канцлера еще до окончания нынешнего легислатурного периода, и связано это прежде всего с ее отказом баллотироваться в декабре на пост председателя Христианско-демократического союза (ХДС). Среди желающих занять этот пост имеется несколько сильных оппонентов, некоторые из них уже давно бросили ей вызов.

Уже несколько месяцев в ЕС идут дебаты о создании единой армии, которая будет самостоятельно защищать демократические свободы и благосостояние европейцев.

Сегодня главным апологетом реализации этой идеи является президент Франции Эмманюэль Макрон. По его убеждению, Европа должна создать собственную армию. официальный представитель Еврокомиссии Маргаритис Схинас отметил, что члены комиссии приветствуют позицию французского лидера, но говорить о создании единой армии ЕС в краткосрочной перспективе преждевременно.

По мнению политологов, идея создания единой армии, которую поддержала и канцлер Германии Ангела Меркель, могла бы активизировать интеграционные процессы в регионе, что позволило бы Брюсселю добиться паритета с Вашингтоном внутри НАТО. По мнению ряда экспертов, ЕС крайне обеспокоен выходом США из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности и перспективами размещения американских ракет в Европе.

Президент Макрон уже не в первый раз провозглашает идею создания евроармии. Свой план он озвучил еще во время выступления в Сорбонне 26 сентября 2017 года. Тогда он призвал членов ЕС учредить общий оборонный бюджет ЕС, создать общие силы быстрого реагирования и даже принять общую оборонную доктрину.

Специалисты отмечают, что, хотя французский лидер является наиболее ярким выразителем идеи создания общеевропейской армии, огромную работу на этом направлении ведут и в Берлине. Усилия последнего при этом сосредоточены главным образом на том, чтобы возглавить европейскую составляющую НАТО. Еще в 2013 году немецкое руководство предложило план, получивший название «Концепция рамочных наций» (Framework Nations Concept). В соответствии с этим планом к 2023 году в составе бундесвера будут созданы две дивизии по пять бронетанковых бригад каждая. Эти дивизии станут основой европейской группировки в рамках НАТО. В нее войдут также как минимум подразделения 19 других стран – членов Североатлантического альянса. А немецкие военные будут играть ведущую роль в рамках этого формирования.

Американский президент Дональд Трамп, комментируя предложение главы Франции о создании общеевропейской армии для защиты от США, РФ и КНР, назвал его «очень оскорбительным». Но, возможно, Европа должна сначала заплатить свою справедливую долю в НАТО, которую США значительно субсидируют. В тоже время, президент РФ Владимир Путин в интервью RT France положительно оценил идею общеевропейской армии.

 

За последнее время резко обострилась ситуация вокруг Украины. Как вы знаете, произошел инцидент, связанный с задержанием трех украинских судов в районе Керченского пролива. Специалисты пытаются расшифровать контекст данного инцидента.

В 2019-м истекает срок полномочий главы государства и Верховной рады. В процессе подготовки к новым выборам в Украине подводят итоги пяти лет после майдана. Соглашение об ассоциации с ЕС и о зоне свободной торговли Украина – ЕС было подписано и вступило в силу. В 2017-м к этому добавилось еще и соглашение о безвизовом режиме. Украинская власть сразу же заявила о планах к 2020 году провести в стране все реформы, предусмотренные ассоциацией с ЕС, чтобы сразу же подать заявку на членство в Евросоюзе. В то же время планировалось достичь стандартов, позволяющих претендовать на членство в НАТО. Под занавес полномочий украинская власть намерена внести в Конституцию пункт о внешнеполитическом курсе на членство в ЕС и НАТО.

Указ о введении военного положения расколол Украину и привел к масштабному конфликту между органами власти.

Закон «О правовом режиме военного положения» предусматривает такие меры, как введение государственного контроля за деятельностью предприятий связи и полиграфии, теле- и радиовещания; особый порядок въезда/выезда на территорию Украины; запрет на массовые акции, режим комендантского часа, проверки документов, обыски граждан, их транспорта и жилья. Кроме того, может быть запрещена деятельность политических партий и общественных организаций, которые, по мнению власти, создают угрозы национальной безопасности. Отдельный пункт – запрет на проведение выборов и организацию референдумов в период военного положения.

При этом П.Порошенко подчеркнул, что Украина не объявляет войну и не отказывается от выполнения своих международных обязательств, а также от Минских соглашений. Политические конкуренты Порошенко предположили, что речь идет в первую очередь о смещении сроков выборов, поскольку сейчас нет гарантий победы действующего президента в марте 2019 г.

В итоге П.Порошенко согласился сократить срок действия указа с 60 до 30 дней, причем военное положение будет введено не на всей территории Украины, а лишь в некоторых областях. Одновременно Верховная Рада назначила президентские выборы на 31 марта 2019 года.

Однако эксперты опасаются, что война (исходящая из Украины) – специально или случайно – может вспыхнуть, даже не по воле политиков. Будем осторожны.

 

Таким образом, ситуация в мире остается напряженной, причем напряженность нарастает по многим направлениям. В этой ситуации Казахстану необходимо продолжать сбалансированную политику, нацеленную на сохранение стабильности в Евразии, поддержку тесных отношений со своими союзниками и партнерами.

Всего вам доброго, мира и благополучия!

Похожие статьи