Исламская Республика Иран (ИРИ) — ключевая геополитическая фигура на Ближнем Востоке, которая играет важную роль как в стабилизации мирного порядка, так и в военно-политическом урегулировании в регионе. Географическое расположение Ирана позволяет ему находиться в эпицентре пересекающихся геополитических целей и стратегических амбиций глобальных и региональных сил. Обстановку на Ближнем Востоке можно охарактеризовать как углубляющийся разрыв между шиитским Ираном и суннитским Персидским заливом, а отношения с Западом претерпевают персистентный многолетний антагонизм и противостояние.
Молодое поколение занимает важное место в жизни казахстанского общества. Как самостоятельная и реальная группа населения оно выполняет свои определенные социальные функции. Молодежь наследует накопленный на сегодняшний день практический опыт развития общества и государства, выявляет перспективное видение будущего страны, несет ответственность за ее стабильность в условиях глобализации и рыночных преобразований. Она является одним из главных участников социально-политических процессов, имеет собственный инновационный потенциал, свои цели и интересы. Государственная молодежная политика призвана стать одним из системных ресурсов реализации Стратегии «Казахстан – 2050» [1].
После проведения внеочередных парламентских выборов в марте 2016 г. партийная система Казахстана начала развиваться в новых условиях. Последние выборы в Мажилис позволили: сформировать формально многопартийный парламент; вывести из формата легитимной публичной политики радикальную оппозицию; обновить и омолодить депутатский корпус Мажилиса. В то же время, выборы не решили нескольких ключевых проблем публичной политики: парламентское представительство имеют не все внутриэлитные группы, что снижает значимость сектора публичной политики в целом; провластные партии-аутсайдеры продолжают существовать в неопределенном формате; не снята критика международных организаций относительно соответствия избирательного процесса демократическим стандартам.
Во второй части материала мы продолжаем обзор литературы, посвященной региону центральноазиатскому региону (ЦАР). Первая часть была целиком посвящена западным публикациям. Однако ряд работ остался вне нашего внимания. В этом и последующих эссе мы постараемся компенсировать данный недостаток. Но основное внимание будет уделено российской политологии, которая в 2016 г. представила ряд интересных и фундаментальных работ, посвященных нашему региону.
Для оценки уровня инновационного развития в ОСЭР используются следующие показатели: индикаторы интенсивности НИОКР; индикаторы человеческого капитала; индикаторы технологической интенсивности производства; индикаторы платежного баланса; исследования научных публикаций; исследования патентов; измерение изменения цен и качественная оценка причин этих изменений; аналитические методы затрат-выгод /квазифинансовые методы; модели потоков знаний; опросы/интервью; оценка сложных и продолжительных проектов развития. К недостаткам этих индикаторов относится отсутствие их системности и ориентированности на конкретные целевые установки развития бизнеса и страны. Для оценки качества и целевого их назначения в первую очередь, следует определиться, что понимается под инновацией.
Среди последних изданий, посвященных Центральной Азии, появился ряд публикаций, которые сложно охарактеризовать – являются ли они работами политологического (публицистического) характера или их можно отнести к жанру исторических исследований. Имеется в виду ряд изданий, выпущенных в серии программы по изучению Шелкового пути под эгидой Института Центральной Азии и Кавказа (Университет Джонса Хопкинса, Вашингтон) и под руководством широко известного специалиста по нашему региону – проф. Ф.Старра. Речь идет об исследованиях, посвященных трагическим событиям 2005 года в Андижане (Узбекистан) и 2010 года в Оше (Киргизстан).
Несмотря на внешнюю схожесть экономических моделей двух ведущих развитых государств Юго-Восточной Азии и особенностей географического, ресурсного и демографического характера, развитие Японии и Южной Кореи в течение последних лет существенно отличается в своих результатах. Япония формально является 3-й экономикой мира по номинальному размеру ВВП, размер которого в 2015 г. составил, по данным Всемирного банка, $4123 млрд. По более объективному показателю ВВП по паритету покупательной способности этот размер оценивается тем же институтом несколько выше – в $4738 млрд., но по этому индикатору Япония является только 4-й экономикой, уступая 3-е место Индии.
Нынешний уровень социальной напряженности в Казахстане можно охарактеризовать как умеренный, однако существуют скрытые формы конфликтов в социальной сфере, некоторые из которых постепенно стали выливаться в стихийные акции протеста. Пока регистрируются акции небольшого масштаба, с преимущественно экономическими требованиями. Резкая девальвация национальной валюты во втором полугодии 2015 г. сформировала негативный социально-экономический фон для политических процессов в 2016 г. В случае дальнейшего ухудшения экономической ситуации социальная протестность незащищенных слоев населения может возрасти.
Томас Пикетти о развитии объективных законов рыночной экономики. Для оценки регулирующих воздействий на макроэкономическую динамику, Томас Пикетти в своей книге «Капитал в XXI веке» (2015), предлагает два закона. Первый его закон связан с макроэкономической динамикой соотношения между национальным капиталом и национальным доходом
В настоящее время в антикоррупционной работе государства достигнуты определенные положительные результаты, созданы условия для снижения уровня коррупции в Казахстане. Наметился переход от борьбы с последствиями коррупции к ликвидации ее причин. Однако в целом процесс противодействия коррупции остается недостаточно эффективным и нуждается в комплексном системном подходе. Анализируя текущую ситуацию, следует отметить, что за прошедшие годы в Казахстане сформирован основной фундамент нормативно-правового обеспечения в сфере противодействия коррупции, приняты профильные законы «О борьбе с коррупцией», «О государственной службе», Указ Президента РК «О Кодексе чести государственных служащих РК», а также реализован ряд отраслевых программ борьбы с коррупцией.
Внедрение стандартов оказания государственных услуг в Казахстане оказало положительный эффект в совершенствовании системы государственного управления в целом. Опыт проведения реформ в сфере оказания государственных услуг в развитых странах показывает, что в результате реализации различных программ можно добиться значительного повышения эффективности и действенности административного управления. В этой связи представляется целесообразным исследовать зарубежный опыт реформ государственного управления, определить проблемные вопросы и наметить дальнейшие направления реформирования системы государственных услуг в Казахстане.
Экономика России переживает сложный период в течение последних лет, который многими политиками и экспертами связывается с действием санкций западных стран и международных организаций. Первые санкции были введены в марте 2014 г., и их список продолжает расширяться вплоть до настоящего времени, хотя основной блок был инициирован в марте-июле 2014 г. Таким образом, экономика России испытывает санкционное давление начиная со второго полугодия 2014 г. и именно этот период может рассматриваться в контексте анализа влияния санкций на ее развитие.
Важной составляющей в процессе создания эффективной рыночной экономики и демократического общества является диалог между правительством, бизнесом и гражданским обществом. Текущие мировые тенденции демонстрируют возрастающий вклад бизнеса в решение проблем устойчивого экономического развития. В Казахстане практика участия бизнеса в развитии общества пока обозначена слабо. Стадию развития корпоративной социальной ответственности (КСО) можно определить как начальную.